Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 12 глава
Кроме системного изменения общего подхода к развитию социальной сферы в депрессивным регионе, на наш взгляд, оформились и конкретные направления по исправлению ряда ошибок в социально-экономической политике края, допущенных за последние 15 лет. По нашему мнению, на Алтае органы управления реально мало что делают по улучшению качества питьевой воды для населения как важнейшего направления в плане оздоровительной работы среди людей. Без этого большинство задач по улучшению демографической ситуации, увеличению продолжительности жизни жителей края становятся декларацией. Как известно, не лучшим образом изменилось географическое положение Алтайского края в связи с распадом СССР. Но из возникшего соседства с иностранными государствами можно извлечь и определенные положительные моменты: готовить в учебных заведениях края специалистов для Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Китая и Монголии. Главное препятствие – в крае нет единства вузов и органов управления в проведении согласованной политики, обеспечения определенного материального уровня в жизни в Барнауле и условий в вузе, которые должны быть гарантированы иностранным студентам за их плату. Появляются новые формы образования: виртуальные вузы, библиотеки, музеи, СМИ, корпоративные университеты. К ним можно отнести также издательства, предприятия индустрии, которые стремятся получить выгоду от новых элементов рынка в сфере образования. Алтайскому госуниверситету, например, надо всеми силами развивать свой филиал в Белокурихе как имеющий наилучшие перспективы для проведения различных кратко- и среднесрочных курсов (тренингов) подготовки и переподготовки специалистов различных экономических и юридических специальностей.
Изменяются образовательные технологии. Студентам стали более доступны научные издания, учебники, поэтому надо переходить от пассивной передачи сведений и проверки их на экзамене При деиндустриализации края предприятиям, организациям не надо столько инженеров, агрономов, как раньше. Но нужны лица новых специальностей, которых мало готовят в Алтайском крае и в Сибири: дизайнеры, МВА (Master of Business Administration), маркетологи, психологи, переводчики с восточных языков и ряд других. Руководители большинства вузов слабо понимают, как они должны готовить специалистов для работы в малом бизнесе.
На Алтае в ходе реформирования экономики сохранились почти все вузы (ликвидировано лишь Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков Министерства обороны РФ). Однако закрыт ряд техникумов, в том числе Барнаульская банковская школа Центрального банка РФ. Но после присоединения России В подготовке специалистов вузы и колледжи края в основном ориентируются на ту структуру производства, которая была до начала реформ. В 90-е гг. в крае появились новые «отрасли роста», или «мини-точки роста». Ими стали пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая, медицинская промышленность, туризм как сфера занятости и т.п. На них занято небольшое количество персонала, у них нет дочерних структур в сфере услуг (жилья, детских садов, поликлиник и т.п.). Работники, ушедшие из бывших отраслей специализации края (машиностроения, химической и нефтехимической, радиотехнической, обороной промышленности), не нашли применения своему высококвалифицированному труду в материально производящих отраслях и вынуждены, как правило, искать работу в торговле, малом бизнесе, сфере услуг. Нарастает инфляция образования, т.е. происходит «обесценивание» диплома. Какие специальности нужны краю? Никто такими расчетами не занимается. Федеральное агентство по образованию дает цифры бюджетных наборов вузам «от достигнутого». Вузы не могут сказать, что нужно экономике региона, а в его администрации нет специалистов, которые бы при прогнозировании деятельности учебных заведений исходили не из современного состояния экономики, а с прицелом на стратегическое развитие территориального хозяйства. Вузы, по нашим оценочным данным, выпускают только 15–20% специалистов, нужных краю.
Пока же Центр пытается заниматься решением данных проблем образования путем сокращения его бесплатной формы. В России, по словам министра экономического развития и торговли С целью обеспечения роста в крае налоговых поступлений через расширение сферы платных услуг следует обратить внимание органов управления на развитие высшего образования. Имеющийся в середине 2000-х гг. профессорско-преподавательский персонал большинства вузов Алтая мог бы готовить специалистов с высшим образованием для стран СНГ и близлежащих азиатских государств. Конечно, оборудование на кафедрах подготовки специалистов технических и естественных специальностей стареет и все больше отстает от требований времени. Но кафедры, которые готовят специалистов для здравоохранения, ветеринарии, информатики, культуры и искусства, некоторых направлений среднего образования, могут успешно конкурировать с зарубежными. Проблема здесь состоит
С 2003 г. в крае стали появляться стабильные организации по разработке современных компьютерных программ. В Новосибирске такие коллективы появились лет на 5–7 раньше, чем на Алтае. Лидером стало АО «Интера», разрабатывающее программы для ФРГ и США. Конечно, наличие рядом новосибирского Академгородка не способствует деятельности этого направления на Алтае, но при этом надо учитывать, что в Барнауле, Бийске всегда были специалисты-кибернетики, которые работали над автоматизацией Рассматривая социальные факторы развития, необходимо
10.2.6. Развитие малого бизнеса В рыночной хозяйственной системе развитых стран господствующее место занимает частный сектор, лидером выступают крупные и средние организации при громадном количестве субъектов малого бизнеса. Развитие малого бизнеса в большинстве регионов России идет очень низкими темпами. По официальным данным статистики, его доля не превышает 8–9% в производстве ВВП, занято в нем 11–13% экономически активного населения. Мы относимся к той группе экономистов, которые считают, что данные цифры занижены. К примеру, В. Широнин указывает на отсутствие в законодательстве критериев классификации среднего и крупного бизнеса, и с учетом деятельности всех групп населения, собираемых налогов, более широко учета теневой экономики малый бизнес производит, по его расчетам, не менее 25–30% ВВП страны и большинства регионов. На наш взгляд, в Алтайском крае малый бизнес распространен несколько больше по сравнению с сырьевыми территориями, поскольку слишком большой группе населения некуда идти работать, кроме как в данный сектор. Однако это субъективное утверждение очень трудно доказать низкими налоговыми сборами. Но в любом случае при рассмотрении трудового баланса Алтая выявляются слишком большие группы незанятого трудоспособного населения, по всей видимости, они занимаются «теневым» малым бизнесом, не платя никаких налогов государству. На наш взгляд, перед органами управления с каждым годом будет нарастать задача по легализации неформального сектора экономики как важного инструмента в увеличении сборов в доходы бюджета. Необходимость более достоверной информации о занятости населения также вызвана потребностью принимать правильные управленческие решения по поднятию уровня жизни и более обоснованно просить (требовать) По всем основным индикаторам малое предпринимательство В настоящее время поддержку властями малого бизнеса во многом планируется осуществлять через специальные структуры – инкубаторы, финансирование которых должно производиться из федерального и регионального бюджетов. Размер вложений будет зависеть от того, насколько богат субъект РФ. Например, в финансировании бизнес-инкубаторов Алтайского края доля Федерации составит до 70%, в более богатых регионах – до 50%. Бизнес-инкубатор – это помещение, где будут работать несколько малых предприятий, поскольку одна из самых сложных задач для небольшой организации – арендовать помещение и оборудование. В 2005 г. комплексным документом в данной сфере на Алтае стала «Программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Алтайском крае на 2005–2007 годы». Она реализует ранее принятую стратегию и учитывает особенности региона, для которого развитие малого и среднего бизнеса является значимым ресурсом экономического роста. Это продолжение программы 2002–2004 гг., и она призвана содействовать росту экономического потенциала края, созданию новых рабочих мест, обеспечению граждан необходимыми товарами и услугами, поднятию жизненного уровня населения. Генеральной целью Программы является повышение эффективности и социальной направленности экономики Алтайского края путем развития сферы малого предпринимательства. Цели, - увеличение количества малых предприятий, частных предпринимателей и создание новых рабочих мест. Доля населения, работающего в малом и среднем бизнесе, должна увеличиться до 30% от общего числа занятых в экономике края (согласно статистическому учету); - рост жизненного уровня и зарплаты населения, занятого в этой сфере, доведение уровня оплаты труда до среднекраевых показателей; - увеличение доли малого бизнеса в наполняемости бюджетов городов и районов края; - повышение конкурентоспособности производимых в этом секторе товаров и услуг. Но кризис 2004–2005 гг. поставил под большое сомнение возможность достижения этих целей. Из негативных фактов развития малого бизнеса на Алтае тех лет следует отметить практическое прекращение деятельности краевой межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства. Администрацией края не разработаны предложения по обеспечению прозрачности процедур выделения земельных участков (на конкурсной основе). По мнению руководителей ассоциации участников малого бизнеса, не устранена дискриминация в
10.2.7. Повышение роли кредитных ресурсов В России в начале 90-х гг. ХХ в. при обсуждении дальнейших направлений экономических реформ предполагалось, что функции основного источника инвестиций будет выполнять банковский сектор, он заменит в этой роли государство. После 15 лет преобразований экономики банки в долгосрочном кредитовании предоставляют лишь 4–6% от общих вложений в национальное хозяйство. Это является одной из главных причин громадной нехватки инвестиций не только для модернизации экономики, но и для простого функционирования предприятий. Банковский сектор выполняет главным образом текущие операции по обслуживанию организаций, получению спекулятивных прибылей, а долгосрочные вложения идут в основном в высокорентабельные сырьевые отрасли, а также в быстроокупаемые производства (к примеру, изготовление упаковочных материалов или выпуск пищевых продуктов и напитков). Отсутствие государственных инвестиций для депрессивных и отсталых территорий имеет самые катастрофические последствия. Надежда на то, что частные банки будут вкладывать денежные средства в организации с получением отдачи через 5–7 лет, имеет под собой мало оснований. Также нереально рассчитывать, что иностранные банки наполнят экономику страны финансовыми ресурсами. Но это макроэкономическая проблема развития государства, и регионы при этом не имеют права голоса в принятии радикальных решений. Один из самых актуальных вопросов в сфере инвестиционной деятельности Алтайского края – увеличение притока банковских кредитов. При существующем хозяйственном механизме ожидать, что Правительство РФ увеличит бюджетные вложения в развитие экономики края, беспочвенно. Развитие алтайских сел, доходы сельхозпроизводителя во многом зависят от слабо прогнозируемых факторов – от погоды, стихийных бедствий и проч. Банки не могут идти в АПК, поскольку отсутствует механизм передачи в залог земельных участков. По-прежнему в 2006 г. земля не может служить залоговым обеспечением – нет земельного кадастра на основе рыночных цен, земельного рынка, не говоря уже о несовершенной судебной системе, которая должна обеспечивать реализацию залога. Если сравнить вклады банковского сектора Сибири на развитие регионального хозяйства, то в 2005 г. банки вложили 1,53 млрд руб. инвестиций в основной капитал Алтайского края, 1,32 млрд руб. – Новосибирской области, 1,82 млрд руб. – Омской области. Банки работают примерно одинаково, и это еще раз подтверждает, что проблема долгосрочного кредитования экономики банковской сферой не территориальная, а общероссийская. В 2004–2006 гг. высшие руководство страны больше занято вопросами размещения избыточной иностранной валюты, т.е. избавлением от «голландской болезни». Немосковских банкиров, экономистов, менеджеров такая проблема не волнует, и получается, что столичные и региональные банки живут в различных экономических системах, с разными проблемами, с разными направлениями выхода из сложных ситуаций. Из новых тенденций в развитии банковской сферы, на наш взгляд, без должного внимания со стороны органов власти остается ситуация с потребительским кредитом: на каких условиях население получает кредиты при покупке относительно недорогих потребительских товаров (бытовой техники, меховых шуб и т.п.). Фактически на мезоуровне (на уровне области, края) ни одна организация не учитывает размеры потребительских кредитов. Ускоренная Заключение В проведенном исследовании состояния экономики Алтайского края рассмотрены изменения, которые произошли в хозяйстве и обществе региона за последние 15 лет и проанализированы проявляющиеся тенденции. Выводы автора часто расходятся с результатами большинства проводимых в крае исследований, поскольку преследуют чисто научные цели, носят независимый характер и опираются в основном на фактические данные, количественные и качественные показатели перемен, произошедших в экономике региона, в городах и селах, на предприятиях и в учреждениях. К сожалению, оптимистические прогнозы, вводящие в заблуждение о реальном состоянии Алтая, часто делаются лицами, получившими различные гранты (в том числе и зарубежные), разрабатывающими хорошо поощряемые локальные программы, а также декларируются властями в надежде приобрести себе привлекательный имидж, На наш взгляд, органы власти и управления Алтайского края, муниципалитетов, хозяева и высшие менеджеры предприятий и организаций, получивших при приватизации в собственность недвижимость, больше озабочены проблемами получения прибыли из оставшихся производственных мощностей, которые не обновлялись 20 лет. Вопросы инновационного развития, привлечения инвестиций на Алтай, постоянно обсуждаемые в СМИ, по нашему мнению, больше муссируются для успокоения масс. Своеобразна позиция властей, которые просто игнорируют реальность Алтайского края. «Нет депрессивных территорий, есть территории, где не выявлены точки роста,» – заявляет полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. Квашнин (Континент-Сибирь, 2006, №20, с. 9). Многие негативные особенности экономики края существуют еще с советского времени, но в 60–80-е гг. ХХ в. они сглаживались большими вливаниями государственных финансов. Сейчас этого нет, а надежд на то, что частные предприниматели будут способствовать формированию сбалансированной экономики, содержать частично сохранившуюся социальную сферу, заботиться об уровне жизни 2,6 млн чел., с каждым годом становится все меньше. Конечно, есть отдельные виды экономической деятельности, которые Алтайский край по-прежнему ориентируется на сбыт своей продукции в России и СНГ, слабо учитывая близость Китая и других азиатских государств. Сельское хозяйство региона практически отмирает из-за диспаритета цен и низкой производительности труда, фермерство не развивается из-за нерешенных земельных вопросах и слабости банковского сектора, а главное – из-за отсутствия заинтересованности органов управления и власти РФ в сохранении АПК. Пищевая промышленность Алтая без эффективного животноводства, производства этилового спирта и другой высокорентабельной и налогоемкой продукции не сможет стать «локомотивом» движения экономики, так как не имеет надлежащей материальной основы. Туризм, который сейчас зарождается на Алтае, практически ничего не дает в бюджет края. В монографии мы попытались доказать, что если развитие территории будет происходить по сложившейся траектории, то Алтай из депрессивного превратится в отсталый субъект Федерации Время стало в XXI в. таким же важным фактором экономического развития, как труд и природные ресурсы. Алтайский край, как и многие депрессивные территории, потерял слишком много лет при переходе к рыночному хозяйству. Хочется верить, что все осталось позади, и новая эффективная экономическая политика, Библиографический список
60 лет Алтайскому краю: юбил. стат. сборник. – Барнаул: ОАО «Алтайский полиграфический комбинат», 1997. Hill F., Gaddy C. The Siberian Curse: How Communist Planners Left Russian Out in the Cold. The Brookings Institution Press, 2003. = Хилл Ф., Гедди К. Сибирское проклятие: как коммунистическое планирование забросило Россию в холод. Аганбегян А.Г. Россия на пути к равновесной рыночной экономике: «При наших возможностях это вполне осуществимо» // ЭКО. – 1999. – №6. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. – 2-е изд. – М.: Дело, 2004. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983. Алтайский край будет создавать туристическую зону совместно с Республикой Алтай: интервью с А.Б. Карлиным от 27 апреля 2006 г. // www.bankfax.ru Алтайский край в цифрах. 2000–2004 гг.: стат. сб. / Госкомстат РФ Алт. краев. ком. гос. статистики. – Барнаул, 2005. Алтайский край: от наукограда к инновационному развитию: интервью с главой администрации Алтайского края А. Карлиным // Бюджет. – 2006. – Апрель. Амелькина А. Жить или не жить? Да не вопрос // Профиль. – 2006. – №13. Андрианов В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал. – М.: Экономика, 2000. Апарина Н., Курбатова М. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона // Вопросы экономики. – 2003. – №11. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А.В. Рябов, Е.Ш. Курбангалеева. – М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. Байкалов С.П. Системный анализ проблем промышленного развития региона: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика и сетевая организация пространства в России // Мир России. – 2000. – №1. Батчиков С.А. Выдвижение «приоритетных национальных проектов»: шаг к долгожданной социальной переориентации реформационного курса // Российский экономический журнал. – 2005. – №9–10. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. – Новосибирск, 1997. Борисов А., Васютичев А., Головнина Н., Ореховский П., Слесарев Д., Слесарева Е. Города и реформы / под общ. ред. П.А. Ореховского. – Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. Бухтоярова И., Корсакова А. Рынок туристских услуг – инструмент развития регионов // Федерализм. – 2004. – №1. Бюджетное послание губернатора Амана Тулеева на 2006 г. // www.mediakuzbass.ru Вараксина Н.Е., Рябушкин Б.Т., Пашинцев Н.И. Статистический анализ социально-экономического развития регионов: учебное пособие. – М., 2004. Василенко В.А. Водные ресурсы для устойчивого развития // ЭКО. – 2006. – №2. Венгры хотят поучаствовать в ипотечной программе Татарстана // Коммерсантъ-Казань. – 2005. – №164. Галушкина М., Княгинин В. Массовое, гибкое и интернациональное // Эксперт. – 2005. – №43. Глазычев В.П. Глубинная Россия: 2000–2002. – М.: Новое изд-во, 2003.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|