Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Особенности организации современной российской дипломатической службы




2. 2. Дипломатическая служба ряда европейских государств (Италии, Испании, Франции, Германии, Великобритании) на современном этапе развития: организационная структура, кадровая политика

В 2000-х годах внешнеполи­тическая служба Италии претерпела ряд изменений. В порядке предусмотренной реформой «рационализации»
дипломатической службы Италия также ликвидировала ряд консульств. В 1999 г. было закрыто шесть консульств в Европе и одно в Канаде. Было также упразднено генеральное консульство в Берлине и консульство в Австрии. При этом нехватка кадров остается одной из наиболее болезненных проблем итальянской дипломатии. Продолжением реформирования итальянского внешнеполитического ведомства стал Закон №266/99.

С появлением в 2002 г. в нем премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, который взял себе также портфель министра иностранных дел, наметилось довольно радикальное реформирование дипломатической службы на Апеннинском полуострове. Берлускони сделал заказ на разработку реформы дипломатической службы Италии двум консалтинговым фирмам, одна из которых традиционно консультирует высших британских чиновников по вопросам функционирования государственного аппарата. По итогам проверки, проведенной британскими специалистами, был сделан вывод о том, что Фарнезина страдает пороком «фрагментарности и импровизационности в продвижении внешней политики Италии на международной арене, недостаточным вниманием к экономическим вопросам и ярко выраженной кастовой элитарностью». Консультанты рекомендовали Берлускони осуществить слияние министерства иностранных дел с министерством внешней торговли (по примеру Канады), обеспечив тем самым сосредоточение рычагов управления в области политического,  экономического, социального и культурного направлений во внешних связях (по примеру британского Форин офис). Основной вывод консультантов звучал - Фарнезина должна стать «катализатором бизнеса». С этой целью было предложено провести дальнейшее сокращение числа посольств и консульств, сосредоточить дипломатическую деятельность лишь в тех странах, отношения с которыми сулят наибольшую выгоду, экономить средства на содержании персонала за границей, а также активнее прибегать к найму специалистов на местах. Кроме того, в рекомендациях содержалось предложение ввести систему мониторинга за расходами, более четко определять задачи внешней политики, установить допустимые пределы разрыва между поставленными целями и достигнутыми результатами. Берлускони выступил с заявлением, что задача дипломатии действительно заключается в продвижении бизнеса, поэтому все итальянские посольства должны занять место «на передовой линии борьбы за наращивание экономического присутствия за рубежами отечества». Он предложил по примеру США направлять впредь послами в наиболее важные для Италии страны не карьерных дипломатов, а представителей делового мира и бизнесменов.

В полемику с Берлускони вступил профсоюз дипломатических
работников. С одной стороны, руководители профсоюза положительно
отнеслись к идее сосредоточить в Фарнезине основные полномочия в области
внешних сношений, которые сейчас распылены между различными
государственными институтами, с другой - они заявили, что отказ от посольств и консульств в ряде стран приведет к негативным последствиям. Возражения раздавались и по поводу заключения на местах трудовых соглашений со специалистами и служащими из числа местных жителей из опасения, что наплыв местных кадров «заставит поступиться национальными интересами».

В 2011 г. приступили к осуществлению новой реформы ведомства.
Прежняя организация по территориальному принципу теперь считается
слишком узким секторальным подходом, противоречащим современному
международному контексту. После упразднения пяти территориальных
департаментов достижением поставленных целей будут заниматься восемь
функциональных. Функциональный принцип совпадает с приоритетными
направлениями итальянской внешней политики. Ведущим департаментом будет генеральный департамент политических дел и безопасности. Глава этого
департамента наделяется основными полномочиями в решении всех стратегических вопросов и вопросов национальной безопасности Италии.

Министр иностранных дел принадлежит к той партийной коалиции, которая, одержав победу на очеред­ных парламентских выборах, формирует правительство. В то же время аппарат министерства не зависит от смены прави­тельств, а его сотрудники не афишируют свои политические пристрастия. Во главе всей администрации министерства стоит гене­ральный секретарь, который при частой смене правительств обеспечи­вает координацию и преемственность политики. Важное место занимает Главное управление дипломатического протокола республики. Его сотрудники осуществляют связь с дипкорпусом и кон­сульствами, международными организациями и специальны­ми миссиями, обеспечивают выдачу экзекватуры, виз и дип­ломатических карточек. Следует отметить, что ни президент республики, ни премьер-министр не имеют своей собствен­ной службы протокола.

Для поступления на дипломатическую службу необходимо выдержать сложные конкурсные экзамены. Карьерная «лестница», т. е. количество диплома­тических рангов и должностей (в Италии должности и ранги со­впадают) было снижено с семи до пяти. В настоящее время в Италии существуют следующие дипломатические ранги: Посол Италии -Посланник-Советник посольства -Советник миссии –Секретарь.

Сеть самой внешнеполитической службы Италии сегодня состоит из
более чем 300 посольств, консульств, институтов культуры, местных агентств
по сотрудничеству. Координацию деятельности внешнеполитических акторов предполагается поручить новому генеральному департаменту по продвижению того, что в политической лексике получило название страносистема (sistema paese). «Страносистема» - это совокупность всех институтов страны – международной деятельности. Сторонники реформы, однако, утверждают, что консульское обслуживание сохранится на прежнем уровне благодаря внедрению Интернета и так называемых «цифровых консульств». Важнейшим шагом на пути реформы явятся новые расширенные
полномочия глав представительств за рубежом в области формирования
собственного бюджета. Прежде всего имеется в виду, что посол станет играть
роль менеджера, овладевшего искусством предпринимательства и способного
все более независимо и максимально гибко распоряжаться финансовыми
средствами посольства. Посол займется также поиском доноров и спонсоров. Однако есть критики предоставленной послам возможности получать средства от различных спонсоров. Дело в том, что Фарнезина во избежание злоупотреблений обставила получение спонсорской помощи определенными условиями и разработала весьма жесткие правила в отношении этого канала финансирования. Существуют также опасения, что деятельность по распространению итальянской культуры и итальянского языка за рубежом, которую в прежней структуре министерства курировал генеральный департамент по культурной политике, в рамках нового генерального департамента продвижения «страносистемы» займет подчиненное положение по сравнению с направлениями, занятыми организацией коммерческих ярмарок и экспортом вооружений.

Трудно сказать, насколько далеко может зайти дальнейшее
реформирование Фарнезины, учитывая, что исторически это внешнеполитическое ведомство - одно из самых мощных и влиятельных
министерств Италии.

В короткие сроки в Испании была разработана и в 1978 голу принята новая Конституция, согласно которой страна становится парламентской монархией. В преамбуле к Королевскому декрету 949/1979 отмечается, что проведение внешней политики Испании требует модифицировать организационную структуру МИД. После вступления Испании в ЕЭС в 1985 году, в соответствии с декретом от 28 августа того года, Секретариат по связям с Европейским Сообществом становится Государственным Секретариатом по вопросам Европейского Сообщества. Создается также Государственный Секретариат по Международному Сотрудничеству и Ибероамерики. Данная структура с небольшими изменениями, не носящими принципиального характера, сохранялась на протяжении 10 лет. Решение Правительства Испании о вступлении страны в НАТО также сказалось на дальнейшем расширении структуры МИДа. Особое значение в декрете придается тому, чтобы руководящие органы Министерства иностранных дел уделяли больше внимания и в большей степени сотрудничали с парламентом страны, который согласно новой конституции получил право «контроля за деятельностью внешнеполитических органов страны».

Тенденция вовлечения испанских регионов во внешнеполитическую деятельность еще больше усилилась в 1990-е годы, в связи с процессами глобализации, а также развитием политических механизмов в рамках ЕС. Подписав Маастрихтские и Амстердамские соглашения, Испания приняла на себя обязательства по развитию межрегионального сотрудничества в рамках Союза. Значительно увеличенная по Амстердамскому соглашению компетенция Комитета регионов предоставляет новые возможности для испанских регионов, что в свою очередь еще острее ставит вопрос о необходимости согласования внешнеполитических мероприятий, проводимых центральным и региональными правительствами. Сформировалась следующая структура Министерства Иностранных Дел Испании: Министр Иностранных Дел, в аппарат которого входит кабинет Министра, управление дипломатической информации, специальный кабинет Анализа и Прогнозирования Внешней политики и Высшего Совета Министерства Иностранных Дел. Напрямую Министру подчинены два Государственных Секретариата - Секретариат Внешней политики и Европейского Союза (СВПЕС) и Секретариат Международного Сотрудничества и Ибероамерики (СМСИ). В 2000 году Центральный аппарат МИД Испании насчитывал 250 чел. оперативно-дипломатического состава и 979 чел. административно-технического состава. В загранучреждениях министерства работают 450 чел. оперативно-дипломатического состава и 618 чел. административно-технического состава. Испания принимает участие в работе 103 международных организаций и конференций и имеет постоянные представительства при ООН, ЕС, Совете Европы, НАТО, ОАГ, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР, ЗЕС, Святом Престоле, Мальтийском ордене.

Министр иностранных дел Франции является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление намечен­ного президентом курса. Непосредственно при министре действует также Генераль­ная инспекция во главе с генеральным инспектором ино­странных дел, Центр анализа и прогнозирования во главе с директором, Межминистерская комиссия по вопросам франко-германского сотрудничества, советник по религиозным проблемам. Недавним нововведением стало создание постов двух за­местителей генерального секретаря. Один из них является не­посредственным помощником генерального секретаря в деле руководства службами министерства. Другой — возглавляет наиболее важную дирекцию Министерства иностранных дел — Дирекцию политических дел и безопасности. В структуре Кэ д'Орсэ три генеральных дирекции: Генеральная дирекция по политическим вопросам и во­просам безопасности; Генеральная дирекция по административным вопросам; Генеральная дирекция международного развития и со­трудничества.

Вся дипломатическая служба Франции насчитывает около десяти тысяч сотрудников. Работники дипломатической службы Франции подразделя­ются на три категории А, В, С. Категория «А» включает по­сланников, советников и секретарей Министерства иностран­ных дел, переводчиков. Категория «В» включает администра­тивных секретарей, работников шифрсвязи, ассистентов по социальным вопросам. Категория «С» включает технический состав — стенографисток, бухгалтерских работников, квали­фицированных рабочих и т. д. Сотрудники всех трех категорий могут использоваться на работе в центральном аппарате и за рубежом.

Вступая в должность министра иностранных дел в 1993 г., А. Жюппе так

мыслил реализацию своих задач: 1. Каждый посол должен руководствоваться разработанным стратегическим планом обеспечения и продвижения интересов Франции в стране пребывания. 2. Новый посол через полгода после прибытия к месту службы представляет свой стратегический план с конкретными предложениями. 3. Значительно изменяется порядок информации между министерством и посольствами, информация становится более регулярной. Если недавно французские послы о деятельности МИДа, встречах дипломатов других стран в МИДе узнавали из прессы, то сейчас уже сделаны значительные шаги в оперативном информировании загранпредставительств. 4. Телеграммы и другие материалы, затрагивающие более чем локальные интересы, распечатываются и рассылаются по другим министерствам и департаментам и по другим французским посольствам в других странах.

Во Франции министерство иностранных дел включено в процесс координации внешнеполитической деятельности, которая осуществляется рядом структур. Например, большие полномочия приобрел созданный еще в 1994 г. Межминистерский комитет по координации внешнеполитической
деятельности. Комитет возглавил премьер-министр, в его состав вошли те
члены кабинета, ведомства которых имеют выход на международную арену. В работе Комитета принимает участие специальный представитель президента, а также генеральный секретарь Межминистерской комиссии по европейскому сотрудничеству.

Франция практикует систему, при которой один посол представляет французские интересы по совместительст­ву в нескольких странах. Суть проводимой реформы дипломатической службы состоит, прежде всего, в том, чтобы превратить Министерство иностранных дел в центр по координации и проведению в жизнь всей международной де­ятельности французского государства и таким образом обес­печить в этой области подлинное единство действий. Это предполагает необходимость осуществления послами в полной мере их функций глав французской администрации в странах их пребывания. Реформа предусматривает также адаптацию посольств Франции в странах Европейского Союза с учетом того, что все большее число вопросов, входящих обычно в компетен­цию посольств обсуждается и решается в структуре самого Союза. В 1988 г. во Франции прозвучали предложения о строительстве «европейской политической конфедерации», предусматривающей и единую дипломатию. Между Парижем и Бонном начались переговоры о создании совместных посольств со смешанным составом дипломатов и поочередно меняющимися послами.

С объединением Германии начался новый этап в истории ее дипломатической службы. Заметно возросла международная активность Гер­мании. Дипломатическая служба является составной частью государст­венной службы ФРГ. Это конституционная система, находящаяся на службе государства и нации. Ее задачи и функции, формы деятельности регулируются Консти­туцией, законом о дипломатической службе 1990 г., законом об окладах государственных служащих 1996г. и некоторыми другими нормативными актами. Характерно, что в Законе о дипломатической службе ее задачи определяются не только в обобщенной форме, но вполне конкрет­но, с перечислением приоритетов внешней политики ФРГ.

В 1998 г. началось проведение структурной реформы дипломатической службы ФРГ. Целью реформы было названо повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование затронуло прежде всего политический, а также экономический и культурный департаменты. Одновременно было проведено сокращение заграничной службы. Были закрыты двадцать представительств ФРГ за границей. Речь шла
преимущественно о представительствах в африканских странах и консульствах в странах ЕС.

На практике иногда все же возникают трения между Минис­терством иностранных дел и Ведомством федерального канцлера, в составе которого имеется управление по внешней политике и по­литике безопасности. Оно призвано обеспечивать внешнеполити­ческую деятельность федерального канцлера, однако, в ряде случа­ев Ведомство развивает собственную активность в поддержании международных связей, тем более, что в последнее время личные контакты между руководителями государств стали важнейшим ин­струментом решения международных проблем. Поскольку в коа­лиционных правительствах посты федерального канцлера и мини­стра иностранных дел обычно занимают представители разных партий, трения между Ведомством канцлера и МИД имеют чаще всего партийно-политическую подоплеку, не отражают расхожде­ния в вопросах внешней политики ФРГ, хотя разногласия такого рода время от времени возникают.

Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппа­рата — Министерства иностранных дел и представительств за гра­ницей — посольств, генеральных консульств, консульств и пред­ставительств при международных организациях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от по­требностей, состояния отношений и положения в отдельных реги­онах, а также выделяемых на содержание дипломатической служ­бы финансовых средств. Около 2700 человек заняты в Центральном аппарате МИД, около 6750 человек — в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при международных организациях и два специ­альных представительства. В Германии су­ществуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разря­дов или классов). В настоящее время одной из главных особенностей герман­ской дипломатии, как, впрочем, и дипломатии других государств ЕС является вплетение национальной политики Германии в общую ткань европейской политики. Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы является культурная политика за рубе­жом. МИД ФРГ координирует работу всех организаций, занимаю­щихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением не­мецких интересов в этой области.

Принято считать, что Великобритания – страна традиций и что она, в известной степени, консервативная страна. Если это и так, то меньше всего это относится к ее дипломатии. После Второй мировой войны англичане четыре раза проводили реформы своей дипломатической службы. В соответствии с «реформой Идена – Бевина» была создана объединенная кадровая дипломатическая служба (объединены кадры по­сольств и кадры консульств). 17 октября 1968 г. — день рождения «нового» Форин офиса — Министерства иностранных дел и по делам Содру­жества, объединившего в единое ведомство прежний Форин офис, министерство Содружества и министерство колоний. Три кадровые дипломатические службы, долгое время сущест­вовавшие раздельно (дипломатическая служба, профессио­нальные кадры Форин офиса и заграничная служба торговых комиссаров) были объединены в единую «Дипломатическую службу Ее Величества» тремя годами ранее — 1 января 1965 г.

Даже в странах, где внешнеполитические ведомства традиционно пользуются большим авторитетом, все чаще возникают межведомственные трения. В свое время в Маргарет Тэтчер планировала создать в противовес Форин офис аналог американского Совета национальной безопасности - Foreign Affairs Unit. Неоднократно предпринималась попытка вывести вопросы европейской интеграции из-под опеки Форин офис, создав должность министра по делам ЕС. Сопротивление дипломатического ведомства не позволило осуществить эти проекты, а после Brexit этот вопрос снят с повестки дня.

Нередко в Великобритании вводились различные новшества. Так, был введен порядок, по которому послы могут приступить к исполнению своих обязанностей не после вручения верительных грамот, а немедленно по приезде посла в страну. Это дает возможность послу сразу приступить к своей работе, а не ждать несколько недель и даже месяцев, когда королева будет в Лондоне и у нее найдется время для приема посла. Англичане ввели такое новшество, как совместное с другой страной учреждение общего посольства (в частности с Германией) в другой стране (англо-германское представительство). Они ввели обмен дипломатами в посольствах, в частности, в английском и немецком посольствах. Например, в Вашингтоне У. Шепготт, первый секретарь английского посольства, был направлен на работу в немецкое посольство вместо советника германского посольства М. Нея, который занял место Шепготта в английском посольстве. Они оба занимались одной проблемой, проблемой контроля за вооружением бывшего Советского Союза и контактами НАТО в Англии и Германии. Вскрылось это случайно, когда 18 июня 1996 г. британский дипломат У. Шепготт, работавший в немецком посольстве, позвонил в Бонн, в канцелярию Гельмута Коля и сказал, что президент Клинтон хотел бы знать, о чем Борис Ельцин говорил с Колем по телефону после первого раунда выборов в России. В канцелярии были растеряны и немедленно позвонили в немецкое посольство в Вашингтоне. Но это частный случай, и объясняется тем, что такая практика только складывалась.

Министерство иностранных дел по делам содружества Ве­ликобритании вместе с зарубежными диплома­тическими представительствами сохраняют свою традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных на­правлений внешней политики страны: в поддержании полити­ческих связей с другими государствами; в обеспечении учас­тия Великобритании в международных организациях и в ре­шении проблем глобального характера; в информировании международного сообщества о событиях в Великобритании; в распространении английского языка и британской культуры; в защите за рубежом интересов граждан Соединенного Коро­левства. Основной принцип работы дипслужащих в Форин офисе и загранучреждениях - решение вопросов на возможно более низком уровне. 80-90% проблем разрешаются на уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров - директоров.

Штатное расписание Форин офиса и дипломатических и консульских представительств за рубежом составляло 6 тысяч человек (из них 3, 5 тыс. — оперативные сотрудники кадровой дипломатической службы, остальные — административный персонал дипломатической службы, при­нимаемый на работу без прохождения конкурса). Кроме того, в британских посольствах на вспомогательных должностях по контракту работает примерно 7, 5 тыс. иностранных граждан. Великобритания содержит за рубежом более трехсот диплома­тических и консульских учреждений в 182 государствах. В структурном отношении Форин офис состоит из полити­ческого руководящего звена (министр, 3-4 государственных и младших министра, один из них — министр по делам Евро­союза), из профессионального руководящего звена (постоян­ный заместитель министра и одновременно глава «Диплома­тической службы Ее Величества», его личный секретариат и подчиненные постоянному заместителю непосредственно пер­вые заместители и заместители министра — директора. Все карьерные дипломаты). Следует отметить в то же время, что кадровая дипломатическая служба Великобритании — элитарный, корпоративный институт, средоточие «профессио­нальной бюрократии». За свой недемократический состав она периодически подвергается критике в парламенте, на страни­цах печати.

Кратко остановимся и на других европейских странах. Северные страны Европы в целях экономии средств уже в течение ряда лет в порядке эксперимента поддерживают совместные дипломатические представительства. В Норвегии, например, необходимость иметь в стране
отдельное министерство иностранных дел всегда ставилась под вопрос.
Отчасти этот исторический курьез можно объяснить тем, что норвежское
общество, кроме торговли, не видело иной цели поддержания международных
связей. Норвежские бизнесмены благосклонно относились к консульской
службе и с недоверием - к дипломатической. Кроме того, в Скандинавии
рациональное использование новейших научных и технологических
достижений позволило ввести в практику институт выездных послов, следящих за обстановкой в стране или регионе, не покидая стен столичного
министерства. Во многих передовых странах всерьез задумываются над
использованием этой скандинавской модели.

По сложившейся традиции в условиях разрыва или отсутствия
дипломатических отношений необходимый уровень контактов мог
поддерживаться посредством третьей стороны. В этой роли, как правило,
выступали нейтральные государства - Швейцария, Австрия, Швеция. Но не только нейтральные государства выступают в этой роли. Например, после первой войны в Персидском заливе интересы США в Ираке представляло посольство Польши. Сообщалось, что польские дипломаты занимались текущими административными делами Соединенных Штатов и обеспечивали американской общине консульские услуги. Некоторые страны иногда пользуются иностранным институтом представительства интересов, исходя из соображений целесообразности и экономии средств. Так, по общеполитическим вопросам Голландия представляет интересы Люксембурга, а по экономическим и консульским вопросам в этой роли выступает Бельгия.

Итак, целый ряд внешнеполитических ведомств использует в своей практике «мини-миссии» с минимальным штатом сотрудников, чья первостепенная задача в основном состоит в решении вопросов коммерческого характера. Развитые компьютерные сети позволяют сократить число консульств за счет внедрения дистанционного обслуживания граждан.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. – 2-е изд., доп. – М.: Международные отношения, 2010. – 224с.

2. Зонова Т. В. Дипломатия Ватикана в контексте эволюции европейской
политической системы. М.: РОССПЭН, 2000.

3. Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы: Учебник для вузов / Т. В. Зонова. - 2-е изд., испр. - М. : Аспект Пресс, 2014. - 348 с.

4. Зонова Т. В. Формы, методы, тенденции развития современной
дипломатии // Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова, А. В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012.

5. Киссинджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. В. В. Львова. Послесл. Г. А. Арбатова. М.: Ладомир, 1997. - 850 с.

6. Попов В. И. Современная дипломатия. Теория и практика. — М.: Научная книга, 2000. – 576 с.

7. Самойленко В. В. Дипломатическая служба: учеб. пособие. - М.: Юридическое издательство Норма; М.: Издательский Дом " ИНФРА-М", 2010. - 320 с.

8. Селянинов О. П. Дипломатические отношения государств: Принципы, формы и методы: учеб. пособие. – М.: МГИМО-Университет, 2004. – 312 с.

9. Beridge G. R. Talking To The Enemy: How States without ‘Diplomatic
Relations’ Communicate. L., 1994.

10. Consular Affairs and Diplomacy / Jan Melissen, Ana Mar Ferná ndez
(eds). Leiden; Boston: Martinus HIJ HOFF Publishers, 2011.

11. Foreign Ministries in National and European Context / B. Hocking
(ed). Foreign Ministries: Change and Adaptation. St. Martin’s Press, 1999. P. 265.

12. Innovation in Diplomatic Practice / Jan Melissen (ed). N. Y.: Palgrave, 1999.

13. Kennan G. F. Diplomacy without diplomats? // Foreign Aff airs. 1997. Vol. 76. No 5.

14. Langhorne R., Wallace W. Diplomacy Towards the Twentyfirst Century. P. 19.

15. McDermott G. The New Diplomacy and its Apparatus. L., 1973. P. 50–51.

16. Zonova T. Paul Sharp: Diplomatic Theory of International Relations // The
Hague Journal of Diplomacy. 2012. No 7.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Что такое CFSP, EEAS?

2. Когда начала функционировать Европейская служба внешних связей?

3. Кто занимал пост Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности с 2014 года по 2019 год, и кто занимает его сейчас?

4. Изучите в Приложении №1 данные сайта Европейской службы внешних связей и выделите основные направления её деятельности.

5. Кто такие спецпредставители и какие функции они выполняют?

6. В чем заключается «евродипломатия»?

7. Какие изменения произошли в Фарнезине в XXI веке?

 

ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

3. 1. Министерство иностранных дел РФ как центральный орган внешнеполитических сношений

3. 2. Особенности дипломатической службы в посольствах, специальных миссиях и постоянных представительствах РФ при международных организациях

3. 3. Новые вызовы в деятельности МИД РФ

Ключевые слова: Министерство иностранных дел РФ, департамент, территориальные и функциональные отделы, Консульский департамент, посольства, специальные миссии, референтура, новые вызовы и угрозы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...