Проблемы исполнения судебным приставом решений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации
В соответствии со статьей 109.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции Федерального Закона от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ. Далее - ФЗ «Об исполнительном производстве»)) постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина и лица без гражданства исполняется судебным приставом–исполнителем [1]. Если в постановлении судьи по делу об административном правонарушении назначено основное (административный штраф) и дополнительное (принудительное выдворение) административное наказание, то в структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации (далее – ФССП РФ) в соответствии с частью 5 статьи 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) направляются на исполнение заверенные в установленном порядке копии постановлений, в которых судьей указывается, в какой части постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению ФССП РФ. После того как решение судьи о принудительном выдворении вступает в законную силу, оно подлежит принудительному исполнению по истечении сроков, установленных статьей 31.1 КоАП РФ. Возбуждение исполнительного производства до истечения срока на обжалование постановления судьи о принудительном выдворении не допускается. В связи с этим особое внимание уделяется наличию на постановлении судьи отметки о дате вступления его в законную силу. Судебным приставом-исполнителем возбуждается исполнительное производство, либо дается отказ в возбуждении такового в отношении выдворяемого лица, о чем выносится соответствующее постановление [2]. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства направляется иностранному гражданину, подлежащему выдворению, в Министерство иностранных дел Российской Федерации (далее МИД РФ), в суд, принявший решение об административном выдворении, а также в структурное подразделение территориального органа ФМС РФ, принявшее решение о передаче материалов дела об административном правонарушении в суд, не позднее дня следующего за днем возбуждения исполнительного производства. Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства направляется в суд, принявший решение об административном выдворении, а также в структурное подразделение территориального органа ФМС РФ, принявшее решение о передаче материалов дела об административном правонарушении в суд. Вместе с постановлением о возбуждении исполнительного производства судебный пристав выносит ещё одно постановление о препровождении иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Выезд иностранного гражданина или лица без гражданства может быть как контролируемым самостоятельным, так и в виде принудительного контролируемого выдворения, в том числе с содержанием в специализированных центрах. Если выезд контролируемый самостоятельный, то к судебным приставам в таком случае не обращаются и выдворяемое лицо само осуществляет выезд за пределы Российской Федерации. Если же требуется принудительное выдворение, то после вынесения вышеуказанного постановления, начальник отдела – старший судебный пристав формирует группу судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее – ОУПДС) для осуществления процедуры приема и препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого судом вынесено постановление о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, из суда в специальное учреждение для содержания таких лиц [3]. Численность группы сопровождения определяется из расчета два судебных пристава по ОУПДС на одно лицо, подлежащее административному выдворению, три судебных пристава на двух лиц и так далее. С каждым последующим лицом, подлежащим административному выдворению, состав препровождающей их группы судебных приставов увеличивается на один. Препровождение выражается в принудительном сопровождении с целью обеспечения исполнения вынесенного по делу постановления судьи о назначении административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. До октября 2012 г. на территории Республики Башкортостан иностранных граждан и лиц без гражданства, выдворяемых за пределы территории Российской Федерации, помещали в Центр содержания иностранных граждан при Министерстве внутренних дел по г. Уфе. В данный момент указанные лица содержатся в специализированных приёмниках для административно арестованных лиц.
Если ранее сопровождающими в здание суда лиц, в отношении которых возбуждены дела об административном правонарушении, не был предусмотрен личный досмотр, то при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические или психотропные вещества и иные представляющие угрозу предметы, старший группы судебных приставов в помещении суда организует проведение личного досмотра доставленных лиц, а также находящихся при них вещей с участием понятых [4]. О проведении такого досмотра составляется протокол личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице. Копия протокола вручается иностранному гражданину по его просьбе. Прибывший старший группы судебных приставов по ОУПДС составляет опросный лист, в который вносит со слов иностранного гражданина сведения о наличии или отсутствии у него телесных повреждений, состоянии здоровья, его нуждаемости в неотложной медицинской помощи и имуществе, находящемся при нём. Если иностранный гражданин нуждается в медицинской помощи, старший группы судебных приставов по ОУПДС принимает меры по экстренному вызову бригады скорой помощи. Если он госпитализируется, старший пристав составляет рапорт в двух экземплярах о невозможности исполнения постановления судьи. Один экземпляр рапорта утверждается старшим судебным приставом и направляется судье, вынесшему постановление не позднее суток после госпитализации иностранного гражданина. Второй экземпляр рапорта передается старшему судебному приставу по прибытии группы судебных приставов по ОУПДС в структурное подразделение.
Препровождение лиц, подлежащих административному выдворению, осуществляется судебными приставами по ОУПДС на служебном автомобильном транспорте. Для получения такого транспорта составляется заявка на выделение служебного автомобильного транспорта. Приставы обязаны осуществлять постоянное наблюдение за выдворяемыми иностранными гражданами и лицами без гражданства. При выявлении попыток к самовольному уходу или приготовлению к такому, а также в случае любого уклонения от исполнения постановления суда об административном выдворении допускается принятие мер по пресечению указанных действий (бездействий) вплоть до применения физической силы, а в случае оказания сопротивления – специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном ФЗ «О судебных приставах». После прибытия в специальное учреждение лицо, подлежащее административному выдворению, передается оперативному дежурному специального учреждения, о чем дежурный делает отметку в журнале передачи иностранных граждан и лиц без гражданства в специальное учреждение для содержания иностранных граждан. В журнале указываются такие данные как: Ф.И.О. лица, подлежащего административному выдворению; дата и место рождения лица; его гражданство; дата постановления, Ф.И.О. судьи, вынесшего постановление, наименование суда; дата, время передачи лица; Ф.И.О. должностного лица центра; дата, время; Ф.И.О. старшего группы судебных приставов по ОУПДС, его подпись.
Если совершение исполнительных действий по принудительному выдворению невозможно (например, в отношении иностранного гражданина расследуется уголовное дело или им подано ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации), судебный пристав – исполнитель обращается в соответствии со статьей 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» и статьей 31.8 КоАП РФ в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения постановления судьи о принудительном выдворении. В случае отсутствия информации о местонахождении иностранного гражданина и лица без гражданства, подлежащего принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, судебный пристав – исполнитель в соответствии с частью 3 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» объявляет его в розыск. Следующим шагом является проверка документов у лица, в отношении которого возбуждено исполнительное производство. Если все необходимые документы в наличии и в надлежащем состоянии, то приставом приобретается билет и с вынесенными постановлениями и выдворяемым лицом отправляется в аэропорт для дальнейшей передачи лица сотрудникам пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее ФСБ РФ). Если же документы в ненадлежащем состоянии (просрочен паспорт) или же они вообще отсутствуют, то судебный пристав отправляет запрос в территориальный орган Федеральной миграционной службы о наличии паспорта и иных документов у выдворяемого лица, необходимых для исполнения требований об административном выдворении [5]. Территориальным органом ФМС РФ принимаются меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания. Срок изготовления такого свидетельства, как правило, составляет 1 месяц. При отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, территориальный орган ФМС РФ, по согласованию с МИД РФ, принимает меры по определению государства, в которое будет организовываться выезд выдворяемого лица без гражданства. Когда у судебного пристава оказываются все необходимые документы, аналогично описанной выше ситуации, выдворяемому лицу покупается билет и он доставляется в аэропорт.
Старший группы судебных приставов по ОУПДС инструктирует выдворяемое лицо о поведении в пути следования и иных местах пребывания. В первую очередь разъясняется необходимость осуществления действий по соблюдению установленного порядка в ходе перемещения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы границ РФ, а также недопущения противоправных действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих, порче имущества, нарушения норм пребывания в виде употребления алкогольных напитков и наркотических веществ, а также действий, оскорбляющих честь и достоинство должностных лиц и др. Старшим групп судебных приставов по ОУПДС следует обеспечивать безопасность группы и выдворяемого лица, в том числе при движении на транспорте, постоянно находиться в составе группы, не отклоняться от установленного маршрута передвижения, вступать в личные переговоры с выдворяемыми лицами и осуществлять частные разговоры по техническим средствам связи. Судебным приставам по ОУПДС не следует вступать в личные разговоры с выдворяемыми лицами принимать от них или передавать им какие-либо предметы и т.д. При наличии информации о возможной угрозе жизни и здоровью выдворяемого лица или попытке его насильственного освобождения старший судебный пристав письменно обращается к руководителю территориального органа ФССП РФ с ходатайством о выделении необходимого количества вооруженных судебных приставов группы быстрого реагирования специализированного отдела оперативного дежурства, а также информирования и организации взаимодействия с органами внутренних дел при препровождении в пути следования [6]. О возникновении внештатных ситуаций и иных ситуаций, препятствующие препровождению судебными приставами по ОУПДС иностранного гражданина до специального учреждения и до пункта пропуска, старший группы докладывает старшему судебному приставу и дежурному по управлению территориального органа ФССП РФ. Дежурный по территориальному органу ФССП РФ докладывает о сложившейся ситуации руководителю территориального органа ФССП РФ для последующего информирования начальника Управления организации обеспечения установленного порядка деятельности судов в соответствии с установлены порядком. В дальнейшем старший группы судебных приставов по ОУПДС действует в соответствии с полученными указаниями. Препровождение до пункта пропуска через государственную границу, а при необходимости перевозки на значительные расстояния – до аэропорта, осуществляется также на служебном автомобильном транспорте. В случае, если пункт пропуска расположен в другом субъекте Российской Федерации и отсутствует возможность препровождения лица, подлежащего административному выдворению, на служебном автомобильном транспорте территориального органа ФССП РФ, исполняющего постановление, руководитель территориального органа ФССП РФ – главный судебный пристав субъекта Российской Федерации заблаговременно направляет заявку посредством факсимильной связи в территориальный орган ФССП РФ по месту нахождения пункта пропуска на выделение служебного автомобильного транспорта для встречи и передвижения к пункту пропуска [7]. По прибытии к месту, в котором располагается пункт пропуска, старший группы судебных приставов по ОУПДС производит необходимое оформление билета выдворяемого иностранного гражданина и совместно с сотрудниками Пограничной службы ФСБ РФ осуществляет процедуру выдворения. Между ними составляется акт пересечения границы Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства является заключающей стадией по осуществлению возбужденного исполнительного производства в отношении выдворяемого лица. В случае задержки рейса на длительный срок, отказа должностных лиц Пограничной службы ФСБ РФ в приеме выдворяемого лица, возникновения других внештатных ситуаций, выдворяемое лицо до разрешения сложившейся ситуации препровождается в специальное учреждение по месту нахождения пункта пропуска. По окончании процедуры административного выдворения старший группы судебных приставов по ОУПДС, ответственный за осуществление административного выдворения, докладывает начальнику отдела рапортом о проведенном административном выдворении с приложением акта о передаче иностранного гражданина, лица без гражданства, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, копий билетов и посадочных талонов выдворенных лиц и других документов [8]. Двухсторонний акт о передаче иностранного гражданина пограничным органам передается старшим судебным приставом судебному приставу – исполнителю, вынесшему постановление о препровождении, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем возвращения судебного пристава по ОУПДС в подразделение судебных приставов. Судебный пристав–исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» после поступления к нему из пограничных органов акта о пересечении иностранным гражданином пункта пропуска (часть 8 статьи 109.1 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Таким образом, нами была осуществлена попытка более или менее детально рассмотреть механизм исполнения судебными приставами решений судов об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы границ Российской Федерации. Учитывая то, что в настоящее время продолжается процесс совершенствования деятельности государственных органов, участвующих в административном выдворении указанных лиц, автор полагал бы возможным внести предложение о рассмотрении в деятельности органов ФССП РФ механизма персонального закрепления за выдворяемым лицом (выдворяемыми лицами) судебного пристава (группы судебных приставов) с момента начала исполнительного производства до вынесения постановления об окончании исполнительного производства. Такой механизм предполагает экстерриториальный (в рамках границ Российской Федерации) принцип сопровождения, при котором сопровождающий (сопровождающие), вне зависимости от территориальных границ субъектов РФ доставляет (доставляют) выдворяемое лицо (выдворяемые лица) до пункта передачи его (их) через государственную границу Российской Федерации. Представляется, что применение данного механизма административного выдворения позволит избежать усложненной системы передачи как выдворяемых лиц, так и служебной документации и информации от одной службы к другой, а также сэкономить временные затраты и денежные средства бюджета Российской Федерации за счет транспортных и иных издержек, связанных с принудительным контролируемым перемещением иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации.
Примечания: 1. Федеральный закон от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 06 апреля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007 г. № 41, ст. 4849. 2. Головко В.Н., Бражников В.Г. Исполнение административного наказания. // Законность. 2008. №2 3. Настольная книга судебного пристава-исполнителя: учебно-практическое пособие.// И.А. Аксенов, В.В. Астанин, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. В.А. Гуреева. М.: Статут, 2011. С 888. 4. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства. //Юрист. 2004. № 2. С 45 5. Шестакова Е. Административное выдворение // Административное право. 2011. № 1. С 85 – 90. 6. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. // Юрист. 2003. №11 С 23 7. Полякова Н.В. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации как мера административно-правового принуждения: особенности доктрины и действующего законодательства. // Вестник ВГУ. 2008. № 2 8. Степенко В.Е., Степенко А.В., Чернова О.А. Меры административного принуждения, применяемые к нарушителям специального правового режима пребывания в Российской Федерации. // Миграционное право. 2007. №4.
© Янгалина А.А., 2015
СОДЕРЖАНИЕ Абдуллина С.И. ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СУДА 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|