Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Полезность оказания помощи




Предполагаенмые последствия оказания помощи детерминируют степень вероятности, что человек действительно окажет помощь. Если оказание помощи представляется рискованным или опасным делом, человек будет менее склонен оказывать помощь. Поэтому в тех культурах, в которых совершение преступлений является обычным явлением (например, в больших американских городах), люди менее склонны оказывать помощь, чем в культурах, где совершение преступлений – достаточно редкое явление (например, в сельских районах большинства стран современного мира).

Сексуальное поведение

Одна из важнейших форм поведения, которая обеспечивает существование культурной группы – это сексуальное поведение. Модели этого поведения, существующие во всем мире, основательно проанализированы в работе Форда и Бича (Ford and Beach, 1952). В этой книге они дают подробный обзор различных форм сексуального поведения людей в разных регионах мира. Например, предпочитаемые позиции при совершении сексуального акта варьируются от региона к региону весьма существенно. Существует семь широко распространенных основных позиций при совершении полового акта, но ни одна из них не используется более чем в одной четверти культур. В целом, то, что мы в этом отношении для себя считаем нормальным (так называемая миссионерская позиция), используется только незначительной частью человечества. Поцелуи – это вездесущий аспект сексуальных отношений, который сопровождает гетеросексуальные связи во многих культурах. Однако в мире есть семь типов культур, в которых эта форма сексуального поведения никогда не используется. Когда представители африканского племени Тонга впервые увидели целующихся европейцев, они рассмеялись, комментируя это какими замечаниями: «Вы посмотрите на них – они слизывают дуг у друга слюну и нечистоты» (Ford and Beach, 1951, с. 49).

В мире есть не так много культур, где феномен гомосексуальности не упоминается в этнографических отчетах. Фактически в 64-х процентах обществ, проанализированных Фордом и Бичем (Ford and Beach, 1951), эта форма сексуального поведения считается нормальной и социально приемлемой, по крайней мере, для некоторых членов общества. В современном мире есть две культурные популяции (Шиваны в Африке и Кьерки в Новой Гвинее), где гомоексуальность считается обсолютно ненормальным явлением (Klulhohn, 1954).

Мастурбация – это широко распространенное явление, чтобы классифицировать его как нормальное поведение и естественную форму сексуального проявления у млекопитающих, включая человека (Ford and Beach, 1951, с. 166). Тем не менее, эта форма сексуального поведения не одобряется в большинстве человеческих сообществ.

Доминирование

Общества различаются между собой по уровням стратификации. Различия основываются на многих факторах и атрибутах, в дополнение к таким известным параметрам, как экономический достаток, образование и происхождение. Например, кастовая принадлежность или обладание конкретными предметами могут оказаться наиболее важными.

Некоторые общества являются относительно эгалитарными (т.е. уравнительными – В.С.), а другие – жестко иерархичными. Доминирование, естественно, более приемлемо в иерархических, чем в эгалитарных обществах.

Описание жесткой иерархической системы дано в работе Бака (Buck, 1931). В китайской семье в начале двадцатого века рацион питания в голодные периоды был жестко ограничен. Члены семьи голодали в соответствующем порядке: первыми в семье голодали девочки и девушки, после них – мальчики, затем женщины, и только после них мужчины. В наименьшей степени этой процедуре подвергались пожилые мужчины. В расширенной семье они считались наиболее уважаемыми членами группы и обеспечивались питанием даже тогда, когда для других членов семьи ничего не оставалось. Даже в обществах, находящихся на уровне «вступления» в развитые, вопрос обеспечения питанием является главным фактором социальной стратификации. Возьмем пример с народностью Сирионо, проживающей в восточной Боливии (Holmberg, 1969). Они ведут кочевой образ жизни как охотники и собиратели пищи, проживая в таких экологических условиях, в которых обеспеченность питанием достаточна для выживания, хотя излишки запасов питания довольно редкое явление. В целом люди страдают от недостатка питания - возможность успешной охоты оценивается в пропорции три к четырем. Сельское хозяйство остается недоразвитым. И хотя лесные угодья дают возможность собирать дикие фрукты, их ценность с точки зрения долговременного вживания невелика.

В таком обществе статус человека напрямую связан с тем, что он является хорошим охотником. Люди, не имеющие возможности добывать пищу из-за того, что они больны или находятся в пожилом возрасте, не принимаются в расчет.

Поскольку не существует процедур, обеспечивающих сохранение запасов питания на длительный срок, оно должно распределяться сразу после его приобретения, поскольку иначе оно испортится. Таким образом, в жизни группового образования существуют циклы «наличия обилия пищи» и циклы голодания. Статус мужчины напрямую связан с минимизацией периода голодания. В индустриальных обществах также есть определенная иерархия, связанная с проблемой питания. Несмотря на наши усилия избежать проблемы голодания, необходимо признать тот факт, что в современном мире есть много людей, которые ложатся спать голодными даже в самых процветающих обществах.

Конформизм

В классической работе Аша (Asch, 1956) студентам были представлена совокупность неравных линий и стандартная линия для сравнения. Их просили ответить, какая линия соответствует эталону. Помощники экспериментатора в сериях ответов демонстрировали ложные, но согласованные суждения. Поэтому реальные испытуемые вынуждены были давать свои оценки, ориентируясь, с одной стороны, на данные собственного восприятия, с другой – на единодушное мнение помощников экспериментатора, которое противоречило собственному восприятию.

Аш обнаружил, что около одной трети испытуемых в своих суждениях склонялись в пользу мнения группы и давали ложный ответ, т.е. исходили из предположения, что их собственное восприятие ошибочно. Это исследование было повторно реализовано во многих странах (обзор исследований см. Mann, 1980, с. 164-166). В целом, уровни конформности были схожи с данными, полученными на выборках из Соединенных Штатов. Однако, в ряде африканских племен, использующих жесткие практики социализации, уровень конформности оказался очень высоким (например, в племени Бантусов этот показатель оказался на уровне 51 процента). Но в некоторых странах уровень конформности оказался не таким высоким (например, в Германии и Японии меньше 20%) по сравнению с Соединенными Штатами.

Низкие показатели конформности в Японии для Фрейгера (Frager, 1970) оказались весьма удивительными и неожиданными. Однако мы должны помнить, что в коллективистической культуре люди подчиняются требованиям своей группы, а к сотрудничеству с членам аут-групп обычно относятся настороженно. Незнакомцы, делающие «ошибочные» суждения, вряд ли будут считаться членами ин-группы. А «иностранец» (экспериментатор) превращает обычные «вещи» в более «неестественные». Поэтому неудивительно, что около 34-х процентов японцев оказались не-конформными – давали собственные ответы на нейтральные вопросы, когда большинство «помощников» давали «правильные» ответы. В исследовании Матсуда (Matsuda, 1985), также проведенном на японской выборке (наиболее сплоченной группе), был обнаружен большой уровень комфортности, не смотря на то, что ошибочные суждения высказывались респондентам в приватной форме (что позволяло им свести к минимуму давление большинства при принятии собственного выбора).

Необходимо также отметить, что во многих коллективистических культурах решения принимаются по согласию (согласованные решения). Это означает, что индивид имеет возможность влиять на принятие решений. В индивидуалистических культурах, если принятие решения не сильно затрагивает личность человека, то оно принимается без особых обсуждений. Индивид действует, имитируя поведение других людей. Следствием этого может быть больший уровень конформности (Doi, 1986).Короче говоря, мы не должны заранее считать, что коллективизм обязательно означает более высокие уровни комфортности, чем индивидуализм.

Как отмечалось в предыдущих главах, в натуральных обществах (охотники, собиратели пищи) также как и в индустриальных, давление окружения на индивида в сторону конформности не такое сильное. В сельскохозяйственных обществах эта тенденция выражена более сильно. В густонаселенных стратифицированных обществах при социализации детей существенное внимание уделяется тому, чтобы у них развивались навыки конформного поведения. Аналогично, в индустриально развитых обществах в сегментах населения с низким социально-экономическим статусом также существует давление в сторону конформного поведения (с точки зрения функциональности), поскольку подавляющее число детей, выходцев из этих слоев, в будущем станут рабочими, а подчинение боссу и группе является функциональной формой поведения (Kohn, 1969).

С другой стороны охотники, собиратели пищи и представители высших социальных классов индустриально развитых обществ в процессе социализации своих детей стремятся привить им навыки опоры на собственные силы и развитие творческих способностей. Опять же, такая ориентация в воспитании является функциональной, поскольку охотники и собиратели пищи быстрее смогут добывать ее, если будут подходить к этому творчески, также как и профессионал более эффективно будет выполнять свою работу, если будет человеком творческим.

Берри (Berry, 1967, 1979) показал, что в аграрных обществах, особенно в Африке, уровень конформности высокий и низкий в охотничьих и натуральных обществах, например у эскимосов. Влияние условий жизни на уровень конформности можно проследить, начиная с экологии, которая обуславливает функциональность конформности поведения, до способов воспитания детей, когда им прививаются функциональные формы поведения в соответствии с экологическими условиями жизнедеятельности.

_____________________________________________________________

Далее: ксерокс рисунка 8-2 со стр. 228 книги и перевод обозначений:

1 – рисунок 8-2.

Берри (Berry, 1979) просим представителей разных культур ту линию из восьми представленных, которая ближе всего соответствует линии, изображенной вверху рисунка. Значок Х располагался около седьмой линии и респондентов информировали о том, что большинство людей из их культуры давали такой ответ. Правильным ответом является вторая линия сверху. Респонденты, которые отмечали четвертую, пятую, шестую или седьмую линию, показывали соответствующие уровни возрастания конформности (Berry, 1979. Перепечатка с разрешения издателя).

____________________________________________________________

Берри использовал адаптированный вариант методики Аша, показанный на рисунке 8-2. Испытуемых просили выделить ту линию, которая совпадает с линией сравнения. Линия сравнения располагалась вверху рисунка. Значок Х располагался рядом с другой линией, которую экспериментатор как бы непреднамеренно отмечал, что это была именно та линия, «наиболее часто выбираемая, как совпадающая с верхней линией». Степень конформности испытуемых фиксировалась по близости их выбора с линией Х, при правильности выбора - второй линии сверху.

--------------------

Далее: ксерокс рисунка 8-3 со стр. 229 книги и перевод обозначений.

1 – Рисунок 8-3. Берри (1979) выявил корреляции степени независимости суждений (неконформности) респондентов выборки (по выполнению задания, показанного на рисунке 8-2) с ее положением на шкале этнокультурной переменной. Более высокое положение на этой шкале соответствует представителям той культуры, уровень выживания которой будет выше, если они будут больше опираться на свои собственные силы и проявлять независимость, чем подчинение, поскольку их экология способствует ведению охоты и других форм активности, требующей проявления самостоятельности. Коэффициент корреляции 0.70, полученный на основе анализа семнадцати выборок, свидетельствует о том, что те люди, которые воспитывались в экологических условиях, требующих от человека развития навыков самостоятельности и опоры на собственные силы, оказываются менее конформными.

2 – процентный показатель независимости

3 – стандартизованный экокультурный индекс.

__________________________________________________________

На рисунке 8-3 ось Х – это экокультурная шкала. Каждое положение шкалы отражает степень жесткости экологических условий жизнедеятельности, диктующих человеку необходимость самостоятельного исследования и освоения окружающей среды. Ось Y показывает процентное отношение респондентов, давших независимые ответы при выполнении задания по методике, изображенной на рисунке 8-2.

Ясно, что экологические условия, способствующие развитию «исследовательских» навыков, связывались с меньшим уровнем конформности. И эта корреляция оказалась порядка 0.70.

Классифицируя развивающиеся общества по показателям кооперативности, конкурентности и индивидуалистичности, Мид (Mead, 1961) выдвинула предположение, что среди представителей обществ кооперативного типа уровень конформности выше, чем в двух других типах, и они имеют больше коллективистических атрибутов. Тогда как представители других двух типов имеют больше индивидуалистических характеристик (для обзора см. Триандис, 1988а).

Подчинение

Результаты известного исследования Мильгрэма (Milgram, 1974) неоднократно подтверждались во многих странах индивидуалистического типа. Сравнение уровней подчинения может оказаться не вполне законным, поскольку исследования проводились в разные временные периоды, а способы формирования выборок и экспериментальные процедуры не были идентичными. Во всяком случае, в исследованиях, проведенных на американских выборках, подчинение демонстрировали около двух третей испытуемых, на немецких выборках – около 85 процентов, а на австралийских – этот показатель был порядка 40 процентов.

Не исключено, что в странах с высоким уровнем властной дистанции (ВД) эти показатели будут приближаться к 100 процентам. Но таких данных, основанных на методической процедуре Мильгрэма, не имеется. Когда использовались другие методы (например, процедура «выдели фигуру из фона»), уровни подчинения были выше в странах с высоким ВД – показателями, чем в странах с низкими (для обзора см. Mann,1980, с. 170-172).

Охотники и собиратели натуральной пищи имеют тенденцию больше руководствоваться принципом равенства, по сравнению с представителями аграрных обществ. В ряде современных индустриальных обществ мы обнаружили большй разброс по уровню подчинения, но вместе с тем и проявление идеологии равенства (например, в США). Стратификация особенно высока, когда различные сегменты общества малообразованны (например, В Перу) и, наоборот, наблюдается тенденция к ее снижению, когда большинство членов общества являются высокообразованными людьми (например, в Скандинавии, Израиле и Австрии). Проводя исследования в этих странах, Хофстед (Hofstede, 1980) обнаружил, что в них фиксируется наименьший уровень властной дистанции. Среди культур можно найти многочисленные статусные разграничения (например, королевская власть, аристократия, мелкопоместное дворянство, богатые люди, профессионалы, рядовые граждане, рабы) или их отсутствие.

Необходимо подчеркнуть важность разграничения «ин-группа – аут-группа» в связи с проблемой конформности. Когда представителям коллективистической культуры говорят, чтобы они были более конформными, здесь имеется явное указание на их конформность по отношению к своим «ин-группам». Фактически они будут менее склонны проявлять конформность по отношению к «аут-группам», чем члены индивидуалистических культур.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...