Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стереотипы в межгрупповых отношениях




Простой категоризации на ин-группу и аут-группу достаточно, чтобы возник ин-групповой фаворитизм даже тогда, когда эта категоризация явно произвольна или случайна. В ряде экспериментов со школьниками класс разделялся произвольно на тех, у кого были желтые ластики и тех, у кого – красные, или тех, кто «любит или не любит картины Пикассо» (Tajfel, Turner, 1986). Когда детей просили разделить между собой даваемые в эксперименте сладости, они проявляли ин-групповой фаворитизм.

В большинстве межгрупповых ситуаций люди категоризируют друг друга на основе таких характеристик как язык, пол, раса, религия, национальность, социальный класс и тому подобное. После категоризации характеристики, присущие группе, начинают восприниматься как реально существующие, что делает всех членов данной групповой категории похожими друг на друга, и в то же самое время отличными от всех членов других групповых категорий. Короче говоря, люди приобретают стереотипные характеристики.

Стереотипы обладают свойством переоценивать связь между самой категорией и атрибутами, приписываемыми этой категории. Как только стереотип сформирован, он начинает влиять на процесс восприятия информации. Мы начинаем отбирать ту информацию, которая соответствует стереотипу и отвергать информацию, несовместимую с ним или противоречащую ему. В результате мы довольно легко воспринимаем самые незначительные фрагменты информации, являющиеся позитивными для своей группы и негативными в отношении внешней группы. Мы также лучше запоминаем информацию, соответствующую нашим стереотипам, чем любую иную информацию.

Когда мы вступаем в контакт с группой, в отношении которой у нас есть четко сформированный стереотип, последний активизируется автоматически (Devine, 1989). В этой работе показано - чтобы подавить влияние стереотипа на наше восприятие, требуются довольно внушительные усилия. Когда для этого у нас есть достаточные основания - например, когда мы думаем о себе как людях, достаточно просвещенных и лишенных предубеждений – то мы можем игнорировать влияние стереотипов. Однако это будет происходить только тогда, когда для этого у нас есть достаточное время и энергия. Когда нам необходимо реагировать немедленно, то подавить свои предубеждения не удается. Хотя, если для реагирования есть больше свободного времени, подавить стереотипную реакцию удается. В результате мы воспринимаем поведение представителей других групп таким, каким хотим видеть. Этот феномен известен под названием «само подтверждающееся пророчество». Людям нравится считать себя хорошими предсказателями! Поэтому у нас есть своеобразное психическое «инвестирование» в свои стереотипы. Мы их сильно любим и лелеем. Когда возникает реальное отличие ин-группы от аут-группы, то возникает большая вероятность того, что это различие будет преувеличиваться и становиться частью стереотипа. Чем больше контраст между ин-группой и аут-группой по любому параметру, тем больше вероятность, что эта переменная станет частью стереотипа (Campbell,1967).

В дополнение к этому наблюдается тенденция давать разную интерпретацию одному и тому же поведению в зависимости от того, осуществляется ли оно представителем ин-группы или аут-группы. Примером этого служат данные исследования Кэмпбелла (1967), отраженные в таблице 9-4.

_____________________

далее: ксерокс табл. 9-4 со стр. 254 книги и перевод обозначений:

1 – Таблица 9-4. Автостереотипы и стереотипы аут-групп, отражающие разницу восприятия одного и того же поведения

2 – автостереотип

3 – стереотип аут-группы

4 – Мы гордимся, уважаем самих себя и почитаем традиции своих предков.

5 – Мы лояльные люди

6 – Мы честны и доверяем друг другу, однако не являемся такими простаками, когда иностранцы пытаются нас обманывать

7 – Мы храбрые и прогрессивные люди. Мы стремимся отстаивать свои права, защищать то, что считаем своим, нас трудно запугать или третировать

8 – Мы миролюбивые, любим других людей и ненавидим только своих врагов

9 – Мы нравственные и чистоплотные люди

10 – Они эгоистичны и самолюбивы. Себя они любят больше, чем нас.

11 – Они ведут клановый образ жизни, исключают из своего круга других людей.

12 – При возможности они стараются нас обманывать. При взаимодействии с нами у них нет никаких нравственных ограничителей, и они абсолютно нечестные люди.

13 – Они агрессивны и экспансионистичны. Они стремятся получать выгоду за наш счет

14 – Они враждебно настроенные люди и ненавидят нас

15 – Они безнравственны и нечистоплотны

16 – источник: Campbell, 1967. Перепечатка с разрешения Американской Психологической Ассоциации.

______________-

Как только какой-либо элемент (характеристика, черта) становится частью стереотипа, то другие элементы, ассоциируемые с ним в соответствии с «имплицитной теорией личности», также становятся частью стереотипа.

В большинстве теорий личности считается, что отрицательные характеристики личности связаны друг с другом, также как и положительные. Это обусловлено действием принципа когнитивного баланса (Heider, 1958). Действие этого принципа универсально, хотя намного сильнее на Западе, чем на Востоке. Другими словами, выводы о том, что наличие одной отрицательной характеристики ведет к наличию и другой отрицательной личностной черты независимы от доказательств. Именно поэтому стереотипы так часто оказываются не совсем соответствующими объективной действительности.

У людей есть склонность, тенденция видеть больше различий между ин- и аут-группами, чем это есть на самом деле (Granberg, 1984). И наоборот, склонность считать членов своей группы, как согласными с собственными представлениями в большей степени, чем это есть в действительности. Стереотипы затрудняют поиск релевантной информации, что, в свою очередь, делает наше мышление менее аккуратным, а наши суждения и решения более обедненными.

С другой стороны, стереотипы содержат в себе ядро правды. Существует большая взаимосвязь между авто- и гетеро-стереотипами (например, между тем как американцы воспринимают друг друга, и как немцы воспринимают американцев, или как немцы воспринимают друг друга и как американцы – немцев).

Эта взаимосвязь было обнаружена во многих исследованиях (Campbell, 1967; Fischer, Trier, 1962; Triandis, Vassiliou, 1967). Также есть данные, подтверждающие, что те аспекты стереотипов, которые легко наблюдать визуально, являются правильными, соответствующими реальному положению дел. Например, стереотипы, в которых содержатся представления о членах другой группы как толстяках и коротышках, вполне могут соответствовать действительности.

Шуман (Schuman, 1966) исследовал региональные стереотипы в Бангладеш. Студентов колледжа просили выбрать четыре прилагательных, которые бы наилучшим образом описывали людей, проживающих в каждом из двенадцати регионов страны из списка, содержащего пятьдесят характеристик. Затем была сформирована стратифицированная выборка из числа городских производственных рабочих сельского происхождения (по методу случайной выборки), чтобы корректно представить каждый из двенадцати регионов. Представителям всех двенадцати регионов задавали конкретные вопросы, касающиеся их собственного поведения. Валидность обеспечивалась уровнем корреляции стереотипов членов общин с их ответами, которые они давали в отношении собственного поведения.

Результаты показали, что когда личностная черта была очевидной, понятной или легко наблюдаемой, валидность оказывалась высокой. Когда характеристика была не такой ясной, валидность оказывалась на нулевом уровне.

МакАртур и Фридман (McArthur, Friedman, 1980) нашли, что люди более склонны связывать неприятные манеры поведения с аут-группами, а приятные со своей группой и никак иначе.

Существует взаимосвязь между интенсивностью межгруппового конфликта и конечной ошибкой атрибуции. Эта ошибка (Pettigrew, 1979) заключается в том, что члены ин-группы отрицательные аспекты своего собственного поведения (неприятные, скверные, недоброжелательные, опасные и т.д.) объясняют действием внешних факторов («Нас вынудили это сделать»), а социально одобряемые формы – как обусловленные внутренними факторами и достоинствами группы (например, положительными личностными качествами членов ин-группы). Наблюдается и обратная тенденция: отвратительные и недоброжелательные формы поведения представителей внешних групп приписываются действию внутренних факторов, а положительные социально-одобряемые формы – действию внешних факторов. Когда взаимоотношения между группами хорошие, ошибка атрибуции затухает (Hewstone, Ward, 1985).

В содержании стереотипов обнаруживается одна особенность – тенденция отражать текущие окружающие жизненные события. Кэмпбелл (1967) приводит несколько примеров: африканские племена, проживающие в местности с двумя дождливыми сезонами, стереотипно считаются «активными», тогда как племена, проживающие в местности с одним сезоном дождей, стереотипно представляются как «ленивые». Естественно, такая стереотипизация отражает способность первой группы собирать два урожая, и неспособность второй группы делать это. Племена, которым приходиться выполнять большую долю физического труда, стереотипизируются как «сильные» и «глупые», а те, которые много занимаются торговлей – как «хваткие» и «лживые / вероломные».

Как отметил Кэмпбелл (1967), стереотипы являются результатом упрщенных процессов вынесения суждений, поскольку:

1.Они побуждают людей думать, что все члены данной категории имеют ту или иную личностную характеристику (например, все мужчины агрессивны).

2.Люди не осознают, в какой степени формирование их стереотипов зависит от селективности отбора информации и их собственных потребностей.

3.Люди обычно преувеличивают различия между ин- и аут-группами, по сравнению с объективной реальностью.

4.Люди ошибаются в выборе причин при интерпретации поведения. Например, они объясняют поведение, исходя из характеристики этнической принадлежности группы, поскольку последняя наиболее очевидна, и не могут использовать другие характеристики, которые коррелируют с этничностью, т.к. они менее заметны. Поэтому они могут сказать, что «раса» является фактором, «объясняющим» данное поведение, тогда как правильными факторами могут быть принадлежность к социальному классу, низкооплачиваемая не престижная работа, возраст, пол, религия или опыт взаимодействия с представителями других культур.

5.Существует сильная взаимосвязь между конфликтом и отрицательной стереотипизацией. Действительно, наблюдая проявление негативных характеристик в поведении членов аут-групп, они подтверждают их наличие, просто указывая на них. При этом они не осознают проявление этих характеристик у членов аут-группы потому, что их собственная группа конкурирует с аут-группой.

Контакт

Чем выше уровень контактности двух групп, тем точнее их стереотипы восприятия друг друга при прочих равных условиях. Однако в большинстве реальных жизненных ситуаций эти «другие условия» не являются одинаковыми. Более конкретно, межгрупповой контакт ассоциируется с наличием позитивного или негативного опыта взаимоотношений. Позитивный опыт возникает, когда обе группы похожи друг на друга и им нечего делить; негативный, когда они отличны друг от друга и есть нечто, что подлежит разделению.

Контакт ассоциируется со схожестью, поскольку это приводит к диффузии (взаимопроникновеню – В.С.) культурных характеристик, а это, в свою очередь, ведет к увеличению восприятия схожести групп (например Соединенные Штаты и Канада). Однако когда у двух или нескольких культурных общностей есть, что делить (например, сербы и хорваты), то в таких случаях похожесть друг на друга сама по себе не помогает. Они будут выбирать ряд «негативных» параметров различия, таких как религия (православие против католицизма) или разницу алфавита, используемого в языке (например, сербы используют кириллицу, хорваты – латинский алфавит для одного и того же языка) и преувеличивать его до такой степени, что будут воспринимать «врага», как тотально отличного от них самих. Большинство войн происходит между соседними племенами и странами.

Для того чтобы межкультурный контакт, межгрупповые связи и сотрудничество оказались социально позитивными и приводили к положительной стереотипизации, необходимо выполнение ряда условий. В целом, факторы, изображенные на рисунке 9-4, должны «работать» вместе и побуждать людей воспринимать друг друга как одинаковыми людьми.

Ясно, что сотрудничество осуществляется только при выполнении точных и строгих условий. Тем не менее, когда в ряде экспериментов формировались высшие цели (приемлемые для обеих групп – В.С.), групповые стереотипы становились позитивнее (Avigdor, 1953; Sherif,1965).

Наиболее важными элементами содержания стереотипа являются (1) доверие, (2) привлекательность и (3) уважение в противовес недоверию, антипатии и неуважению (Brewer, Campbell, 1976, c. 144). Привлекательность связывается c культурно-лингвистической схожестью и географической близостью; эти характеристики увеличивают шансы для межгрупповых контактов. Одобрение и уважение связывается с успехами другой группы, такими, например, как уровень экономического развития. Доверие отражает историю прошлых межгрупповых взаимоотношений. Это означает, что стереотипы являются достаточно сложным психологическим конструктом, поскольку некоторым группам оказывается доверие, но отказывают в одобрении и уважении, а других уважают, но им не доверяют.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...