Причины успехов и неудач внедрений
Результаты внедрения во многом определяются следующими факторами: • роль пользователей в процессе внедрения; • степень поддержки руководством работ по осуществлению внедрения; • уровень сложности и рискованности всего проекта; • качество управления внедрением. Основные поведенческие и организационные аспекты отображены на рис. 11.5. Участие пользователей и их влияние на процесс внедрения Вовлечение пользователей в процессы проектирования и внедрения информационных систем связано с несколькими положительными моментами. Во-первых, если пользователи участвуют в процессе разработки системы, они обладают большими возможностями в настройке системы в соответствии со своими целями и задачами и могут контролировать результаты работ. Во-вторых, они более позитивно реагируют на внедрение новой системы, поскольку активно участвуют в соответствующих организационных изменениях. Зачастую бывает сложно привлечь пользователей к участию в новом проекте из-за того, что у них просто нет на это времени. Но даже в том случае, если роль пользователей ограничена, прак- тический опыт работы с системой позволяет им предоставлять полезные рекомендации для ее модернизации и улучшения (De, Ferrat, 1998). Объединение знаний пользователей и технических экспертов приводит к появлению лучших решений. Однако пользователи часто обладают предвзятым и узким взглядом на проблему и могут не увидеть некоторые возможности улучшения бизнес-процессов или новые способы применения информационных технологий. Поэтому при создании новой системы требуются профессиональные разработчики, которые выступают в роли главных «архитекторов на стройке»
(Markus, Keil, 1994). Взаимоотношения между техническим консультантом и клиентами традиционно являются источником проблем при внедрении новых информационных систем. Пользователи и специалисты по информационным системам обладают различными квалификацией, интересами и приоритетами. Это часто приводит к их взаимному непониманию. Подобные различия приводят к различным позициям, занимаемым по отношению к организации, разным подходам к решению проблем и определению понятий. Специалисты по информационным системам, к примеру, делают акцент на техническом подходе к решению стоящих перед ними проблем. Они стараются выбирать красивые и сложные технические решения, оптимизируя эффективность работы оборудования и программного обеспечения, зачастую в ущерб эффективности работы организации в целом. Пользователи User-designer/Communications gap (взаимное непонимание между пользователями и проектировщиками /коммуникативная неудача) Различия в квалификации, интересах и приоритетах, препятствующие совместной работе конечных пользователей и специалистов по информационным системам.
предпочитают системы, ориентированные на решение бизнес-проблем или выполнение организационных задач. Зачастую приоритеты обеих групп настолько различны, что они «говорят на разных языках». Эти различия описаны в табл. 11.3, где отражены позиции конечных пользователей и технических специалистов, занимаемые по отношению к новой информационной системе. Непонимание между конечными пользователями и проектировщиками является основной причиной того, что не все пользовательские требования учитываются при создании систем. Процесс разработки системы подвергается очень большому риску, если пользователи и технические специалисты преследуют только собственные интересы (обратите внимание на врезку в начале главы). В такой ситуации пользователи могут «выпадать» из процесса разработки. Поскольку они не могут найти общий язык с проектировщиками, пользователи приходят к решению, что лучше оставить весь проект «на их совести». В данной ситуации сложно ожидать, что система будет полностью соответствовать задачам и целям организации. Поддержка руководства
Если информационный проект опирается на поддержку руководства и менеджеров компании, то он будет более позитивно восприниматься как пользователями, так и техническим персоналом. Обе группы сотрудников будут уверены в том, что их участие в проекте привлекает пристальное внимание начальников и обладает высокой значимостью для всей организации. Они получат награду в какой-либо форме за то, что затратили свое личное время и силы (Doll, 19851; Ein-Dor, and Segev, 1978). Однако поддержка руководства иногда вызывает обратный эффект. Руководители могут уделять проекту слишком много внимания (в ущерб другой работе) и вкладывать в него слишком много средств, что приведет к нерентабельности новой системы (Newman, and Sabherwal, 1996). Уровень сложности и риск Информационные системы сильно отличаются друг от друга размером, охватом, уровнем сложности, а также организационными и техническими компонентами. Некоторые проекты связаны с большим риском, чем остальные. Исследователи определили три основных фактора, влияющих на рискованность проекта (McFarlan, 1981). В их число входят размер проекта, его структура и уровень технической подготовки сотрудников предприятия.
Размер проекта. Чем крупнее проект, оцениваемый с точки зрения финансовых затрат, количества занятых сотрудников, времени, необходимого на его выполнение, и количества организационных объектов, подверженных его влиянию, тем выше риск. Следовательно, проект, на который необходимо потратить $8 млн и два года работы 120 сотрудников из 5 отделов, будет более рискованным, чем проект, который могут выполнить два человека за два месяца, потратив на него $30 тыс. Другим фактором риска является опыт организации в реализации проектов такого масштаба. Если компания привыкла внедрять крупные и дорогостоящие системы, то степень риска при выполнении восьмимиллионного проекта будет не столь уж высокой. Риск будет даже ниже, чем в случае фирмы, которая решится на внедрение системы стоимостью в $200 тыс., когда до этого она ограничивалась суммами затрат в $50 тыс. Тем не менее крупномасштабные проекты на 50-75% опаснее, чем проекты «малого и среднего калибра», поскольку они очень сложны и не всегда поддаются контролю. Поведенческие характеристики системы (характер владельца системы и его влияние на бизнес-процессы) усложняют крупномасштабный проект не меньше, чем такие технические характеристики, как количество строк программного кода, время выполнения проекта и его бюджет (The Concours Group, 2000; Laudon, 1989; U.S. General Services Administration, 1988). Структурированность проекта. Некоторые проекты являются более структурированными, чем другие. Требования, предъявляемые к ним, четко определены и однозначны, поэтому результаты их работы легкопредсказуемы. Пользователи точно знают, чего они хотят от системы и что она должна делать; при этом их предпочтения не изменяются. Такие проекты подвергаются гораздо меньшему риску, чем те, требования к которым заранее четко не определены и постоянно меняются, а пользователи не могут прийти к соглашению о том, что им самим нужно. Техническая практика. Рискованность проекта возрастает, если команда разработчиков и технический персонал предприятия не обладают должной технической квалификацией. Если разработчики не имеют опыта работы с предоставленным оборудованием, программным обеспечением или системой управления базами данных, то, вероятно, возникнут технические трудности в реализации проекта и на его выполнение понадобится больше времени.
В отдельных проектах факторы риска присутствуют в различных комбинациях. В табл. 11.4 представлены 8 возможных комбинаций этих факторов, а также степень риска, соответствующая каждому из них. Чем выше степень риска, тем меньше вероятность успешного завершения проекта. Управление процессом внедрения Разработка новой системы должна находится под управлением и тщательным контролем руководства предприятия. Зачастую забываются даже основы успешного ведения проекта. Обучению персонала также не всегда уделяется должное
внимание, и это приводит к тому, что их потребности и предпочтения не соответствуют готовой системе. Такое часто бывает в том случае, если бюджет проекта сильно ограничен и средства на обучение выделить невозможно (Bikson et al., 1985). Неясности и конфликты имеют место в любом проекте, однако они особенно ярко проявляются в том случае, когда процесс плохо организован и практически неуправляем. Как показано на рис. 11.6, результаты неправильного управления проектом могут быть следующими: • перерасход средств; • неожиданное затягивание сроков разработки; • технические недостатки, ведущие к снижению производительности; • невозможность получения ожидаемых выгод и преимуществ. Насколько плохо обстоят дела с управлением проектами? Как правило, в частном секторе бюджетные и временные затраты недооцениваются наполовину. Огромное число проектов завершается созданием систем с неполной функциональностью (дополнительные возможности планируется реализовать в следующих версиях). Около 30-40% всех проектов выходит из-под контроля и значительно выходит за пределы запланированных бюджетов и графиков, созданные системы иногда имеют мало общего с тем, что указывается в заранее подготовленных спецификациях (Keil, Mann, and Rai, 2000). Почему же эти проекты так плохо управляются и что можно предпринять в подобных ситуациях? Здесь мы рассмотрим несколько возможностей.
Незнание и оптимизм. Технологии оценки временных затрат, необходимых для анализа и разработки системы, пока несовершенны. Большинство приложений создаются «на пустом месте» (т. е. у организации нет опыта создания и внедрения подобных систем). Чем больше масштаб системы, тем сильнее проявляются ничем не оправданные неосведомленность и оптимизм сотрудников. В результате оценка затрат и будущих выгод нередко оказывается излишне оптимистичной. При этом предполагается, что все процессы будут протекать наилучшим образом, чего в реальной жизни никогда не происходит. Этот загадочный «человеко-месяц». Традиционной единицей измерения, используемой системными проектировщиками для оценки временных затрат, является человеко-месяц. Однако привлечение дополнительных сотрудников не всегда приводит к ускорению реализации проекта (Brooks, 1974). В отличие от простых процессов (например, уборки хлопка) анализ систем включает множество процессов, которые выполняются последовательно и не могут протекать изолированно друг от друга, но требуют интенсивной коммуникации и обучения. Привлечение дополнительных трудовых резервов может замедлить процессы коммуникации, обучения и повысить расходы на координирование работы всех участников проекта. Для сравнения, представим себе, что произойдет, если пятерых зрителей добавить в команду профессиональных баскетболистов. Естественно, команда, состоящая только из профессионалов, будет играть гораздо лучше, чем такой смешанный коллектив. Плохие новости распространяются медленно. Зачастую сотрудники, участвующие в проекте, не сообщают высшему руководству о возникающих задержках, ошибках и сбоях системы до тех пор, пока не становится слишком поздно (Keil and Robey, 2001). Классическим примером такой ситуации является проект под названием CONFIRM. В ходе его выполнения была разработана крупномасштабная информационная система, призванная объединить отдельные системы заказа авиабилетов, бронирования номеров и аренды автомобилей. Проект финансировался компаниями Hilton Hotels, Budget Rent-a-Car и Marriott Corporation и разрабатывался под руководством AMR Information Services, Inc., дочерней компании American Airlines Corporation. Это был амбициозный, а также технически сложный проект, над его осуществлением работали около 500 сотрудников. Члены команды разработчиков CONFIRM не доложили руководству вовремя о том, что проект начинает испытывать трудности из-за сложности координирования различных операций. Заказчики продолжали инвестировать средства в уже провалившийся проект, потому что они не знали о существующих проблемах, связанных с базами данных, поддержкой принятия решений и совместимостью различных технологий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|