Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Категории диалектики.




Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

В современной диалектике к базовым категориям относят:

  • Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  • Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
  • Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  • Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  • Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  • Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.
  • И др.

 

Законы диалектики.

Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

Например, категория причинности-универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познани в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире,- законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики.

 

1. ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ. Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, совсей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смыслажизни важна для каждого человека. Прав Ницше, утверждая, что “тот, ктоимеет зачем жить, может вынести любое как...”. Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выборсмысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. Кобъективным факторам следует отнести социально-экономические условия,сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему,господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим,состояние войны и мира и т.д. Значительную роль в выборе смысла жизнииграют и субъективные качества личности - воля, характер, рассудительность,практичность и т.д. В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса.Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано сдобродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятымгосударством, знанием нравственных понятий; Платон - в заботах о душе;Аристотель - в стремлении стать добродетельным человеком и ответственнымгражданином; Эпикур - в достижении личного счастья, покоя и блаженства;Диоген Синопский - во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики - впокорности судьбе. Такое же многообразие точек зрения наблюдается и на других этапахразвития европейской философии. Кант видел смысл жизни в следованиипринципам нравственного долга, Фейербах - в стремлении к счастью на основевсеобщей любви людей друг к другу, Маркс - в борьбе за коммунизм, Ницше - в“воле к власти”, английские философы XIX века Бентам, Милль - в достижениивыгоды, пользы, успеха. В отличии от медицины философия рассматривает смерть с точки зренияосознания смысла смерти как завершающего этапа человеческой жизни. передлицом смерти человек способен понять и оценить прожитую жизнь, наметитьпрограмму новой жизни на основе принятия иных ценностных установок иготовности их осуществить. Древние египтяне рассматривали земное существование как подготовку кзагробной жизни. Древние японцы считали, что человек после смертипродолжает жить в своих потомках. Трагическое отношение к смерти характернодля таких религий как буддизм, зароастризм (Иран), иудаизм, доасизм(Китай). Религиозно-философские движения в Древней Греции (VII - VI в. дон.э.) также драматически относились к смерти. В классический периоддревнегреческой философии были предприняты попытки преодоления страхасмерти. Платон создал учение о человеке, состоящем из двух частей, -бессмертной души и смертного тела. Смерть, согласно этому учению, естьпроцесс отделения души от тела, ее освобождение из “темницы”, где онапребывает в земной жизни. Тело, по мнению Платона, в результате смертипревращается в прах и тлен. Это учение в преобразованном виде впоследствиибыло воспринято христианством. Иное понимание смерти характерно для философии Эпикура и стоицизма.Стоики, стремясь облегчить страх перед смертью, говорили о ее всеобщности иестественности, ибо все вещи имеют конец. Эпикур же считал, что смерти ненадо бояться, ибо пока мы живы, ее еще нет, а когда она приходит - нас уженет. В христианстве смерть представляется как кара Адаму и Еве засовершенные ими грехи. Поэтому смерть характеризуется как недоступноеразуму таинство, как нечто бессмысленное, противоречащее духовной сущностичеловека. Именно поэтому главным мотивом христианства является вера вспасение и преодоление смерти. Проблема смерти по-своему решалась в философии известного голландскогофилософа - Спинозы (XVII в.). Он считал, что свободный человек ни о чем такмало не думает, как о смерти. Мудрость человека, по мнению Спинозы,“состоит в размышлении не о смерти, а о жизни”. При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев - Хайдеггера,Ясперса и др. Они рассматривают “жизнь как бытие к смерти”. По их мнению,проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях,“пограничных” между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек можетотдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни.Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людейзадуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человекспособен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей иненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. Вэтот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность исвободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для негозначение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущееи наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокуюответственность на “просветленного” человека за все происходящее. Такимобразом, в экзистанциональной философии анализ проблемы смерти приобретаетважное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла,обретения внутренней свободы и сопряженной с ней ответственности за своидействия и все происходящее в обществе. Это создает условия и возможности,чтобы человек из индивида, которым он был до возникновения “пограничнойситуации”, стал подлинной личностью Если религиозные и идеалистические учения сравнительно легкосправляются с проблемой бессмертия человека, то философы-материалисты,утверждая, что душа человека смертна и умирает вместе с телом, встают передзначительными трудностями при решении этого вопроса. Известный французский философ М.Монтень отмечал, что “бессмертиеобещают нам только Бог и религия; ни природа, ни наш разум не говорят намоб этом”. Выдающийся английский ученый и философ Б.Рассел писал: “Бог ибессмертие - эти центральные догмы христианской религии не находятподдержки в науке. Люди будут и впредь верить в бессмертие, потому что этоприятно”. Стремясь показать, что душа, как и тело, смертны, Рассел пишет:“Все свидетельствует о том, что наша умственная жизнь связана с мозговойструктурой и организованной телесной энергией. Разумно было бы предположитьпоэтому, что когда прекращается жизнь тела, вместе с ней прекращается иумственная жизнь”. Для доказательства несостоятельности религиозногопостулата о бессмертии души Рассел приводит следующие аргументы: “Любойчеловек, наблюдающий рождение, выкармливание и детство ребенка, не можетвсерьез утверждать, что душа есть нечто отделимое прекрасное и совершенноена всем протяжении процесса. Очевидно, что душа развивается подобно телу иберет что-то от сперматозоида, и от яйцеклетки. Так что она не может бытьнеделимой”. Подобную же позицию занимали философы-материалисты - Демокрит, Эпикур,Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Фейербах, Маркс, Чернышевский. Эту же точкузрения разделяют философы-материалисты XX века и многие ученые,придерживающиеся атеистического мировоззрения. Отрицая возможность личного бессмертия, оставляя надежды на “загробнуюжизнь”, философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения,отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного.Кроме того, перед ними открываются возможности совершения любыхпреступлений, ибо, как справедливо заметил Ф.М.Достоевский, “если Бога нет,то все дозволено”. Суд и воздаяние, ожидающие каждого верующего послесмерти, этим людям не грозят. Поэтому принятие атеистического мировоззрения должно быть органическисвязано с формированием высокой нравственной, правовой, политической ифилософской культуры, способствующей подготовке ответственного ивысоконравственного гражданина. Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет своесобственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечестваорганически связан с формированием мира культуры, складывающегося изматериальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения,распределения, а также самого человека как ее творца и творимого,бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитиекультуры.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...