Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 10 глава
10.1.6. Влияние Китая на экономику Алтая в настоящее Как в любом государстве, так и в России с каждым годом растет влияние Китая на функционирование экономики, образ жизни населения. Пока Китай не слишком заинтересован в сотрудничестве с Алтайским краем, поскольку с ним нет прямого дорожного На Алтае только Китай продолжает с середины 90-х гг. активно создавать совместные предприятия, хотя все чаще стали возникать совместные предприятия с Казахстаном, поскольку его русскоязычное население ищет место для вложения своих капиталов. С 2002 г. в Алтайском крае больше всего совместных с иностранными организациями российско-китайских предприятий. Китай целенаправленно проводит миграционную политику, так как он сам не в состоянии обеспечить своему растущему населению рабочие места. В Барнауле в начале 2006 г. официально было 250 китайских работников. В городах края увеличивается число китайских рынков, на которых потребительские товары на 25–30% дешевле, чем у российских продавцов. Появляются и китайские фабрики (например обувная в п. Тальменка, 80 км от Барнаула, где трудятся 30 китайских и столько же российских работников).
Эти изменения произошли после 2000 г. Можно предположить, что в будущем влияние китайских предприятий и организаций будет резко расти, поскольку их рабочая сила гораздо дешевле, а люди соглашаются работать на таких условиях, на которые российские граждане не идут. Чтобы понять влияние китайской экономики на Алтайский край, необходимо изучать опыт Иркутской и Амурской областей, так как проникновение Китая к ним началось гораздо раньше. В крае, как нам кажется, еще не сформировалась продуманная концепция отношений к китайской диаспоре. С одной стороны, власти региона хотят получить хорошие транспортные выходы на Китай и, соответственно, иметь адекватные финансовые поступления, с другой стороны, никто комплексно не представляет, во что выльется проблема китайского человеческого капитала. Опыт всех стран показывает, что остановить вторжение китайского населения невозможно, но можно поставить его в соответствующие правовые и финансовые рамки. Его численность должна регулироваться квотами, китайцы, как и все иностранцы, должны платить все российские налоги, включая подоходный. Пока же эту проблему большинство управленцев Алтая считаются несущественной и не придают ей серьезного значения.
В ближайшее время центр развития туризма все больше будет смещаться в азиатский регион. Китай станет одним из главных центров, как принимающим, так и генерирующим спрос в сфере туризма. В настоящее время между Китаем и Россией заключено соглашение о безвизовом обмене туристскими группами. Определены туристские фирмы с обеих сторон, которые могут заниматься · отсутствие прямой дороги, т.е. путешествия в Китай и из Китая возможны через международный аэропорт Новосибирска, что сводит на нет все преимущества от близости наших границ; · ближайший к Алтаю Синьцзян-Уйгурский автономный округ относится к наименее развитым регионам Китая; · Россия не входит в список стран, рекомендованных для посещения. Учитывая менталитет китайцев, это серьезное препятствие для увеличения туристского потока из Китая. В настоящее время Федеральное агентство по туризму прилагает все усилия, чтобы изменить данную ситуацию. Осуществление безвизового обмена находится под постоянным пристальным вниманием силовых органов, так как на Дальнем Востоке этот процесс нередко превращается
10.2. Поиск «точек роста» экономики края 10.2.1. Необходимость создания ипотечной системы Одно из направлений поднятия регионального хозяйства – это интенсивное развитие жилищного строительства. В России на протяжении всего реформирования постоянно говорится о жилищном строительстве как локомотиве экономики, принималось несколько государственных программ по увеличению его темпов, но до сих пор этот вопрос не получил своего решения, и острота проблемы почти во всех субъектах Федерации нарастает.
Мировая практика свидетельствует, что в устойчиво развивающемся государстве на обеспечение граждан жильем расходуются до 25% ВВП. Примерно треть из них направляется на жилищное строительство, столько же на эксплутационные расходы, на амортизацию или оплату банковских кредитов. Эффективность жилищной политики в значительной степени зависит от условий и формы проведения займов, которые могут быть аналогичны условиям эмиссии и обращения облигаций федерального займа. Анализ опыта их проведения в разных регионах позволяет систематизировать возможные варианты организации займа и выбрать наиболее предпочтительные данные. За 2004–2005 гг. объем потребительских кредитов вырос на 300% и достиг В рыночной экономике широко распространенный способ решения жилищной проблемы – ипотечное кредитование. Ипотека – финансовая услуга, когда банк предоставляет человеку кредит на покупку недвижимости, и он может занять жилье. При получении кредита необходимо предоставить в банк энное количество документов, подтверждающих, что человек имеет стабильный доход До принятия новых законодательных актов по жилищному законодательству в 2005 г. большинство покупателей вынуждены были приобретать квартиры за наличные деньги и часто задолго до заселения. Создание рынка ипотечных облигаций благодаря Закону 2003 г. «Об ипотечных ценных бумагах» сделало кредиты более доступными. Он дает право выпускать ипотечные облигации коммерческим банкам, при этом на рынке будут ценные бумаги, имеющие под собой обещание вернуть в срок реальную недвижимость – квартирную собственность. Банк, который имеет в залоге квартиру, может под нее выпустить ипотечную ценную бумагу, и в результате люди смогут получать средства под приобретаемую квартиру.
Особенно важно, что ипотека дает возможность увеличить платежеспособный спрос без разбухания в экономике денежной массы. Более того, ипотека даже сдерживает инфляцию за счет дополнительной мобилизации свободных денежных средств населения. Массовое развитие ипотеки в нашей стране, по некоторым расчетам, позволит к 2007–2008 гг. увеличить ежегодные темпы прироста национального продукта на 1–1,5%. В России некоторые банки выдают ипотечные кредиты только под поручительство юридического лица (наиболее распространенный вариант – работодателя) или при наличии поручительства нескольких физических лиц, имеющих стабильный доход (так называемую белую зарплату). При существующих в 2005–2006 гг. порядках ипотека в России рассчитана в основном на богатых. Для того чтобы обслуживать 18% кредит, выданный на десять лет, семья должна иметь совокупный доход 22 тыс. руб. в месяц (2005 г.). В таком случае решать свои жилищные проблемы может не более 5% населения, что явно недостаточно для развития ипотечного жилищного кредитования. Региональные схемы ипотеки в России (Белгородская, Иркутская, Саратовская области и др.) являются по сути условно-ипотечными, так как учитывают и используют лишь отдельные элементы классической ипотеки. Ряд районов экспериментируют с иными схемами кредитования жилищного строительства, в частности, со ссудно-сберегательными. Для запуска локальных ипотечных программ необходимо не только организационное, но и финансовое участие государства. Однако ни региональные, ни тем более местные бюджеты не имеют для этого достаточных средств. Одним из основных финансовых источников для инициирования ипотечной программы, помимо целевых средств бюджетов всех уровней, могут стать средства, привлеченные через региональные или муниципальные облигационные жилищные займы.
До 1999 г. в разных субъектах РФ в той или иной степени Объединение в одном финансовом механизме инструментов регионального (муниципального) жилищного займа и ипотечного кредитования может обеспечить значительный приток инвестиций в жилищное строительство, что не только позволит решить одну из наиболее острых социально-экономических проблем – жилищную, но и активизирует рынок жилья, строительный рынок, сопряженные отрасли и в конечном счете станет ступенькой к устойчивому экономическому росту отечественной экономики. Сейчас для начала строительства требуется затратить слишком много времени и добиться принятия многих бюрократических разрешений. Основа для сокращения сроков согласования – наличие генерального плана застройки населенного пункта. Но для этого в Алтайском крае для всех поселений необходимо 300 млн руб., а денег нет даже для столицы региона, и разработка плана застройки займет 3–4 года. В Барнауле выдачей ипотечных кредитов занимается несколько организаций, в их числе ряд банков и ОАО «Алтайское краевое агентство по жилищному ипотечному кредитованию» (АЖИК), региональный оператор Федерального агентства ипотечного жилищного кредитования. Одним из главных общих требований всех За 2003–2004 гг. Агентство по ипотечному кредитованию в Алтайском крае выделило только 327 кредитов, средняя сумма кредита – 330 тыс. руб. В Алтайском филиале Сбербанка РФ кредиты в 2005 г. выдавались под 18% годовых на 10 и 15 лет на приобретение жилья и под 19% годовых на 1–3 года на неотложные нужды. Алтайский филиал московского «Агропромкредитбанка» в 2005 г. выдал кредиты сроком до 3 лет под 25% годовых в рублях и до 5 лет под 15% в валюте. Сумма кредита могла колебаться от 150 тыс. до 3 млн руб. Существует ряд ограничений для получения кредита, одно из них – возрастное. В АЖИК срок пользования рублевым кредитом от 5 до 20 лет. Процентная ставка составляла 15% годовых. По данным Банка России, на 1 января 2006 г. объем ипотечных кредитов, выданных российскими банками, составил 20,5 млрд руб. В России при годовой инфляции в 11–13% существуют проблемы с процентом ипотечных кредитов: поскольку банк платит по депозитам процентную ставку выше инфляции, то и по кредитам не может предоставляться ставка ниже инфляции. В РФ практически весь жилищный фонд приватизирован, но нет конкуренции между домовладельцами. В то же время, например в Сингапуре, жилищное строительство развивали так, чтобы были секторы государственный и частный. Государство ведет строительство, чтобы решать проблемы расселения по упрощенному способу, сооружая в основном дешевое жилье. Население ставится в очередь в зависимости от доходов семьи, квартиру получает, частично оплачивая жилье в рассрочку. Однако для того, чтобы ипотека работала по-настоящему, должны пройти десятки лет, когда инфляция станет предсказуемой, установится хотя бы на уровне 2–4%. По всей видимости, не раньше 2010 г. проценты по ипотечным кредитам станут такими же, как и на Западе, т.е. 5–6%. Решать жилищную проблему без развитой ипотеки невозможно. Но малые российские банки слабо занимаются ипотекой, а потому и рынок крохотный, и предложений на нем почти нет. В Алтайском крае в 2005 г. ипотечный рынок первичного жилья измерялся введенными 1,5 тыс. кв. м, и это при населении в 2,6 млн чел. Отсутствие нормальной ипотеки связано с оттоком капитала и низким уровнем монетизации экономики. Если сопоставить денежную массу с ВВП, как обычно делается в зарубежных аналитических обзорах, то обнаружится, что в РФ она составляет менее 20%. У развитых стран (США, Великобритании) этот показатель превышает 60–70%, и это означает, что у них есть капитал. Если в стране не хватает капитала, то деньги в стране «короткие», банки выдают их на небольшие сроки. Проблема «коротких» денег губит все благие намерения. Низкий уровень монетизации – следствие инфляции. Ежегодно ЦБ РФ выкупает валюту десятками миллиардов долларов, выбрасывая на рынок сотни миллиардов рублей. Если бы в России была нулевая инфляция, уровень монетизации рос бы прямо пропорционально количеству вброшенных на рынок денег. Чтобы заставить работать ипотечную систему, нужно принять целый комплекс мер. Инвесторы и строители должны увеличивать на рынке объемы предложения нового жилья. Необходимо в короткие сроки усовершенствовать законодательство, в частности, усилить правовые гарантии, причем как для добросовестных приобретателей жилья, так и для банков-залогодержателей. Государство обязано использовать свои информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить население знаниями всех преимуществ и достоинств ипотеки. Социальная психология российских граждан постепенно меняется – люди привыкают жить в кредит, все более широко используют возможности свободного рынка, но на современной стадии они нуждаются в информации, которая помогала бы им более точно ориентироваться в новой экономической реальности. Около 50% выданных ипотечных кредитов в РФ приходится на Сберегательный банк РФ. За ним идут «Дельта-Кредит», «Райффайзенбанк», «Газпромбанк», «Внешторгбанк», «Собинбанк». Сейчас ипотека активно функционирует в основном на рынке вторичной недвижимости. Для того, чтобы жилье стало более доступным, надо увеличивать срок кредитования, а заемщикам следует в законодательном порядке уменьшать сумму взятого кредита на величину годовой инфляции. На данном этапе развития для большинства граждан кредит слишком дорог. Но даже в Канаде в начале 80-х гг. ХХ в. ставки по ипотечным кредитам составляли 22%. В настоящее время ипотека России в основном работает на самых емких рынках недвижимости – в Москве и Санкт-Петербурге. В других территориях имеется позитивный опыт становления ипотечного строительства, для этого привлекаются даже строители других стран, например, в Чебоксарах (Чувашия) жилой квартал построили венгерские фирмы (Коммерсантъ-Казань, 2005, №164). Пока не поздно в Алтайском крае надо применять ипотечные кредиты из ФРГ, а место их приложения – Немецкий национальный район и Славгород.
10.2.2. Вопросы повышения уровня управления Анализ современной экономики Алтая показывает, что низкий уровень решения управленческих проблем является одной из главных причин нарастающего отставания края от других регионов страны. Приватизация крупных и средних предприятий отдала их С точки зрения интересов жителей Алтая, на наш взгляд, главный вопрос: почему руководители края его, структур не могут (или не хотят) решать стратегические вопросы развития территории, создать такие условия хозяйствования для владельцев организаций, которые бы заставляли их заботиться не только о размерах прибыли, но и о качестве продукции, сбыта ее территориям Сибири, РФ, СНГ? Сейчас администрация Алтайского края решает в основном текущие вопросы (к сожалению, все чаще они подчинены созданию условий для выживания людей), а целевые проблемы остаются вне внимания. Конечно, это лучше, чем решение вопросов обогащения руководителей региональных структур, что еще недавно имело С апреля 2004 г. по август 2005 г. глава администрации Алтайского края М. Евдокимов назначал 22 своих заместителя (Приложение 19). В России больше было только у А. Лебедя – губернатора Красноярского края. Всего за 1991–2005 гг. заместителями главы администрации Алтайского края работали 55 чел. Только 5–6 из них после ухода с такой должности заняли более «высокое» положение. Остальные, как правило, не смогли найти адекватного места в иерархических структурах. Это еще раз подтверждает, что многие из них на этой важной для развития края должности оказались случайно, в силу субъективных соображений. В регионах нет системы подготовки управленческих кадров, критериев отбора для назначения на политико-административные должности. Один из выходов, на наш взгляд, – введение понятия «технический» заместитель главы администрации субъекта РФ. На этой должности государственный менеджер, специалист, работает вне зависимости от смены главы. Например, он курирует развитие АПК и реализует политические решения главы края, но с учетом особенностей хозяйственной системы. У таких «технических» заместителей должна быть своя карьера, назначения должны происходить вне зависимости от политических катаклизмов. Для этого надо, по всей видимости, вводить соответствующие изменения в Устав края, к примеру, из 8 заместителей новый глава администрации будет назначать половину из «своей команды», остальные – «технические» специалисты. Как показывает экономический опыт других стран (например Великобритании), это приводит к стабильной работе министерств и уверенности управленческих работников в своем будущем. Аналогичные подходы к формированию кадрового состава специалистов были и в российской истории при В. Ленине, когда важные должности в структуре организацией после социалистической революции занимали «специалисты» – представители буржуазного строя, и они участвовали в принятии управленческих решений. Проблемы Алтая становится все труднее решать на уровне одного предприятия из-за катастрофической деконцентрации бывших производственных объединений, а высокотехнологичные товары можно делать только в больших организациях. В советское время свыше 30 предприятий Алтайского края имели численность работников больше 10 тыс. чел., теперь не осталось ни одного. Пришедшая в 1991 г. к управлению страной власть, безусловно, боялась мощных трудовых коллективов, поэтому при решении институциональной проблемы создания частной собственности было сделано все, чтобы разукрупнить существовавшие заводы, не задумываясь об экономических последствиях. Производственные организации Мы уверены, что если и дальше предприятия края будут находиться под руководством местных менеджеров, то они окончательно остановятся. Конечно, можно привести несколько удачных примеров развития предприятий на Алтае, но это будет проявлением ложного патриотизма. В любом государстве есть несколько высокоприбыльных фирм, например в Пакистане, но отставание от развитых стран увеличивается. При переходе организации в собственность крупной фирмы привлекаемые менеджеры, как правило, жестче проводят структурную оптимизацию, больше сокращают количество занятых, но они имеют цель – увеличить выпуск товаров на определенной части территории России, СНГ, где созданы нормальные условия для реализации своей продукции. Алтайские собственники-менеджеры этого обеспечить не могут. В конце марта 2006 г. Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) объявил о покупке 82% акций ОАО «Алтай-кокс» Некоторые вопросы развития экономики можно решать с помощью маркетинга, который на уровне региона внедряется в виде ярмарок, аукционов и других форм организационного небиржевого посредничества. В крае для этих задач необходимо как можно больше разворачивать деятельность структур, подобных ЗАО «Алтайская ярмарка».
10.2.3. Необходимость трансформации алтайского капитала Формирование рыночной экономики в регионе будет идти более активно, если возникает не только собственный банковский капитал, но и производственный капитал промышленности, сельского хозяйства, торговли и т.д. Почти 15-летнее развитие капиталистического хозяйства в крае не дает ясного ответа, какой же капитал будет в дальнейшем определять функционирование экономики Алтая. В промышленности собственный (местный) значительный по объему капитал накоплен в основном у владельцев мукомольно-крупяных предприятий. Выросшие из специализированных элеваторов, узко ориентированных хлебоприемных пунктов, небольших мукомольных заводов зерноперерабатывающие организации Алтая завоевали устойчивое положение по всей стране. Так, ОАО «Пава» (раньше ОАО «Хлеб Алтая»), принадлежащее отцу и сыну Игошиным, в настоящее время контролирует 2,3% производства муки страны, что для этой отрасли, где в принципе невозможны монополисты, является очень весомым показателем. В 2005 г. «Пава» – одно из немногих предприятий РФ (второе в Сибири) – публично разместило на Московской международной валютной бирже свои
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|