Правовой режим собственности иностранцев и иностранных юридических лиц в Украине. Правовой режим собственности иностранных государств в Украине.
В отношении заграничной государственной собственности международным частным правом выработан целый ряд положений, связанных с особенностями правового режима такой собственности. В соответствии с иммунитетом государства существует и иммунитет его собственности, то есть правовое положение собственности государства за рубежом и правовое положение заграничной собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам данного государства, различно. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности - иностранного государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны государства, на территории которого оно находится. Это имущество не может быть без согласия государства-собственника подвергнуто принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; данная собственность не может насильственно удерживаться на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов, физических и юридических лиц. Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым: 1) предъявление исков по отношению к такой собственности; 2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к государству иска, связанного или не связанного с этой собственностью; 3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении собственности иностранного государства. Иммунитет собственности иностранного государства находит свое выражение и в том, что органы другого государства не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему (так называемая Доктрина акта государства).
Таким образом, на собственность иностранного государства не распространяется действие принципа. В ее отношении делается изъятие из общего распространения на собственность иностранных лиц закона страны места нахождения имущества. Зарубежная собственность юридических лиц не пользуется рассмотренным выше иммунитетом. Принцип закона места нахождения вещи распространяется на нее в полном объеме. В Украине правовой режим расположенного в ней имущества, являющегося объектом права собственности других государств, их юридических лиц и международных организаций, определяется законодательными актами Украины. Статьей 38 ЗУ «О международном частом праве» предусмотрено: «Право собственности и прочие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются правом государства, в котором это имущество находится, если иное не предусмотрено законом. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также другая классификация имущества определяются правом государства, в котором это имущество находится».Возникновение и прекращение права собственности и других вещных прав определяется правом государства, в котором соответствующее имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, которое стало основанием для возникновения или прекращения права собственности и других вещных прав, если иное не Защита права собственности и иных вещных прав осуществляется по выбору заявителя в соответствии с правом государства, в котором имущество находится, или в соответствии с правом государства суда. Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с правом государства, в котором это имущество находится. предусмотрено законом или международным договором Украины.
37. Собственность Украины, находящаяся за рубежом. Порядок управления и распоряжения этой собственностью. Сама возможность приобретения прав собственности определяется нормами украинского законодательства и, конечно, в отношении реализации этой возможности в конкретно взятой стране часто весьма детальными правилами законодательства этой страны. Украинское законодательство не запрещает гражданам и организациям приобретать недвижимость, акции и ценные бумаги иностранных компаний и обществ. В отношении возможности приобретения иностранцами права собственности на недвижимость, и в первую очередь на земельные участки, в ряде стран установлены запреты или ограничения. В Канаде в некоторых провинциях ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохозяйственных земельных участков, которые могут быть проданы иностранцам). В некоторых странах продажа земельных участков не допускается, в США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается законами большинства штатов. В ряде стран для покупки земли иностранцами требуется получение разрешения местных или центральных органов (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями), требуется разрешение на приобретение недвижимости: на Кипре - Совета министров Кипра, в Польше - министра внутренних дел Польши, в странах Балтии - различных иных органов. Сошлемся в качестве примера на законодательство Литвы. В 1996 г. ст. 47 Конституции Литвы была дополнена и одновременно был принят конституционный закон, предусматривающий порядок, условия и ограничения в отношении приобретения земельных участков несельскохозяйственного назначения. Согласно этим правовым актам иностранным субъектам разрешается приобретать земельные участки для строительства зданий и в других случаях осуществления предпринимательской деятельности. Под иностранными субъектами понимаются предприятия, зарегистрированные в качестве юридических лиц в Литве, правления которых находятся в Литве и эффективный контроль в отношении которых осуществляют иностранные предприятия или иностранные граждане, а также иностранные предприятия, отделения и представительства которых находятся в Литве.
Запрещено приобретать землю на курортах, взморье, на территории национальных парков и в ряде других случаев. Землю разрешено продавать только иностранным субъектам, отвечающим критериям "европейской и трансконтинентальной...", т.е. из числа государств - членов ЕС, или государств, заключивших соглашения об ассоциации с ЕС, или государств, бывших в момент принятия закона членами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) или Североатлантического пакта (НАТО). Из этого перечня следует, что не допускается покупка земли лицами из Украины и других государств СНГ. Порядок и условия приобретения за рубежом украинскими гражданами, предприятиями и учреждениями, а также государством недвижимого имущества полностью определяется законодательством страны местонахождения этого имущества. Покупатели, а также арендаторы должны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в земельных кадастрах и др.).
38. Правовой режим иностранных инвестиций. Принципы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций, и инвестиционная политика государства. Правовой режим иностранной собственности определяется как внутренним законодательством, так и международными договорами. В области международного частного права анализируется в основном внутреннее национальное законодательство стран-импортеров капитала или принимающих стран.
Внутреннее законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, носит, как правило, комплексный характер. К нему относятся специальные инвестиционные законы, положения валютного, финансового, трудового законодательства, регулирующего отношения с иностранным элементом, а также законы о передаче технологии и о специальных экономических зонах. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется, путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне(например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.;Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями— МБРР, ЕБРР, ЕС). Особенностью национального законодательства в рассматриваемой области является то, что оно, как правило, не применяет коллизионный способ регулирования, и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным инвестором и принимающим государством. Государство определяет условия и порядок допуска иностранных капиталовложений на свою территорию, т.е. устанавливает правовой режим инвестиций. 1. Национальный режим инвестиций означает, что иностранные инвесторы по своим правам и обязанностям будут приравнены, за некоторыми исключениями, к национальным хозяйствующим субъектам, осуществляющим капиталовложения в экономику. 2. Режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что иностранные инвесторы различной государственной принадлежности будут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому из них не будут предоставлены какие-либо преимущества. 3. Привилегированный режим означает предоставление иностранным инвесторам льгот в части уплаты таможенных пошлин и сборов, налогообложения полученного дохода и др. Наибольшее распространение в мировой практике получило предоставление иностранным инвесторам национального режима. В этом случае национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке равноправными партнерами, что не ущемляет их интересов. Ограничения на деятельность иностранного капитала (изъятия из режима) делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей и в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных предприятий. Такие ограничения могут быть сделаны в форме:
1) установления специального режима допуска иностранного капитала в определенной отрасли; 2) запрещения деятельности иностранного капитала в определенной отрасли; 3) установления ограничения доли иностранного участия в капитале предприятия; 4) установления специального фискального режима; 5) проведения определенной концессионной политики.
39. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Украине. Правовой статус иностранных инвесторов в Украине. Правовое значение и содержание двусторонних международных договоров о взаимной защите инвестиций. Для развития украинской экономики большое значение имеет привлечение и оптимальное использование зарубежных инвестиций. На количество зарубежных инвестиций непосредственно влияет отношение органов государственной власти к зарубежным инвестициям, уровень гарантий инвестиционной деятельности и репатриации полученной прибыли. Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют процедуру осуществления зарубежных инвестиций в Украину, являются: Хозяйственный Кодекс Украины; Закон Украины «Об инвестиционной деятельности»; Закон Украины «О режиме зарубежного инвестирования»; Закон Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно стимулирования зарубежных инвестиций и кредитования»; Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения о порядке государственной регистрации зарубежных инвестиций и кредитования». Зарубежные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный ущерб. Под иностранным инвестором понимается физическое и юридическое лицо или государство, которые имеют постоянное местонахождение (проживание) за пределами территории Украины и принимают решение о перемещение свободных или привлеченных средств в экономику Украины. К иностранным инвесторам применяются нормы права, которые, кроме того, касаются "иностранных субъектов хозяйственной деятельности" и "нерезидентов". Иностранные инвестиции могут осуществляться в таких формах: - частичного участия в предприятиях, которые создаются совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретения части действующих предприятий. Предприятие получает статус предприятия с иностранными инвестициями, если оно создается в любой организационно-правовой форме соответственно законодательству Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10 процентов; - создания предприятий, которые целиком належат иностранным инвесторам, филиалов и других отделенных подразделов иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий полностью; - приобретения не запрещенного законами Украины недвижимого или движимого имущества, включая дома, квартиры, помещения, оснащения, транспортные средства и прочие объекты собственности, способом прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг; - приобретения самостоятельно ли за участия украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использования естественных ресурсов на территории Украины; - приобретения других имущественных прав, хозяйственной (предпринимательской) деятельности на основе соглашений о распределении продукции; - в других формах, которые не запрещены законами Украины, в том числе без создания юридического лица на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины. Иностранные инвестиции подлежат государственной регистрации, которая осуществляется правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Правовое значение и содержание двусторонних международных договоров о взаимной защите инвестиций. Одним из основных направлений развития международных экономических отношений на современном этапе является усиление межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что объясняется потребностями глобализации на всех уровнях. Международные и национальные тенденции в экономической сфере свидетельствуют о заинтересованности стран с переходной экономикой в повышении инвестиционного рейтинга государства и, как следствие, в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особую значимость эта проблема имеет для государств-участников Содружества Независимых Государств в связи с их стремлением к вступлению в ведущие межгосударственные экономические организации, в том числе в ВТО, а также жесткими требованиями, предъявляемыми данными организациями к государствам-членам. Этапом интеграционного процесса на постсоветском пространстве стало формирование Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС). Основными направлениями сотрудничества в инвестиционной сфере провозглашается обеспечение национального режима для деятельности инвесторов, развитие прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами, создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации, а также создание совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций и координация инвестиционной политики, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в областях, представляющих взаимный интерес, осуществление совместных капиталовложений, в том числе и на компенсационной основе. Соглашением о формировании Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) от 19 сентября 2003 года в качестве одного из способов создания ЕЭП называется развитие взаимных потоков инвестиций. Концепция формирования ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью Соглашения 2003 года, призвана конкретизировать отдельные этапы формирования ЕЭП, однако и этот документ закрепляет лишь намерение государств действовать в достижении поставленных целей, но не содержит четких обязательств сторон. Документы органов ЕврАзЭС, также, как и органов СНГ, носят в своем большинстве рекомендательный характер (например, типовой проект «Основные принципы инвестиционной деятельности» (2003 года), а также проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС (2007 года), разработанные МПА ЕврАзЭС). Двусторонние договоры о содействии и взаимной охране инвестиций (далее — двусторонние инвестиционные договоры или ДИД) заключаются в целях создания благоприятных условий для взаимных инвестиционных потоков между двумя государствами. Двусторонними инвестиционными договорами регулируется традиционный перечень вопросов: - определяются ключевые понятия: «инвесторы сторон», «инвестиции сторон», - закрепляются международно-правовые обязательства государств-участников предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга определенные инвестиционные режимы (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и др.); - содержится традиционная система гарантий (компенсация в случае экспроприации; экспроприация или аналогичные меры в строго определенных случаях; режим наибольшего благоприятствования при возмещении ущерба, причиненного инвестору в результате войны или иных подобных обстоятельств; свободный перевод платежей, связанных с инвестициями); устанавливается порядок разрешения споров между сторонами относительно толкования или применения ДИД, а также споров между одной из сторон и инвестором другой стороны (т. е. инвестиционных споров). Современные ДИД характеризуются также включением в них таких вопросов, как: - обязательство сторон обеспечивать транспарентность (т. е. опубликованность и доступность) своих законов, относящихся к инвестициям другой стороны; - право суброгации, заключающееся в том, что к стороне (уполномоченному органу), которая возместила инвестору ущерб, причиненный его инвестициями на территории другой стороны, переходят соответствующие права требования инвестора; - обратная сила (режимы, гарантии и другие правила договора распространяются на инвестиции, которые были осуществлены до его вступления в силу для государств-участников); - взаимосвязь договора с другими международными договорами между сторонами, а также с законодательством сторон (преимущество отдается правилам, которые являются для инвестора более благоприятными). Все двусторонние инвестиционные договоры основываются на двух наиболее популярных моделях: Европейская модель, одобренная ОЭСР в 1962 году; Североамериканская модель, разработанная в начале 80-х годов. Государства-участники СНГ следуют Европейской модели при заключении договоров в рамках СНГ, так и с третьими странами. Значение двусторонних инвестиционных соглашений в договорной практике государств-участников СНГ очень велико. В результате того, что Ашгабатское соглашение и Конвенция 1997 года вступили в силу не для всех государств-участников СНГ, именно данные договоры регулируют взаимные потоки инвестиций на пространстве Содружества. Содержание двусторонних договоров соответствует основным международным стандартам, а уровень сотрудничества между государствами-участниками СНГ в инвестиционной области в целом соответствует уровню сотрудничества этих государств с третьими странами. Причем, некоторые двусторонние инвестиционные договоры государств-участников СНГ с третьими странами могут предусматривать более широкие взаимные обязательства. Следует отметить, что не все государства-участники СНГ связаны такими договорами между собой. К примеру, Республика Беларусь заключила двусторонние договоры о поощрении и взаимной охране инвестиций только с Украиной (1995 год), Республикой Таджикистан (1998 год), Республикой Молдова (1999 год), Кыргызской Республикой (1999 год), Республикой Армения (2001 год). Необходимо также принимать во внимание, что двусторонние инвестиционные договоры между государствами-участниками СНГ имеют определенные различия, несмотря на то, что в основе этих договоров лежит Европейская модель. Как показывает сравнительно-правовой анализ, по тем или иным вопросам договоры государств-участников используют разные формулировки, чем снижается цель — гармонизация правового регулирования инвестиций в Содружестве. Таким образом, система двусторонних инвестиционных договоров государств-участников СНГ не заменяет многостороннее инвестиционное сотрудничество между ними. Международно-правовое регулирование инвестиционного сотрудничества этих государств либо в рамках Ашгабатского соглашения, либо в рамках соглашения, заключенного на основе проекта ЕврАзЭС, могло бы значительным образом содействовать процессу региональной экономической интеграции.
40. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки. Виды сделок. Внешнеэкономические сделки - сделки, совершаемые в коммерческих целях лицами различной государственной принадлежности и влекущие возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с созданием, использованием или реализацией материальных благ или иных результатов человеческой деятельности. Основным признаком, определяющим международный характер сделки, признается местонахождение коммерческих предприятий сторон договора в различных государствах. Он использован, в частности, в Конвенциях о международной купле-продаже товаров, об исковой давности в международной купле-продаже товаров, о представительстве в международной купле-продаже товаров и др. Но в связи с развитием в последние десятилетия мировой торговли, окончательным оформлением и активной деятельностью транснациональных корпораций в настоящее время, по существу, очень сложно установить четкие юридические критерии, которые позволяли бы проводить разграничение международных внешнеэкономических сделок, с одной стороны, и сделок, не имеющих международного характера - с другой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|