Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 7 глава
39. Представительство уполномоченного управления Министерства экономического развития и торговли РФ по Западно-Сибирскому району в Алтайском крае. 40. Государственная инспекция труда в Алтайском крае. 41. Федеральное государственное учреждение Алтайский центр стандартизации, метрологии и сертификации (ФГУ «Алтайский ЦСМ») Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 42. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. 43. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Алтайскому краю. 44. Алтайский краевой центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. 45. Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны России в Алтайском крае. 46. Федеральное государственное унитарное предприятие ГТРК «Алтай». 47. Государственное учреждение Алтайский центр научно-технической информации. 48. Алтайский филиал РТРС России (АКРТПЦ). 49. Территориальное агентство по недропользованию по Алтайскому краю. 50. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю. 51. Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Алтайскому краю. 52. Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства РФ, филиал
53. Алтайское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. 54. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы» в Алтайском крае. 55. Филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю.
Всего в крае 30 федеральных структур, а еще 25 это: - различные подразделения (типа воинской части, линейные управлении, федеральные предприятия, филиалы институтов, инспекций, учреждений т.п.); - организации, у которых нет руководящей структуры на уровне региона в крае.
Прочие федеральные органы в Алтайском крае 1. Прокуратура Алтайского края. 2. Алтайский краевой суд. 3. Арбитражный суд Алтайского края. 4. Военная прокуратура Барнаульского гарнизона. 5. Барнаульский гарнизонный военный суд. 6. Управление Судебного департамента в Алтайском крае. 7. Соединение железнодорожных войск (г. Новоалтайск). 8. Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю. 9. Государственное учреждение «Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации». 10. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края. 11. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Алтайскому краю. С развитием гражданского общества в управлении как страной, так и на местном уровне все большее значение будут иметь общественные организации.
Общественные экономико-производственные объединения 1. Союз промышленников Алтая. 2. Союз крестьянских (фермерских) формирований Алтая. 3. Алтайская Торгово-промышленная палата. 4. Алтайский краевой союз потребительских обществ. 5. Алтайский Союз предпринимателей. 6. Алтайский фонд поддержки малого предпринимательства. 7. Алтайское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса. 8. Ассоциация оптовых продовольственных предприятий Алтайского края. 9. Некомерческое партнерство «Алтайская ремесленная палата». В настоящее время в Алтайском крае зарегистрировано свыше 20 национально-культурных объединений, которые помогают лицам своей национальности сохранить язык, культуру, проводить различные просветительские мероприятия и т.п. Функционирование подобных объединений в России имеет небольшую историю, но как учит опыт других стран, это должно помочь людям лучше адаптироваться к местным условиям и облегчить жизнь простых граждан в жестких рамках современного общества.
Общественные национально-культурные объединения Алтайского края на 1 января 2006 г. 1. Алтайская краевая общественная организация «Общество литовской культуры» (ноябрь 1991 г.)[*]. 2. Общественная организация «Алтайское краевое общество немцев «Видергебурт» («Возрождение») (май 1991 г.). 3. Общественное движение «Сообщество российских немцев Алтая» (октябрь 1991 г.). 4. Алтайская краевая общественная благотворительная организация «Молодежное объединение российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») (январь 1998 г.). 5. Алтайская краевая национально-культурная автономия российских немцев (декабрь 1997 г.).
6. Общественная организация «Центр польской культуры г. Барнаула» (май 1994 г.). 7. Алтайская краевая общественная организация «Ассоциация кумандинского народа» (июнь 1998 г.). 8. Алтайская краевая общественная организация «Центр культуры Азербайджана» (июль 1997 г.). 9. Алтайская краевая общественная организация «Армянский культурный центр» (август 1998 г.). 10. Алтайская общественная региональная организация «Общественный культурный центр стран Востока» (июнь 1997 г.). 11. Алтайская краевая общественная организация «Центр татарской культуры «Дулкин» (перерегистрация 2004 г.). 12. Алтайская краевая общественная организация «Узбекский культурный центр» (сентябрь 2003 г.). 13. Алтайская краевая общественная организация «Афганское братство» (перерегистрация 2004 г.). 14. Алтайская региональная общественная организация «Центр национальной культуры “Вайнах”» (чеченцы и ингуши) (июнь 2002 г.). 15. Барнаульская городская общественная организация «Кардаш»(в основном кумандинцы) (апрель 2002 г.). 16. Местная религиозная организация «Общество (прогрессивного) иудаизма г. Барнаула» (2000 г.). 17. Алтайская краевая общественная организация «Центр казахской культуры “Ата-Мурза”» ( февраль 2004 г.). 18. Алтайская краевая общественная организация «Центр башкирской культуры “Курай”» (апрель 2004 г.). 19. Местная белорусская национально-культурная автономия 20. Местная национально-культурная автономия татар г. Барнаула (март 2005 г.). Глава 10. Направления экономической
Будьте реалистами – требуйте невозможного! Лозунг парижской радикальной 10.1. Перспективы экономики края
10.1.1. Сценарии и модели развития региона Для нас очевидно, что в Алтайском крае отсутствуют четко сформулированные стратегические цели и постоянно меняются тактические пути развития региона. В 2004–2005 гг. при смене главы администрации хозяйственные структуры территории оказались предоставлены сами себе, но как выяснилось, большинство из них не могут эффективно работать при такой «свободе». Следует отметить, что это уникальный отечественный «опыт»: за пятнадцать месяцев с 5% ежемесячного прироста промышленного производства в 2004 г. край в 2005 г. сокращал промышленное производство на 10% в месяц. Можно утверждать, что это цена самоустранения администрации региона от участия в управлении экономикой в современных условиях. Данная ситуация отличается от обстановки, сложившейся на уровне страны, так как там главными факторами Топливно-энергетические ресурсы вместе с другими природными ресурсами являются малозначимыми составляющими в экономическом потенциале Алтая. Учитывая это, а также изменившиеся с распадом Советского Союза географические условия, следует, и мы в этом твердо уверены, совсем по-новому формировать стратегию и тактику развития экономики Алтайского края. Для выхода из серьезного кризиса руководству края необходимо иметь в виду различные сценарии развития региона. Нужен сценарий развития, который бы прежде всего раскрывал, описывал условия, способствующие выходу территории из депрессии. По словам В. Преображенского, участника проекта «Россия-2015», одного из соруководителей проекта «Алтай-2020», «будущее сегодня не такое, каким оно было вчера». Другое методологическое положение при составлении экономических сценариев: «сказка – ложь,
В январе 2004 г. глава администрации края утвердил Стратегию развития региона до 2010 г. Впервые за 15 лет был разработан документ, в котором прогнозировалось будущее региона более чем на пять лет. В нем дан подробный анализ ситуации в экономической сфере и в соответствии с теми задачами, которые определены Президентом РФ В. Путиным на ближайшие годы, продекларирована необходимость удвоения ВРП края за восемь лет. Стратегия 2004 г. была подвергнута критике как отдельными экономистами, так и сменившейся исполнительной властью Алтайского края. По всей видимости, один из главных недостатков этой стратегии состоит в том, что в ней оценена ситуация на основании традиционных статистических показателей: производство промышленности, сельского хозяйства и т.п., износ оборудования, объемы инвестиционных вложений в основной капитал и др. По нашему мнению, прежде всего необходимо определить, к какому технологическому укладу относится хозяйство Алтайского края. Технологический уклад региона – это не статистические данные, а интегрированный показатель оценки состояния основных предприятий В 2006 г. администрация края решила не принимать новый план развития региона. Утверждены «Приоритетные направления социально-экономического развития Алтайского края на 2006–2008 годы». На наш взгляд, в данном документе слишком много общих фраз. Никто и никогда не будет говорить о снижении уровня жизни населения, поэтому не стоит даже обозначать эго рост целевой установкой для стратегической и тактической работы управленческих структур. Непонятно, как можно говорить о «формировании высокоорганизованной социально ориентированной экономики», когда для этого нет материальных условий. Не ясно, каким способом будут привлечены крупные инвестиции и что будет меняться в управлении регионом. Опыт экономической истории заставляет искать новые подходы. В 30-е гг. ХХ в. в Великую депрессию в США были найдены «локомотивы» по подъему экономики в виде развернутого строительства за счет государства современных автомобильных дорог, массового жилья для населения и даже формирование конвейерного кинопроизводства (Голливуд), способного приносить значительную прибыль, получаемую из других стран мира. В России же уже пятнадцать лет обсуждается вопрос, что может стать таким «двигателем» роста как всего государства, так и отдельного региона. Пока эту роль в РФ выполняют отрасли, которые производят сырье и полуфабрикаты для других стран мира, что позволяет не допускать такого ощутимого снижения уровня жизни населения в стране, как это произошло в Украине, Грузии, Таджикистане, если более точно сказать, почти во всех бывших советских республиках, кроме Белоруссии, Узбекистана и стран Балтии. Но сырье для экспорта добывают в ограниченном числе регионов, где малопригодные условия для нормальной комфортабельной жизни. Что может сыграть роль «локомотива» экономики в таком депрессивном субъекте Российской Федерации, как Алтайский край? На наш взгляд, это могут быть: 1) более глубокая переработка сельскохозяйственной продукции и ее сетевая реализация, но при преодолении в стране диспаритета цен на аграрную продукцию и средства ее производства, а здесь инициатива полностью принадлежит Правительству РФ; 2) развитие туризма, прежде всего курортного Отсталые и депрессивные регионы за годы реформ, как правило, не получили источников инвестиций, а для крупных вложений их необходимо найти любыми способами (мы понимаем, что это звучит по-пиаровски, но у края все меньше времени остается, чтобы не опуститься на уровень Республики Тыва или Читинской области). Для Алтайского края чаще всего называются средства по подъему АПК и на развитие туризма. На наш взгляд, не следует серьезно рассматривать развитие инновационной сферы на Алтае как источника выхода из кризиса, когда рядом находятся Новосибирская область со своими фундаментальными научно-исследовательскими структурами и Томская область с многолетней университетской историей, имеющая уникальные природные и материальные условия для развития нефтяной, газовой и атомной промышленности. Самостоятельным двигателем развития Алтайского края не может быть и строительство жилья, когда для большинства его населения нет места для приложения своего труда при современной структуре экономики. По нашим расчетам, для модернизации алтайской экономики необходимы инвестиции в основной капитал на сумму 80–90 млрд руб. в год на протяжении 10 лет. Инвестиции в крае в 2005 г. (согласно Росстату) равнялись 20,3 млрд руб. Лидером по месту их приложения по-прежнему остается торговля, хотя в модернизации больше всего нуждаются электроэнергетика, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство. Бюджетная поддержка Правительства РФ по выходу Алтая из глубокого системного кризиса и создание для крупных неалтайских холдингов гарантированных финансовых, налоговых и имущественных условий по размещению в крае инвестиций могут, на наш взгляд, стать основными источниками капитальных вложений в регион. Будущее экономики Алтайского края можно рассматривать в различных моделях, среди которых выделяются следующие: 1. Возврат к советской модели развития. Восстановление промышленного потенциала региона, существовавшего до 1992 г. В 90-е гг. подобное пыталось сделать руководство Ульяновской области. Выражалось это в активном вмешательстве территориальной администрации в хозяйственную деятельность товаропроизводителей под лозунгом сохранения существующего производства, региональном контроле цен, тарифов, удержании всеми способами достигнутого уровня жизни населения. Основная надежда была на увеличение федеральных дотаций. Эти процессы привели область в начале 2000-х гг. к системному кризису. 2. Эволюционная модель. Развитие Алтая в соответствии с либеральным подходом к хозяйственному механизму, осуществляемому в слаборазвитой стране. Открытая модель экономики края с подчинением хозяйства интересам предпринимательских структур из 3. Закрытая модель экономики края – надежда на бюджетные инвестиции, ввод ограничений на вывоз производимых товаров, жесткий контроль государственных структур за рынками зерна, мяса, конкурентоспособных товаров, размещение в крае новых тяжелых, вредных, но доходных производств и т.п. 4. Аграрная модель. Развитие агропромышленного комплекса, предприятий, занятых производством пищевых продуктов, как основы экономики края. 5. Курортно-туристическая модель: развитие лечебных зон, туризма и других отраслей отдыха как основа занятости значительной части населения Алтая в будущем. 6. Инновационная модель. Развитие инновационной сферы, например наукограда в Бийске. В РФ их всего 10, и в 2006 г. из федерального бюджета они получат только 820 млн руб. Каждому поселению средства выделяются пропорционально численности его населения. Бийск (свыше 220 тыс. жителей) – самый большой из них, и для получения значимых средств для города необходимо вносить поправки в методологию распределения расходов федерального бюджета, что вне компетенции субъекта Федерации. Все эти модели нельзя применить в стагнирующем регионе, если брать каждую из них в отдельности, поэтому надо разрабатывать интегрированную модель. В настоящее время экономика Алтая находится под воздействием следующих негативных обстоятельств: · отсутствие удовлетворительных условий для привлечения в материальное производство края инвестиций, прежде всего долгосрочных; · отсутствие собственного топливно-энергетического комплекса с адекватными тарифами (ценами) на электро- и теплоэнергию, горючесмазочные материалы; · высокая доля агропромышленного комплекса в ВРП края; · слабое развитие сферы услуг и прежде всего туризма; · плохой менеджмент и низкая квалификация управленческих кадров; · высокая дотационность краевого бюджета; · громадное количество учреждений социальной инфраструктуры и одновременно пугающая бедность населения, отстранение большинства граждан от активной экономической жизни, ведущее к деградации населения; · потеря квалифицированных кадров во время реформ; · слабое развитие малого и среднего бизнеса, как, впрочем, почти по всей стране; · недостаток банковского кредитования осуществления крупных проектов. Можно ли утверждать, что если эти барьеры будут устранены, то Алтай сможет стабильно развиваться? По всей видимости, да, но главным здесь должна стать политическая стабильность в управлении регионом. Что можно сделать для преодоления каждого из этих факторов сейчас?
10.1.2. Проблема источников инвестиций для развития Развитие любой экономики, получение достаточных доходов для регионального бюджета невозможно без капитальных вложений в создание новых видов экономической деятельности и обновление основных фондов, прежде всего в промышленности. Хотя мы, как нам кажется, убедительно доказали, что большинство существующих промышленных предприятий края не имеет перспектив развития, в современной ситуации на Алтае нет других источников собственных доходов бюджета, кроме функционирования сохранившихся предприятий обрабатывающих производств. В регионе не создаются новые значимые предприятия, капитальные вложения во все отрасли хозяйства резко сократились, их нельзя рассматривать как источник формирования современного (пятого) технологического уклада. Модель краевого хозяйства в советское время почти полностью была сформирована волевыми решениями государства, и мгновенное устранение правительства от решения инвестиционных проблем региона не выдерживает никакой критики. Безусловно, реально перестроить экономику на рыночные условия за 10–15 лет можно только с помощью государства, если оно хочет иметь положительный результат реформирования. Но сейчас Правительство РФ минимально инвестирует перестройку структуры экономики регионов, не слишком вмешивается в создание хозяйственного механизма, который бы привлекал в территории небюджетные источники инвестиций. Все эти вопросы решаются только на уровне Федерации, поэтому можно лишь констатировать, что без государственных инвестиций рыночные реформы не получатся в обозримый период, надо искать способы привлечения частных капитальных вложений в обычный депрессивный район. Руководителям Алтайского края следует отказаться от тезиса, что край сможет сам найти источники инвестиций и как самодостаточная территория способен выйти из кризисного состояния. До 2006 г. почти все главы администрации Алтая формировали свою экономическую политику как развитие территории, способной самостоятельно выйти из кризиса, но результаты этой деятельности плачевны, и уровень жизни населения в регионе в 1,5–2 раза ниже, чем в среднем по стране. Промышленные предприятия края в основном направляют инвестиции на поддержание сохранившихся основных фондов, значительно сократили размеры производства, и их частным владельцам (как правило, неместным жителям) нет большого смысла восстанавливать рабочие места, прежние объемы выпуска продукции. В 2004–2005 гг. промышленность Алтая находилась в состоянии ступора. Единственными точками роста, несколько ограничивающими темпы сокращения промышленного производства края, остаются экспортно ориентированные отрасли – производство кокса, медицинская, мукомольная и пищевая промышленность, а также вагоностроение. В таких условиях объемы продукции, которая производится для внутреннего потребления России, не только не растут, но даже падают. А достижение «докризисного уровня жизни» населения во многом обеспечивается за счет увеличения дотаций из бюджета, а также расширения импортных поставок. В Алтайском крае небольшие размеры производства экспортных товаров, потому что он находится за 5 тыс. км от европейских границ В 2005 г. объем произведенной продукции обрабатывающих производств промышленности края составил 5,8% от ее выпуска Противоречива ситуация в секторе оборонной промышленности Алтая. С 2003 г. информация о работе заводов ОПК вновь стала засекреченной. Оборонный комплекс за годы реформ резко сократился, и в 2005 г. им выпущено продукции только на 5,5% (данные получены в результате проведенных исследований) от общего объема промышленного производства в крае. ОПК все меньше влияет на уровень жизни населения края, не растет и даже снижается его технологический уклад, не говоря уже об инновационном возрастании. В 2003 г., и особенно в 2006 г., объемы ОПК края начали резко увеличиваться, и необходимо иметь отдельную программу его развития, как это есть в других регионах, например в Новосибирской области. Сейчас ОПК региона вне сферы активного воздействия местных органов власти, и это один из самых глубоких просчетов органов управления территории. Программа реформирования ОПК, принятая Правительством РФ в 2001 г., предусматривает создание предприятий со статусом «казенное». Объемы их финансирования из федерального бюджета не зависят от госзаказа и загруженности производственных мощностей. Некоторые предприятия Алтая (прежде всего Бийский олеумный завод), на наш взгляд, должны быть включены в данную номенклатуру, и это в определенной степени зависит от эффективной работы администрации края. На Алтае мало собственных ресурсов, использование которых помогло бы значительно увеличить объем производства в промышленности, создать новые рабочие места, способствовать развитию инфраструктуры и т.п. Исключение составляют предприятия АПК (в широком смысле определения) и производство биологически активных добавок (БАДов).Эффективность глубокой переработки сельскохозяйственного сырья не нуждается в доказательстве, но краевые структуры многие годы не могут прийти к согласию по тактическому решению данной проблемы. В крае произрастает свыше 7 тыс. видов лекарственных трав. Самое динамичное (наравне с «Алтайвагоном») предприятие региона в 2000-е гг. – ЗАО «Эвалар» – берет в крае до половины необходимых ингредиентов для производства БАДов. Л. Прокопьева, владелица 76% акций «Эвалара», в советское время работала научным специалистом в АНИИХТе, затем в ФНЦП «Алтай», а в середине 90-х гг. создала собственную торговую сеть, начав с расфасовки польской пудры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|