Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Новые направления дипломатии: публичная дипломатия




ТЕМА 5. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИИ: ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

5. 1. Становление теории и практики публичной дипломатии, ее связи с общественностью

5. 2. Новые направления публичной дипломатии: трансформационная дипломатия, экспо-дипломатия, nation-branding

5. 3. Организация службы публичной дипломатии в США, КНР и России

Ключевые слова: общественное мнение, имидж страны, сетевые технологии, «твипломаси», e-diplomacy, цифровая дипломатия, новая публичная дипломатия

5. 1. Становление теории и практики публичной дипломатии, ее связи с общественностью

Сегодня публичность является неотъемлемой чертой и профессиональной дипломатии. Согласно концепции Дж. Ная, «мягкая сила» как способность государства сформировать предпочтения других стран опирается на три важнейших компонента: культуру государства, его политические ценности и внешнюю политику. Публичная дипломатия призвана передать три этих компонента другим странам. Если государство не обладает привлекательными ценностями, то и публичная дипломатия неспособна оказывать влияние на зарубежное общество»5.

С течением времени восприятие политики одного государства общественным мнением других стран стало играть все большую роль.
Общественное мнение, приобретая все большее влияние в политической
жизни, с неприязнью относилось к секретности, которой традиционно были
окутаны дипломатические контакты. В периоды кризисов все громче
раздавались требования установить эффективный контроль над дипломатией. Премьер-министр Великобритании Генри Джон Темпл Пальмерстон отмечал, что «общественное мнение сильнее штыков».

Переход от тайной дипломатии к дипломатии открытой стал
требованием времени, когда общественность все более настойчиво стремилась к обсуждению проблем внешней политики. Многие европейские внешнеполитические ведомства начали активно и на постоянной основе работать с прессой. В 1879 г. пресс-бюро появилось в структуре Кэ д’Орсе. Основной задачей этого подразделения стал анализ периодики и поддержание отношений с прессой и общественностью. В годы Венского конгресса дипломаты стран-участниц широко использовали прессу, пропагандируя и утверждая точку зрения своей державы. Конгресс 1818 г. в Ахене стал, пожалуй, первым международным форумом, который пространно освещала пресса. Правительства стимулировали дипломатических представителей на общение с депутатами законодательных собраний.

Термин «публичная дипломатия» (public diplomacy) в сегодняшней
трактовке был введен в дипломатический обиход американцами. В российском политическом лексиконе существуют различные трактовки, связанные с этим понятием: публичная дипломатия, общественная дипломатия, цифровая дипломатия, национальный брендинг, пропаганда, народная дипломатия. Ограниченность рамками публичной дипломатии и предпочтениями определенным объектам режима онлайн влияет на использование словаря терминов и на их интерпретацию будь-то «цифровая дипломатия» (digital diplomacy), «сетевая дипломатия» (net diplomacy), «дипломатия Web 2. 0» с их различными вариациями (public diplomacy Web 2. 0, Internet diplomacy и др. ). Бурную популярность в 2012 г. термина «электронная дипломатия». Множатся специальные проектные и образовательные сайты «ediplomacy», расширяется сеть площадок для обучения и обсуждения того, что подразумевается под «э-дипломатией». Используется и такое понятие, как «мегафонная дипломатия». Так, МИД России опубликовал комментарий, в котором дал оценку очередному докладу Госдепартамента США о соблюдении государствами соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространением. Москва обвинила американских дипломатов в безапелляционности, которая игнорирует установившуюся практику рассмотрения взаимных претензий в предусмотренных различными соглашениями переговорных механизмах, а также в неосведомленности и преднамеренном искажении информации. Россия считает, что Госдепартамент США должен был поговорить о своих сомнениях напрямую с российскими дипломатами, а не заниматься " мегафонной дипломатией". Все выше перечисленные и многие другие разновидности публичной дипломатии прочно укореняются в дипломатической практике разных стран. Нередко термины «публичная дипломатия», «культурная дипломатия», «дипломатия масс-медиа», «общественная дипломатия», «цифровая дипломатия, «электронная дипломатия» взаимозаменяемы, что не всегда уместно.

Дипломатическая служба, традиционно рассматривающая
информационно-аналитическую работу как одно из важнейших направлений своей деятельности, приобрела новые возможности. Вторая половина XX в. поставила перед исследователями дипломатии новые проблемы, в частности, проблему избыточности материала. На фоне возросшей доступности архивных документов хлынул поток документов особого происхождения - от военных, коммерческих, культурных и пресс-атташе. Часть материалов публиковалась спецслужбами. Распахнули двери частные архивы государственных деятелей и дипломатов.

Дипломаты и государственные деятели могут извлечь немалую пользу из того факта, что СМИ молниеносно воздействуют на общественное мнение и используют его потенциальные возможности для достижения поставленных целей. Важно отметить также, что из-за усовершенствования информационных технологий, обеспечивающих общение в режиме реального времени в глобальном масштабе, общественное мнение может быть введено в заблуждение. Возрастающая роль масс-медиа в мировой политике и попытка с их стороны оттеснить на второй план профессиональные дипломатические институты и подменить собой традиционные дипломатические каналы связи -
все это может привести к значительным усложнениям дипломатических отношений. Конечно, сообщения СМИ дают дипломатам и правительствам
дополнительные источники информации, однако весь процесс принятия
решений гораздо более сложный и требует наравне с информацией,
поступившей от СМИ, учета всех остальных факторов. Предваряющая
принятие решений аналитическая работа основывается не только на процедуре сбора и обработки информации. Эта работа состоит также в проверке достоверности поступивших сведений, для чего источники информации должны быть достаточно разнообразными. Таким образом, роль профессиональных дипломатов в анализе происходящих процессов остается первоочередной.

Развитие электронных средств массовой информации создало возможность активного и оперативного внедрения в массовое сознание мифов и ценностей, позволяющих формировать у населения нужные восприятия. Искусное осуществление публичной дипломатии и её связей с общественностью вместе с грамотным использованием иных «гуманитарных ресурсов» подчас даёт государству гораздо больше того, на что оно может претендовать по объективным показателям своей политической, экономической и военной мощи. Публичная дипломатия становится каналом влияния на общественное мнение других стран и инструментом межкультурной коммуникации.

Вызовом для дипломатии стали и высокие технологии. С появлением Интернета неизбежны реформы традиционных инструментов дипломатии. Дипломаты любят рассказывать, как пару веков назад от американского посла в Испании почти два года в Вашингтон не поступало никаких сведений. Подождем еще годик, предложил Томас Джефферсон, но, если посол так и не даст о себе знать, напишем ему письмо. Несколько десятилетий спустя появление телеграфа произвело революцию. Когда-то впервые получив телеграмму, английский премьер лорд Генри Палмерстон воскликнул: «Все, это конец дипломатии! ». О конце тайной дипломатии заговорили в связи со скандальными публикациями WikiLeaks, благодаря которым огромное число засекреченных дипломатических документов стало достоянием гласности. Первые полосы газет, прайм-тайм телеэфиров и новостные сайты наперебой интерпретировали содержание выложенных в сеть документов, речь шла прежде всего о секретной переписке американских дипломатов со своим ведомством. Стали достоянием общественности достаточно неприглядные характеристики, которыми дипломаты награждали политиков и своих партнеров по переговорам. Сенсацией стали не столько вопросы, затронутые в переписке (в средствах массовой информации они неоднократно обсуждались), сколько проблема несоответствия официальных деклараций откровенному цинизму реальной политики.

Вместе с тем, потоки дезинформации, пропаганды, «фейковых» новостей требуют многочисленных опровержений, доказательств обратного, для чего, в свою очередь, необходимо длительное время и ресурсы. Традиционные СМИ не являются единственным источником информации, поскольку множество альтернативных точек зрения представлено в Интернете, блогах, социальных сетях и т. д. Если говорить о методах предотвращения информационных вызовов и угроз, то для противодействия информационным войнам уже существуют соответствующие подразделения в армиях ведущих стран мира. В пятерку таких стран, по мнению ряда источников, входят США, Китай, Великобритания, Южная Корея и Россия, хотя формально «кибервойна» не объявлена. В 2017 году в России официально было объявлено о создании «войск информационных операций», способных защитить от кибератак цифровую военную инфраструктуру, включая компьютерные сети, системы управления и связи, а также передаваемую по ним информацию.

Кроме этого, всё чаще сейчас прибегают к работе спин-докторов (Spin doctor), или другими словами менеджеров новостей, занимающихся управлением новостями и медиа-событиями: исправление негативного освещения событий в СМИ, создание благоприятного восприятия событий, нивелирование побочных эффектов от попадания в эфир негативной информации. Он работает не только с интерпретацией происходящих событий, но и организует их. Работу спин-докторов часто затрудняет тот факт, что их клиент обращается к аудитории не напрямую, а через посредников — представителей СМИ, которые могут кардинально изменить предполагаемую интерпретацию. При необходимости сообщить аудитории плохую новость, спин-доктора запускают её одновременно с большим количеством других более важных новостей или выбирают момент, когда на передовицах обсуждается событие большего масштаба. Столкнувшись с негативным освещением события, спин-доктор может также исправить ситуацию, переключая внимание СМИ и аудитории на другое негативное событие.

Всё это негативно влияет на дипломатическую сферу. Непрофессиональная дипломатия СМИ часто вторгается в деликатный и в значительной степени закрытый мир внешней политики, зачастую не обладая для этого достаточной компетенцией. Дело в том, что публичность как таковая может поставить под угрозу конфиденциальный характер переговоров, который по-прежнему остается главным условием дипломатического процесса, требующего гибкости и взвешенности подхода. Как и прежде, политический результат той или иной акции на мировой арене во многом зависит от усилий профессиональных дипломатов, владеющих традиционным дипломатическим искусством и методами реализации внешнеполитического курса. Дипломаты прекрасно осознают, что это потребует от них новых качеств. В мире Интернета дипломат - не просто передатчик информации, его задача – эту информацию квалифицированно отобрать, оценить и интерпретировать. Дипломат обязательно должен быть стратегически нацеленным обработчиком общественного мнения. Иными словами, он не может ограничиться ролью пассивного наблюдателя, ему необходимо умение формировать самому необходимый поток информации.

В условиях информационной революции дипломаты сталкиваются с
необходимостью овладеть новыми технологиями, чтобы полностью
использовать открывшиеся возможности. Министерства иностранных дел прилагают немалые усилия, изыскивая новые и гибкие способы использования электронных средств информации. Бесспорно, что новые технологии, хотя и не являются первопричиной происходящих в дипломатической системе изменений, значительно меняют характер работы дипломатов. Возникает качественно новый уровень дипломатической деятельности, открывающий новые широкие возможности. Отсутствие необходимости собирать в одном месте участников электронной дискуссии.

Некоторые умудренные опытом дипломаты указывают на известное преувеличение роли технологий, подчеркивая, что технологии в дипломатии - лишь подручное средство, а не самоцель. Высокие технологии предоставили потенциальную возможность общаться, но не могли заменить собой компетентную консультацию.

И все же по мере развития электронной революции возникают все новые и новые возможности для дипломатов. Госдеп по прошествии десятков лет со дня закрытия американского посольства в Тегеране решил учредить в столице Ирана виртуальное веб-посольство - без предварительного восстановления дипломатических отношений, ведь Венская конвенция о дипломатических
сношениях в киберпространстве пока не принята. Правда, и иранские власти, пользуясь отсутствием такой конвенции, спустя несколько часов после появления в Интернете веб-посольства заблокировали сайт.

Популярной стала и дипломатия на пространстве «second life». В этом пространстве министерство иностранных дел Швеции отстроило свой Шведский дом. Виртуальное здание - полная копия шведского посольства в Вашингтоне. Ленточку на торжественной церемонии открытия разрезал лично министр иностранных дел Карл Бильдт, т. е. его аватар. Для посетителя посещение посольства не представляет никаких трудностей. Вам на помощь приходит аватар персонала, который, легко взлетая с вами на нужный этаж, ведет вас в тот самый зал, где хранится интересующая вас информация о Швеции. В таких виртуальных посольствах можно поучаствовать в семинарах, послушать лекции, а можно за деньги арендовать помещение для проведения собственных встреч и конференций. Неутомимые виртуальные дипломаты готовы обслуживать вас круглые сутки. Конечно, электронная информационная сеть достаточно уязвима и создает немало проблем службам безопасности. Хакеры взламывают компьютеры, считывают почту, «скачивают» секретные документы. Информация, приобретенная таким путем и ставшая достоянием общественности или других правительств, может сильно повредить деятельности дипломатических миссий.

Публичная дипломатия пополнилась общением в социальных сетях и появился новый термин – «твипломаси» (англ. Twiplomacy), или твипломатия. Президенты, премьеры, министры, главы внешнеполитических ведомств, послы выходят в социальные сети и становятся «твипломатами». Если раньше налаживание отношений между руководителями государств и высокопоставленными лицами в основном проходило при личном знакомстве на различных мероприятиях, то Твиттер позволяет наладить доверительные отношения на «бесконтактной» и постоянной основе.

Действительно Интернет-технологии позволяют настроить эффективную, широкоохватную и быструю «обратную связь» с иностранными гражданами. В сравнении с традиционными средствами коммуникации, Интернет предоставляет государству такой масштабный канал ведения не монолога или отрывочного общения (в основном через телевидение или печатные СМИ), а постоянного диалога с зарубежной аудиторией и экспертным сообществом. Укрепление режима такой связи за счет внедрения сетевых технологий представляется одним из ключевых факторов, который меняет требования к внешнеполитическим ведомствам в контексте реализации публичной дипломатии.

Популярность темы «дипломатического Твиттера» получила существенный толчок с открытием в июне 2012 г. агентством Франс-Пресс сайта «E-DiplomacyHub», где в режиме реального времени обобщается твиттер-активность руководителей государств и представителей внешнеполитических ведомств. Но дело не только в увеличении темпов расширения аудитории и выборе эффективных сетевых инструментов, речь идет и о необходимых усилиях по качественной перестройке контактов с аудиторией. Не случайно, в США и других западных странах все более закрепляется термин «дипломатическая медиасреда» (Diplo-media).

Необходимо также отметить, что цифровые решения для дипломатии разрабатывают и применяют не только внешнеполитические ведомства, но и международные НКО. К примеру, ресурс ediplomat. com позиционирует себя как глобальный портал для дипломатов. На портале публикуются новости, рекомендации и предоставляются услуги для дипломатического сообщества. Инициатором создания портала выступила группа дипломатов, которые осознавали потенциал Интернета и постарались сделать так, чтобы данный ресурс стал платформой для объединения дипломатического корпуса и всех, кто интересуется дипломатией. Еще один электронный ресурс – diplomacy. edu (Diplo) – был создан в 2002 г. совместными усилиями правительств Мальты и Швейцарии. В настоящее время Diplo предлагает электронные решения для дипломатии и в целом для государственного управления. На сайте есть возможность ознакомиться с рядом исследований по электронной дипломатии, пройти онлайн-обучение на разных курсах, начиная с дипломатического протокола и заканчивая вопросами изменения климата.

Безусловно, у дипломатии Web 2. 0 есть свои риски, к которым, как уже упоминалось, относятся утечка информации, хакерство, анонимность пользователей Интернета. Тем не менее, международный опыт свидетельствует, что умелое использование инструментов цифровой дипломатии может приносить хорошие дивиденды тому, кто в нее инвестирует. Причем цифровая дипломатия не всегда требует финансовых вложений, напротив, зачастую она нацелена на сокращение расходов. Здесь крайне важен человеческий фактор – желание сотрудников внешнеполитических ведомств развиваться, осваивать новые технологии, посвящать часть своего рабочего времени работе с целевой Интернет-аудиторией, обработке электронной информации, созданию информационно-справочных материалов. Кроме того, требуются инструменты для оценки эффективности используемых социальных медиа. Важно уже не количество «фолловеров», «лайков», «твитов/ретвитов», важны реальные показатели реагирования аудитории на сообщения, изменения ее восприятия, того, как этому способствует дипломатия Web 2. 0. Цифровая дипломатия не заменит дипломатию классическую, но при искусном обращении этот инструмент может усилить работу государства в сфере международных отношений и внешней политики.

Для будущего цифровой дипломатии более важен вопрос не какая платформа придет на смену Твиттеру, а каким образом министерства иностранных дел как большие бюрократические структуры будут адаптироваться к новым задачам и вызовам в информационно-технологической сфере. Вместо ведения стандартной страницы в Фейсбуке, адресованной одновременно всем и никому, дипломаты будут применять различные платформы из своего каталога к конкретным потребностям.

Еще одна сложность для дипломатической работы — расширение «списка контактов». С развитием «сетевой мощи» возникают новые влиятельные «игроки» в режиме онлайн как внутри национальных границ, так и на международной сцене. Такие фигуры способны не только прямо или косвенно содействовать укреплению репутации другой страны у себя дома или в глобальном пространстве, но и серьезно ее «подмочить». Поэтому, помимо потребности в мониторинге ситуации в информационном пространстве в реальном времени для своевременного обнаружения угроз, добавляется задача выявления ключевых «фигур влияния» и работы с ними.

Дипломат обязательно должен быть стратегически нацеленным обработчиком общественного мнения. Иными словами, он не может ограничиться ролью пассивного наблюдателя, ему необходимо умение формировать самому необходимый поток информации. Интернет предоставляет и много других информационных услуг. Интересующий дипломата сюжет можно более подробно изучить по гиперссылкам на другие источники. Поисковые системы помогают досконально исследовать проблему, получив доступ к справочным изданиям, энциклопедиям, сайтам нужных организаций. Быстрое получение информации экономит ресурс времени, освобождая его для углубленного анализа и обобщений, что делает процесс выработки решений более сбалансированным и последовательным.

В настоящее время все значимые международные конференции,
саммиты, форумы, как правило, знакомят мировое общественное мнение с информацией о ходе работ, размещаемой на соответствующих вебсайтах. Большинство министерств иностранных дел тоже имеют свои сайты, где можно ознакомиться с их историей, структурой, персоналом, конкурсными условиями для поступления на дипломатическую службу. Министерства загружают в Интернет пресс-релизы, речи руководителей ведомства, изложение официальной позиции по определенным вопросам.

В XXI веке можно говорить[14] о появлении в мире влиятельного феномена – политики «новой публичной дипломатии», который стал, с одной стороны, результатом объективного развития противоречий между локальной человеческой цивилизацией (ЛЧЦ) и эволюцией международных отношений, а, с другой, – результатом развития силовой политики западной ЛЧЦ в целях противодействия формированию новых центров силы в мире. В отличие от прежней политики сочетания официальной и публичной дипломатии, политика «новой публичной дипломатии» характеризуется следующими особенностями (см. Табл. №1):

Таблица №1.

 

Итак, публичная дипломатия преследует цель расширения диалога между гражданами своей страны и зарубежными партнерами. Это предполагает активный международный обмен, создание информационных программ, пропаганду своей культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...