Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Новые вызовы в деятельности МИД РФ




Проблемы XXI века ставят перед государством ряд новых вызовов, которые затрагивают, в первую очередь, и деятельность МИД РФ. Россия поддерживает коллективные способы решения мировых проблем в деле борьбы с трансграничными угрозами, терроризмом, распространением
ОМУ, бедностью, эпидемиями, экологическими катастрофами,
отказываясь от получения выгод и преимуществ в одностороннем
порядке. Российские подходы к происходящим в мире изменениям нашли отражение в обновленной Концепции внешней политики, утвержденной Президентом Российской Федерации 30 ноября 2016 г. [12] В документе значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН, в интересах создания широкого евразийского экономического пространства, углублению разноплановой интеграции в рамках СНГ. Усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе.

Негативное воздействие на международную обстановку и сотрудничество продолжают оказывать серьезные противоречия между государствами и их объединениями по принципиальным вопросам мироустройства. Беспрецедентных масштабов достигла террористическая угроза, в ряде регионов имеющая уже системный характер. Как результат, обстановка в мире оставалась напряженной. В фокусе внимания остается регион Ближнего Востока и Северной Африки, в которых ослабление государственных институтов, ухудшение социально-экономического и гуманитарного положения населения представляет крупную угрозу международной безопасности и стабильности. Среди конфликтов вблизи границ России наиболее опасным остается украинский. Принятые ранее решения по урегулированию, в том числе по таким фундаментальным проблемам как восстановление мира и спокойствия в Донбассе, предоставление особого статуса региону на основе конституционных гарантий, проведение местных выборов на базе согласованного закона и объявление амнистии участникам событий на юго-востоке Украины не решены до сих пор. В то же время в ходе регулярного диалога по линии внешнеполитических помощников лидеров «нормандской четверки» и встреч с представителями администрации США подтверждается, что Комплекс мер по выполнению Минских соглашенийот 12 февраля 2015 г. является безальтернативной основой урегулирования кризиса.

Перейдем к более полной характеристики деятельности России и её внешнеполитического ведомства в плане реагирования на новые вызовы современности.

Борьба с международным терроризмом. В обострившихся международных условиях Россия продолжает энергичное и инициативное, лидерское участие в международном антитеррористическом сотрудничестве, прежде всего, на площадках ООН, ряда других авторитетных многосторонних организаций, а также в двустороннем формате. Не забывая о «генезисе» развития событий прежде всего на пространстве Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Очевидно, что в свое время ряд ведущих мировых игроков принялся за безответственную «геополитическую инженерию» в этом регионе, предусматривавшую в основе своей целенаправленное и системное вмешательство во внутренние дела независимых стран, дестабилизацию и свержение «неугодных» режимов. Крайнюю озабоченность вызывают такие общемировые, «политические» тренды нынешнего международного терроризма, как эффективное использование террористами острых протестных настроений в обществе, умелое «вплетение» терроризма и его носителей в ткань региональных и внутренних конфликтов, проникновение террористических групп и лидеров вглубь оппозиционных движений, перехват ими инициативы и последующее вытеснение оттуда ответственных и конструктивных политических сил.

Российская Федерация твердо исходит из того, что с глобальной террористической угрозой надо бороться сообща, на подлинно коллективной основе, при центральной координирующей роли ООН и соблюдении норм международного права, без «двойных стандартов». Принципиальная позиция России состоит в том, что основу подлинно эффективной стратегии по решающему и окончательному пресечению угроз, исходящих от крупнейших террористических группировок во главе с ИГИЛ, должна в итоге составить международная коалиция, действующая на полностью легитимной основе решений ООН. Шагом в этом направлении могут стать ныне предпринимаемые усилия по обеспечению должной и эффективной координации действий противостоящих ИГИЛ государств в регионе БВСА в меру их возможностей и с согласия государств, на территории которых такая борьба ведется.

Международное антиэкстремистское сотрудничество. В увязке с задачами превенции, предупреждения терроризма, в том числе в плане борьбы с подстрекательством к террористическим преступлениям и с учетом важности антитеррористического партнерства с институтами гражданского общества, рассматриваются ныне привлекающие все большее международное внимание вопросы противодействия «насильственному экстремизму». Все более акцентированный и конкретный интерес мирового сообщества к данной проблематике приветствуется в РФ, так как многонациональная и многоконфессиональная Россия в этой сфере имеет поистине уникальный исторический опыт обеспечения взаимного уважения и взаимного понимания наций и религий. При этом, в активно продвигаемых теперь международных инициативах борьбы с насильственным экстремизмом российскую сторону смущает явная неготовность некоторых мировых акторов четко и однозначно признать важность опоры всякого антиэкстремистского сотрудничества на международное право и Устав ООН, обязательность неукоснительного соблюдения таких принципов, как суверенитет и равноправие государств, невмешательство в их внутренние дела. Совершенно очевидно, что попытки в рамках подобных инициатив продвигать цели борьбы с экстремизмом «через голову» законных правительств, в поддержку некоего «независимого» или, тем более, «международного гражданского общества», будут только потворствовать радикализации и экстремизму, что в итоге может привести к дестабилизации ситуации в отдельных странах и усугублению угроз террористического характера.

О подходах России к противодействию финансированию терроризма. Россия исходит из того, что эффективная борьба с терроризмом невозможна без надежного перекрытия источников его финансирования, как того требуют профильные резолюции Совета Безопасности ООН и международные стандарты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). В этой связи уделяется повышенное внимание наращиванию международного сотрудничества в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Важное значение имеет укрепление многостороннего сотрудничества в рамках ФАТФ, усиление роли этого международного института в противодействии финансированию терроризма. Российская Федерация последовательно выступает за то, чтобы деятельность ФАТФ носила неполитизированный, сугубо технический характер. РФ принимает активное участие в исследованиях ФАТФ по выявлению каналов финансовой подпитки ИГИЛ, а также новых, «нетрадиционных» источников финансирования терроризма. Сейчас задача видится в скорейшем переходе к практической фазе по идентификации конкретных государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с ИГИЛ. Российская Федерация привержена развитию двусторонних связей по тематике противодействия финансированию терроризма, в том числе оказывает международным партнерам необходимую экспертную помощь по приведению национальных систем в соответствие со стандартами ФАТФ.

Международное сотрудничество в решении мировой проблемы наркотиков. Россия традиционно играет одну из ключевых ролей в решении мировой проблемы наркотиков, является Стороной трех профильных международных конвенций в сфере контроля над наркотиками – Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г., Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., является членом Комиссии ООН по наркотическим средствам.
Основной целью внешнеполитических усилий России на антинаркотическом треке является значительное сокращение производства и потребления опиатов, кокаина, каннабиса, а также синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ с долгосрочной перспективой по созданию общества, свободного от наркотиков. Решение этих задач должно основываться на принципах общей и совместной ответственности всех государств за решение мировой проблемы наркотиков, комплексного и сбалансированного подхода к стратегиям и мерам по сокращению спроса и предложения на наркотики, включая недопустимость легализации употребления наркотиков в немедицинских целях.

В условиях ухудшения ситуации с незаконным производством наркотиков в Афганистане и их контрабандой, в том числе в Россию, приоритетом является активизация комплексных международных усилий, направленных на борьбу с афганской наркоугрозой, которая квалифицирована в ряде документов ООН в качестве угрозы международному миру и стабильности. Россия совместно с Францией стали инициаторами инициативы Парижского пакта – международного механизма с участием более 50 государств и международных организаций, нацеленного на борьбу с опиатами афганского происхождения. Правительство Российской Федерации ежегодно выделяет 2 млн. долл. США качестве добровольного взноса в Фонд Управления ООН по наркотикам и преступности, которые идут на поддержку антинаркотических и антикриминальных проектов Управления.

Антикоррупционное сотрудничество. Большое значение придается взаимодействию государств в деле противодействия коррупции, прежде всего на основе Конвенции ООН против коррупции (КПК) 2003 г., которая является универсальным международно-правовым инструментом, регулирующим весь комплекс вопросов международного антикоррупционного сотрудничества, поддерживая центральную координирующую роль ООН в этой сфере. Усилия других международных и региональных антикоррупционных форумов должны идти в русле ООНовского механизма, не подменяя, а дополняя и развивая его. В Российской Федерации проблематике борьбы с коррупцией уделяется приоритетное внимание. Искоренение коррупции – залог успешного развития страны. Каждые два года принимается Национальный план противодействия коррупции, который определяет основные направления российской внутренней и внешней политики в этой области.

Международная информационная безопасность. В третьем тысячелетии информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) превратились в один из основных вызовов глобального развития. Виртуальное пространство все чаще используется в военно-политических, криминальных и террористических целях. Мишенью компьютерных атак становятся государства и частные компании, а зачастую и рядовые граждане. Интернет активно «осваивают» террористы и преступники. Не отстают от них отдельные страны, которые открыто наращивают военный потенциал в цифровой сфере, создают системы массовой электронной слежки.

Россия традиционно рассматривает данную проблематику как единую «триаду» угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Исходя из того, что в сложившихся условиях необходимо сосредоточить международные усилия на предотвращении конфликтов в информационном пространстве, не допустить противоправного применения ИКТ, гарантировать соблюдение прав человека в цифровой сфере.

Наиболее эффективной формой международного сотрудничества в области противодействия всему комплексу угроз в сфере международной информационной безопасности должно стать принятие универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве. Такие правила должны закрепить в цифровой сфере принципы неприменения силы, уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств, уважения основных прав и свобод человека, а также равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет.

Россия совместно с государствами-членами ШОС, партнерами по БРИКС и СНГ активно продвигает на международной арене соответствующие миротворческие инициативы.

Одной из наиболее актуальных тем, связанных с международной информационной безопасностью, является «наращивание потенциала». Нет сомнения в том, что потребности развивающихся стран в информационно-коммуникационной сфере должны быть учтены, однако практическое наполнение данной тематики требует конкретизации. В этой связи важно гарантировать, чтобы программы «наращивания потенциала» не использовались в качестве прикрытия для вмешательства во внутренние дела государств-получателей, а переданные технологии не применялись впоследствии в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности.

Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. В связи с этим Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой ООН универсальной конвенции по противодействию информационной преступности. В вопросах использования Интернет исходят из стратегической задачи интернационализации управления данной сетью и повышения в этом контексте роли Международного союза электросвязи. Необходимо обеспечить равные права для всех государств на участие в управлении сетью Интернет и суверенное право государств на регулирование и обеспечение безопасности ее национального сегмента.

Проблематика новых вызовов и угроз в рамках Диалогового партнерства Россия–АСЕАН. С июля 1996 г. Россия является полноправным партнером по диалогу с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Впервые в советской/российской истории в Москве в октябре – ноябре 2012 г. в межведомственном формате (ФСБ, МВД, Росфинмониторинг) при координирующей роли МИД были проведены обучающие курсы для представителей правоохранительных органов и специальных служб стран АСЕАН по проблематике борьбы с терроризмом и экстремизмом, включая аспекты противодействия финансированию терроризма. С тех пор подобные мероприятия по повышению квалификации проходят на ежегодной основе. Аналогичные курсы по линии ФСБ и МВД получили высокую оценку партнеров.

Министр иностранных дел России ежегодно участвует
в Постминистерских конференциях Ассоциации с диалоговыми партнерами
в формате «АСЕАН+1». Ежегодно в рамках Диалогового партнерства Россия-АСЕАН проходят Совещание старших должностных лиц по транснациональной преступности (ССДЛ-ТНП) и заседание Совместной рабочей группы по борьбе с терроризмом (СРГ). Оба мероприятия проводятся в межведомственном формате (с российской стороны – МИД, ФСБ, МВД и Росфинмониторинг) при координирующей роли России.

Проблематика новых вызовов и угроз в рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ). Региональный форум АСЕАН по безопасности, созданный в 1994 г., является ведущим механизмом общерегионального политического диалога по всему спектру вопросов обеспечения мира и стабильности в АТР. Укрепление многопланового сотрудничества с государствами-участниками АРФ по противодействию терроризму и другим вызовам современности является одним из российских приоритетов. По инициативе России основное внимание встречи было сосредоточено на вопросах консолидации усилий стран-участниц по ликвидации любых форм материальной и финансовой подпитки ИГИЛ.

Основные направления взаимодействия на контртерроритстическом треке в формате АРФ определены Рабочим планом по борьбе с терроризмом и транснациональной преступностью, который регулярно актуализируется в целях консолидации усилий государств-участников АРФ на ключевых вопросах повестки дня профильных межсессионных встреч Форума. В Рабочем плане закреплены такие приоритетные для России направления, как обеспечение безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий, борьба с незаконным оборотом наркотиков, ОМУ-терроризмом, торговлей людьми, радикализацией общественных настроений. По предложению России в документ включена также проблематика противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

В заключении подчеркнем важность такого направления как публичная дипломатия, в реализации которой активную роль призвано сыграть Министерство иностранных дел РФ. Публичная дипломатия – эта сфера, где действуют политики, деятели культуры, науки и образования, средства массовой информации, неправительственные организации, пользователи социальных сетей, широко используются неформальные структуры и диалоговые площадки. Но что особенно значимо – отныне публичность является неотъемлемой чертой и профессиональной дипломатии. Культура России, ее славные традиции, наличие значительного числа соотечественников, проживающих за рубежом, становятся существенным фактором формирования объективного образа России. Новым эффективным инструментом дипломатии становятся Интернет и социальные сети.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Венская конвенция о дипломатических сношениях, принята 18 апреля 1961 года. Режим доступа: URL: https: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel. shtml

2. Положение «О Консульском департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации», утверждено Приказом МИД РФ от 07 октября 2016 года №19337. Режим доступа: https: //www. kdmid. ru/cd. aspx? lst=normdocs_wiki& it=/prikaz%20mid%20ot%2007. 10. 2016%20N19337. aspx

3. Указ Президента Российской Федерации от 30. 11. 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» Режим доступа: URL: http: //kremlin. ru/acts/bank/41451

4. Зонова Т. В. Гендерный фактор в политике и дипломатии //
Международные процессы. - 2010. - № 2.

5. Зонова Т. В. Имидж России и новые требования к подготовке
дипломатических кадров // Современный образ России: перспективы развития. М.: Общественная палата РФ, 2008.

6. Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов // Дипломатический вестник. -
2001. - № 8. -  С. 24–25.

7. Зонова Т. В. Основные этапы становления российской дипломатической
службы // Дипломатическая служба / Под ред. А. В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 2002.

8. Известные дипломаты России. Министры Иностранных Дел. XX век / отв. ред. А. В. Торкунов. – М.: Моск. учебники и Картолитография, 2007. – 480с.

9. Кессельбреннер Г. Л. Известные дипломаты России. От Посольской Избы до Коллегии Иностранных Дел /Г. Л. Кессельбреннер. –
2-е изд. – М.: Моск. учебники и Картолитография, 2007. – 528 с.

10. Лавров С. В. Выступление на юбилейной международной конференции
«Россия в мире силы XXI века». 01. 12. 2012. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:
http: //www. mid. ru/brp_4. nsf/0/30011D027DECDBF844257AC7003D39D0.

11. Лавров С. В. Российская дипломатия и вызовы XXI века //
Международная жизнь. - 2012.  - № 9.

12. Сакун О. Ф. Дипломатическое ремесло. – М.: Международные отношения, 2008. – 440 с.

13. Hamilton K., Langhorne R. The Practice of Diplomacy: Its Evolution, Theory
and Administration. Taylor & Francis, 2011.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какие структуры входят в систему МИД РФ?

2. Перечислите функциональные отделы российского МИДа.

3. Назовите органы внешнеполитических сношений РФ.

4. Каковы функции дипломатических представительств?

5. Выделите основные задачи Консульского департамента.

6. Что вы знаете о деятельности России в многосторонних
дипломатических структурах?

7. Какие, на Ваш взгляд, основные вызовы и угрозы, на решение которых и должна быть направлена деятельность МИД РФ?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...