Тема 4. Идеальный дипломат: современный портрет
ТЕМА 4. ИДЕАЛЬНЫЙ ДИПЛОМАТ: СОВРЕМЕННЫЙ ПОРТРЕТ
4. 1. Личные и профессиональные качества дипломата в современном мире
4. 2. Специфические черты дипломатов разных стран
Ключевые слова: дипломатическая среда, карьера дипломата, дипломатические институты и академии, личные и профессиональные черты, специфика дипломатической службы
4. 1. Личные и профессиональные качества дипломата в современном мире
Сложность мировой политики, столкновения на международной арене
различных интересов со всей очевидностью свидетельствуют о том, что
ныне как никогда востребованы именно профессиональные дипломаты.
С течением времени профессия дипломата стала одной из самых
престижных. Дипломаты обычно были знакомы друг с другом, их объединяли
происхождение, воспитание, идеология и культура, и они причисляли себя к
элите общества. Послы великих держав были окружены почитанием, к их
мнению прислушивались правители. Многие дипломаты, посвящали свободное от основной работы время наукам и искусствам, писали книги, сочиняли музыку, занимались археологическими изысканиями. Все это составляло картину расцвета так называемой классической дипломатии. Дипломаты, в большинстве своем происходившие из аристократических семей, ощущали себя членами некоего клуба, объединенными общей системой ценностей, воспитания и образования. Разумеется, сословные традиции, рекомендации, высокий имущественный ценз, политические симпатии чрезвычайно затрудняли подлинно беспристрастный набор на дипломатическую службу. Ко второй половине XIX столетия некоторые изменения в социальном составе чиновников, служащих на дипломатическом поприще, произошли повсеместно. Кадровая политика дипломатических ведомств постепенно стала меняться.
Но кардинальные изменения в дипломатической профессиональной среде произошли в XX веке. В США попыткой улучшить кадровую ситуацию стало проведение конкурсных экзаменов не один, а три раза в год, а также сокращение срока ожидания подтверждения о приеме на работу. Ожидание может длиться от шести недель до двух лет. Конкурсант заранее должен определить желаемое направление - политическое, консульское, экономическое, публичная дипломатия, менеджмент. Однако, в условиях кризиса престиж государственной службы возрастает. Так, Госдеп оказался у студентов на 4-м месте по привлекательности карьеры. Хотя молодые талантливые дипломаты часто оставляют карьеру ради того, чтобы перейти на работу в более влиятельные и престижные организации, как правило, связанные с экономикой. Аналогичные тенденции прослеживают французы, где подготовка кадров для Кэ д’Орсэ в основном осуществляется ЭНА (Ecole Nationale d’Administration). Это элитарное учебное заведение, призванное обучать людей, уже имеющих высшее образование. Однако в последнее время выпускники ЭНА, имеющие право в зависимости от успеваемости по собственному выбору заполнять имеющиеся вакансии, предпочитают более престижные места работы - Казначейство, президентские структуры, Министерство финансов. В конечном счете Кэ д’Орсэ оказывается для них где-то на тридцатом месте.
В последние годы среди участников конкурсов на дипломатическую службу США женщины составляют 45%. В Великобритании женщина впервые была назначена послом в 1976 г. В 1973 году вышедшим замуж женщинам-дипломатам разрешили оставаться на службе, однако замужняя женщина стала британским консулом лишь в 1987 г. В начале 2000-х только 6% руководящих постов в Форин офис было занято женщинами, за десять лет эта цифра поднялась до 21%. Женщины стали занимать даже должности глав
традиционно мужского подразделения внешнеполитического ведомства -
департамента обороны и разведки. По существующему во Франции закону политические партии должны на выборах выдвигать равное представительство от обоих полов. Подобное квотирование распространяется примерно и на другие государственные структуры. В Кэ д’Орсэ 51% служащих - женщины. В 1975 г. лишь одна женщина имела ранг посланника, теперь на французской дипломатической службе заняты четырнадцать женщин-послов. Вплоть до 1964 г. двери Фарнезины, итальянского внешнеполитического
ведомства, были закрыты для женщин. И сегодня итальянок на дипломатической службе менее четверти от общего числа дипломатов. Однако уже сорок девять женщин возглавляют итальянские дипломатические и консульские представительства, а семеро занимают высшие руководящие
посты в министерстве. Среди дипломатов, удостоившихся высшего ранга -
Посла Италии, - четыре женщины. В последние годы итальянки составляют
треть победителей конкурсов для поступления на работу в министерство
иностранных дел.
Современные системы повышения квалификации дипломатов. Процесс повышения квалификации и переподготовки кадров обычно
осуществляется на базе специальных учебных институтов, создаваемых при
внешнеполитических ведомствах. В частности, речь идет об Институте
заграничной службы (США), Дипломатическом институте (Италия), Учебном
центре (Германия). По инициативе министра иностранных дел Франции Юбера Ведрина в 2001 г. был создан Дипломатический институт, цель которого - предоставить возможность дипломатам повышать квалификацию,
обмениваться опытом работы, получать служебную информацию о
перспективах развития внешнеполитического курса страны. Пройти подготовку в институте могут не только работники министерства, но и, учитывая веления времени, чиновники из других министерств, имеющие выход на международную арену, а также предприниматели, представители СМИ и научные работники. Известно, что в России кузницей дипломатических кадров стал Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России. Созданный в 1943 г. как факультет международных отношений МГУ, с 1944 г. он существует как самостоятельное учебное заведение. При МИД России действует также Дипломатическая академия, предоставляющая возможность дипломатам не только повысить квалификацию, но и подготовить к дипломатической работе политиков, парламентариев, бизнесменов.
Большую активность в плане подготовки дипломатических кадров
проявляют Вестминстерский и Оксфордский центры по изучению политики и
дипломатии, Дипломатическая академия Чешской республики, Пекинский
колледж международных отношений. Развивающиеся страны, не имея
достаточных средств, необходимых для подготовки дипломатов, пользуются
соответствующими структурами ООН, Фонда Карнеги, Дипломатической
академией в Вене, а также организуют обучение на факультетах политических
наук ряда университетов. Существуют и региональные центры подготовки
дипломатов. Например, Институт международных отношений Камеруна
обслуживает практически всю Африку. Имеются центры подготовки в
Барбадосе и Тринидаде. В этом направлении действовала и женевская организация Diplofoundation.
Директор дипломатического тренинга при Европейской комиссии Давид Спенс, полагает, что с возникновением и развитием ЕС образовалась «новая парадигма международных отношений». Национальные вопросы и способ реагирования отдельных стран на ситуационную конкретику - все это регулярно дискутируется и координируется в Брюсселе. Подготовка дипломатов для работы на уровне ЕС требует новых
подходов и изменения образа мыслей работников.
Организаторы семинаров для молодых дипломатов, чиновников ООН, других международных организаций широко используют
современные технологии. В их распоряжении - карты, видеоматериалы, документы, резолюции ООН, официальные заявления, результаты опросов общественного мнения, заключения экспертов. Большое внимание уделяется экономическим, социальным, психологическим и этическим проблемам, возникающим при разрешении конфликтной ситуации.
В результате многолетних научных изысканий в области
биоинформационных технологий, проведенных Средиземноморской академией дипломатических исследований, был создан особый проект -
«ДиплоПроджект». Этот проект состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
1. «ДиплоЭду» - методология онлайнового преподавания. Курс
сосредоточен на широком круге вопросов, включая такие, как роль и место
дипломата в современном мире, брожение умов «нового поколения»,
использование Интернета и других средств ИТ для совершенствования
дипломатической деятельности.
2. «ДиплоВизард» - система менеджмента знаний, обеспечивающая доступ к электронному банку данных дипломатического характера. Программа
содержит банк данных о заключенных соглашениях, о том, где, кем и когда эти соглашения были подписаны и ратифицированы, причем гиперссылки содержат комментарии к соглашению, ранние версии текста соглашения, а также приложения в виде сборников правовых положений, примеры управления кризисными ситуациями, библиотеку и архив онлайн.
3. «ДиплоАналитика» - метод преподавания дипломатии, основанный на
контент-анализе дипломатических документов. Программа также содержит
гиперссылки на анализируемый документ, предоставляя учащемуся известный объем дополнительной информации, комментариев и аргументированных объяснений. Преподаватель и учащийся могут также поддерживать интерактивный «чат» по поводу данного документа. Методологически преподаватель выступает в этой системе скорее в роли комментатора и проводника-шерпа в веб-пространстве возможных источников, нежели в роли формального трансмиттера информации.
В свою очередь глава Института многосторонней дипломатии (MultiTrack Diplomacy) Дж. В. Макдональд подчеркивает, что, несмотря на чрезвычайную важность применения компьютерных систем в дипломатии, переговоры, например, вряд ли можно вести по компьютеру с необходимой степенью эффективности. Ведь успех переговоров во многом обусловлен личностным взаимодействием партнеров. Известный исследователь системы отношений дипломатии, бывший директор бюро политического планирования министерства иностранных дел Швейцарии Ф. Мейер, уверен, что по сравнению с другими отраслями политической деятельности внешняя политика намного труднее поддается планированию. Дело в том, полагает швейцарский профессор, что внешняя политика реализуется в стремительно меняющейся среде, которая нередко лишена стабильных параметров. Дополнительная сложность связана с тем, что в ней задействовано невероятно большое число акторов. На характер внешней политики оказывают влияние
мощные группы интересов. планирование надо рассматривать лишь как инструмент, а не самоцель.
Дипломат должен отдавать себе отчет в том, что сегодня мир находится в состоянии комплексной трансформации, без осмысления которой можно
утратить связь с реальностью, а значит, и эффективность дипломатии как
инструмента обеспечения внешнеполитических интересов. Современная
дипломатия по существу занимается коренными вопросами национальной
жизни - от обеспечения безопасности в ее современном, «глобальном»
прочтении до вопросов качества жизни, включая сохранение и создание
рабочих мест. Сообразно предмету претерпевает серьезные изменения и метод
ведения дел в международных отношениях. Это уже не иерархические
конфигурации, апофеозом которых стало разделение мира на два
противостоящих блока в период холодной войны, а многовекторная сетевая
дипломатия, предполагающая гибкие формы взаимодействия различных групп государств в целях обеспечения совпадающих интересов. Сетевое
взаимодействие является эффективным именно в силу своей гибкости и
незаформализованности. Здесь действуют совпадающие интересы государств в конкретных вопросах, которые и служат главным мотивирующим началом.
Взаимозависимость заставляет всех фокусировать внимание на дипломатических методах решения международных проблем. Это требует со стороны политических элит, а следовательно, и дипломатов осознания необходимости «переформулирования национальных интересов таким образом, чтобы они были совместимы с интересами партнеров и общими интересами международного сообщества».
Необходимый набор качеств дипломата как профессионала и человека, как государственного служащего, патриота и гражданина диктуется составом тех задач, которые он решает. Конечно же, дипломат должен обладать большим объемом специальных знаний, закрепленных особой подготовкой, иметь глубокое понимание самого себя и окружающего мира, проявлять высокую культуру в работе и в обыденной жизни, иметь необходимый и достаточный запас знаний в области истории и экономики, философии и права, литературы и искусства. Одним из первостепенных обязанностей современного дипломата является необходимость обладать искусством психолога, иначе он, работая с подобными себе специалистами, решающими аналогичные задачи, но в иных направлениях и с иными намерениями, не добьется желаемых результатов.
Сегодня современный дипломат – это специалист «со многими лицами». Это эксперт в области мира личности и мира людей, внутренних отношений с собой и внешних взаимоотношений с окружающими. Это грамотный системный аналитик, который может подсказать новые варианты общения людей и народов, расширить границы взаимного влияния, углубить понимание друг друга или наоборот, помочь вглядеться в себя и взглянуть на свою жизнь свежим взглядом. И, наконец, это динамичный, современный менеджер (управляющий), способный организовать корпоративную деятельность любого формата и местоположения в самые короткие сроки. Нет сомнений в важности интуиции дипломата, делающей его работу искусством, той интуиции, которая неотделима от здравого смысла и рассудительности и которая гармонично сопоставляется с такими личностными качествами, как знание языков, риторики и «умения приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Высокий профессионализм дипломата, его лояльность и добросовестность, спокойствие и выдержка, терпение и настойчивость выступают главными качествами современного представителя дипломатического корпуса. В Приложении №2 можно ознакомиться с рядом высказываний российских дипломатов в свой профессиональный праздник о том, какими качествами должен обладать дипломат.
И в заключении остановимся на характеристике некоторых известных российских дипломатов[13].
Воспользуйтесь поиском по сайту: