Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трудности определения границы




Культурная дистанция между собственной культурой и культурой принимающей делает проблему определения границы более трудной. Кроме этого, возникает еще одна скрытая (обманчивая) трудность. Мы знаем и из работ по проблеме переноса навыков научения, и из собственных наблюдений, что наиболее трудным местом оказывается такое, которое «выглядит таким же похожим», как и свое собственное, но фактически являющееся отличным. Среда, которая воспринимается как своя собственная (например, Англия для американцев), но требующая от индивида иных форм поведения, может оказаться ловушкой.

На рисунке 10-2 показана поверхность Скаггса - Робинсона. Она построена на основе данных экспериментальных психологических исследований по проблеме переноса навыков научения. Положительный перенос изображен на верхней части вертикальной оси, а отрицательный – в нижней части. Положительный перенос имеет место тогда, когда навыки, которым вы научились в одной среде (условиях), помогают успешно функционировать в других условиях. А отрицательный перенос – когда навыки, приобретенные в одной среде, ведут к трудностям функционирования в другой.

______________

далее: ксерокс рис 10-2 со стр. 273 книги и перевод обозначений

1 – Рисунок 10-2. Поверхность Скаггса-Робинсона

2 – Положительный перенос (То, чему обучился в своей культуре, хорошо «работает» в другой культуре)

3 – Отличная ситуация

4 – Та же самая ситуация

5 – Требует такого же реагирования

6 – Отрицательный перенос (То, чему обучился в своей культуре, плохо «работает» в новой культуре)

7 – требует другого реагирования

------------------------

Например, вежливые европейцы, особенно французы, имеют устойчивую привычку пожимать руку каждому человеку при «входе» в социальную ситуацию и при «выходе» из нее. Когда они утром приходят на работу, они обходят всех коллег, здороваясь с каждым за руку. Перед уходом с работы вечером они делают то же самое. При прибытии в Соединенные Штаты, они пытаются делать то же самое и здесь. Но большинство американцев находят обычай здороваться за руку каждое утро и каждый вечер достаточно странным. Еще необычнее (и даже нелепее) это поведение выглядит при проведении неформального пикника, когда я наблюдал, как такие вежливые люди стремятся удостовериться, что они пожали руки всем присутствующим!

На Рисунке 10-2 показано, что индивид имеет максимум положительного переноса навыка, находясь в сходной (подобной) ситуации, требующей проявления того же самого навыка. «Похожая – отличная ситуация» – это третья переменная на данном графике (она располагается перпендикулярно плоскости страницы, т.е. «идет» в глубь). Переменная «требующая сходного – отличного реагирования» - это горизонтальная ось этого графика. Таким образом, максимум позитивного переноса наблюдается тогда, когда схожая ситуация требует схожего реагирования, а максимум негативного переноса – когда похожая ситуация требует другого реагирования. Когда отличная ситуация требует другого реагирования, то нет ни позитивного, ни негативного переноса.

В целом, наиболее легкое условие – это такое, когда окружающая среда выглядит (воспринимается) той же самой, похожей на домашнюю обстановку, и то, что вы привыкли делать у себя дома, подходит и для использования за границей. Наиболее трудное условие – когда окружающая среда выглядит похожей, но требующей от вас совершенно другого поведения. Когда окружающая среда выглядит экстремально отличной, мы понимаем, что нам следует вести себя по другому. Трудность выбора поведения в похожей ситуации, требующей проявления иных форм поведения, состоит в том, что она субъективно вводит в заблуждение и по неосторожности человек может попасть в своеобразную ловушку.

 

Многообразие культурного научения

Существует бесчисленное количество способов изучения другой культуры. Вы можете проводить время, общаясь с представителями другой культуры, читать соответствующие литературные источники, можете опрашивать тех людей, которые какое-то время пребывали в другой культуре. Каждый из перечисленных методов может оказаться эффективным, но каждый из них имеет свои ограничения.

Очень важно тренировать всех челнов главы семьи, отбывающего за границу, также как и его самого. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что одной из самых общих причин для американских руководителей, досрочно отозванных из-за границы – это неспособность супруги приспособиться к новой культурной обстановке. Тренинг супруги и детей перед поездкой, если он возможен, может оказаться особенно полезным.

При реалистичности тренинга многие его участники обращаются к своему руководству и заявляют, что работа за границей для них не подходит. Это наиболее великолепный исход, поскольку отказаться от поездки для человека намного лучше, чем получить большую травму после неудачи.

Одна из главных проблем при изучении культуры – это убедить человека в том, что прохождение культурного тренинга стоящее дело. Большинство людей этноцентричны, поэтому они считают, что именно другие должны изучать их культуру, а не обучаться самим. Многие люди также считают, что они знают достаточно. Поэтому при прохождении тренинга люди мало извлекают пользы из того, что необходимо знать и уметь.

Так, только около одной трети американских транснациональных компаний предлагают своим сотрудникам пройти хотя бы какой-нибудь тренинг (Tung, 1981). В отличие от них, около двух третей европейских и японских транснациональных компаний такой тренинг предлагают и проводят (Tung, 1988). Некоторые американские менеджеры более высокомерны и самонадеянны, чем менеджеры других развитых стран, поскольку они считают, что им нечему учиться у своих конкурентов, тогда как европейцы и японцы полагают, что научиться у других можно многому (Kupter, 1988). Сопротивление тренингу можно видеть и в проявлении пренебрежения к возможной эффективности тренинга. Однако эмпирические данные свидетельствуют, что та или иная форма тренинга может оказываться полезной (Black, Mendenhall, 1990). Некоторые формы тренинга были проверены на эффективность с использованием процедуры случайной группировки потенциальных слушателей на экспериментальную (проходящую процедуру тренинга) и контрольную (не проходящую тренинга) группы. Разница между группами оказалась статистически значимой, свидетельствующей об улучшении знаний и навыков порядка 20 процентов. И, наконец, не смотря на то, что все люди этноцентричны, некоторые этноцентричны больше других. И корпорации, в культуре которых этноцентрические тенденции явно выражены и которые не верят в эффективность тренинга, не будут инвестировать деньги в эту сферу активности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...