Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 16. Проблема метода познания у Ф. Бэкона и Р. Декарта.




Бэкон и Декарт - создатели альтернативных методов мышления, в соответствии с особенностями их гносеоло­гии. Бэкон - основатель эмпиризма, Декарт - рационализма (соответственно индуктивный и дедуктивный метод). “Новый органон” Бэкона:

Соответственно своему пониманию задач философии, увеличение власти человека над природой (в этом Бэ­кон и Декарт солидарны) придаёт значительную разработку новому мышлению в философии. Задача метода - научиться пользоваться своим умом и находить кратчайший путь к истине, отличать истину ото лжи. Принципы метода Бэкона:

Ограничение разума от предрассудков и предубеждений, заволакивающих ум человека и мешающих процессу познания. Бэкон говорит об идеях: “владения” умом человека в процессе познания: стереотип коллективного познания, вера в мистику и т.д., идолы пещеры - стереотипы индивидуального познания, идол “площади” - влияние на мнение окружающей толпы, идол театра - влияние авторитетов. Такую же задачу ставит Декарт.


Аристотель в этой области, явля­ется почти, можно сказать революцией в отношении платонизма. Из тех философов антично­сти, кто различал форму и материю, Аристотель был самым глубоким и самым тонким их отождествите­лем. Если где Аристотель и выступает, как принципиальный материалист, т.е. пропове­дует материю в качестве принципа живой реальности существующего вокруг нас мира, то лишь в своем учении о материи в виде царства случайности. По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ни на что другое не сводимая. Таким образом, по Аристотелю, движение является та­кой же основной категорией, как и материя и форма. Аристотель ставит вопрос о возможности самой категории движения. Он выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина. Последним принципом существования всякой вещи по Аристотелю явля­ется цель. Цель - специфическая категория, ни на что другое не сводимая. Аристотель различает три типа души - растительную, ощущающую (животную) и разумную. Эйдос живого тела есть принцип его жизни, т.е. его душа. А всякая душа движущая телом, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом. Так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума. По Аристотелю Ум и есть высшая степень бы­тия. Этот Ум, будучи наивысшей степенью бытия в целом, является у Аристотеля, если сказать кратко, предельным понятием вообще. Ум, взятый сам по себе, уже ровно ничем ни связан и зависит только от самого себя. В этом смысле он вечно неподвижен. Аристотель считает, что Ум, несмотря на всю сво­боду от умственной материи, содержит свою собственную, чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением. Никакие философы до Аристотеля не допускали в Уме существование мате­рии. Аристотель создал три концепции Ума-перводвигателя. Первая концепция - чисто платоническая. Она сво­дится к тому, что Ум является наивысшим и окончательным бытиём. Во второй концепции, Ум у Аристотеля есть мышление, и мышление самого же себя, т.е. “мышление мышления”. Ум содержит в себе свою собственную умст­венную материю, которая даёт ему возможность быть вечной красотой (т.к. красота есть идеальное совпадение идеи и материи). Третья концепция Аристотеля сильно отличается от Платоновской. У Платона космосом управ­ляет Мировая душа. У Аристотеля же это - Ум, который движет реши­тельно всем, и поэтому он есть жизнь как вечная энергия.

истине, источник которой - Бог, но необходимо допустить знания в мир человека, они нужны для мирских дел. Познавая душу, мы находим Бога. Формула Августина: “верю, чтобы знать”. Философия в услужении богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. По Фоме знание допускается как абсолютно необходимое для земных дел человека, но знание принижено, оно находится в положении служанки.). Вторая - концепция двойственной истины. Автор - араб Аверроэс ибн Рошд. Он находился в оппозиции ко всей философии Римской католической церкви. Суть концепции - разделение сфер приложения и функций знания и веры. Знание необходимо человеку для земных дел, религия - для спасения души и жизни вечной. Это - компро­мисс между знанием и верой, молчаливое соглашение о невмешательстве в дела друг друга. Рошд считал, что мифы о бессмертии, загробной жизни - пустая болтовня невежественных людей. Эти басни только развращают умы народа. Нет иной награды, кроме земной. К совершенству ведёт не аскетизм, а научно-философское позна­ние. Творение из ничего - нелепая выдумка теологов, материя вечна и неуничтожима, безгранична в простран­стве, мир не знает чудес, божественного откровения не существует вообще, молитвы бесцельны, человек должен полагаться на свою активность и познавать законы природы, душа смертна, бессмертие человека - его знания и ум. Бог по Аверроэсу - это конечная причина всего, его власть простирается лишь на общий ход истории, он мыслит универсальное, а не индивидуальное. Эти воззрения Рошд помещал в концепцию двойственной истины. Филосо­фия - это высшая ступень познания, т.к. пользуется логикой и обоснованием, а теология - низшая, т.к. она не может опытным путем обосновать свои учения. Третья - знание выше веры (Пьер Абеляр 1079-1142). Абеляр требует подвергнуть догматы веры оценке разума. В случае конфликта решающий голос должен принадлежать разуму. Человек может принять из веры то, что согласуется с критериями разума. Формула Абеляра: “Нельзя доверять тому, что не понимаешь”, его девиз - “понимать, чтобы верить”. Он тоже богослов. Средневековые философы все богословы (теологи).

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяже­нии нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно кото­рому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, су­ществующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, пред­ставляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное на­правление было связано с подчеркиванием

2) лением. Согласно пантеизму, бого-духовной персоны в мире не существует, поэтому ни религия, ни священнослужители не нужны.

3) Гилозоизм (представитель - Дидро и часть французских материалистов). Восходит к первобытному об­ществу. Согласно этой концепции, все явления в мире одушевлены и даже обладают мышлением. Смысл концепции в том, что философы пытаются уйти от вопроса возникновения психики, сознания и мышле­ния. Полный отход от идеи Бога и абсолютизации психики и сознания осуществлён в 18 веке, в самом конце у Гольбаха и Фейербаха.

Вторая существенная черта философии Нового Времени - это то, что для всех философов для взглядов на природу характерен механицизм. “Изгнать из науки мистику, смотреть на природу, исходя из материи”. В теории познания формируются две альтернативные позиции: сенсуализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, франц. материалисты, Л. Фейербах) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель, Лейбниц).

 

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...