Вопрос 16. Проблема метода познания у Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Бэкон и Декарт - создатели альтернативных методов мышления, в соответствии с особенностями их гносеологии. Бэкон - основатель эмпиризма, Декарт - рационализма (соответственно индуктивный и дедуктивный метод). “Новый органон” Бэкона: Соответственно своему пониманию задач философии, увеличение власти человека над природой (в этом Бэкон и Декарт солидарны) придаёт значительную разработку новому мышлению в философии. Задача метода - научиться пользоваться своим умом и находить кратчайший путь к истине, отличать истину ото лжи. Принципы метода Бэкона: Ограничение разума от предрассудков и предубеждений, заволакивающих ум человека и мешающих процессу познания. Бэкон говорит об идеях: “владения” умом человека в процессе познания: стереотип коллективного познания, вера в мистику и т.д., идолы пещеры - стереотипы индивидуального познания, идол “площади” - влияние на мнение окружающей толпы, идол театра - влияние авторитетов. Такую же задачу ставит Декарт. Аристотель в этой области, является почти, можно сказать революцией в отношении платонизма. Из тех философов античности, кто различал форму и материю, Аристотель был самым глубоким и самым тонким их отождествителем. Если где Аристотель и выступает, как принципиальный материалист, т.е. проповедует материю в качестве принципа живой реальности существующего вокруг нас мира, то лишь в своем учении о материи в виде царства случайности. По Аристотелю, движение - это вполне специфическая категория и ни на что другое не сводимая. Таким образом, по Аристотелю, движение является такой же основной категорией, как и материя и форма. Аристотель ставит вопрос о возможности самой категории движения. Он выделил четыре принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина. Последним принципом существования всякой вещи по Аристотелю является цель. Цель - специфическая категория, ни на что другое не сводимая. Аристотель различает три типа души - растительную, ощущающую (животную) и разумную. Эйдос живого тела есть принцип его жизни, т.е. его душа. А всякая душа движущая телом, тоже имеет свой собственный эйдос, который Аристотель называет Умом. Так что душа, по Аристотелю, есть не более чем энергия Ума. По Аристотелю Ум и есть высшая степень бытия. Этот Ум, будучи наивысшей степенью бытия в целом, является у Аристотеля, если сказать кратко, предельным понятием вообще. Ум, взятый сам по себе, уже ровно ничем ни связан и зависит только от самого себя. В этом смысле он вечно неподвижен. Аристотель считает, что Ум, несмотря на всю свободу от умственной материи, содержит свою собственную, чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением. Никакие философы до Аристотеля не допускали в Уме существование материи. Аристотель создал три концепции Ума-перводвигателя. Первая концепция - чисто платоническая. Она сводится к тому, что Ум является наивысшим и окончательным бытиём. Во второй концепции, Ум у Аристотеля есть мышление, и мышление самого же себя, т.е. “мышление мышления”. Ум содержит в себе свою собственную умственную материю, которая даёт ему возможность быть вечной красотой (т.к. красота есть идеальное совпадение идеи и материи). Третья концепция Аристотеля сильно отличается от Платоновской. У Платона космосом управляет Мировая душа. У Аристотеля же это - Ум, который движет решительно всем, и поэтому он есть жизнь как вечная энергия.
истине, источник которой - Бог, но необходимо допустить знания в мир человека, они нужны для мирских дел. Познавая душу, мы находим Бога. Формула Августина: “верю, чтобы знать”. Философия в услужении богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. По Фоме знание допускается как абсолютно необходимое для земных дел человека, но знание принижено, оно находится в положении служанки.). Вторая - концепция двойственной истины. Автор - араб Аверроэс ибн Рошд. Он находился в оппозиции ко всей философии Римской католической церкви. Суть концепции - разделение сфер приложения и функций знания и веры. Знание необходимо человеку для земных дел, религия - для спасения души и жизни вечной. Это - компромисс между знанием и верой, молчаливое соглашение о невмешательстве в дела друг друга. Рошд считал, что мифы о бессмертии, загробной жизни - пустая болтовня невежественных людей. Эти басни только развращают умы народа. Нет иной награды, кроме земной. К совершенству ведёт не аскетизм, а научно-философское познание. Творение из ничего - нелепая выдумка теологов, материя вечна и неуничтожима, безгранична в пространстве, мир не знает чудес, божественного откровения не существует вообще, молитвы бесцельны, человек должен полагаться на свою активность и познавать законы природы, душа смертна, бессмертие человека - его знания и ум. Бог по Аверроэсу - это конечная причина всего, его власть простирается лишь на общий ход истории, он мыслит универсальное, а не индивидуальное. Эти воззрения Рошд помещал в концепцию двойственной истины. Философия - это высшая ступень познания, т.к. пользуется логикой и обоснованием, а теология - низшая, т.к. она не может опытным путем обосновать свои учения. Третья - знание выше веры (Пьер Абеляр 1079-1142). Абеляр требует подвергнуть догматы веры оценке разума. В случае конфликта решающий голос должен принадлежать разуму. Человек может принять из веры то, что согласуется с критериями разума. Формула Абеляра: “Нельзя доверять тому, что не понимаешь”, его девиз - “понимать, чтобы верить”. Он тоже богослов. Средневековые философы все богословы (теологи).
Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Противоположное направление было связано с подчеркиванием
2) лением. Согласно пантеизму, бого-духовной персоны в мире не существует, поэтому ни религия, ни священнослужители не нужны. 3) Гилозоизм (представитель - Дидро и часть французских материалистов). Восходит к первобытному обществу. Согласно этой концепции, все явления в мире одушевлены и даже обладают мышлением. Смысл концепции в том, что философы пытаются уйти от вопроса возникновения психики, сознания и мышления. Полный отход от идеи Бога и абсолютизации психики и сознания осуществлён в 18 веке, в самом конце у Гольбаха и Фейербаха. Вторая существенная черта философии Нового Времени - это то, что для всех философов для взглядов на природу характерен механицизм. “Изгнать из науки мистику, смотреть на природу, исходя из материи”. В теории познания формируются две альтернативные позиции: сенсуализм (Ф. Бэкон, Дж. Локк, франц. материалисты, Л. Фейербах) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Гегель, Лейбниц).
Читайте также: I. Показания для применения генеалогического метода Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|