Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 14. Философия Нового времени. Характерные черты стиля мышления.




Новое время (16 - 19 века) - распад феодализма и становление буржуазных отношений, период великих социальных и духовных сдвигов в Западной Европе. Эти сдвиги были следствием интенсивного развития произ­водства, техники, контактов между континентами, вызваны Великими географическими открытиями и т.д. Это породило потребность в развитии знаний, требующихся для новых видов деятельности человека. Происходит революция в астрономии, нанося удар по космологической концепции церкви - геоцентризму. Создаётся классиче­ская механика. Развивается вычислительная астрономия и математика. Общество испытывает всё возрастающую потребность новых знаний о природе и социальных процессах, и, вследствие этого, принципы средневековой схо­ластики обнаруживают полную несостоятельность. Главная черта философии Нового Времени - отказ от сред­невекового стиля мышления.

Концепции отхода от средневековой философии:

1) Деизм (представитель - Рене Декарт). “Бог установил законы природы, оставив её себе самой”. Эта кон­цепция означает, что Бога в мире уже нет, естествознание, наука и философия имеют дело с природой без Бога, и Церковь со священниками является излишней - отчётливый шаг от геоцентризма к атеизму. Деизм у Декарта совмещается с дуализмом. Согласно дуализму, в человеке сосуществуют независимо друг от друга материальное тело и разумная душа. Две субстанции - материальная и идеальная - лежат в основе мира.

Пантеизм (представитель - Барух Спиноза). “Бог тождественен природе”. Природа - материальная суб­станция и она является “причиной самой себя”. Природа обладает двумя атрибутами: протяжённостью и мыш

Джон Локк - представитель эмпирической линии в английской философии, к которой принадлежали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Главное внимание он уделяет проблеме познания. Локк выступил прямо против рационализма Декарта, Лейбница и Спинозы, отрицал существование “врождённых идей” Декарта. Человеческая мысль (душа), согласно Локку, - чистый лист бумаги. Лишь опыт посредством чувственного познания этот чистый лист заполняет письменами. Такая позиция есть сенсуализм. В области общественно-научных представлений Локк является за­щитником конституционной монархии.

Беркли и Юм являются представителями субъективного идеализма. Беркли считает все качества вторич­ными. Он говорит: то, какими мы видим предметы, зависит только от нашего восприятия. По Беркли, “быть” - зна­чит “быть воспринимаемым”. Объективное существование вещей и явлений внешнего мира Беркли однозначно отвергает. Все вещи есть лишь “комплексы наших ощущений”. Единственной субстанцией является либо дух, либо то, что он воспринимает. Однако возникновение идей он выводит не из самого ума, а из воздействия на него бо­жества. Этим он подходит к объективному идеализму. Юм считает, что существует внешний мир или нет - этого доказать мы не можем. Наш разум оперирует лишь с содержанием наших ощущений, а не с тем, что их вызывает. Наши восприятия также мало говорят о существовании внешнего мира, как и о его не существовании. Такая пози­ция называется агностицизмом. Юм также ставит под вопрос и существование “духа” как единой субстанции, при­знаваемой Беркли.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...