Вопрос 30. Проблема сознания в философии.
Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её.
Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только позна ВОПРОС 33. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. Гносеология - учение о познании - философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, установлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гностиками и агностиками. Субъект познания - человеческий род. Познание индивида - освоение знаний рода. Человек становится самостоятельным субъектом познания только в этом случае. 1) Согласно идеализму, субъект познания постигает духовную сущность вещей. 2) Предмет познания в понимании материалистов есть объективная реальность. Процесс познания всегда есть взаимодействие субъекта и объекта. Взаимодействуя, субъект и объект изменяют друг друга. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь познания имеет две основные ступени: 1) чувственное сознание (живое созерцание); 2) рациональное познание. Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины.
Читайте также: I. Сфера интеллектуального осознания (когнитивный аспект). Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|