Галерея 4-го этажа; отдел тканей
Визуальным осмотром галереи четвертого этажа, которую занимал отдел тканей, каких-либо заметных различий в степени термического поражения конструкций выявить было трудно. Выраженные локальные повреждения имелись, однако, на уровне 5-го этажа. Под центральным световым фонарем железобетонная балка перекрытия имела отслоение защитного слоя на локальном участке, обращенном к южной части галереи 4-го этажа (см. рис. 4.8). Там же наблюдалась более значительная деформация стальной двутавровой балки перекрытия. Создавалось впечатление, что указанные конструкции подверглись локальному нагреву столбом пламени, выхлестывающим за балюстраду вверх с южной стороны галереи. Учитывая эти обстоятельства, имело смысл провести сравнительные исследования термических повреждений конструкций галереи 4-го этажа на предмет выявления зон термических поражений и обнаружения возможных признаков еще одного очага пожара. На исследование отбирали пробы штукатурки с колонн галереи, в точках, указанных на рис. 4.8. Спектры снимали на ИК-спектрофотометре "Speсord - 75IR". Некоторые из полученных спектров приведены на рис. 4.11. В качестве спектрального критерия в данном случае рассчитывалось соотношение оптических плотностей полос 1400 и 1100 см-1 (D1400/1100). Это соотношение характеризует остаточное содержание в штукатурке карбонатов и, в отличие от критерия D900/1000, чем выше степень термического поражения, тем величина этого критерия ниже. Полученные результаты представлены на рис. 4.12.
По приведенным данным просматриваются, по крайней мере, три зоны различных термических поражений колонн. Наиболее велики термические поражения, действительно, в южной части галереи, меньше они в западной и совсем незначительны - в северной и восточной, обращенной к лестнице. Таким образом, подтверждается наличие зоны наибольших термических поражений в южной части галереи 4-го этажа. Отметим, однако, что такое распределение зон термических поражений практически полностью соответствует распределению пожарной нагрузки по секции тканей. В северной части галереи продавались шерстяные ткани; они лежали в рулонах и в ходе пожара лишь поверхностно обгорели. В западной части находилась секция портьерных тканей, а в южной части - секция легких тканей - хлопчатобумажных, шелковых и синтетических. Непосредственно у балюстрады южной части галереи в выявленной зоне наибольших термических поражений были установлены 4 "горки" (вертикальных прилавка) с тканями из ацетатного шелка и других подобных материалов, несомненно, способных обеспечить при горении интенсивное тепловое воздействие на окружающие конструкции. В восточной части галереи - у лестницы - пожарная нагрузка вообще была минимальной (лишь один выносной прилавок). Соответственно, и степень термических поражений колонн здесь самая низкая. Конечно нельзя исключить, что в южной части галереи мог иметь место самостоятельный очаг пожара, возникший в результате поджога. Однако делать вывод о существовании такого очага на основании полученных данных неправомерно, учитывая отмеченное выше полное совпадение зон термических поражений и распределения пожарной нагрузки. Для решения вопроса о наличии самостоятельного очага нужны, таким образом, дополнительные данные, в частности, показания свидетелей о времени возникновения горения в отдельных частях здания.
Итак, в ходе исследования места пожара, объективно, инструментальными методами, был выявлен один очаг. По своему местоположению он совпал с местом, на которое указывал виновник пожара. Однако, после того, как на основании инструментальных исследований был сделан данный вывод, достаточно длительное время, пока следствие собирало показания свидетелей, вопрос о втором возможном очаге пожара - в секции тканей - оставался открытым. Наконец, удалось собрать и обобщить эти показания (а их было много - за пожаром, несмотря на ночь, наблюдали сотни глаз из соседних домов, милиция, пожарные). Выяснилось, что, действительно, достаточно длительное время свидетели наблюдали сначала огненные блики, а затем пламя из разрушенных окон у колонн N 2 - 4 с южной стороны корпуса вдоль Обводного канала. При этом никаких признаков горения в главном корпусе не было. И лишь позже, незадолго до прибытия пожарных, огонь (судя по окнам) последовательно переместился в основное здание. Предположение об одновременном возникновении горения в двух торговых залах было снято.
4.3. Пожар на теплоходе "Приамурье" в порту г. Осака (Япония)
Пожар на теплоходе "Приамурье" Дальневосточного морского пароходства произошел во время его круизного рейса по портам Японии, при стоянке в порту Осака, 18 мая 1988 года. Теплоход был старый, 1960 года постройки, подлежащий списанию в 1988 году. Это было трехпалубное судно длиной 122 и шириной 16 метров. На борту находилось 295 советских туристов и 129 членов экипажа. Пожар возник между часом и двумя часами ночи по местному времени. Пассажир Д., обнаруживший пожар, около часа ночи спустился с верхней палубы, где в это время заканчивались танцы, к себе в каюту. Каюта 3-го класса N 346 располагалась в средней корпусной части теплохода, над машинным отделением (рис. 4.13). В этой части судна находилось всего 10 кают - 5 по правому и 5 по левому борту. Единственный штатный выход (1) из блока кают вел вверх, в центральную шахту трапов, проходящую вертикально через всю надстройку судна, вплоть до верхней палубы. Были, правда, и запасные выходы в конце коридоров (2) - две стальные лестницы, ведущие вверх, в столовую команды и ресторан, а также люк в машинное отделение (3).
Каюта N 346 - шестиместная, имела размеры 2,6´4,7 м (рис. 4.14). Справа от входа находились две двухъярусные кровати, а еще одна двухъярусная кровать располагалась в нише, на расстоянии 1,9 метра от входа, слева от него. Д., возвратившись в комнату, лег спать на свою кровать (нижнюю в нише слева). Кроме него в каюте находился на тот момент лишь один пассажир, Р. - он спал на ближайшей от входа верхней кровати. По показаниям Д., проснулся он от духоты и жара. Каюта была полна дыма. Пассажир выскочил из каюты и побежал сообщать о пожаре на вахту. Там, впрочем, об этом к данному моменту уже стало известно - около 1 часа 30 минут сработал извещатель пожарной сигнализации в луче, защищающем каюты N 340-348. Дежурный на вахте, по основной должности 4-ый помощник капитана, побежал вниз посмотреть, что случилось, и убедиться, что не произошло ложное срабатывание сигнализации. Однако на пол-пути, в центральной шахте трапов, встретил Д. и вернулся в дежурное помещение, чтобы сообщить о пожаре пассажирам и команде. И только дежурный успел это сделать по громкоговорящей связи, как из центральной шахты трапов на главную палубу выбросило столб дыма и пламени.
Шахта трапов, расположенная в центральной части теплохода, работая как хорошая печная труба, обеспечивала идеальную тягу и способствовала быстрому распространению продуктов горения снизу вверх - из аварийного блока кают на второй палубе в помещения главной, верхней, шлюпочной палуб и на капитанский мостик, в находящиеся там коридоры, каюты, помещения. А вслед за дымом по отделочному пластику, перилам, стенам шахты с многолетним слоем краски быстро шло вверх пламя.
В самой критической ситуации оказались при этом пассажиры аварийного блока кают N 337-348. Основная лестница, по которой можно было эвакуироваться, быстро оказалась отрезанной огнем. И даже те несколько минут - от момента сообщения по радио до момента, когда горение дошло до шахты трапов - многими пассажирами не были использованы. По их показаниям, пожарная тревога, переданная по радио, была воспринята ими как... учебная! Уже в условиях сильного задымления 5 человек из кают правого борта (N 341, 339, 337) доползли до люка в машинное отделение и перебрались туда. Через иллюминаторы выбрались наружу 14 человек с правого борта и 5 - с левого. Всего из 48 пассажиров, находившихся на момент пожара в данном блоке кают 3-го класса, эвакуировалось 37 человек. Погибло 11 человек, из них 9 - здесь же в блоке, в том числе, трое - у запасного выхода, видимо, пытаясь спастись (рис. 4.13). Еще один человек погиб на главной палубе, у дверей ресторана, а один - на верхней палубе, у музыкального салона. Экспертам, начавшим работать на месте пожара (исследования проводили специалисты Экспертно-криминалистического Центра МВД В.Н.Кабанов, А.В.Маковкин и автор этих строк), было ясно. что очаг пожара следует искать в каютах левого борта - N 340-348. Об этом свидетельствовало и срабатывание луча пожарной сигнализации, защищающей данные каюты, и свидетельские показания, и объективные данные осмотра места пожара - именно указанные каюты левого борта (переборки, двери, мебель, вещи и т.п.) выгорели в наибольшей степени. Эпицентр горения по состоянию конструкций хорошо просматривался в зоне расположения кают N 344 и N 346 - здесь более всего выгорели переборки и мебель. По мере же удаления от этих кают вправо и влево по коридору, высота невыгоревших остатков переборок, кроватей увеличивалась. Своеобразный очаговый "макроконус" явно указывал, что очаг следовало искать в зоне расположения кают N 344, 346. Интересно отметить, что подобный же конус просматривался по обгоревшей краске на наружной поверхности левого борта судна. Переборка между каютами N 344 и N 346 оказалась уничтожена огнем почти на всю высоту. Сохранилась она в обгоревшем виде на высоту 25-42 см лишь на участке расположения двухъярусных кроватей (рис. 4.15).
Осмотр остатков переборки, кроватей, обгоревших вещей под ними показал, что, судя по характеру и направленности термических поражений, горение в каюту N 344 распространилось со стороны N 346, а не наоборот. Аналогичным образом через прогары в переборках горение перешло из каюты N 346 в расположенную слева каюту N 348. Итак, очаг пожара следовало искать в каюте N 346, что подтвердил и динамический осмотр, в ходе которого тщательным образом были расчищены полы в каютах N 344 и N 346. В каюте N 344 полы (карбонизованные остатки и необгоревшие участки синтетического коврового покрытия, а также линолеум под ним) сохранились, а вот в каюте N 346 ковер и частично линолеум выгорели в двух зонах (рис. 4.15); первая - у самой двери на расстояние около 1 метра в сторону борта, вторая - на 2 метра от борта в сторону двери. Происхождение первой зоны выгорания покрытия пола можно было объяснить притоком кислорода воздуха и, естественно, более интенсивным горением в прилегающей к двери части каюты. Объяснить происхождение второй зоны аналогичным образом было сложнее - это самая удаленная от двери зона, а иллюминатор при пожаре был, как известно, наглухо задраен. Учитывая же, что и окружающие данную зону конструкции (перегородки справа и слева, кровати) имели явно более значительные термические поражения, нежели ближние к двери части каюты, часть каюты у борта можно было с достаточной уверенностью рассматривать как очаговую зону. Выгорание линолеума на полу в этой зоне имело размеры примерно 36´15 см и располагалось у борта судна (рис. 4.14), рядом с металлическим кожухом, закрывающим трубы отопления. Трубы проходили вдоль борта судна, у пола, а закрывающий их кожух представлял собой Г-образный металлический короб 12´12 см с лакокрасочным покрытием, судя по уцелевшим участкам красного цвета. Кожух состоял из двух частей, соединенных внахлест: левой, длиной 51 см; и правой - 95 см. Краска на кожухе обгорела в зоне шириной 87 см (29 см влево от стыка и 58 см вправо). Кожух ограничивал очаговую зону со стороны борта и непосредственно примыкал к ней. Поэтому, для уточнения места расположения очага, с кожуха, по месту его изгиба (ребру), через каждые 5 см по длине, в точках, показанных ниже на рис. 4.17, отобрали пробы обугленной краски. Отобрали и нулевую пробу - на конце кожуха, где краска относительно хорошо сохранилась. Сняли инфракрасный спектр нулевой пробы; наличие соответствующих характеристических полос (рис. 4.16) показало, что кожух выкрашен алкидной (пентафталевой или глифталевой) эмалью. Затем сняли спектры обугленных проб (некоторые из них приведены на рис. 4.16) и обработали их по методике, изложенной в гл. 4, ч. I, с расчетом спектрального критерия S, характеризующего степень термического поражения лакокрасочного покрытия. Величины критерия S нанесены на график (рис. 4.17) в соответствии с точками отбора проб обугленных остатков ЛКП. Видно, что минимальные - нулевые значения критерия S имеют пробы 1, 2, 9, отобранные в узкой (всего 15 см!) зоне, примерно соответствующей стыку двух половин кожуха. Незначительная ширина зоны свидетельствовала о локальности воздействия источника тепла (учтем это при обсуждении вопроса о причине пожара).
И именно в этой зоне, у стыка половинок кожуха, на полу, в ходе динамического осмотра были обнаружены осколки тонкого бесцветного стекла (рис. 4.18). Осколки неправильной формы имели размеры 65´50, 25´21 мм и менее, и были найдены на участке выгорания линолеума (рис. 4.18), в небольшом углублении, в слое так называемой "мастики" - звукоизоляционного состава, находящегося под линолеумом и покрывающего стальную палубу. Четыре тонкие красные полоски на трех осколках, толщина стекла и его состав позволяли однозначно идентифицировать осколки, как остатки тонкого стакана. Он принадлежал к одной из трех разновидностей стаканов, используемых в каютах и ресторанах теплохода.
Теперь, видимо, ясно, почему эксперты, не удовлетворившись обнаружением "широкой" зоны очага в пределах зоны выгорания линолеума, стали искать более "узкую" очаговую зону, исследуя, в частности, пробы ЛКП. Искали не зря. Точное совпадение найденной 15-ти сантиметровой зоны с местом нахождения вдавленных в мастику осколков позволило сделать определенные предположения о причине расследуемого пожара. У борта каюты в пределах зоны 2´2 метра при осмотре места пожара было найдено два кипятильника. Более точного места обнаружения кипятильников эксперты не знали, т.к. они были найдены и изъяты еще японскими специалистами при осмотре места пожара в порту Осака. У одного кипятильника, довольно хорошо сохранившегося и не имевшего признаков аварийного режима работы, провод находился в смотанном состоянии, что исключало причастность его к возникновению пожара. От второго остался лишь ТЭН (рис. 4.18). Соединительная колодка и электрошнур у него отсутствовали. Уже при визуальном исследовании обнаруживались следы явно неравномерного нагрева трубки ТЭНа по длине. Часть трубки, изогнутая в виде спирали, имела признаки более интенсивного нагрева в виде частичного уничтожения защитного слоя покрытия трубки. На вводных участках трубки, где нагревательная спираль отсутствовала, металл был более светлым, сохранился и слой защитного покрытия. Похоже было, что кипятильник работал в аварийном режиме, без воды. Но как доказать это? Поступили следующим образом. От ТЭНа отделили фрагмент длиной около 15 см, сделали шлиф по его боковой поверхности и на приборе ПМТ-3 в точках, показанных на рис. 4.19, определили микротвердость трубки ТЭНа (нагрузка при определении - 20 г). Полученные результаты в относительных единицах микротвердости приведены на рис. 4.19.
Видно, что на участке витка, где располагается нагревательная спираль, микротвердость трубки ТЭНа почти в два раза ниже, чем на концевых участках трубки, где спирали нет. Причем разные по твердости зоны четко отделены друг от друга по границе, совпадающей с границей "спиральной" и "бесспиральной" зон трубки ТЭНа. Такая картина могла возникнуть только в результате локального нагрева трубки ТЭНа за счет работы собственного нагревательного элемента (электроспирали) в условиях ухудшенного теплообмена, т.е. без воды. Ясно, что внешний нагрев (тепловое воздействие пожара) привел бы к относительно равномерному отжигу трубки ТЭНа по всей ее длине. Позднее на такой метод установления факта работы кипятильника в аварийном режиме было получено авторское свидетельство СССР (N 1662017, 1991 г.). Итак, установленный нами очаг пожара располагался в передней части каюты N 346, у ее борта, точнее - у стыка двух половинок кожуха, проходящего вдоль борта. В очаговой зоне были найдены осколки стекла, идентифицированные как остатки стакана, в ней же (или по крайней мере, в непосредственной близости от нее) - остатки кипятильника с признаками его работы в аварийном режиме. Других потенциальных источников зажигания, достаточной мощности, в данной зоне обнаружено не было. Возникновение пожара от маломощного источника (тлеющего табачного изделия) в данном случае представлялось крайне маловероятным из-за нехарактерной для такого рода источников динамики развития горения, а главное, из-за невозможности воспламенения коврового покрытия пола каюты тлеющей сигаретой. Последнее было однозначно установлено в ходе натурных экспериментов на образцах покрытия, изъятых из несгоревших кают и аналогичных тому, что было в каюте N 346 до пожара. Таким образом, из имеющегося набора фактов явно вырисовывался следующих ход событий, приведших к возникновению пожара: оставленный без присмотра стакан с водой и включенный в электросеть кипятильник ® выкипание воды ® разрушение стакана ® падение продолжающего работать кипятильника на ковровое покрытие пола ® воспламенение коврового покрытия. Посмотрим, как соотносится эта версия с известными обстоятельствами пожара, обстановкой на месте пожара; проверим, наконец, нашу версию экспериментально. Итак, судя по месту нахождения очага пожара и расположению осколков стакана, последний в момент кипячения воды находился на ковровом покрытии у металлического короба или, что еще более вероятно, на самом коробе. Мог ли в этом случае кипятильник быть включенным в электросеть? Да, мог - расстояние от предполагаемого места расположения стакана до электророзетки - 83 см, а длина электрошнура электрокипятильника, аналогичного найденному, -110-150 см.
Измерение электросопротивления спирали ТЭНа кипятильника, найденного в зоне очага пожара, показало, что спираль исправна, имеет сопротивление 165 Ом, что соответствует мощности 290 Вт (стандартное номинальное значение мощности кипятильника такого типа составляет 300 Вт). Для дальнейших экспериментов были взяты кипятильники аналогичного типа и мощности. Один из кипятильников помещали в тонкостенный стакан, аналогичный найденному в очаге, заливали его водой, включали кипятильник. Вода закипала через 3 минуты 35-40 секунд, а полное ее выкипание происходило через 25-26 минут после начала эксперимента. Еще через 2 минуты, т.е. через 27-28 минут с момента включения кипятильника, происходило взрывообразное разрушение стакана и падение кипятильника. Вспомним, что по показаниям Д., он вернулся в каюту около 12 часов ночи, лег спать, а проснулся и обнаружил горение в каюте примерно через 30 минут, около 12-30; в это же время сработала пожарная сигнализация. Совпадение по времени реального пожара и эксперимента очень точное. Если, как мы предположили выше, стакан с кипятильником стоял на кожухе, то при разрушении стакана кипятильник неминуемо должен был упасть вниз, на ковровое покрытие. Работающий без воды кипятильник - мощный источник зажигания. Температура на его поверхности, при работе без охлаждения, через 2 минуты достигает 600 0С, а через 2,5 мин - 800 0С (рис. 4.20), при этом кипятильник раскаляется докрасна. Судя по температуре на поверхности и его мощности, кипятильник способен, казалось бы, поджечь подавляющее большинство органических материалов (если исходить из приводимых в справочниках температур воспламенения материалов). Но все же в применении к конкретному ковровому покрытию целесообразно было это проверить. Были изготовлены фрагменты многослойного покрытия (мастика - линолеум - ковровое покрытие), аналогичного тому, что было в каюте N 346. Кипятильник помещали сверху на ковер, включали в сеть, но...ковер не загорался! Кипятильник довольно быстро проплавлял в нем дыру, которая постепенно увеличивалась в размерах, но пламенного горения не возникало, либо отдельные всполохи тут же гасли. Такой поворот дела ставил под сомнение всю, казалось уже доказанную, версию о причине пожара. Либо версия была не верна, либо что-то не было учтено при моделировании процесса возникновения горения. Постарались воспроизвести обстановку более тщательно, в полном соответствии с установленным местом очага. Для этого на ковер установили кожух, той его крайней частью, где сохранилась краска. Кипятильник положили на ковер рядом с кожухом, на расстоянии от последнего около 2 см. Включили кипятильник - начался разогрев, почернение и проплавление ковра, а одновременно - потемнение, пиролиз краски на вертикальной поверхности кожуха. Через 2-2,5 минуты последовала вспышка и достаточно активное пламенное горение возникло как на ковре, так и на участке кожуха. Опыт повторили три раза - пламя возникало стабильно, горение было устойчиво. Эффект объяснялся просто - воспламенение и горение краски кожуха создало тот минимально необходимый дополнительный лучистый тепловой поток на ковер, который обеспечил дополнительную интенсификацию пиролиза и выделение достаточного для устойчивого горения ковра количества горючих летучих веществ. Затем горящие ковер и кожух как бы "поддерживали" горение друг друга тепловым излучением. Да и тепловые потери при горении ковра снижались наличием стенки, что также способствовало устойчивому горению. Таким образом, упади кипятильник на несколько сантиметров дальше от кожуха, и пожара могло бы и не быть. Приведенный пример с последним экспериментом еще раз подтверждает известную экспертам истину - насколько трудно ставить модельные (натурные, следственные) эксперименты в ходе пожарно-технической экспертизы. Мельчайшие нюансы, которые трудно бывает установить после пожара, а установив - учесть при эксперименте, могут оказать решающее влияние на результаты. Поэтому далеко не всегда отрицательные результаты эксперимента следует рассматривать как основание для категорического отвода версии, а положительные использовать как единственное доказательство. И тем не менее, в рассматриваемом нами примере эксперимент все же поставил достаточно убедительную "точку" в вопросе о причине пожара. В заключение отметим, что на суде, выездной сессии Верховного суда РСФСР, проходившей во Владивостоке, обвиняемый Д. рассказал, что вернувшись в каюту около 12 часов ночи он действительно поставил стакан с водой на кожух под иллюминатором с намерением вскипятить чай, включил кипятильник и... уснул. Проснувшись и обнаружив горящий рядом с кроватью пол, пытался потушить пламя одеялом, но, к сожалению, не смог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|