Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 9 глава
Приход в АПК Алтая отдельных предпринимателей из промышленности также, на наш взгляд, оказывает не всегда позитивное воздействие. Они приносят денежные средства, при этом совершенно не понимают специфики сельского хозяйства. Отсутствие системы обслуживания тракторов, комбайнов часто сводит на нет ожидаемую отдачу от приобретения новой (иностранной) техники. Полностью изменить объемы производства за 2–3 года в сельском хозяйстве очень сложно, тем более что на низовых должностях аграрных структур остаются прежние работники. С новым витком экономического кризиса в крае в 2005 г. ухудшилось финансовое состояние аграрных организаций. Оборотные средства сокращаются, падает рублевая ликвидность предприятий. В результате неправильно и не вовремя проведенной реструктуризации долговых задолженностей надо платить текущие и старые налоги. Если в начале текущего десятилетия из Алтайского края вывозили мясопродуктов – 14%, сыров жирных – 70, масла животного – 30, муки – 70, крупы – 85, макаронных изделий – 60%, то в 2005 г. вывоз мяса увеличился в 1,5 раза, сыров – на 15%, муки – на 13%, крупы – почти в 1,3 раза, макарон – на 14%. Таким образом, подрывается ресурсная база перерабатывающей промышленности. Имеющиеся в крае мощности различных форм собственности позволяют перерабатывать более 2 млн т зерна, 1,6 млн т молока, около 0,4 млн т семян подсолнечника, 0,3 млн т мяса скота и птицы. Но сейчас многие мощности плохо загружены из-за недостатка сырья, и важнейшая задача – увеличение производства зерна и продукции животноводства Это возможно только при комплексном
Край имеет хорошие перспективы по увеличению своей доли в общем объеме производства сыра в РФ. Потребление сыров в России – 3,5 кг на душу населения, в Болгарии – 4,8 кг, в Польше – 12,4 кг, во Франции – свыше 24 кг. На изготовление 1 кг сыра требуется 20 литров свежего молока. В России производство сыра имеет четкий сезонный характер. Объем летнего надоя молока в 4 раза больше зимнего, а в Финляндии, стране со схожими климатическими условиями, эта разница 1,2 раза. В будущем на алтайские сыры потенциально очень большой спрос, поскольку у российского населения все больше формируется европейский образ жизни и, соответственно, аналогичные расходы. Если край не сможет продолжать развивать молочное животноводство как основу сыроделия, то потеряет реальную сферу приложения труда для значительной части сельского населения. По мнению В. Бутковского, президента Союза мукомольных и крупяных предприятий, рынок муки при принятии России в ВТО будет подвержен большому кризису, так как в страну будут поставлять по импорту муку и крупу с показателями и нормами ВТО.
Экономика Алтая не может развиваться без положительного решения проблем сельского хозяйства. На российском зерновом рынке уже несколько лет отмечается чрезвычайная ситуация. Высокие урожаи (около 90–100 млн т) регулярно «подрывают» зерновой рынок страны. В первую очередь страдают регионы с традиционно высокой себестоимостью зерна, а низкие цены на него формируются из-за его избытка. Конъюнктура с излишками зерна (при ориентации на ввоз мяса) грозит сельхозпроизводителям серьезными финансовыми потерями. Современная помощь крестьянам со стороны государства и местных администраций становится малосущественной. Несмотря на определенные изменения в АПК, алтайское сельское хозяйство все хуже справляется с относительно большими урожаями: зерно либо не удается собрать полностью (из-за нехватки техники и ГСМ), либо не получается выгодно продать. По различным оценкам на Алтае до 1 млн т зерна нового урожая каждый год физически теряется. С начала 2000-х гг. правительство возлагает особые надежды при решении проблем развития села на такую структуру, как «Росагролизинг». В условиях, когда льготное и долгосрочное кредитование АПК почти невозможно, аренда сельскохозяйственной техники должна стать одним из действенных путей поддержки сельского хозяйства. В некоторых регионах местные власти не полагаются на федеральные программы и разрабатывают собственные схемы поддержки АПК. В РФ Татария является первопроходцем, новатором в поднятии сельского хозяйства, которое сегодня не может работать без банковских кредитов. Многие сельхозпроизводители получают от банка кредиты на ГСМ, но опыт показывает, что нельзя кредитовать сельское хозяйство по собственным схемам, так как это приводит к еще большим потерям региона.
С середины 90-х гг. в Татарстане практикуются оригинальные схемы льготного кредитования села через коммерческие банки. Российская Федерация – одно из немногих больших государств мира, которое в 2006 г. не входило в ВТО. Хотя по расчетам многих экономистов, вступление РФ в ВТО принесет небольшие дополнительные финансовые ресурсы в пределах 3–4 млрд долл., но со стратегической точки зрения России невыгодно оставаться вне мировой экономики. Сейчас практически нет экономических выкладок, которые показали бы, как вступление России в ВТО повлияет на отдельные виды ее деятельности. Самые укрупненные расчеты показывают, что больше всего пострадают при этом АПК (его производство может сократиться на 30%), ряд машиностроительных отраслей (авиационная и автомобильная), а также финансово-кредитный сектор и страховое дело. Можно утверждать, что меньше всего сократится объем производства в сырьевых регионах, но как членство в ВТО повлияет на аграрные или промышленно отсталые территории, неизвестно, так как по этой проблеме достоверных данных нет. Алтаю крайне необходимы расчеты о последствиях вступления ВТО для его АПК, чтобы перейти к производству тех товаров, которые в меньшей степени от этого зависят, например, сыра, подсолнечника, сои, меда, рыбы и т.п.
Вступление России в ВТО, безусловно, приведет к банкротству многих организаций слабо развитых отраслей экономики, включая сельское хозяйство. Этот пессимистический взгляд подтверждается опытом бывших социалистических стран, таких как Польша, Венгрия, Словакия. Стратегия развития сельского хозяйства Алтая должна иметь различные прогнозы и сценарии: оптимистический, в котором было бы предусмотрено сохранение количества товаропроизводителей, и пессимистический, основанный на учете указанных выше внешних факторов. Но, по всей видимости, органы управления края должны создавать для сельского населения альтернативные места работы и развивать такие производства, Пищевая промышленность требует меньших инвестиций, но потенциал роста для Алтая уже не такой высокий, как это было По мере роста доходов населения меняется структура спроса на пищевые продукты. В первые месяцы после кризиса 1998 г. хорошо распродавались дешевые отечественные продукты типа макаронных изделий, хлеба, сахара. Выпускающие их предприятия в 1999–2001 гг. росли быстрее всех, но на них и раньше началась стагнация. Население крупных городов переориентируется с дешевых углеводных продуктов на более дорогие и полезные – белковые. Потребительский спрос в динамично развивающихся регионах все больше смещается в сторону приобретения товаров длительного пользования, но они, как правило, импортные. Инвестиции в изготовление отечественных конкурентоспособных товаров наиболее эффективны.
Для увеличения занятости деревенского населения органы управления должны предлагать альтернативные источники, особенно для такой значительной массы сельских жителей, как на Алтае. В крае в любом случае не сохранится прежнее количество сельского населения (47%). Значит, надо создавать рабочие места в сфере услуг, способствовать размещению в малых городах и селах небольших производственных структур. Почему китайцы уже стали открывать в Алтайском крае предприятия легкой промышленности, производства по изготовлению упаковочных товаров, а местные власти не идут дальше восстановления старых предприятий с адекватными принципами управления?
10.1.5. Проблемы совершенствования курортного дела Природные богатства Алтая являются главной предпосылкой развития курортно-оздоровительной системы и туризма как источников радикального изменения экономики значительной части края. При умелой организации данный сектор региона сможет обеспечить работой десятки тысяч людей, приносить значительный доход не только отдельным гражданам, но и бюджету. В настоящее время туристические проекты (зоны), кроме города-курорта Белокурихи, только оформляются в организованную хозяйственную систему. Чтобы она стала полноправным элементом краевого Закон о создании туристическо-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) в России принят в 2006 г. Власть торопится Государство для реализации проекта готово строить дороги Представители российского туристического бизнеса опасаются, что после реконструкции победившие в конкурсе регионы станут монополиями, доступными по цене только для иностранцев. На Алтае также необходимо остановить безудержный рост стоимости туристических услуг, потому что край, не успев оформиться как нормальный курорт, будет отталкивать потенциальных массовых клиентов. В алтайском регионе по сравнению с территориями европейской части России очень мало памятников истории, музеев, не говоря уже о театрах, ресторанах, кафе, парках развлечений, дискотеках, что является основными составляющими любого туристского потенциала. Главное на Алтае – это природные парки, включая Можно утверждать, что как в Республике Алтай, так и в Алтайском крае туризм – это одна из важных составляющих неформальной экономики, в которой не принято предоставлять данные о количестве обслуживаемых клиентов, объеме оказываемых услуг и, соответственно, платить налоги. Фирмы, занимающие туризмом, – очень маленькие, и трудно ожидать, что они будут осуществлять инвестиции в решение кардинальных вопросов совершенствования дорожно-транспортной системы, авиации, здравоохранения и иных объектов. По оценке директора барнаульской фирмы «Спутник-Алтай» В. Матюхиной, Алтайский край в 2004 г. принял не менее 1 млн чел. Большинство туристских баз никак не учитывается в статистике, и определить их место в экономике региона невозможно. Ряд предпринимателей, которые имеют опыт работы на Алтае, убеждены, что надежды инвесторов на дальнейшую туристическую индустриализацию предгорий и гор Алтая необоснованы. Многие продолжают верить в перспективы горнолыжных курортов, но снег в горах только с января по март, а на горный туризм остаются два-три летних месяца. В основном на Алтай приезжают жители Новосибирской, Кемеровской, Тюменской областей, Красноярского края, а также все больше туристов из европейской части страны. Есть экзотические маршруты, например девятидневное конно-вертолетное путешествие «Неповторимый Алтай» за 2,5 тыс. долл. Можно согласиться, что в ближайшие десятилетия туризм будет играть в регионе роль (по количеству занятых работников), сопоставимую с промышленностью, но это фактически никак не улучшит поступление налогов в бюджет (в 2004 г. в собранные в крае 12,8 млрд руб. налогов туризм внес всего 6 млн руб.). Развитие туризма во многом зависит от инвесторов. Они есть, но в основном для курортного дела – Белокурихи с ее лечением, горными лыжами, экскурсиями в горы. Алтайский, Смоленский Московским концерном «Интурист» в 2004 г. осуществлены разработки нового курорта – Белокуриха-2 стоимостью до 4 млрд долл. Проект предполагает строительство нового туристического поселка в ущелье рядом с Белокурихой, введение в действие нового радонового источника, так как старый источник лет через 10–15 Во многом туризм на Алтае имеет неудовлетворительные перспективы из-за чисто локальных причин: · нерешенные проблемы перевозки (воздушный и автомобильный транспорт); · малое количество кемпингов, гостиниц и отелей; · низкий уровень объектов общественного питания; · слабая турагентская и туроператорская сеть; · отсутствие в достаточном количестве развлечений и аттракционов, банковских, страховых, информационных и иных услуг. Очень отрицательно на желание повторно приезжать на Алтай влияет недостаточный уровень обслуживания. Перспективен экологический туризм. Мало где в северном полушарии есть столько уникальных по своей красоте, экологически чистых природных уголков. Слабо представленная история и своеобразная культура не позволяют ориентироваться на массовый экскурсионный туризм. В настоящий момент в России только зарождаются такие виды туризма, как познавательный, научный и этнографический. Можно и нужно развивать охотничий туризм, но это «штучный» товар для обеспеченных клиентов, так как включает вертолетное обслуживание. Оригинальные бренды есть у отдельных предприятий края, но у Алтая нет оригинального регионального бренда. Если край хочет иметь устойчивый туристический поток, то надо, чтобы организации, имеющие устойчивый сбыт продукции вне региона, рекламировали свои товары, которые бы ассоциировались с Алтаем. Именно таким путем пошли провинции Италии в 60–70-е гг. ХХ в. для поднятия своей экономики. На туризм значительно влияют, как позитивно, так и негативно, такие факторы, как старение населения, увеличение числа пенсионеров, урбанизация, обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношение к отдыху, возрастающая Формируется новый тип потребителя туристских услуг: высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуальность, спонтанность принятия решений, мобильность, физическая Рядом с Алтаем в Семипалатинске (Казахстан) построен аквапарк, куда едут за 500–700 км из России (в том числе из Новосибирска). Алтай, который хочет стать центром туризма, ничего похожего не имеет. В крае нет размаха, нет инвестиций, а выжить только за счет дикой природы – не реально. Без современного сервиса доходного туризма не будет. Итак, ожидать, что в ближайшие 3–5 лет туризм сможет повлиять на доходы хозяйства Алтая, слишком оптимистично, и одна из главных причин – отсутствие кадров для этой сферы. Большинство населения сельской местности и предгорной зоны края не готово для работы в сфере услуг. Надо приглашать специалистов из других регионов России, например, из Краснодарского края, Москвы, а также из-за границы. Но местные менеджеры не располагают для этого соответствующим капиталом, а хозяева таких фирм не Развитие туризма на Алтае идет относительно успешно, но очень упрощенно, не затрагивая развития транспортной, торговой, гостиничной, финансовой инфраструктуры, строительного комплекса (проект «Бирюзовая Катунь» – исключение), не создавая стабильных фирм, ориентированных не только на прибыль, но и на работу в течение многих лет. Следовательно, нельзя утверждать, что туризм до 2010-х гг. станет «локомотивом» экономики Алтая. Для развития туризма в прогнозных документах органов управления Алтайским краем в 2006–2015 гг. предусматривается привлечь около 1,7 млрд руб., в том числе за счет краевого бюджета – свыше 61 млн руб. и других источников – 1,6 млрд руб. Туризм следует развивать путем интеграции усилий всех видов деятельности. Так, вертолетные площадки в удаленных районах края надо строить совместными усилиями МЧС, МВД для укрощения стихии, как средство борьбы с пожарами, а администрации края – для развития туризма, экономики региона. Но предложений таких и подобных интегрированных действий в проекте краевой программы по туризму нет. На развитие туристского дела в Алтайском крае выделяется очень мало средств (300 тыс. руб. в 2005 г.). Достойно представить на эту сумму Алтай как привлекательный туристский регион невозможно. В 2006 г. край не смог принять участия в выставке «Интурмаркет» в Москве, в выставке в Иркутской области и т.п. Выставка, в которой край постоянно участвует, – «Турсиб» в Новосибирске. Бывают и позитивные перемены. В 2006 г. в Каннах (Франция), В настоящее время просматриваются две модели государственной поддержки сферы туризма в Алтайском крае: с созданием природного парка и без его создания на основе схемы функционального зонирования и территориального планирования. Оценивая ограничения, недостатки и преимущества этих моделей, можно сделать вывод, что каждая из них приемлема для конкретных территорий. Создание парка обосновано на территории, обладающей уникальными рекреационными ресурсами, где сконцентрировано большое количество туристических объектов, а туризм является или может стать определяющей сферой экономики. На остальных территориях развитие туризма необходимо осуществлять на основе схемы функционального зонирования, так как эта модель способствует устойчивому развитию туризма и вместе с тем не имеет ограничений, присущих природному парку. Исполнительная власть края с 2001 г. не может принять самую простую программу по развитию туризма. В проекте Программы формирования туристско-рекреационного комплекса как одного из приоритетных секторов экономики Алтая предполагается выполнение следующих основных задач: 1) принятие нормативно-правовой базы туризма Алтайского края; 2) формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма и продвижение его туристического продукта на российский и международные туристские рынки; 3) стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения; 4) развитие инфраструктуры туризма, создание благоприятных условий для развития туристских зон на территории края; 5) повышение качества обслуживания в сфере туризма; 6) сохранение природных ресурсов края, экологический мониторинг туристско-рекреационных зон; 7) сбоснование, проектирование и создание сети природных парков в туристско-рекреационных зонах края; 8) разработка градостроительной документации на размещение объектов туризма по туристско-рекреационным зонам для предотвращения хаотичной застройки местности. В настоящее время наиболее целесообразно развивать туризм в Чарышском районе, с силу уникальной нетронутой природы, возможности для проведения сплавов любой категории сложности, организации конных, этнографических маршрутов, охоты, рыбалки, спелеотуризма, проведения оздоровительных процедур, развития горнолыжного спорта, поскольку возможно использовать для этого склоны практически без дополнительной подготовки. Также существуют разработанные схемы функционального зонирования и территориального планирования района (определены площадки для строительства, проходят согласования по их экологической экспертизе, выявлены необходимые меры по развитию инфраструктурных объектов). Есть и субъективная причина: обещание Президента РФ во время его отдыха на Чарыше выделить 150 млн руб. району для развития туризма (готовность выделить средства была подтверждена Министерством экономического развития и торговли РФ при условии предоставления конкретного проекта по развитию туризма). Для дальнейшего улучшения функционирования курортного здравоохранения на Алтае есть все составляющие: материально-техническая медицинская база, квалифицированные кадры, уникальные лечебные ресурсы. Как ни амбициозно это звучит, но с помощью здравоохранения при благоприятной ситуации можно будет внести определенный вклад в общий уровень развития региона. Опыт других стран показывает, что плановое лечение вместе с После 1991 г. ситуация в социальной сфере изменилась в негативную сторону: отсутствует продуманный механизм финансирования здравоохранения, попытки перейти на многоканальное обеспечение не получаются, устаревает оборудование, нет реального обновления кадров и т.д. На региональном уровне в настоящее время все более реальной становится угроза закрытия ряда муниципальных (районных) больниц, снижения их статуса, особенно при проведении административной реформы и укрупнения районов. Но еще сохранившаяся разветвленная сеть лечебных учреждений при соответствующей поддержке государственной, страховой медицины, наличие в ряде субтерриторий края богатых природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей, условий для лечения туберкулеза
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|