Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 7 глава




39. Пред­ста­ви­тель­ст­во упол­но­мо­чен­но­го управ­ле­ния Ми­ни­стер­ст­ва эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия и тор­гов­ли РФ по За­пад­но-Си­бир­ско­му рай­ону в Ал­тай­ском крае.

40. Го­су­дар­ст­вен­ная ин­спек­ция тру­да в Ал­тай­ском крае.

41. Фе­де­раль­ное го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние Ал­тай­ский центр стан­дар­ти­за­ции, мет­ро­ло­гии и сер­ти­фи­ка­ции (ФГУ «Ал­тай­ский ЦСМ») Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва по тех­ни­че­ско­му ре­гу­ли­ро­ва­нию и мет­ро­ло­гии.

42. Тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган Фе­де­раль­ной служ­бы го­су­дар­ст­вен­ной ста­ти­сти­ки по Ал­тай­ско­му краю.

43. Управ­ле­ние Фе­де­раль­но­го агент­ст­ва ка­да­ст­ра объ­ек­тов не­дви­жи­мо­сти по Ал­тай­ско­му краю.

44. Ал­тай­ский крае­вой центр по гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и мо­ни­то­рин­гу ок­ру­жаю­щей сре­ды.

45. Центр спе­ци­аль­ной свя­зи и ин­фор­ма­ции Фе­де­раль­ной служ­бы ох­ра­ны Рос­сии в Ал­тай­ском крае.

46. Фе­де­раль­ное го­су­дар­ст­вен­ное уни­тар­ное пред­при­ятие ГТРК «Ал­тай».

47. Го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние Ал­тай­ский центр на­уч­но-тех­ни­че­ской ин­фор­ма­ции.

48. Ал­тай­ский фи­ли­ал РТРС Рос­сии (АКРТПЦ).

49. Тер­ри­то­ри­аль­ное агент­ст­во по не­дро­поль­зо­ва­нию по Ал­тай­ско­му краю.

50. Управ­ле­ние Фе­де­раль­ной служ­бы по над­зо­ру в сфе­ре при­ро­до­поль­зо­ва­ния по Ал­тай­ско­му краю.

51. Тер­ри­то­ри­аль­ное управ­ле­ние Фе­де­раль­ной служ­бы по над­зо­ру в сфе­ре здра­во­охра­не­ния и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия по Ал­тай­ско­му краю.

52. Фе­де­раль­ное го­су­дар­ст­вен­ное уни­тар­ное пред­при­ятие «Фе­де­раль­ное агент­ст­во по ре­гу­ли­ро­ва­нию про­до­воль­ст­вен­но­го рын­ка» при Ми­ни­стер­ст­ве сель­ско­го хо­зяй­ст­ва РФ, фи­ли­ал
в Ал­тай­ском крае.

53. Ал­тай­ское меж­ре­гио­наль­ное управ­ле­ние по тех­но­ло­ги­че­ско­му и эко­ло­ги­че­ско­му над­зо­ру Фе­де­раль­ной служ­бы по эко­ло­ги­че­ско­му, тех­но­ло­ги­че­ско­му и атом­но­му над­зо­ру.

54. Фе­де­раль­ное го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние «Глав­ное бю­ро ме­ди­ко-со­ци­аль­ной экс­пер­ти­зы» в Ал­тай­ском крае.

55. Фи­ли­ал Фе­де­раль­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­тар­но­го пред­при­ятия «Рос­те­хин­вен­та­ри­за­ция» по Ал­тай­ско­му краю.

 

Все­го в крае 30 фе­де­раль­ных струк­тур, а еще 25 это:

- раз­лич­ные под­раз­де­ле­ния (ти­па во­ин­ской час­ти, ли­ней­ные управ­ле­нии, фе­де­раль­ные пред­при­ятия, фи­лиа­лы ин­сти­ту­тов, ин­спек­ций, уч­ре­ж­де­ний т.п.);

- ор­га­ни­за­ции, у ко­то­рых нет ру­ко­во­дя­щей струк­ту­ры на уров­не ре­гио­на в крае.

 

Про­чие фе­де­раль­ные ор­га­ны в Ал­тай­ском крае
на 1 сен­тяб­ря 2005 г.

1. Про­ку­ра­ту­ра Ал­тай­ско­го края.

2. Ал­тай­ский крае­вой суд.

3. Ар­бит­раж­ный суд Ал­тай­ско­го края.

4. Во­ен­ная про­ку­ра­ту­ра Бар­на­уль­ско­го гар­ни­зо­на.

5. Бар­на­уль­ский гар­ни­зон­ный во­ен­ный суд.

6. Управ­ле­ние Су­деб­но­го де­пар­та­мен­та в Ал­тай­ском крае.

7. Со­еди­не­ние же­лез­но­до­рож­ных войск (г. Но­во­ал­тайск).

8. Го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние – От­де­ле­ние пен­си­он­но­го фон­да Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по Ал­тай­ско­му краю.

9. Го­су­дар­ст­вен­ное уч­ре­ж­де­ние «Ал­тай­ское ре­гио­наль­ное от­де­ле­ние Фон­да со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

10. Тер­ри­то­ри­аль­ный фонд обя­за­тель­но­го ме­ди­цин­ско­го стра­хо­ва­ния Ал­тай­ско­го края.

11. Глав­ное управ­ле­ние Цен­траль­но­го бан­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по Ал­тай­ско­му краю.

С раз­ви­ти­ем гра­ж­дан­ско­го об­ще­ст­ва в управ­ле­нии как стра­ной, так и на ме­ст­ном уров­не все боль­шее зна­че­ние бу­дут иметь об­ще­ст­вен­ные ор­га­ни­за­ции.

 

Об­ще­ст­вен­ные эко­но­ми­ко-про­из­вод­ст­вен­ные объ­е­ди­не­ния
Ал­тай­ско­го края на 1 сен­тяб­ря 2005 г.

1. Со­юз про­мыш­лен­ни­ков Ал­тая.

2. Со­юз кре­сть­ян­ских (фер­мер­ских) фор­ми­ро­ва­ний Ал­тая.

3. Ал­тай­ская Тор­го­во-про­мыш­лен­ная па­ла­та.

4. Ал­тай­ский крае­вой со­юз по­тре­би­тель­ских об­ществ.

5. Ал­тай­ский Со­юз пред­при­ни­ма­те­лей.

6. Ал­тай­ский фонд под­держ­ки ма­ло­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва.

7. Ал­тай­ское ре­гио­наль­ное агент­ст­во под­держ­ки ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са.

8. Ас­со­циа­ция оп­то­вых про­до­воль­ст­вен­ных пред­при­ятий Ал­тай­ско­го края.

9. Не­ко­мер­че­ское парт­нер­ст­во «Ал­тай­ская ре­мес­лен­ная па­ла­та».

В на­стоя­щее вре­мя в Ал­тай­ском крае за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но свы­ше 20 на­цио­наль­но-куль­тур­ных объ­е­ди­не­ний, ко­то­рые по­мо­га­ют ли­цам сво­ей на­цио­наль­но­сти со­хра­нить язык, куль­ту­ру, про­во­дить раз­лич­ные про­све­ти­тель­ские ме­ро­прия­тия и т.п. Функ­цио­ни­ро­ва­ние по­доб­ных объ­е­ди­не­ний в Рос­сии име­ет не­боль­шую ис­то­рию, но как учит опыт дру­гих стран, это долж­но по­мочь лю­дям луч­ше адап­ти­ро­вать­ся к ме­ст­ным ус­ло­ви­ям и об­лег­чить жизнь про­стых гра­ж­дан в же­ст­ких рам­ках со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва.

 

Об­ще­ст­вен­ные на­цио­наль­но-куль­тур­ные объ­е­ди­не­ния

Ал­тай­ско­го края на 1 ян­ва­ря 2006 г.

1. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ст­во ли­тов­ской куль­ту­ры» (но­ябрь 1991 г.)[*].

2. Об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Ал­тай­ское крае­вое об­ще­ст­во нем­цев «Ви­дер­ге­бурт» («Воз­ро­ж­де­ние») (май 1991 г.).

3. Об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние «Со­об­ще­ст­во рос­сий­ских нем­цев Ал­тая» (ок­тябрь 1991 г.).

4. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная бла­го­тво­ри­тель­ная ор­га­ни­за­ция «Мо­ло­деж­ное объ­е­ди­не­ние рос­сий­ских нем­цев «Ви­дер­ге­бурт» («Воз­ро­ж­де­ние») (ян­варь 1998 г.).

5. Ал­тай­ская крае­вая на­цио­наль­но-куль­тур­ная ав­то­но­мия рос­сий­ских нем­цев (де­кабрь 1997 г.).

6. Об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр поль­ской куль­ту­ры г. Бар­нау­ла» (май 1994 г.).

7. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Ас­со­циа­ция ку­ман­дин­ско­го на­ро­да» (июнь 1998 г.).

8. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр куль­ту­ры Азер­бай­джа­на» (июль 1997 г.).

9. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Ар­мян­ский куль­тур­ный центр» (ав­густ 1998 г.).

10. Ал­тай­ская об­ще­ст­вен­ная ре­гио­наль­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ст­вен­ный куль­тур­ный центр стран Вос­то­ка» (июнь 1997 г.).

11. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр та­тар­ской куль­ту­ры «Дул­кин» (пе­ре­ре­ги­ст­ра­ция 2004 г.).

12. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Уз­бек­ский куль­тур­ный центр» (сен­тябрь 2003 г.).

13. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Аф­ган­ское брат­ст­во» (пе­ре­ре­ги­ст­ра­ция 2004 г.).

14. Ал­тай­ская ре­гио­наль­ная об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр на­цио­наль­ной куль­ту­ры “Вай­нах”» (че­чен­цы и ин­гу­ши) (июнь 2002 г.).

15. Бар­на­уль­ская го­род­ская об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Кар­даш»(в ос­нов­ном ку­ман­дин­цы) (ап­рель 2002 г.).

16. Ме­ст­ная ре­ли­ги­оз­ная ор­га­ни­за­ция «Об­ще­ст­во (про­грес­сив­но­го) иу­да­из­ма г. Бар­нау­ла» (2000 г.).

17. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр ка­зах­ской куль­ту­ры “Ата-Мур­за”» ( фев­раль 2004 г.).

18. Ал­тай­ская крае­вая об­ще­ст­вен­ная ор­га­ни­за­ция «Центр баш­кир­ской куль­ту­ры “Ку­рай”» (ап­рель 2004 г.).

19. Ме­ст­ная бе­ло­рус­ская на­цио­наль­но-куль­тур­ная ав­то­но­мия
г. Бар­нау­ла (июль 2004 г.).

20. Ме­ст­ная на­цио­наль­но-куль­тур­ная ав­то­но­мия та­тар г. Бар­нау­ла (март 2005 г.).


Гла­ва 10. На­прав­ле­ния эко­но­ми­че­ской
по­ли­ти­ки по пре­одо­ле­нию
де­прес­сив­но­го со­стоя­ния
эко­но­ми­ки Ал­тай­ско­го края

 

Будь­те реа­ли­ста­ми – тре­буй­те не­воз­мож­но­го!

Ло­зунг па­риж­ской ра­ди­каль­ной
мо­ло­де­жи в мае 1968 г.

10.1. Пер­спек­ти­вы эко­но­ми­ки края
в ус­ло­ви­ях эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия

10.1.1. Сце­на­рии и мо­де­ли раз­ви­тия ре­гио­на

Для нас оче­вид­но, что в Ал­тай­ском крае от­сут­ст­ву­ют чет­ко сфор­му­ли­ро­ван­ные стра­те­ги­че­ские це­ли и по­сто­ян­но ме­ня­ют­ся так­ти­че­ские пу­ти раз­ви­тия ре­гио­на. В 2004–2005 гг. при сме­не гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции хо­зяй­ст­вен­ные струк­ту­ры тер­ри­то­рии ока­за­лись пре­дос­тав­ле­ны са­ми се­бе, но как вы­яс­ни­лось, боль­шин­ст­во из них не мо­гут эф­фек­тив­но ра­бо­тать при та­кой «сво­бо­де». Сле­ду­ет от­ме­тить, что это уни­каль­ный оте­че­ст­вен­ный «опыт»: за пят­на­дцать ме­ся­цев с 5% еже­ме­сяч­но­го при­рос­та про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва в 2004 г. край в 2005 г. со­кра­щал про­мыш­лен­ное про­из­вод­ст­во на 10% в ме­сяц. Мож­но ут­вер­ждать, что это це­на са­мо­уст­ра­не­ния ад­ми­ни­ст­ра­ции ре­гио­на от уча­стия в управ­ле­нии эко­но­ми­кой в со­вре­мен­ных ус­ло­ви­ях. Дан­ная си­туа­ция от­ли­ча­ет­ся от об­ста­нов­ки, сло­жив­шей­ся на уров­не стра­ны, так как там глав­ны­ми фак­то­ра­ми
со­вре­мен­но­го ста­биль­но­го раз­ви­тия на­цио­наль­но­го хо­зяй­ст­ва яв­ля­ют­ся внеш­не­эко­но­ми­че­ские ис­точ­ни­ки до­хо­дов от про­да­жи неф­ти, га­за, ме­тал­лов и дру­го­го сы­рья.

То­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ские ре­сур­сы вме­сте с дру­ги­ми при­род­ны­ми ре­сур­са­ми яв­ля­ют­ся ма­ло­зна­чи­мы­ми со­став­ляю­щи­ми в эко­но­ми­че­ском по­тен­циа­ле Ал­тая. Учи­ты­вая это, а так­же из­ме­нив­шие­ся с рас­па­дом Со­вет­ско­го Сою­за гео­гра­фи­че­ские ус­ло­вия, сле­ду­ет, и мы в этом твер­до уве­ре­ны, со­всем по-но­во­му фор­ми­ро­вать стра­те­гию и так­ти­ку раз­ви­тия эко­но­ми­ки Ал­тай­ско­го края.

Для вы­хо­да из серь­ез­но­го кри­зи­са ру­ко­во­дству края не­об­хо­ди­мо иметь в ви­ду раз­лич­ные сце­на­рии раз­ви­тия ре­гио­на. Ну­жен сце­на­рий раз­ви­тия, ко­то­рый бы пре­ж­де все­го рас­кры­вал, опи­сы­вал ус­ло­вия, спо­соб­ст­вую­щие вы­хо­ду тер­ри­то­рии из де­прес­сии. По сло­вам В. Пре­об­ра­жен­ско­го, уча­ст­ни­ка про­ек­та «Рос­сия-2015», од­но­го из со­ру­ко­во­ди­те­лей про­ек­та «Ал­тай-2020», «бу­ду­щее се­го­дня не та­кое, ка­ким оно бы­ло вче­ра». Дру­гое ме­то­до­ло­ги­че­ское по­ло­же­ние при со­став­ле­нии эко­но­ми­че­ских сце­на­ри­ев: «сказ­ка – ложь,
да в ней на­мек». В них все­гда со­дер­жат­ся на­мет­ки то­го, что на­до де­лать и че­го не на­до, ка­ко­вы по­след­ст­вия тех или иных дей­ст­вий. Сце­на­рий пред­по­ла­га­ет то, что еще не оп­ре­де­ле­но, и по­мо­га­ет уча­ст­ни­кам по­нять, ка­кие дей­ст­вия нуж­ны в этих ус­ло­ви­ях не­оп­ре­де­лен­но­сти. Раз­ра­ба­ты­вае­мый с 2005 г. сце­на­рий раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края на срок до 2020 г. ис­хо­дит из оцен­ки эко­но­ми­ки края с уче­том про­ис­хо­дя­щих в ре­гио­не по­ли­ти­че­ских по­тря­се­ний и эко­но­ми­че­ских из­ме­не­ний.

В ян­ва­ре 2004 г. гла­ва ад­ми­ни­ст­ра­ции края ут­вер­дил Стра­те­гию раз­ви­тия ре­гио­на до 2010 г. Впер­вые за 15 лет был раз­ра­бо­тан до­ку­мент, в ко­то­ром про­гно­зи­ро­ва­лось бу­ду­щее ре­гио­на бо­лее чем на пять лет. В нем дан под­роб­ный ана­лиз си­туа­ции в эко­но­ми­че­ской сфе­ре и в со­от­вет­ст­вии с те­ми за­да­ча­ми, ко­то­рые оп­ре­де­ле­ны Пре­зи­ден­том РФ В. Пу­ти­ным на бли­жай­шие го­ды, про­дек­ла­ри­ро­ва­на не­об­хо­ди­мость уд­вое­ния ВРП края за во­семь лет.

Стра­те­гия 2004 г. бы­ла под­верг­ну­та кри­ти­ке как от­дель­ны­ми эко­но­ми­ста­ми, так и сме­нив­шей­ся ис­пол­ни­тель­ной вла­стью Ал­тай­ско­го края. По всей ви­ди­мо­сти, один из глав­ных не­дос­тат­ков этой стра­те­гии со­сто­ит в том, что в ней оце­не­на си­туа­ция на ос­но­ва­нии тра­ди­ци­он­ных ста­ти­сти­че­ских по­ка­за­те­лей: про­из­вод­ст­во про­мыш­лен­но­сти, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и т.п., из­нос обо­ру­до­ва­ния, объ­е­мы ин­ве­сти­ци­он­ных вло­же­ний в ос­нов­ной ка­пи­тал и др. По на­ше­му мне­нию, пре­ж­де все­го не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить, к ка­ко­му тех­но­ло­ги­че­ско­му ук­ла­ду от­но­сит­ся хо­зяй­ст­во Ал­тай­ско­го края. Тех­но­ло­ги­че­ский ук­лад ре­гио­на – это не ста­ти­сти­че­ские дан­ные, а ин­тег­ри­ро­ван­ный по­ка­за­тель оцен­ки со­стоя­ния ос­нов­ных пред­при­ятий
с уче­том уров­ня ос­нов­ных фон­дов, ка­че­ст­ва вы­пус­кае­мой про­дук­ции, до­ли рас­хо­да на ин­но­ва­ции, об­ра­зо­ва­тель­но­го цен­за ин­же­не­ров и ра­бо­чих, раз­ви­тия ком­пь­ю­тер­ных тех­но­ло­гий, со­вре­мен­ных ви­дов свя­зи и т.п. Толь­ко по­сле оп­ре­де­ле­ния уров­ня хо­зяй­ст­ва края мож­но ус­та­но­вить не­об­хо­ди­мый объ­ем ин­ве­сти­ций и при­ори­тет от­рас­лей их вло­же­ния для пе­ре­хо­да на бо­лее ка­че­ст­вен­ную сту­пень раз­ви­тия, а не про­сто ста­вить за­да­чу уд­вое­ния ВРП.

В 2006 г. ад­ми­ни­ст­ра­ция края ре­ши­ла не при­ни­мать но­вый план раз­ви­тия ре­гио­на. Ут­вер­жде­ны «При­ори­тет­ные на­прав­ле­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края на 2006–2008 го­ды». На наш взгляд, в дан­ном до­ку­мен­те слиш­ком мно­го об­щих фраз. Ни­кто и ни­ко­гда не бу­дет го­во­рить о сни­же­нии уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния, по­это­му не сто­ит да­же обо­зна­чать эго рост це­ле­вой ус­та­нов­кой для стра­те­ги­че­ской и так­ти­че­ской ра­бо­ты управ­лен­че­ских струк­тур. Не­по­нят­но, как мож­но го­во­рить о «фор­ми­ро­ва­нии вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной эко­но­ми­ки», ко­гда для это­го нет ма­те­ри­аль­ных ус­ло­вий. Не яс­но, ка­ким спо­со­бом бу­дут при­вле­че­ны круп­ные ин­ве­сти­ции и что бу­дет ме­нять­ся в управ­ле­нии ре­гио­ном.

Опыт эко­но­ми­че­ской ис­то­рии за­став­ля­ет ис­кать но­вые под­хо­ды. В 30-е гг. ХХ в. в Ве­ли­кую де­прес­сию в США бы­ли най­де­ны «ло­ко­мо­ти­вы» по подъ­е­му эко­но­ми­ки в ви­де раз­вер­ну­то­го строи­тель­ст­ва за счет го­су­дар­ст­ва со­вре­мен­ных ав­то­мо­биль­ных до­рог, мас­со­во­го жи­лья для на­се­ле­ния и да­же фор­ми­ро­ва­ние кон­вей­ер­но­го ки­но­про­из­вод­ст­ва (Гол­ли­вуд), спо­соб­но­го при­но­сить зна­чи­тель­ную при­быль, по­лу­чае­мую из дру­гих стран ми­ра. В Рос­сии же уже пят­на­дцать лет об­су­ж­да­ет­ся во­прос, что мо­жет стать та­ким «дви­га­те­лем» рос­та как все­го го­су­дар­ст­ва, так и от­дель­но­го ре­гио­на. По­ка эту роль в РФ вы­пол­ня­ют от­рас­ли, ко­то­рые про­из­во­дят сы­рье и по­лу­фаб­ри­ка­ты для дру­гих стран ми­ра, что по­зво­ля­ет не до­пус­кать та­ко­го ощу­ти­мо­го сни­же­ния уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния в стра­не, как это про­изош­ло в Ук­раи­не, Гру­зии, Тад­жи­ки­ста­не, ес­ли бо­лее точ­но ска­зать, поч­ти во всех быв­ших со­вет­ских рес­пуб­ли­ках, кро­ме Бе­ло­рус­сии, Уз­бе­ки­ста­на и стран Балтии.

Но сы­рье для экс­пор­та до­бы­ва­ют в ог­ра­ни­чен­ном чис­ле ре­гио­нов, где ма­ло­при­год­ные ус­ло­вия для нор­маль­ной ком­фор­та­бель­ной жиз­ни.

Что мо­жет сыг­рать роль «ло­ко­мо­ти­ва» эко­но­ми­ки в та­ком де­прес­сив­ном субъ­ек­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, как Ал­тай­ский край? На наш взгляд, это мо­гут быть: 1) бо­лее глу­бо­кая пе­ре­ра­бот­ка сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной про­дук­ции и ее се­те­вая реа­ли­за­ция, но при пре­одо­ле­нии в стра­не дис­па­ри­те­та цен на аг­рар­ную про­дук­цию и сред­ст­ва ее про­из­вод­ст­ва, а здесь ини­циа­ти­ва пол­но­стью при­над­ле­жит Пра­ви­тель­ст­ву РФ; 2) раз­ви­тие ту­риз­ма, пре­ж­де все­го ку­рорт­но­го
и экс­тре­маль­но­го; 3) го­су­дар­ст­вен­ное ин­ве­сти­ро­ва­ние по раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры, в пер­вую оче­редь транс­порт­ной, для тор­гов­ли с Ки­та­ем, Ка­зах­ста­ном и др.; 4) вос­ста­нов­ле­ние обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на ос­но­ве го­су­дар­ст­вен­но­го за­ка­за и экс­порт­ных до­го­во­ров; 5) жи­лищ­ное строи­тель­ст­во, вклю­чая бюд­жет­ное
и ипо­теч­ное фи­нан­си­ро­ва­ние.

От­ста­лые и де­прес­сив­ные ре­гио­ны за го­ды ре­форм, как пра­ви­ло, не по­лу­чи­ли ис­точ­ни­ков ин­ве­сти­ций, а для круп­ных вло­же­ний их не­об­хо­ди­мо най­ти лю­бы­ми спо­со­ба­ми (мы по­ни­ма­ем, что это зву­чит по-пиа­ров­ски, но у края все мень­ше вре­ме­ни ос­та­ет­ся, что­бы не опус­тить­ся на уро­вень Рес­пуб­ли­ки Ты­ва или Чи­тин­ской об­лас­ти). Для Ал­тай­ско­го края ча­ще все­го на­зы­ва­ют­ся сред­ст­ва по подъ­е­му АПК и на раз­ви­тие ту­риз­ма. На наш взгляд, не сле­ду­ет серь­ез­но рас­смат­ри­вать раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­ной сфе­ры на Ал­тае как ис­точ­ни­ка вы­хо­да из кри­зи­са, ко­гда ря­дом на­хо­дят­ся Но­во­си­бир­ская об­ласть со свои­ми фун­да­мен­таль­ны­ми на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ски­ми струк­ту­ра­ми и Том­ская об­ласть с мно­го­лет­ней уни­вер­си­тет­ской ис­то­ри­ей, имею­щая уни­каль­ные при­род­ные и ма­те­ри­аль­ные ус­ло­вия для раз­ви­тия неф­тя­ной, га­зо­вой и атом­ной про­мыш­лен­но­сти. Са­мо­стоя­тель­ным дви­га­те­лем раз­ви­тия Ал­тай­ско­го края не мо­жет быть и строи­тель­ст­во жи­лья, ко­гда для боль­шин­ст­ва его на­се­ле­ния нет мес­та для при­ло­же­ния сво­его тру­да при со­вре­мен­ной струк­ту­ре эко­но­ми­ки.

По на­шим рас­че­там, для мо­дер­ни­за­ции ал­тай­ской эко­но­ми­ки не­об­хо­ди­мы ин­ве­сти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал на сум­му 80–90 млрд руб. в год на про­тя­же­нии 10 лет. Ин­ве­сти­ции в крае в 2005 г. (со­глас­но Рос­ста­ту) рав­ня­лись 20,3 млрд руб. Ли­де­ром по мес­ту их при­ло­же­ния по-преж­не­му ос­та­ет­ся тор­гов­ля, хо­тя в мо­дер­ни­за­ции боль­ше все­го ну­ж­да­ют­ся элек­тро­энер­ге­ти­ка, об­ра­ба­ты­ваю­щая про­мыш­лен­ность, сель­ское хо­зяй­ст­во, ком­му­наль­ное хо­зяй­ст­во. Бюд­жет­ная под­держ­ка Пра­ви­тель­ст­ва РФ по вы­хо­ду Ал­тая из глу­бо­ко­го сис­тем­но­го кри­зи­са и соз­да­ние для круп­ных не­ал­тай­ских хол­дин­гов га­ран­ти­ро­ван­ных фи­нан­со­вых, на­ло­го­вых и иму­ще­ст­вен­ных ус­ло­вий по раз­ме­ще­нию в крае ин­ве­сти­ций мо­гут, на наш взгляд, стать ос­нов­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми ка­пи­таль­ных вло­же­ний в ре­ги­он.

Бу­ду­щее эко­но­ми­ки Ал­тай­ско­го края мож­но рас­смат­ри­вать в раз­лич­ных мо­де­лях, сре­ди ко­то­рых вы­де­ля­ют­ся сле­дую­щие:

1. Воз­врат к со­вет­ской мо­де­ли раз­ви­тия. Вос­ста­нов­ле­ние про­мыш­лен­но­го по­тен­циа­ла ре­гио­на, су­ще­ст­во­вав­шего до 1992 г. В 90-е гг. по­доб­ное пы­та­лось сде­лать ру­ко­во­дство Уль­я­нов­ской об­лас­ти. Вы­ра­жа­лось это в ак­тив­ном вме­ша­тель­ст­ве тер­ри­то­ри­аль­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции в хо­зяй­ст­вен­ную дея­тель­ность то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей под ло­зун­гом со­хра­не­ния су­ще­ст­вую­ще­го про­из­вод­ст­ва, ре­гио­наль­ном кон­тро­ле цен, та­ри­фов, удер­жа­нии все­ми спо­со­ба­ми дос­тиг­ну­то­го уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния. Ос­нов­ная на­де­ж­да бы­ла на уве­ли­че­ние фе­де­раль­ных до­та­ций. Эти про­цес­сы при­ве­ли об­ласть в на­ча­ле 2000-х гг. к сис­тем­но­му кри­зи­су.

2. Эво­лю­ци­он­ная мо­дель. Раз­ви­тие Ал­тая в со­от­вет­ст­вии с ли­бе­раль­ным под­хо­дом к хо­зяй­ст­вен­но­му ме­ха­низ­му, осу­ще­ст­в­ляе­мо­му в сла­бо­раз­ви­той стра­не. От­кры­тая мо­дель эко­но­ми­ки края с под­чи­не­ни­ем хо­зяй­ст­ва ин­те­ре­сам пред­при­ни­ма­тель­ских струк­тур из
фи­нан­со­во бо­га­тых тер­ри­то­рий (Мо­ск­вы, Са­мар­ской, Ке­ме­ров­ской об­лас­тей, Ура­ла и т.п.), по­сколь­ку в ре­гио­не дол­го еще не бу­дет
в дос­тат­ке сво­его ка­пи­та­ла.

3. За­кры­тая мо­дель эко­но­ми­ки края – на­де­ж­да на бюд­жет­ные ин­ве­сти­ции, ввод ог­ра­ни­че­ний на вы­воз про­из­во­ди­мых то­ва­ров, же­ст­кий кон­троль го­су­дар­ст­вен­ных струк­тур за рын­ка­ми зер­на, мя­са, кон­ку­рен­то­спо­соб­ных то­ва­ров, раз­ме­ще­ние в крае но­вых тя­же­лых, вред­ных, но до­ход­ных про­из­водств и т.п.

4. Аг­рар­ная мо­дель. Раз­ви­тие аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са, пред­при­ятий, за­ня­тых про­из­вод­ст­вом пи­ще­вых про­дук­тов, как ос­но­вы эко­но­ми­ки края.

5. Ку­рорт­но-ту­ри­сти­че­ская мо­дель: раз­ви­тие ле­чеб­ных зон, ту­риз­ма и дру­гих от­рас­лей от­ды­ха как ос­но­ва за­ня­то­сти зна­чи­тель­ной час­ти на­се­ле­ния Ал­тая в бу­ду­щем.

6. Ин­но­ва­ци­он­ная мо­дель. Раз­ви­тие ин­но­ва­ци­он­ной сфе­ры, на­при­мер нау­ко­гра­да в Бий­ске. В РФ их все­го 10, и в 2006 г. из фе­де­раль­но­го бюд­же­та они по­лу­чат толь­ко 820 млн руб. Ка­ж­до­му по­се­ле­нию сред­ст­ва вы­де­ля­ют­ся про­пор­цио­наль­но чис­лен­но­сти его на­се­ле­ния. Бийск (свы­ше 220 тыс. жи­те­лей) – са­мый боль­шой из них, и для по­лу­че­ния зна­чи­мых средств для го­ро­да не­об­хо­ди­мо вно­сить по­прав­ки в ме­то­до­ло­гию рас­пре­де­ле­ния рас­хо­дов фе­де­раль­но­го бюд­же­та, что вне ком­пе­тен­ции субъ­ек­та Фе­де­ра­ции.

Все эти мо­де­ли нель­зя при­ме­нить в стаг­ни­рую­щем ре­гио­не, ес­ли брать ка­ж­дую из них в от­дель­но­сти, по­это­му на­до раз­ра­ба­ты­вать ин­тег­ри­ро­ван­ную мо­дель.

В на­стоя­щее вре­мя эко­но­ми­ка Ал­тая на­хо­дит­ся под воз­дей­ст­ви­ем сле­дую­щих не­га­тив­ных об­стоя­тельств:

· от­сут­ст­вие удов­ле­тво­ри­тель­ных ус­ло­вий для при­вле­че­ния в ма­те­ри­аль­ное про­из­вод­ст­во края ин­ве­сти­ций, пре­ж­де все­го дол­го­сроч­ных;

· от­сут­ст­вие соб­ст­вен­но­го то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са с аде­к­ват­ны­ми та­ри­фа­ми (це­на­ми) на элек­тро- и те­п­ло­энер­гию, го­рю­чес­ма­зоч­ные ма­те­риа­лы;

· вы­со­кая до­ля аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са в ВРП края;

· сла­бое раз­ви­тие сфе­ры ус­луг и пре­ж­де все­го ту­риз­ма;

· пло­хой ме­недж­мент и низ­кая ква­ли­фи­ка­ция управ­лен­че­ских кад­ров;

· вы­со­кая до­та­ци­он­ность крае­во­го бюд­же­та;

· гро­мад­ное ко­ли­че­ст­во уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры и од­но­вре­мен­но пу­гаю­щая бед­ность на­се­ле­ния, от­стра­не­ние боль­шин­ст­ва гра­ж­дан от ак­тив­ной эко­но­ми­че­ской жиз­ни, ве­ду­щее к де­гра­да­ции на­се­ле­ния;

· по­те­ря ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров во вре­мя ре­форм;

· сла­бое раз­ви­тие ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, как, впро­чем, поч­ти по всей стра­не;

· не­дос­та­ток бан­ков­ско­го кре­ди­то­ва­ния осу­ще­ст­в­ле­ния круп­ных про­ек­тов.

Мож­но ли ут­вер­ждать, что ес­ли эти барь­е­ры бу­дут уст­ра­не­ны, то Ал­тай смо­жет ста­биль­но раз­ви­вать­ся? По всей ви­ди­мо­сти, да, но глав­ным здесь долж­на стать по­ли­ти­че­ская ста­биль­ность в управ­ле­нии ре­гио­ном. Что мож­но сде­лать для пре­одо­ле­ния ка­ж­до­го из этих фак­то­ров сей­час?

 

10.1.2. Про­бле­ма ис­точ­ни­ков ин­ве­сти­ций для раз­ви­тия
про­мыш­лен­но­сти края

Раз­ви­тие лю­бой эко­но­ми­ки, по­лу­че­ние дос­та­точ­ных до­хо­дов для ре­гио­наль­но­го бюд­же­та не­воз­мож­но без ка­пи­таль­ных вло­же­ний в соз­да­ние но­вых ви­дов эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти и об­нов­ле­ние ос­нов­ных фон­дов, пре­ж­де все­го в про­мыш­лен­но­сти. Хо­тя мы, как нам ка­жет­ся, убе­ди­тель­но до­ка­за­ли, что боль­шин­ст­во су­ще­ст­вую­щих про­мыш­лен­ных пред­при­ятий края не име­ет пер­спек­тив раз­ви­тия, в со­вре­мен­ной си­туа­ции на Ал­тае нет дру­гих ис­точ­ни­ков соб­ст­вен­ных до­хо­дов бюд­же­та, кро­ме функ­цио­ни­ро­ва­ния со­хра­нив­ших­ся пред­при­ятий об­ра­ба­ты­ваю­щих про­из­водств. В ре­гио­не не соз­да­ют­ся но­вые зна­чи­мые пред­при­ятия, ка­пи­таль­ные вло­же­ния во все от­рас­ли хо­зяй­ст­ва рез­ко со­кра­ти­лись, их нель­зя рас­смат­ри­вать как ис­точ­ник фор­ми­ро­ва­ния со­вре­мен­но­го (пя­то­го) тех­но­ло­ги­че­ско­го ук­ла­да.

Мо­дель крае­во­го хо­зяй­ст­ва в со­вет­ское вре­мя поч­ти пол­но­стью бы­ла сфор­ми­ро­ва­на во­ле­вы­ми ре­ше­ния­ми го­су­дар­ст­ва, и мгно­вен­ное уст­ра­не­ние пра­ви­тель­ст­ва от ре­ше­ния ин­ве­сти­ци­он­ных про­блем ре­гио­на не вы­дер­жи­ва­ет ни­ка­кой кри­ти­ки. Без­ус­лов­но, ре­аль­но пе­ре­стро­ить эко­но­ми­ку на ры­ноч­ные ус­ло­вия за 10–15 лет мож­но толь­ко с по­мо­щью го­су­дар­ст­ва, ес­ли оно хо­чет иметь по­ло­жи­тель­ный ре­зуль­тат ре­фор­ми­ро­ва­ния. Но сей­час Пра­ви­тель­ст­во РФ ми­ни­маль­но ин­ве­сти­ру­ет пе­ре­строй­ку струк­ту­ры эко­но­ми­ки ре­гио­нов, не слиш­ком вме­ши­ва­ет­ся в соз­да­ние хо­зяй­ст­вен­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый бы при­вле­кал в тер­ри­то­рии не­бюд­жет­ные ис­точ­ни­ки ин­ве­сти­ций. Все эти во­про­сы ре­ша­ют­ся толь­ко на уров­не Фе­де­ра­ции, по­это­му мож­но лишь кон­ста­ти­ро­вать, что без го­су­дар­ст­вен­ных ин­ве­сти­ций ры­ноч­ные ре­фор­мы не по­лу­чат­ся в обо­зри­мый пе­ри­од, на­до ис­кать спо­со­бы при­вле­че­ния ча­ст­ных ка­пи­таль­ных вло­же­ний в обыч­ный де­прес­сив­ный рай­он. Ру­ко­во­ди­те­лям Ал­тай­ско­го края сле­ду­ет от­ка­зать­ся от те­зи­са, что край смо­жет сам най­ти ис­точ­ни­ки ин­ве­сти­ций и как са­мо­дос­та­точ­ная тер­ри­то­рия спо­со­бен вый­ти из кри­зис­но­го со­стоя­ния. До 2006 г. поч­ти все гла­вы ад­ми­ни­ст­ра­ции Ал­тая фор­ми­ро­ва­ли свою эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку как развитие тер­ри­то­рии, спо­соб­ной са­мо­стоя­тель­но вый­ти из кри­зи­са, но ре­зуль­та­ты этой дея­тель­но­сти пла­чев­ны, и уро­вень жиз­ни на­се­ле­ния в ре­гио­не в 1,5–2 раза ни­же, чем в сред­нем по стра­не.

Про­мыш­лен­ные пред­при­ятия края в ос­нов­ном на­прав­ля­ют ин­ве­сти­ции на под­дер­жа­ние со­хра­нив­ших­ся ос­нов­ных фон­дов, зна­чи­тель­но со­кра­ти­ли раз­ме­ры про­из­вод­ст­ва, и их ча­ст­ным вла­дель­цам (как пра­ви­ло, не­ме­ст­ным жи­те­лям) нет боль­шо­го смыс­ла вос­ста­нав­ли­вать ра­бо­чие мес­та, преж­ние объ­е­мы вы­пус­ка про­дук­ции.
В крае, на наш взгляд, не­пло­хая при­быль есть толь­ко в пи­ще­вой
и му­ко­моль­ной про­мыш­лен­но­сти, тор­гов­ле, но ее очень труд­но транс­фор­ми­ро­вать в ма­ши­но­строе­ние и сель­ское хо­зяй­ст­во. При­быль из этих от­рас­лей в луч­шем слу­чае мож­но бу­дет по­лу­чить
че­рез 3–5 лет.

В 2004–2005 гг. про­мыш­лен­ность Ал­тая на­хо­ди­лась в со­стоя­нии сту­по­ра. Един­ст­вен­ны­ми точ­ка­ми рос­та, не­сколь­ко ог­ра­ни­чи­ваю­щи­ми тем­пы со­кра­ще­ния про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва края, ос­та­ют­ся экс­порт­но ори­ен­ти­ро­ван­ные от­рас­ли – про­из­вод­ст­во кок­са, ме­ди­цин­ская, му­ко­моль­ная и пи­ще­вая про­мыш­лен­ность, а так­же ва­го­но­строе­ние. В та­ких ус­ло­ви­ях объ­е­мы про­дук­ции, ко­то­рая про­из­во­дит­ся для внут­рен­не­го по­треб­ле­ния Рос­сии, не толь­ко не рас­тут, но да­же па­да­ют. А дос­ти­же­ние «док­ри­зис­но­го уров­ня жиз­ни» на­се­ле­ния во мно­гом обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет уве­ли­че­ния до­та­ций из бюд­же­та, а так­же рас­ши­ре­ния им­порт­ных по­ста­вок. В Ал­тай­ском крае не­боль­шие раз­ме­ры про­из­вод­ст­ва экс­порт­ных то­ва­ров, по­то­му что он на­хо­дит­ся за 5 тыс. км от европейских гра­ниц
и пор­тов. Ори­ен­та­ция толь­ко на внут­ри­рос­сий­ский сбыт не в со­стоя­нии бу­дет под­нять про­мыш­лен­ность края.

В 2005 г. объ­ем про­из­ве­ден­ной про­дук­ции об­ра­ба­ты­ваю­щих про­из­водств про­мыш­лен­но­сти края со­ста­вил 5,8% от ее вы­пус­ка
в це­лом по Си­бир­ско­му фе­де­раль­но­му ок­ру­гу. Низ­кая до­ход­ность об­ра­ба­ты­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти не мо­жет объ­яс­нять­ся толь­ко сла­бой кон­ку­рен­то­спо­соб­но­стью про­из­во­ди­мых ею то­ва­ров. По всей ви­ди­мо­сти, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни это свя­за­но с тем, что вла­дель­цы пред­при­ятий вся­че­ски­ми спо­со­ба­ми за­ни­жа­ют ис­тин­ную при­быль про­из­вод­ст­ва. Так, в ОАО «Ал­тай-кокс» в 2005 г. объ­ем про­из­вод­ст­ва и ока­зан­ных ус­луг ра­вен 12,2 млрд руб., а на­лог
с при­бы­ли при этом со­ста­вил лишь 7,7 (!) млн руб. Та­кой уро­вень на­ло­го­вых пла­те­жей, на наш взгляд, не­ес­те­ст­вен, и лю­бой бюд­жет в та­ких слу­ча­ях ни­ко­гда не смо­жет обес­пе­чить свои рас­хо­ды.

Про­ти­во­ре­чи­ва си­туа­ция в сек­то­ре обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти Ал­тая. С 2003 г. ин­фор­ма­ция о ра­бо­те за­во­дов ОПК вновь ста­ла за­сек­ре­чен­ной. Обо­рон­ный ком­плекс за го­ды ре­форм рез­ко со­кра­тил­ся, и в 2005 г. им вы­пу­ще­но про­дук­ции толь­ко на 5,5% (дан­ные по­лу­че­ны в ре­зуль­та­те про­ве­ден­ных ис­сле­до­ва­ний) от об­ще­го объ­е­ма про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва в крае. ОПК все мень­ше влия­ет на уро­вень жиз­ни на­се­ле­ния края, не рас­тет и да­же сни­жа­ет­ся его тех­но­ло­ги­че­ский ук­лад, не го­во­ря уже об ин­но­ва­ци­он­ном воз­рас­та­нии.

В 2003 г., и осо­бен­но в 2006 г., объ­е­мы ОПК края на­ча­ли рез­ко уве­ли­чи­вать­ся, и не­об­хо­ди­мо иметь от­дель­ную про­грам­му его раз­ви­тия, как это есть в дру­гих ре­гио­нах, на­при­мер в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти. Сей­час ОПК ре­гио­на вне сфе­ры ак­тив­но­го воз­дей­ст­вия ме­ст­ных ор­га­нов вла­сти, и это один из са­мых глу­бо­ких про­сче­тов ор­га­нов управ­ле­ния тер­ри­то­рии.

Про­грам­ма ре­фор­ми­ро­ва­ния ОПК, при­ня­тая Пра­ви­тель­ст­вом РФ в 2001 г., пре­ду­смат­ри­ва­ет соз­да­ние пред­при­ятий со ста­ту­сом «ка­зен­ное». Объ­е­мы их фи­нан­си­ро­ва­ния из фе­де­раль­но­го бюд­же­та не за­ви­сят от гос­за­ка­за и за­гру­жен­но­сти про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей. Не­ко­то­рые пред­при­ятия Ал­тая (пре­ж­де все­го Бий­ский оле­ум­ный за­вод), на наш взгляд, долж­ны быть вклю­че­ны в дан­ную но­менк­ла­ту­ру, и это в оп­ре­де­лен­ной сте­пе­ни за­ви­сит от эф­фек­тив­ной ра­бо­ты ад­ми­ни­ст­ра­ции края.

На Ал­тае ма­ло соб­ст­вен­ных ре­сур­сов, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых по­мог­ло бы зна­чи­тель­но уве­ли­чить объ­ем про­из­вод­ст­ва в про­мыш­лен­но­сти, соз­дать но­вые ра­бо­чие мес­та, спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию ин­фра­струк­ту­ры и т.п. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют пред­при­ятия АПК (в ши­ро­ком смыс­ле оп­ре­де­ле­ния) и про­из­вод­ст­во био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных до­ба­вок (БАДов).Эф­фек­тив­ность глу­бо­кой пе­ре­ра­бот­ки сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го сы­рья не ну­ж­да­ет­ся в до­ка­за­тель­ст­ве, но крае­вые струк­ту­ры мно­гие го­ды не мо­гут прий­ти к со­гла­сию по так­ти­че­ско­му ре­ше­нию дан­ной про­бле­мы. В крае про­из­ра­ста­ет свы­ше 7 тыс. ви­дов ле­кар­ст­вен­ных трав. Са­мое ди­на­мич­ное (на­рав­не с «Ал­тай­ва­го­ном») пред­при­ятие ре­гио­на в 2000-е гг. – ЗАО «Эва­лар» – бе­рет в крае до по­ло­ви­ны не­об­хо­ди­мых ин­гре­ди­ен­тов для про­из­вод­ст­ва БАДов. Л. Про­копь­е­ва, вла­де­ли­ца 76% ак­ций «Эва­ла­ра», в со­вет­ское вре­мя ра­бо­та­ла на­уч­ным спе­циа­ли­стом в АНИИХТе, за­тем в ФНЦП «Ал­тай», а в се­ре­ди­не 90-х гг. соз­да­ла соб­ст­вен­ную тор­го­вую сеть, на­чав с рас­фа­сов­ки поль­ской пуд­ры
и губ­ной по­ма­ды. При­ме­няя но­вые тех­но­ло­гии, ак­тив­но ис­поль­зуя рек­ла­му, соб­ст­вен­ные ап­те­ки для про­да­жи БАДов, «Эва­лар» до­бил­ся, по ал­тай­ским по­ня­ти­ям, фе­но­ме­наль­ных ре­зуль­та­тов. В 2004 г. он имел обо­рот в 1,4 млрд руб., то­гда же им был за­пу­щен фар­ма­цев­ти­че­ский за­вод по стан­дар­там GMP (Львов, 2005, с. 196). Ес­ли учесть, что этот ме­ди­цин­ский ры­нок в Рос­сии да­лек от из­быт­ка
то­ва­ров, то у пред­при­ни­ма­те­лей края есть хо­ро­ший при­мер для под­ра­жа­ния.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...