Задолженность по кредитам по основным видам экономической деятельности в Российской Федерации и Алтайском крае, млн руб. 8 глава
На Алтае в настоящее время нет ни одного казенного федерального предприятия. Но если администрация заинтересована вопросом, как наполнить краевой бюджет собственными налогами, то ей не обойтись без таких предприятий, например, по изготовлению спирта. Сейчас акцизы от спирта составляют примерно 4,5–5% доходов краевого консолидированного бюджета. Передача таких заводов в частные руки помогла определенным лицам в регионах сформировать свой капитал, но подобные казенные предприятия смогут за короткий срок увеличить собственные доходы территории. Экономическое неравенство субъектов Федерации существует с момента их образования, поэтому государство должно находить для слабых регионов источники доходов их бюджетов. С этой точки зрения интересно знать, как такая проблемы решается в ряде субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе.
В крае, в силу специфики производственного потенциала, значительных долей в его структуре оборонного машиностроения, агропромышленного комплекса, восстановительный процесс, по всей видимости, прекратится при достижении 75–80% от уровня производства 1990 г. Для дальнейшего стабильного экономического роста необходимо коренное обновление основных фондов, использование современных высококвалифицированных кадров, внедрение новых систем управления экономикой. Поэтому с 2002 г., а особенно в 2004–2005 гг., нехватка в крае инвестиций, оборудования и квалифицированных кадров стала существенной причиной низких темпов экономического роста и сокращения объемов производства. Есть секторы, где российская технологическая отсталость пока мнимая. Это выпуск телевизоров, бытовой электроники, компьютеров и проч. Ее можно преодолеть за счет расширения инвестиционных вложений, проявлять больше самостоятельности, покупать лицензии передовых зарубежных компаний, привлекать иностранных предпринимателей в качестве партнеров, менеджеров. Так, на Славгородском заводе радиоаппаратуры в 2004 г. начали выпускать маленький черно-белый телевизор «Алтай» с кинескопом из Брянска, но из-за выгодных госзаказов Министерства обороны РФ там отказались от производства данного товара. Государственно-частные предприятия с большими инвестиционными вложениями стали появляться только после 2002 г. Алтайским предприятиям с устаревшими основными фондами, доставшимися от советской экономики, очень трудно попасть в такие концерны. Но если край хочет сохранить подобные предприятия со значительным количеством рабочих мест, надо находить возможности «проникновения» в новые структуры, соглашаться на значительные потери во владении организациями, на размещение тяжелых и экологически вредных производств. Алтай может привлекать своей дешевой рабочей силой, а других преимуществ у предприятий края очень мало.
Проблемы, вытекающие из географического положения региона, разные территории решают по-разному. Так, у Красноярского края есть конкурентные преимущества в стратегическом развитии: богатая минерально-сырьевая база, мощный энергетический комплекс, разветвленная транспортная инфраструктура, человеческий ресурс, научно-технический потенциал. Главный недостаток – расстояния. Это 4 тыс. км до одного рынка сбыта – европейского, столько же до другого – азиатского. Губернатор Красноярского края А. Хлопонин считает, что им выгодно производить только такую продукцию, в которой доля затрат на транспортировку не превышает 5–10%. Прежде всего это инновационные технологии и сырье в стадии конечной переработки – два основных направления, по которым должна двигаться экономика региона (Хлопонин, 2004, с. 11). На сохранившихся основных фондах большинства алтайских заводов в принципе невозможно эффективно произвести новую продукцию высокого качества, т.е. конкурентоспособную. Выход один – массовое обновление фондов предприятий на базе передовых технологий. Для этого нужны инвестиции, и именно они являются главным двигателем экономики. В реформируемый период при нынешней правительственной экономической политике нельзя рассчитывать на большие бюджетные ассигнования, поэтому необходимо создавать условия по привлечению инорегиональных инвесторов, находить такие инструменты и рычаги, которые бы способствовали дополнительному финансированию региона. Эта проблема имеет общефедеральный характер, но снижение инвестиционной привлекательности Алтая, падение, по данным журнала «Эксперт», его инвестиционного рейтинга свидетельствуют о том, что исполнительная власть не смогла найти полюсов (точек) роста. Также это демонстрирует непоследовательную экономическую политику за последние 15 лет пяти глав администрации Алтайского края, слабость законодательной ветви власти, не способной разработать и принять правовую основу для привлечения и сохранения капитала на территории. Это говорит
В настоящее время в провинции большое внимание уделяется поиску адекватного механизма функционирования обрабатывающей промышленности и прежде всего машиностроения. Одно из направлений выхода из тупика, по мнению руководителей ряда производств, состоит в ускоренном внедрении лизинга и резком расширении системы государственного (регионального) заказа. Также нарастает количество проектов по организации сборочных производств (есть предложения московских и других компаний освоить на Алтае производство китайских тракторов, автобусов, внедорожников и т.п.). Добыча полиметаллов в Алтайском крае (Рубцовский рудник) находится в ведении Уральской горно-металлургической компании. В 2005 г. нормальные взаимоотношения администрации края
С начала перехода к рыночной экономике в депрессивном регионе уменьшается доля бюджетных средств в местной инвестиционной программе. В 2005 г. в Алтайском крае она равнялась всего 480, 3 млн руб. и в основном за счет федерального бюджета. Значительная доля инвестиций в годы реформ в крае направлялась в строительство социальных объектов (школ, больниц и т.п.), в дорожное строительство, после 2000 г. – в электроэнергетику. В крае нет своего специализированного инвестиционного банка, т.е. реальной финансовой структуры, которая могла бы проводить региональную инвестиционную политику. Есть только специализированный – Сибсоцбанк, но он ориентирован на социальную сферу. Интересен новый опыт Ульяновской области, которая, несмотря на кризис своего хозяйства, уже в бюджете 2006 г. создала специальный инвестиционный фонд как источник развития. Белоруссия только 10–12% своей продукции потребляет у себя, остальное вывозит. Надо изучать опыт функционирования экономики Белоруссии и добиваться помощи от Правительства РФ для внедрения применяемых там инструментов на Алтае. Если он обеспечивается низкой ценой газа и нефти, то почему Алтайскому краю не попытаться снова добиваться аналогичных условий?
Ряд сибирских организаций в добровольно-принудительно порядке вошел в состав российских холдингов и концернов через процедуру слияния при сохранении юридической самостоятельности хозяев. По прошествии нескольких лет участники оценили положительные стороны таких акций, усилили свои позиции на внешнем рынке, хотя конкуренция там жесткая. В Алтайском крае, к примеру, позитивные результаты в увеличении объема производства достигнуты кондитерской фабрикой «Алтай», Рубцовским молочным заводом, Алтайским шинным комбинатом. Слабый инвестиционный климат, отсутствие сильного менеджмента привело к тому, что в рейтинге 50 менеджерских решений по Сибири по итогам 2004 г. из Алтайского края, по оценке специалистов журнала «Эксперт-Сибирь», значится только одно: возобновление строительства пятой коксовой батареи на ОАО В Алтайском крае в 2004 г. была ориентация на необходимость строительства 2–3 объектов федерального значения: ГРЭС на бурых углях в Солтонском районе, санаторно-курортного комплекса на лечебных озерах в Завьяловком районе и автомобильной дороги на Китай. В настоящее время все это представляется нереальными прожектами, хотя обсуждаются эти предложения чуть ли не десятилетие. Новые подходы возникли со сменой руководства края, которое, по всей видимости, в основном рассчитывает, как это было в Советском Союзе, на помощь из федерального бюджета. В ряде регионов страны для роста производства при существующем отечественным спросе требуется предоставить всего лишь площадку для строительства нового завода. Такое предприятие дешевле и проще построить заново, чем заниматься уже существующим, поднимать там культуру производства, ломать традиции старой советской организации. По такому пути пошла американская корпорация «Форд», построившая под Петербургом новый завод. Туда принципиально набирали людей, которые никогда не были связаны с отечественным автомобилестроением. Большинство менеджеров считают, что целесообразнее и дешевле научить людей В рыночной системе экономическую власть региона определяют юридические и физические лица, имеющие большой капитал. При создании Стратегии развития Сибири (версия 2) разработчики для каждого субъекта РФ Сибирского федерального округа обозначили структуры, которые играют ведущую роль в их хозяйственной жизни. К примеру, в Кемеровской области ими стали угольные и металлургические концерны, в Новосибирской – РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «МАКСИ-Групп», в Омской области – РАО «ЕЭС России» и шведский концерн «IKEA», торгующей во всем мире мебелью. Для Алтайского края ведущей структурой краевой экономики учеными из Новосибирска определена Уральская горно-металлургическая компания (УГМК). Но за 2005–2006 гг. УГМК продала барнаульское ЗАО «Комбинат химических волокон» и ОАО «Алтай-кокс». Концерн значительно сократил свое экономическое присутствие на Алтае. На наш взгляд, в крае не осталось За 10 лет различные известные предприниматели (например братья Черные, С. Генералов, И. Махмудов) легко приобретали активы алтайских предприятий и так же легко расставались с ними. Крупные холдинги не видят большого смысла оставаться в крае, Интересен вопрос о конкретных персонах, влияющих на экономику края. За 15 лет в стране, ее регионах появились предприниматели, которые заработали деньги не благодаря близкому расположению к властям во время приватизации государственной собственности, а за счет умелого ведения дела, правильной экономической политики, удачи и иных факторов. Согласно данным журнала «Финанс» по итогам 2005 г. в число 720 богатейших людей России входят 4 человека, ведущих предпринимательскую деятельность в Алтайском крае: 459-е место – А. Ракшин – генеральный директор и совладелец торговой сети «Мария-РА», 555 и 556-е места – П. и А. Игошины (отец и сын) – совладельцы и руководители компании ОАО «Пава», 643-е место – А. Банных – генеральной директор группы «Сибма». Каждый из них имеет, по оценкам журнала, контролируемые активы больше 1 млрд руб. Для сравнения, в Новосибирской области, по оценочным данным, 7 миллиардеров, и часть из них сделали капитал в Сибакадембанке, четверо – в компании «Сибирский берег» по производству «кириешков» (сухариков). При привлечении инвестиций в край, на наш взгляд, как притягательный фактор можно учитывать место рождения предпринимателя. Так, в списке владельцев крупных состояний России есть по крайней мере два уроженца Алтая: 247-е место – С. Недорослев – председатель совета директоров группы «Каскол» (кстати, говорят, что Каскол – речка на Алтае) и 395-е место – Р. Мурсекаев – собственник авиационной компании «ВИМ-авиа», внедривший в рынок страны торговлю подержанными самолетами «Боинг». Безусловно, мнение этих людей (при их желании сотрудничать с краем), как и мнение ведущих местных предпринимателей, надо учитывать при формулировании Стратегии развития края. Менеджерское понимание рынка совсем по-другому заставит смотреть на будущее хозяйство края, и не надо строить иллюзий насчет сохранения производств, прошедших точку невозврата (восстановление прежнего советского объема и уровня), а позволит выбрать те направления развития экономики, которые выведут Алтай примерно через 7–10 лет из депрессивного состояния. В новой Стратегии развития Сибири (версия 2), разрабатываемой в Новосибирске с 2005 г., содержится перечень основных инвестиционных проектов, реализация каждого из них с учетом мультипликативных эффектов должна увеличить ВРП Сибирского федерального округа к 2015–2020 гг. не менее чем на 1%. В основном это проекты в сфере ТЭК, транспортного, химико-лесного, металлургического, агропромышленного комплексов. Из Алтайского края в число 50 проектов версии 2 вошло три: курорт Белокуриха-2, спортивно-оздоровительный комплекс «Бирюзовая Катунь», а также проект по организации производства современных грузовых На наш взгляд, новая Стратегия развития Сибири (по сравнению с первой), которая содержит перечень более конкретных проектов с реальным экономическим эффектом, может послужить основой методического подхода к разработке документов по выводу экономики Алтайского края из депрессивного состояния. Критерием включения инвестиционных проектов в стратегию развития региона должно быть стабильное увеличение ВРП края (на 0,2–0,5%), его налогооблагаемой базы.
10.1.3. Создание нового энергетического потенциала В себестоимости алтайских товаров высока доля затрат на электроэнергию, что обусловливается самыми высокими в Сибири тарифами на нее и устаревшими морально и физически основными фондами с энергоемкими технологиями. Также в себестоимости производственных затрат края значительна транспортная составляющая, размер которой определяет ОАО «Российские железные дороги». Те организации, которым удается получить льготные, Экономическое будущее Алтая невозможно без решения проблемы электроэнергетики. В настоящее время в регионе производится только 30% электроэнергии от потребности. В советской экономической системе дефицит региона по электроэнергии не имел большого значения, поскольку во всей стране были единые энергетические тарифы. Предприятия Красноярского и Алтайского краев получали ее по одинаковым тарифам, а где она вырабатывалась, В энергобалансе края производство собственного электричества, как правило, является побочным продуктом при выработке тепловой энергии для снабжения промышленного производства в крупных городах, а также для обеспечения ЖКХ теплом. Сейчас Алтай получает электричество как товар, тариф на него в два раза выше, чем в Кемеровской области, в 8 раз выше, чем в Красноярском крае. В большинстве алтайских товаров доля затрат на электроэнергию в себестоимости продукции составляет 12–15%, и при отсутствии единого энергетического пространства в стране значительно снизить эту составляющую невозможно. В результате реформы РАО «ЕЭС России» должны быть созданы оптовые генерирующие компании на базе ГРЭС, которые будут продавать электроэнергию по сложившейся среднерыночной цене. Тарифы на генерацию на территории СФО (по утверждению руководства РАО «ЕЭС России») должны выравниваться. Создание Сибирской межрегиональной распределительной сетевой компании позволит, по мнению А. Чубайса, усреднить тарифы на передачу энергии, что приведет к появлению экономического пространства Для Алтая с его энергодисбалансом, на наш взгляд, нет более важной точки приложения инвестиций, чем сооружение крупной энергетической станции. В 80-е гг. ХХ в. борьба за сохранение природных ландшафтов победила, и строительство ГЭС на реке Катунь было отменено. Тогда многие экологи, политические деятели и даже простые люди видели радужные перспективы в будущем тех предприятий, которые были построены в крае в советское время, а перевод в частную собственность должен был поднять производство на более высокий уровень. Их оптимальное функционирование с сохранением девственной природы гор должно было обеспечить инвестиционную привлекательность Алтая и привести к новому подъему экономики и повышению жизненного уровня его населения. Однако в своей работе мы постоянно обращаемся к парадигме: край не может быть самодостаточной территорией при сохранении современных принципов хозяйствования. Гражданам и руководителям региона надо решать: или Алтай будет иметь красивую дикую природу, минимум населения (части жителей надо уезжать из края, поскольку не будет работы), или надо добиваться строительства любой большой станции – ГЭС, АЭС, ГРЭС (на кузбасских углях). Это повлияет на экологию, но тогда будет шанс сохранить работу населению края, Республики Алтай и даже поднять его жизненный уровень. Высокие тарифы на электроэнергию инспирировали в 2003 г. рассмотрение проекта строительства Алтайской ГЭС на Катуни в Горном Алтае. Некоторые специалисты предлагают строительство в степной части Алтайского края атомной электростанции. Экологи и защитники природы ратуют за производство электроэнергии нетрадиционными и инновационными источниками, но в любом случае это не обеспечит достаточного уровня снабжения электричеством 2,6 млн чел., и энергобаланс края останется дефицитным. Развитие электроэнергетики края возможно при активной помощи бюджета, РАО «ЕЭС России», при вложении инвестиций в строительство крупных электростанций в крае различными холдингами, за счет средств угольных компаний Кузбасса, которые будут испытывать определенные трудности в сбыте угля из-за дальнейшей газификации и глобализации экономики. На наш взгляд, для края мало удачен последний проект. Для выбора оптимального варианта необходимо произвести серьезные расчеты, которые соотносились бы с прогнозами развития страны, отдельных территорий, крупных корпоративных структур. Малая энергетика, по всей видимости, на Алтае не может служить альтернативой крупному строительству станции, так как ни одна научная разработка не реализована в последние 10–15 лет,
10.1.4. Вопросы функционирования агропромышленного комплекса Ситуация в сельском хозяйстве Алтайского края в настоящее время очень сложна. В нем занято более 21% трудоспособного населения региона (в среднем по РФ – около 11%), но по уровню качественного развития АПК край уступает большинству субъектов Федерации. Значительный объем краевого сельскохозяйственного производства достигается за счет личных подсобных хозяйств, фермерства и во многом жесточайшей эксплуатации работников в сельскохозяйственных организациях. Средняя зарплата в них в декабре 2005 г. была 2809 руб., а в отдельных хозяйствах – всего 700–800 руб. Для перехода к современным технологиям и достижения соответствующей производительности труда в сельском хозяйстве Алтай, как и значительная часть субъектов европейской части РФ, Урала, Дальнего Востока, упустил время. Есть и другие причины, но главное – Министерство сельского хозяйства не имеет инструментов по управлению ситуацией на селе, руководители АПК региона не считают нужным радикально вмешиваться в деятельность полугосударственных структур и уменьшать давление «дикого» рынка на слабые алтайские сельскохозяйственные организации. Первый шаг альтернативного выхода из этой непростой ситуации, по нашему мнению, – искать содействие Правительства РФ открытию на Алтае аграрной биржи, чтобы контролировать зерновое производство и получать дивиденды от ее деятельности. Однако необходимо, чтобы такая биржа, как большинство сибирских рыночных структур, не была размещена в Новосибирске. Открытие Для банков деятельность в АПК многократно повышает риски невозврата кредита, и они вынуждены компенсировать их высокой процентной ставкой. Сельскому производителю предлагаются кредитные ресурсы под неподъемный процент и, как правило, на срок не более года. Сельскохозяйственным предприятиям практически нечего давать в залог под обеспечение кредита, поскольку все уже заложено. Нужно время, чтобы в сельском хозяйстве появились новые структуры, но в условиях диспаритета цен этого придется ждать очень долго. Для решения проблемы кредитования села необходима особая государственная программа поддержки сельхозпроизводителя. Один из стандартных путей сотрудничества государства и бизнеса – субсидирование процентной ставки. И там, где практикуется помощь сельхозпроизводителю из средств регионального бюджета (это в первую очередь Краснодарский и Ставропольский края), государство берет на себя три четверти процентной ставки. Заемщик получает кредит под льготный процент, а уполномоченный властями коммерческий банк – рыночную ставку. Местный бюджет выступает дополнительным гарантом выплаты кредита, что является особенно важным на «длинных дистанциях», когда кредит выдается на несколько лет. Но коммерческие банки в таком случае попадают в зависимость от территориальной власти и от проводимой ею политики. Как известно, средства на субсидирование закладываются в бюджет и по существу каждый год утверждаются законодательным собранием региона. По неслучайному совпадению подавляющее большинство кредитных договоров также заключается на один год. Что будет через несколько лет и сохранится ли прежняя политика при смене президентской власти, никто не знает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|