Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап 2. Мягкое столкновение




 

На этом втором этапе предпринимается попытка отговорить человека от его предыдущего пути. Его необходимо лишить обманчивого ощущения безопасности и поверхностной удовлетворенности, возникающих из‑ за его способа общения, пусть и длительного, но без истинной близости с другими людьми. Другими словами, мы хотим отобрать у него его поверхностное «счастье чистого функционирования», основанное на лживой идентичности, чтобы в итоге дать ему возможность построить истинное счастье, основанное на собственных импульсах, при котором функционирование и чувство не являются взаимоисключающими. Это звучит очень хорошо, но это долгое и трудное путешествие как для психотерапевта, так и для клиента. Суть в том, чтобы запутать личную «концепцию» человека, вывести его из привычного состояния. Это единственный способ создать что‑ то действительно новое. Но что означает «концепция»?

Практически у каждого человека есть индивидуальная, объединяющая экстернализующее поведение и отношение к жизни концепция преодоления жизненных трудностей. Какие тенденции экстернализации являются главными – насилие, молчание или любовь к действию, или, возможно, рациональность и конкурентное мышление, – зависит от конкретных прошлых и настоящих жизненных обстоятельств человека. Индивидуальная концепция человека адаптирована к его личным условиям жизни.

Концепции мужчин, как правило, работают гладко до тех пор, пока нет никаких серьезных проблем в личных жизненных обстоятельствах, таких как безработица, выход на пенсию, болезнь или расставание. Эти события представляют собой классическую «концептуальную путаницу» и, следовательно, дают шанс для переориентации. Но обычно мужчины пытаются справиться с изменениями при помощи своей привычной концепции. Если это удается, все остается, как раньше. Если не удается, происходит переключение на другие типичные схемы выживания: алкоголь, полная изоляция, самоубийство. Поэтому простого разрушения концепции, характерной для предыдущей жизни, недостаточно, чтобы мотивировать мужчину стремиться к долгосрочным изменениям. Он должен чувствовать, что обычный способ преодоления жизненных трудностей приводит к возникновению фундаментальных проблем. Он должен чувствовать, что чего‑ то не хватает.

 

ЕСЛИ МУЖЧИНА МОЛЧИТ, ОН ОБЫЧНО ЧТО‑ ТО СКРЫВАЕТ, НО НЕ ОТ СВОЕГО СОБЕСЕДНИКА, А В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОТ СЕБЯ. ЕСЛИ ОН НИКОГДА НЕ ГОВОРИТ ОБ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЧУВСТВАХ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЯХ, ЭТО ПРОИСХОДИТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ПОТОМУ, ЧТО ОН НЕ ГОВОРИТ О НИХ С САМИМ СОБОЙ.

 

Этот процесс саморефлексии и развития мотивации к изменениям может быть начат, например, с мягкой конфронтации. Эта терапевтическая форма разрушения концепции не только отвлекает человека от его привычного пути и отнимает у него что‑ то, но и предлагает и рекомендует что‑ то новое, иногда даже учит его. При этом мужчина признает заинтересованность специалиста в поддержании с ним контакта, в диалоге об этом новом. Он видит серьезное желание психолога отправиться с ним на поиски внутреннего мира, новых механизмов, чтобы справиться с жизненными трудностями. Это желание должно быть ясно выражено одновременно с разрушением концепции человека. Терапевтическое разрушение концепции всегда включает как прямое столкновение мужчины с тем, что он говорит, делает, демонстрирует, или с тем, как он обычно формирует свою жизнь, так и мягкое приглашение сесть в терапевтическую лодку и попытаться найти выход из тупика.

Матису Рике 58 лет, и его семейный врач направил его на психотерапию. Он ругает всех: доктора, который не смог вылечить его сильную боль в животе; босса, который не выполняет своих обещаний; своих троих взрослых детей, которые разорвали с ним отношения, и жену, которая сейчас угрожает разводом. Когда я говорю «он ругает», это подразумевается буквально: он рычит на меня и сверкает глазами, как будто я что‑ то ему сделал. При этом я сказал ему буквально несколько слов на этой первой встрече, что неудивительно – Рике пугает меня. Боюсь, что он может напасть, если я скажу то, что ему не понравится. Я знаю, что должен действовать как можно скорее, иначе окажусь в ловушке страха и, следовательно, в его концепции. Поэтому я отодвигаю свое кресло чуть ли не на метр во время его гневной тирады. Рике замолкает и смотрит на меня. Сейчас он не в своей концепции, но это продлится недолго. Поэтому я собираю все свое мужество и спрашиваю в тишине, могу ли рассказать ему что‑ нибудь о себе. Матис молча кивает и отводит взгляд. Я говорю ему, что его манера говорить, его строгость пугают и заставляют меня сжиматься внутри. Но я здесь, чтобы помочь, и хотелось бы подойти к нему поближе.

К моему удивлению, его голос внезапно полностью изменился, стал гораздо спокойнее, когда он говорит:

– Я знаю, я пугаю людей!

Рике смотрит вниз, видно, что он беспомощен и не знает, как должен изменить свое поведение.

– А вы знаете, почему вы здесь, с какой целью?

– Не совсем, – бормочет он.

– Может быть, мы могли бы понять это вместе, как вы считаете, герр Рике?

Он смотрит на меня, колеблется, затем мягко говорит:

– Нужно сделать это! – и еще раз, больше о себе: – Да, мы должны сделать это!

Для более глубокого понимания принципа мягкого столкновения необходимо различать три основных уровня каждого терапевтического разговора:

 

1. Уровень содержания: какие проблемы или симптомы существуют у клиента? Каковы основные темы в терапии?

2. Уровень решения: как клиент справляется с этим? Как он пытается не обращать внимания на свои проблемы?

3. Уровень отношений: насколько устойчивы отношения клиента с психотерапевтом? Доверяет ли клиент специалисту?

Следующий тезис является ключевым:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...