Управление знаниями: обработка знаний и искусственный интеллект
к выпуску новых препаратов и завоеванию дополнительных рынков. Для повышения эффективности работы профессиональная сервисная группа нуждается в современной документации и экспертных знаниях. Порой вовсе не так легко собрать информацию, требуемую для получения ответов на вопросы, задаваемые практикующими врачами, коммивояжерами и пациентами. Например, специалисты Roche накапливают информацию о токсичности и взаимодействии препаратов, группа обеспечения безопасности пациентов — сведения о клинических испытаниях, а юридическое подразделение проверяет факт регистрации лекарственного средства в Федеральной администрации лекарственных препаратов (Federal Drug Administration). При этом отсутствовал какой-либо простой способ найти требуемую информацию. Подобно другим фармацевтическим фирмам, Roche хранила горы документов, но не имела единой информационной системы, управляющей всеми подразделениями. Поскольку деятельность фармацевтической промышленности жестко регулируется, существует множество правил, ограничивающих совместное использование информации. Благодаря провайдеру услуг приложений (application service provider, ASP) компания Roche Laboratories перешла на работу с системой управления знаниями от компании Skila Inc. Эта система основана на Web и называется Global Healthcare Intelligence Platform (GHIP). Благодаря ей обеспечивается интеграция документов, находящихся в многочисленных архивах. Пользователям становится доступной важная информация из глобальных информационных источников, специальных публикаций, медицинских web-сайтов, официальных источников и частных внутренних информационных систем фирмы. Программные средства индексируют, систематизируют, связывают и обновляют информацию при ее помещении в систему. Пользователи могут проводить поиск в многочисленных источниках, а также просматривать уровни детализации для определения отношений между элементами данных. Система собирает и сохраняет эту информацию в базе данных, благодаря чему обеспечивается совместное использование сведений. Система позволила повысить эффективность работы медицинского подразделения компании, а также обнаружить возможные проблемы и открывающиеся возможности. Например, благодаря новой системе своевременно поступили сведения о гонконгской подделке препарата «Xenical» фирмы Roche Laboratories, который блокирует абсорбцию жира из пищи, в результате чего было предотвращено нарушение патентного права. В настоящее время специалисты компании Roche Laboratories ведут работы по интеграции собственной информации, а также сведений, поступающих из других медицинских подразделений компании.
Проблемы управления Система GHIP компании Roche Laboratories является одним из практических примеров применения организационных знаний, а также облегчения доступа к ним. В условиях информационной экономики сбор и распределение информации и знаний, расширение коллективного сотрудничества становятся жизненно важными в деле модернизации и выживания организации. Для управления организационным знанием могут использоваться специальные системы, но они вызывают следующие управленческие проблемы: 1. Проектирование информационных систем, реально расширяющих объем знаний, означает совместное использование и высокую производительность при обработке знаний. Может оказаться так, что информационные системы, действительно повышающие производительность обработки знаний, трудны в построении, поскольку не всегда понятен способ, посредством которого информационная технология расширяет круг высокоуровневых задач, которые решаются менеджерами и профессионалами (учеными или инженерами). Некоторые аспекты организационного знания непросто собрать или систематизировать, особенно знания, которые не выражены вер-бально. Кроме того, даже если организация собирает требуемую информацию, последняя устаревает по причине изменения среды (Stenmark, 2000; Malhotra, 1998). Совместно использующие знания программы могут выходить из-под контроля, поскольку менеджеры и служащие тратят слишком много времени на налаживание сотрудничества с другими группами. Фирмы должны сосредоточить свои возможности совместного использования знаний для получения определенных бизнес-результатов (Hansen, Von Oc-tinger, 2001).
2. Создание устойчивых экспертных систем. Экспертные системы модифицируются при каждом изменении организационной среды. Каждый раз, когда обновляются используемые экспертами правила, их необходимо перепрограммировать. Не так-то просто придать экспертным системам гибкость, присущую экспертам-людям. Несколько тысяч фирм предприняли попытки создания экспериментальных проектов экспертных систем, но лишь немногие из них разработали экспертные системы, которые можно реально использовать в повседневной деятельности. В данной главе рассмотрены приложения информационных систем, специально разработанных для оказания помощи организациям в деле создания, накопления, а также распределения знаний и информации. Сначала исследуются информационные системы, применяемые для обработки знаний и информации, затем изучаются способы, с помощью которых организации могут использовать методы искусственного интеллекта для накопления, хранения и экспертной оценки знаний. 12.1. Управление знаниями в организации В гл. 1 описано появление информационной экономики и киберкорпораций, главным источником богатства и процветания которых является производство, а также распределение информации и знаний. При выполнении бизнес-процессов фирмы все больше полагаются на компьютерные технологии. Например, 55% американской рабочей силы составляют люди, работающие в сфере информационных технологий, а 60% валового национального продукта США приходятся на такие секторы, как финансы и издательское дело.
В информационной экономике знания, базирующиеся на основных компетенциях (две-три операции, которые наилучшим образом выполняются организацией), относятся к ключевым активам. Производство уникальных товаров или услуг или снижение их себестоимости по сравнению с конкурентами основано на превосходном знании технологии процесса и блестяще реализованном проекте. Знание о том, как сделать что-либо эффективно до такой степени, чтобы исключить повторение другими организациями, — основной источник прибыли и фактор производства, который нельзя приобрести на внешнем рынке. Некоторые теоретики полагают, что эти активы знаний важны для обеспечения конкурентоспособности и выживания в той же степени, если не больше, чем материальные и финансовые активы. Поскольку знания становятся центральным производственным и стратегическим активом, успех организации все более зависит от способности фирмы производить, собирать, сохранять и распространять знания. Благодаря знаниям фирмы становятся более эффективными, особенно в использовании дефицитных ресурсов, и наоборот, без знаний фирмы утрачивают эффективность, в том числе в использовании ресурсов, и в конечном счете терпят неудачу. Каким образом фирмы получают знания? Подобно людям, организации создают и собирают знания с помощью разнообразных организационных механиз- мов обучения. С помощью метода проб и ошибок, тщательной оценки запланированных действий и обратной связи производителя с потребителями (и в целом со средой организации) разрабатываются новые стандартные операционные процедуры и бизнес-процессы, отражающие опыт их применения. Этот процесс называется «организационным обучением». Вполне очевидно, что организации, способные быстро обнаружить и отреагировать на изменения внешней среды, выживут дольше организаций со слабыми механизмами обучения. Управление знаниями повышает способность организации обучаться на основе информации о своей среде, а также включать знания в выполняемые бизнес-процессы. Управление знаниями обозначает набор процессов, разрабатываемых в организации для создания, сбора, хранения и распространения знаний фирмы. Информационная технология играет важную роль в управлении знаниями в качестве средства, облегчающего выполнение бизнес-процессов, направленных на создание, сохранение, поддержку и распространение знаний. Разработка процедур и стандартных программ (бизнес-процессов), применяемых для оптимизации создания, прохождения, обучения, защиты и совместного использования знаний фирмы, стала основной обязанностью управляющего звена.
Компании не могут воспользоваться преимуществами своих информационных ресурсов, если не имеют эффективных процедур для сбора и распределения знаний или не в состоянии оценить значение знаний, которыми уже обладают. Некоторые корпорации создали системы точного управления знаниями для защиты и распределения идентифицированных информационных ресурсов, а также для обнаружения новых источников знаний. Эти системы часто управляются директорами по управлению знаниями (chief knowledge officer, CKO). Директор по управлению знаниями является, по сути, главным менеджером, который несет ответственность за систему управления знаниями фирмы. С его помощью проектируются программы и системы, применяемые для поиска новых источников знаний или улучшения методов применения имеющихся знаний в организационном процессе, а также в процессе управления организацией (Earl, Scott, 1999). Системы и инфраструктура управления знаниями Все основные типы информационных систем, описанные в этой книге, облегчают передачу информации и управление знаниями фирмы. В предыдущих главах рассматривались системы, помогающие фирмам эффективнее понимать и реагировать на окружающую среду (корпоративные системы, внешние и внутренние:ети, базы данных, проходка данных и коммуникационные приложения). Кон-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|