Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 11 глава
В целом предприятия мукомольно-крупяной промышленности все в большей степени определяют размер инвестиций в промышленность края. Можно даже утверждать, что во многом это происходит потому, что владельцы и высший менеджмент этих предприятий – жители Алтая. В середине 2000-х гг. активно расширяется сфера влияния столичных компаний, проникновение их в крупные города России и на региональные рынки, к которым относятся и территории, входящие в состав Сибирского федерального округа. Экспансия московских и санкт-петербургских компаний также имеет положительное значение. У них есть капиталы, следовательно, есть надежда на модернизацию и техническое перевооружение поглощаемых региональных предприятий. В крае крупные производители муки, круп, макарон в обмен на экономические преференции со стороны властей и ее помощь в борьбе с «теневыми» производителями хлеба готовы брать кредиты под залог своих основных фондов и передавать средства региональным администрациям для увеличения весенне-осеннего авансирования и закупок топлива для сельхозпроизводителей. Но взаимодействию власти и бизнеса в данном случае мешает отсутствие профессиональных решений по повышению эффективности зернопроизводства. Частично это можно устранить за счет создания единых правил игры на сибирском рынке зерна. Но пока основополагающие решения функционирования зернового рынка не будут приняты правительством, никакие ассоциативные усилия в ближайшие 5–10 лет не смогут серьезно влиять на развитие ситуации.
Финансовые ресурсы все в большей степени консолидируются в столичных компаниях, а дифференциация размеров финансовых средств в центре и в регионах становится более значимой. С территории последних происходит утечка денежных средств, и несмотря на рост производства в РФ с 1999 г., громадное количество регионов остаются дотационными. Московские структуры, естественно, располагают несопоставимо большими финансовыми ресурсами в сравнении с территориальными или местными финансово-кредитными организациями и хозяйствующими субъектами. С 2002 г. расширилось поглощение местных структур иногородними капиталами, когда выстраиваются партнерские отношения с местными производителями или происходит монополизация регионального рынка. Наиболее ярко это проявляется в пищевой промышленности и производстве сельхозпродукции. В Сибири в первую очередь речь идет о зерновом рынке, на котором наблюдается присутствие не только московских и петербургских компаний, но также кубанских. Столичные зерновые компании даже покупают в собственность крупные элеваторы. В отличие от местных оптовиков такие собственники подняли цены на зерно урожая 2003 г. до уровня 4 тыс. руб. за 1 т, создав конкурентную ситуацию. Московские компании всю больше работают в сибирских селах, скупают «живое» мясо по более высоким ценам, чем предлагают местные посредники. В результате последние тоже вынуждены закупать мясо по повышенным ценам, а в проигрыше оказываются местные потребители. То же самое можно сказать и о молочной продукции. Многие сибирские молочные заводы («Альбумин», «Сибирское молоко» и др.) поглощены московскими компаниями, но надежды на быструю модернизацию и обновление основных средств за счет пришедших компаний сбываются нечасто. Сначала москвичи занимались решением экономических проблем, в частности постановкой управленческого учета и внедрением бюджетирования, и только потом принимались за техническое перевооружение молокозаводов, вследствие чего повысилось качество выпускаемой продукции, однако был сужен ее ассортимент. Однозначно оценивать происходящие процессы слияния и поглощения, по нашему твердому убеждению, невозможно. В каждом конкретном случае они могут быть как положительным, так и отрицательным явлением (Соломенникова, 2004).
В большинстве производственных отраслей Алтая собственного капитала практически нет. Объекты машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, черной и цветной металлургии принадлежат инорегиональным структурам, активы предприятий других отраслей недостаточны, чтобы своими вложениями изменить технический уровень производства. Перед властями края стоит важнейшая проблема: какие законодательные и управленческие решения надо разрабатывать и принимать, чтобы зерновой и торговый капиталы делали долгосрочные вложения в модернизацию промышленности региона? Пока на этот вопрос никто не может ответить, а для большинства финансово-экономических структур, формирующих территориальную инвестиционно-промышленную политику, данная проблема еще не
10.2.4. Дотационность бюджетов депрессивных территорий
Как известно, большинство регионов Российской Федерации получают дотации из государственного бюджета. Донорами являются сырьевые, промышленно развитые регионы и отдельно – два столичных города. Большинство крупнейших компаний, естественные монополии, половина банков, громадная часть российских миллиардеров образуют налоговый потенциал Москвы, в результате она в 2005 г. собрала 17,3% всех налоговых поступлений федерального бюджета. Сопоставим с Москвой по налоговому потенциалу лишь Ханты-Мансийский автономный округ (29,7% всех налогов РФ, львиная доля от реализации энергетических ресурсов). Можно лишь констатировать, что значительная налоговая дифференциация ведет к дальнейшему расслоению территорий страны, увеличивает разрыв в уровне жизни между богатыми и отсталыми, депрессивными субъектами РФ. Есть интересные примеры, к каким последствиям в жизни регионов может привести изменение места уплаты налогов. Когда самый богатый человек России Р. Абрамович заплатил свой подоходный налог по месту своей губернаторской работы в Чукотском автономном округе (ЧАО), то доходы окружного бюджета выросли
В 2005 г. в консолидированном бюджете страны 34% доходов предназначалось регионам, 66% – Центру. Это подтверждает тезис, что в стране идет дальнейшая централизация власти, которая заинтересована в том, чтобы субъекты РФ как можно больше зависели от правительства, а финансирование наделяемых Государственной Думой РФ управленческих функций территорий, органов местного самоуправления все больше зависело от распоряжений и приказов федеральных структур. Для депрессивных и отсталых территорий, у которых дотации достигают до 80% доходов бюджета, бесполезно говорить об оптимальном построении бюджетных расходов. Некоторые регионы выступают сейчас за то, чтобы рентные платежи оставались в бюджетах субъектов РФ, где добываются природные ресурсы. Такие финансовые изменения Алтаю невыгодны. Сейчас все российские рентные сборы уходят в Москву, а потом перераспределяется между отсталыми и депрессивными регионами, и это для экономики Алтая очень полезно, так как в крае нет значительных рентных платежей. Фактически централизация власти для депрессивных регионов благоприятна, и пока субъект При формировании бюджета территории следует исходить из необходимости получения населением минимальных стандартов уровня жизни. Соответственно, для депрессивных регионов должны быть созданы особые условия в налогообложении, если минимальные стандарты уровня жизни не обеспечиваются общими принципами формирования бюджета территории-донора и территории-реципиента. Надо добиваться, чтобы в депрессивных субъектах РФ большая доля федеральных налогов оставалась в распоряжении их администраций. Поскольку значительные экономические диспропорции, существующие между регионами, следует уменьшать, нужно чтобы соответствующие льготные условия для депрессивных территорий предоставлялись на определенное время, к примеру, хотя бы на пять лет.
Поступательное развитие городов и сел в значительной степени зависит от деятельности исполнительной власти региона. Основные расходы в энергетике, коммунальном хозяйстве, транспорте, строительстве муниципального жилья, рыночной инфраструктуре в состоянии обеспечить только продуманное взаимодействие властей и бизнеса. Институциональное реформирование материальной базы экономики в середине 2000-х гг. еще не закончено. На Алтае необходимо выполнять расчеты по оптимизации краевого имущества, и они должны быть сделаны с учетом того, что в некоторых городах, например в Рубцовске, теплоснабжение до 2006 г. осуществлялось с ТЭЦ тракторного завода, несшего по этой причине несвойственные ему и неподъемные расходы. Коммунальное хозяйство в большинстве городов и сел раздроблено по организациям. Это затрудняет разработку и реализацию реальных мер по стабилизации указанных выше сфер, а только при условии нормального функционирования данной отрасли возможен переход к стабильному экономическому росту. С 2006 г. в Российской Федерации предполагается усилить роль бюджета в инвестиционном процессе. Средства государственного Инвестиционного фонда будут направляться на реализацию инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, на условиях государственно-частного партнерства. Таким образом, будут предоставляться государственные гарантии, прежде всего кредитным организациям, а из бюджета будут выделяться деньги. Из этого фонда будут финансироваться прежде всего крупные проекты со сроками реализации не более 5 лет и стоимостью не менее 5 млрд руб. Диапазон доходности от проектов установлен в пределах от 4 до 11%. Проекты будут отбираться на основе качественных и количественных критериев. Основные качественные критерии: наличие потенциального частного инвестора и обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки, а количественные критерии отбора – финансовая, бюджетная и экономическая эффективность. В середине 2006 г. в Алтайском крае, к сожалению, нет ни одного проекта,
10.2.5. Функционирование социальной инфраструктуры Формирование социальной политики на уровне региона – новое явление в России, поскольку до начала реформ субъект РФ не являлся в полной мере самостоятельным носителем социально-экономических отношений. Этот процесс на уровне региона должен осуществляться на основе комплексного системного подхода, но главным ограничением здесь вновь выступает слабость территориального бюджета. В успешный период реформ (1999–2003 гг.) рост затрат на В крае в советское время была создана развернутая социальная сеть объектов, поскольку в каждом сельском районе, не говоря уже о городах, имелось несколько средних школ, детских садов, центральная больница с участковыми и фельдшерско-акушерскими пунктами, дома культуры, библиотеки, музыкальные школы и т.п. Содержались они на средства из бюджета и за счет производственных предприятий. Формирование многоукладной собственности поставило под вопрос существование большинства таких объектов и ведет к их закрытию. Отсутствие доходной деятельности современных организаций и угроза ликвидация многих объектов социальной сферы породили скептическое отношение у молодого поколения к перспективам жизни в селе. Для Алтая это означает значительное сокращение общей численности населения, так как люди уезжают вообще из Сибири, а в будущем это приведет к сокращению экономического потенциала всего федерального округа. До 2006 г. администрации Алтайского края, сельских районов пытались сдержать сокращение социальной сферы, но Закон №131 окончательно подорвал их возможности. Наибольшей опасности подвергаются, на наш взгляд, объекты здравоохранения. Отсутствие единых медико-экономических стандартов, тем более в условиях действия 95-го, 122-го и 131-го федеральных законов, не позволяют объективно подходить к руководству всеми лечебными учреждениями. Более того, пересмотр тарифов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в течение последних лет так и не обеспечил покрытия себестоимости медицинских услуг. Тарифы для стационаров, включая оперативную деятельность, не соответствуют реальным расходам на 30–40%, В связи с тем, что в крае один из самых низких тарифов в Сибири на одно посещение поликлиники, реальна опасность формирования самого малого объема федеральных средств на первичную медико-социальную помощь, оплачиваемую в размере 25% от суммы предоставляемых в ТФОМС реестров. По мнению органов управления края, в соответствии с федеральной концепцией бюджетной реформы перспективной выглядит модель организации здравоохранения на основе двухуровневой системы оказания медицинской помощи с разделением на первичную медико-санитарную помощь и специализированную; укрупнение учреждений здравоохранения и частичная их реорганизация На наш взгляд, это неоправданно большие ожидания от реформы здравоохранения, проводимой сейчас в стране, и в качестве выхода мы считаем необходимостью законодательно закладывать На Алтае в советское время больше половины больниц (в городах до 80%) находилось на содержании промышленных предприятий. Прошло больше 15 лет с появления страховой медицины, которая должна была заменить промышленные предприятий в качестве основного источника финансирования здравоохранения. Сейчас материальная база больниц, поликлиник находится в таком состоянии, что напрашивается вывод о современной страховой медицине как о неудавшемся эксперименте по поиску дополнительного к бюджету источника финансирования. В депрессивном регионе дело с физическим состоянием зданий больниц, поликлиник таково, что многие из них через 5–7 лет уже нельзя будет восстановить, т.е. они перейдут точку невозврата, которую прошли в крае уже до четверти промышленных, строительных и автотранспортных предприятий, колхозов и совхозов. Государство слишком быстро уменьшило бюджетное финансирование социальной сферы без формирования соответствующих преемников, характерных для гражданского общества (в том числе и внебюджетного фонда страховой медицины). Это заставляет, на наш взгляд, вернуться назад и попытаться трансформировать систему здравоохранения еще раз, но продуманней и не такими быстрыми темпами. Для решения социальных проблем нельзя обойтись без государственного регулирования лечебной системы, в том числе и в сфере платных медицинских услуг, финансового и правового контроля за коммерческой деятельностью лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений. Необходимо юридическое обеспечение защиты интересов граждан при получении ими гарантированного объема качественной медицинской помощи, создание условий для эффективного развития многоукладности в здравоохранении на различных уровнях управления (федеральном, региональном и муниципальном). В России все большие размеры приобретает дифференциация общества на богатые и бедные слои, но часто государственными социальными благами пользуется не бедное население, а те лица, которые имеют прямой выход на органы управления и власти. Это ведет к возникновению в обществе социальной напряженности и коррумпированности. Федеральные власти часто решение проблем в социальной сфере переносят на «будущее», когда будет достигнут более высокий уровень производства. Однако современные действия властных структур показывают, что они не станут решать социальные проблемы не только «сегодня», но и «завтра». Экономическо-институциональные и социальные процессы в России все больше противостоят друг другу. Депрессивность региона уменьшает его долю в ВВП, уменьшает реальные доходы многих слоев общества, что препятствует выходу региона из экономического кризиса, ставит жесткие ограничения развитию производства. Социальная защита населения не обязательно должна быть бременем для государства, и опыт социально ориентированных стран, территорий, добившихся успехов в данных сферах, подтверждает, что социальное и экономическое развитие возможно при взаимном дополнении друг друга. Перечень вопросов, над которыми сегодня необходимо работать органам системы социальной защиты Алтая, большой. Однако одним из приоритетных направлений работы ее учреждений является адресная социальная помощь и поддержка малообеспеченных семей с детьми, нетрудоспособных пенсионеров и инвалидов, других категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. В целях совершенствования основных принципов адресной социальной помощи, в соответствии с изменившейся ситуацией в оказании ее малообеспеченным людям, по всей видимости, в крае надо принять новую краевую целевую программу «Адресная социальная помощь малоимущим гражданам и семьям с детьми на 2007–2009 годы». Необходимость разработки настоящей программы обусловлена тем, что в Алтайском крае только по официальным данным Результатом реализации мероприятий программы должно стать оказание социальной помощи нуждающимся жителям края на основе принципа адресности с целью сглаживания социального неравенства и эффективного расходования бюджетных и дополнительных средств на социальную помощь. Система социальной поддержки населения, сложившаяся в прошлые годы, должна радикально меняться. Главным принципом ее остается адресность. Приоритетом в работе должны стать одинокие престарелые лица, инвалиды и неполные семьи. Основной задачей в реализации вышеуказанной программы является координация деятельности государственных, общественных организаций, а также хозяйственных структур разных форм собственности по социальной поддержке населения, объединение усилий по оказанию помощи людям. Главным источником финансирования мероприятий программы останется бюджет. Вопросы его наполнения для данной статьи – самый злободневный аспект социальной защиты. В связи с этим основным содержанием организации адресной социальной помощи в будущем станут: - необходимость укрепления нормативного, финансового, кадрового и научного обеспечения социального обслуживания и помощи нетрудоспособным малообеспеченным гражданам и семьям с детьми; - приоритетность в работе с семьей и детьми; - дальнейшее усиление адресности социальной поддержки малообеспеченных семей с детьми, других групп населения, ее целевой направленности; - привлечение внебюджетных средств, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказание помощи нуждающимся. Для этого необходимо добиваться: а) упорядочения системы оказания адресной социальной помощи; б) содействия и помощи в разработке и реализации городских, районных программ адресной социальной помощи малообеспеченным семьям с детьми, другим категориям населения, анализ их выполнения; в) организаторской работы по федеральным программам, к примеру, «Дети России» и «Социальная защита инвалидов в РФ», расширения поступлений по ним денежных, транспортных средств и оборудования; г) пересмотра организации работы по выполнению Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; д) открытия новых социальных приютов для детей и подростков, отделений профилактики безнадзорности в центрах социальной помощи семье и детям; е) поддержки и осуществления контроля за работой краевых социальных приютов по социальной реабилитации детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, по реализации социальных гарантий, установленных для детей, охране прав и законных интересов воспитанников, их последующему устройству; ж) продолжения работы по реабилитации, подготовке детей-инвалидов к самостоятельной жизни, труду, развитию социального обслуживания детей этой категории на дому; з) поиска новых форм (уже традиционных для европейских стран) поддержки выпускников детских домов, школ-интернатов, многодетных, неполных, опекунских семей; и) дальнейшего развития сети нестационарных учреждений социального обслуживания семьи и детей, населения, содействия в открытии новых, поддержки имеющихся организаций; к) развития сети районных домов ветеранов, укрепления их материальной базы, общежитий и специализированных жилых домов, палат и отделений сестринского ухода для престарелых и инвалидов. На региональный уровень возлагается все больше функций по установлению размеров и видов социальной помощи, условий ее оказания, а также формированию бюджета субъекта Федерации Органы местного самоуправления должны выполнять исполнительно-распорядительные функции, связанные непосредственно с предоставлением социальной помощи гражданам, обратившимся к ним с заявлением о помощи. Еще в 2000 г. в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» органы власти продекларировали создание модели субсидиарного государства. Данная модель предполагает резкое сокращение социальных функций государства. В перспективе они будут сведены в основном к оказанию социальной помощи маргинальным слоям населения. До 2005 г. эта помощь постоянно уменьшалась, сокращался круг лиц, которые могли рассчитывать на денежную поддержку государства в виде адресной помощи. В перспективе алтайские, как и сибирские города, по мнению некоторых ученых, имеют плохие шансы для роста. Каждый десятый человек в России живет и трудится, по мнению ряда американских ученых, в невыносимо холодных больших сибирских городах. Эти города (как это было в советский период) существенно зависят от субсидий правительства на топливо и продовольствие, кроме того, они рассчитывают на льготные транспортные тарифы. Стоимость жизни там в четыре раза выше, чем в других районах Российской Федерации, производственные затраты в промышленности также достаточно высоки. Эти города и их жители отрезаны от российских и международных рынков. Сокращение государственных субсидий в социальную сферу ведет к снижению уровня жизни в сибирских городах, что также затрудняет дальнейшее функционирование депрессивных и отсталых территорий. Некоторые города Алтая вынуждены будут пройти через радикальные потрясения, изменения профилей специализации их заводов, что подтверждается нынешней ситуацией в Рубцовске и Славгороде. Задача властей состоит в нахождении новых экономических ниш для них, способности разрубить «гордиев узел» неликвидности малоперспективных заводов и организаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|