Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 30. Проблема сознания в философии.




Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, создан­ных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и пси­хику, т.к. не все психические про­цессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-про­изводственной деятель­ности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индиви­дуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вмести­лище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум чело­века, его мышле­ние - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом созна­нии. Декарт: сознание - вне­пространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Ге­гель: - одно из воплощений всемир­ного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.

Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в зако­номерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание ве­щей, а также пережива­ние, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его но­выми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необхо­димый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фо­кусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна­

ВОПРОС 33. СУБЪЕКТ И ОБЪ­ЕКТ ПОЗНАНИЯ.

Гносеология - учение о познании - философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, уста­новлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гно­стиками и агностиками.

Субъект познания - человеческий род. Познание индивида - освоение знаний рода. Человек становится само­стоятельным субъектом познания только в этом случае.

1) Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей.

2) Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность.

Процесс познания всегда есть взаимодействие субъекта и объекта. Взаимодействуя, субъект и объект изме­няют друг друга. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь познания имеет две основные ступени:

1) чувственное сознание (живое созерцание);

2) рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональ­ному. Цель познания: поиск истины.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...