Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 3. Религия как вид мировоззрения.




Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусст
венного “мира”, в отличие от мира реального, жиз­ненного, предметного, - черта всех форм его духовного освоения людьми. Специфика религии - в особом харак­тере его “второго” мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существо­вание той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризую­щее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в рели­гии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое - обязательные “полюса”, условия жизни религиозного сознания.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных веро­ваний. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют боль­шое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения “высшим силам”, а тем самым воплощённым в них наиболее почитаемым ценностям.

Поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию бога - высшего существа, достойного по­клонения. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить сво­бодно, самостоятельно во все времена способны были лишь наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из церковно-религиозных источников.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим трево­гам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.

современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

Итак, мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее ви­дение, понимание мира. Мировоззрение — сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны — по характеру образова­ния, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям — его носители. Отсюда широта диапазона “жизненной философии” — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ори­ентации в среде ученых, художников, политиков и др.

Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирую­щиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоз­зрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Понятие мировоззрения охватывает более широ­кий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концен­трических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость)

ЛИЧНОСТЬ - 1.Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.Динамическая и целостная система интеллек­туальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и дея­тельности.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос фило­софии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает созна­ние, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, при­нимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА - 1.То, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин “МЕТАФИЗИКА” нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.Метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсо­лютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...