Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7. Основные философские направления. Материализм и идеализм.




ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утвер­ждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой ра­зум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистиче­ский рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноме­нализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не со­творена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности позна­ваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского про­цесса. Термин “материализм” употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о мате­рии, а с начала 18в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гас­сенди, Дж.

при разработке основных разделов своей философии: в концепции “познание - припоминание”, уче­нии о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла значительную История математики мистифицируется, теоретические разделы резко противопоставляются вычислительному аппарату, до предела сужается область приложения. В таком искаженном виде некоторые реальные стороны математического познания и послужили одним из оснований для построения системы объ­ективного идеализма Платона. Ведь сама по себе математика к идеализму вообще не ведет, и в целях построе­ния идеалистических систем ее приходится существенно деформировать. Вопрос о влиянии, оказанном Платоном на развитие математики, довольно труден. Длительное время господствовало убеждение, что вклад Платона в математику был значителен. Однако более глубокий анализ привел к изменению этой оценки. Платону принадле­жит разработка некоторых важных методологических проблем математического познания: аксиоматическое по­строение математики, исследование отношений между математическими методами и диалектикой, анализ ос­новных форм математического знания.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждеб­ного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно - научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем “линии Платона” в античной философии. Сократ - великий античный муд­рец - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых уче­ний. В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и проро­ков, права и долга, свободы и ответственности, общества. Сократ - принципиальный враг изучения природы. Ра­боту человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, ”столь великого и всемогущего, что оно все сразу и ви­дит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение”. Основной задачей философии Сократ при­знавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы считал делом ненужным и безбожным. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, соз­нания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному “Я”, к субъективному духу, для которого дальней­ший путь вел к объективному духу - к

зародилась эллинская филосо­фия. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (около 625-547 гг. до н.э.), а его продол­жателями были Анаксимандр и Анаксимен. Милетские философы были стихийными материалистами. Материали­стическая философия возникла в среде прогрессивных групп молодого класса рабовладельцев в борьбе с рели­гиозно-мифологической идеологией, унаследованной от прошлого. Представители рабовладельческой аристокра­тии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древ­ней Греции был Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.). Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и, таким образом, установить количест­венные особенности и закономерности природы. В конце VI-начале V в. до н.э. как стихийно-диалектиче­ский материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (около 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Закономерную необходимость Герак­лит выразил греческим словом “логос”, в философском смысле обозначающем “закон”. Известно приписываемое Гераклиту изречение: “Панта рей” - все течет, все изменяется, которым кратко сформулирована сущность его философии. Диалектическое единство противоположностей формулируется как постоянно возникающая гармония взаимно дополняющих друг друга и борющихся противоположностей.

Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода элли­низма главное внимание обратили на решение проблем этики и морали, проблемы поведения отдельного чело­века в мире. Две старые авторитетные школы Платона и Аристотеля постепенно теряли свое лицо и авторитет. Параллельно с упадком старых философских школ классической Греции в период эллинизма возникали и развивались две новые философские системы- стоиков и эпикурейцев. Основателем стоической философии был уроженец острова Кипра, Зенон (около 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений. Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал уче­ния Гераклита, Аристотеля, учение киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом - теплым дыханием.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...