3.1. Министерство иностранных дел РФ как центральный орган внешнеполитических сношений
8 декабря 1991г. после подписания соглашения об образовании СНГ внешнеполитические дела России перешли к МИД РСФСР. Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент РФ. МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами. В структуру МИД входят Министр иностранных дел Российской Федерации; заместители Министра иностранных дел Российской Федерации; Центральный аппарат; представительства России за рубежом; представительства МИД России в субъектах Федерации; подведомственные организации. Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, также назначаемых на должность Президентом. Генеральный директор Министерства иностранных дел назначается на должность Президентом. В МИД России образуется коллегия из 23 человек в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, генерального директора, а также других руководящих работников системы МИД России. Состав коллегии утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности МИД России и принимает соответствующие решения. Решения коллегии реализуются, как правило, приказами министра. В случае разногласий между председателем коллегии и её членами решение принимает председатель коллегии, докладывая о возникших разногласиях Президенту Российской федерации.
Структура центрального аппарата МИД России включает в себя подразделения, которые в своём большинстве именуются департаментами. Департаменты, в свою очередь, делятся на отделы. Министерство разделено на 39 департаментов. По своему назначению департаменты разделяются на территориальные (отношения России с иностранными государствами, группируемыми по условным регионам) и функциональные (по закреплённым функциям). Для выполнения основных задач Департамента в его составе созданы: Территориальные отделы: • Отдел стран Содружества Независимых Государств (СНГ); • Отдел стран Европы; • Отдел стран Америки; • Отдел стран Азии; • Отдел стран Африки, Ближнего и Среднего Востока. Функциональные отделы: • Отдел общих консульских и правовых вопросов; • Отдел по вопросам гражданства; • Отдел оформления паспортов; • Отдел служебного выезда; • Отдел въезда иностранцев; • Отдел легализации и истребования документов; • Информационно-аналитический отдел. В целях обеспечения деятельности Департамента в его структуре имеются секретная часть, специальная канцелярия, несекретная канцелярия, а также машинописное бюро. В каждом департаменте работает 30-60 дипломатов. Кроме того, действуют четыре подразделения при МИД России: Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (ГлавУпДК), Дипломатическая академия МИД России (ДА), МГИМО, Колледж МИД России и Российский центр международного научного и культурного сотрудничества.
Далее остановимся на рассмотрении деятельности Консульского департамента, который является структурным подразделением центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее – Министерство или МИД России). Департамент в пределах своей компетенции участвует в консульском обеспечении отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, осуществляет меры по защите прав и законных интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом, содействует развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Департамент координирует выполнение консульских функций дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации (далее – загранучреждения), почетными консулами Российской Федерации, территориальными органами – представительствами МИД России на территории Российской Федерации и их филиалами (отделениями) (далее – территориальные органы МИД России), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытых для международного пассажирского сообщения. Основными задачами Департамента являются[10]: 2. 1. Обеспечение в пределах своей компетенции своевременного и качественного выполнения решений высших органов государственной власти Российской Федерации по реализации государственной политики в области консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, защиты прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц за рубежом. 2. 2. Участие в консульском обеспечении международных отношений Российской Федерации, содействие в пределах своей компетенции развитию дружественных отношений и взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, расширению экономических, торговых, научно-технических, культурных, спортивных связей и туризма. 2. 3. Участие в консульском обеспечении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
2. 4. Оказание в пределах своей компетенции содействия органам государственной власти Российской Федерации, организациям и их объединениям в установлении контактов и развитии связей с партнерами за рубежом. 2. 5. Участие в формировании договорно-правовой базы консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами. 2. 6. Анализ и прогнозирование развития консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами. 2. 7. Участие в решении вопросов, связанных с открытием и обеспечением функционирования консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах и консульских учреждений иностранных государств на территории Российской Федерации, назначением почетных консулов Российской Федерации и почетных консулов иностранных государств в Российской Федерации. 2. 8. Подготовка либо участие в подготовке (анализ, правовая экспертиза) проектов законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента 2. 9. Участие в разработке и реализации мер, предусмотренных Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. 2. 10. Участие в пределах своей компетенции в осуществлении через загранучреждения контроля за состоянием и обустройством российских воинских захоронений, памятников и мемориалов за рубежом, реализацией существующих двусторонних соглашений. 2. 11. Участие в разработке и осуществлении комплекса мер по совершенствованию консульской деятельности за счет использования информационных технологий. 2. 12. Принятие мер по защите персональных данных при их обработке в консульских автоматизированных системах. 2. 13. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения. 2. 14. Департамент может выполнять и другие задачи, возложенные на него нормативными правовыми актами, распоряжениями руководства Министерства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|