Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой режим собственности иностранцев и иностранных юридических лиц в Украине. Правовой режим собственности иностранных государств в Украине.




В отношении заграничной государственной собственности междуна­родным частным правом выработан целый ряд положений, связанных с особенностями правового режима такой собственности. В соответствии с иммунитетом государства существует и иммунитет его собственности, то есть правовое положение собственности государства за рубежом и правовое положение заграничной собственности, принадлежащей физи­ческим и юридическим лицам данного государства, различно.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности - иностранного государства. Иммунитет собственности го­сударства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны государства, на территории которого оно находится. Это имущество не может быть без согласия государства-собственника подвергнуто принудительному отчуж­дению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; данная собст­венность не может насильственно удерживаться на иностранной террито­рии; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого госу­дарства, его органов, физических и юридических лиц.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного госу­дарства, делает недопустимым:

1) предъявление исков по отношению к такой собственности;

2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к государству иска, связанного или не связанного с этой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отноше­нии собственности иностранного государства.

Иммунитет собственности иностранного государства находит свое выражение и в том, что органы другого государства не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностран­ному государству, когда она находится в его владении, если иностран­ное государство заявляет, что имущество принадлежит ему (так назы­ваемая Доктрина акта государства).

Таким образом, на собственность иностранного государства не рас­пространяется действие принципа. В ее отношении делается изъятие из общего распространения на собственность иностранных лиц закона страны места нахождения имущества.

Зарубежная собственность юридических лиц не пользуется рассмот­ренным выше иммунитетом. Принцип закона места нахождения вещи распространяется на нее в полном объеме.

В Украине правовой режим расположенного в ней имущества, яв­ляющегося объектом права собственности других государств, их юридических лиц и международных организаций, определяется законода­тельными актами Украины. Статьей 38 ЗУ «О международном частом праве» предусмотрено: «Право собственности и прочие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются правом государства, в котором это имущество находится, если иное не предусмотрено законом. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также другая классификация имущества определяются правом государства, в котором это имущество находится».Возникновение и прекращение права собственности и других вещных прав определяется правом государства, в котором соответствующее имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, которое стало основанием для возникновения или прекращения права собственности и других вещных прав, если иное не Защита права собственности и иных вещных прав осуществляется по выбору заявителя в соответствии с правом государства, в котором имущество находится, или в соответствии с правом государства суда. Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с правом государства, в котором это имущество находится. предусмотрено законом или международным договором Украины.

 

37. Собственность Украины, находящаяся за рубежом. Порядок уп­равления и распоряжения этой собственностью.

Сама возможность приобретения прав собственности определяется нормами украинского законодательства и, конечно, в отношении реализации этой возможности в конкретно взятой стране часто весьма детальными правилами законодательства этой страны. Украинское законодательство не запрещает гражданам и организациям приобретать недвижимость, акции и ценные бумаги иностранных компаний и обществ. В отношении возможности приобретения иностранцами права собственности на недвижимость, и в первую очередь на земельные участки, в ряде стран установлены запреты или ограничения.

В Канаде в некоторых провинциях ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохозяйственных земельных участков, которые могут быть проданы иностранцам).
В Финляндии отделения иностранных компаний и компании, в которых иностранным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций, не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или продавать недвижимость на срок более двух лет.

В некоторых странах продажа земельных участков не допускается, в США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается законами большинства штатов.

В ряде стран для покупки земли иностранцами требуется получение разрешения местных или центральных органов (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями), требуется разрешение на приобретение недвижимости: на Кипре - Совета министров Кипра, в Польше - министра внутренних дел Польши, в странах Балтии - различных иных органов. Сошлемся в качестве примера на законодательство Литвы.

В 1996 г. ст. 47 Конституции Литвы была дополнена и одновременно был принят конституционный закон, предусматривающий порядок, условия и ограничения в отношении приобретения земельных участков несельскохозяйственного назначения. Согласно этим правовым актам иностранным субъектам разрешается приобретать земельные участки для строительства зданий и в других случаях осуществления предпринимательской деятельности. Под иностранными субъектами понимаются предприятия, зарегистрированные в качестве юридических лиц в Литве, правления которых находятся в Литве и эффективный контроль в отношении которых осуществляют иностранные предприятия или иностранные граждане, а также иностранные предприятия, отделения и представительства которых находятся в Литве.

Запрещено приобретать землю на курортах, взморье, на территории национальных парков и в ряде других случаев. Землю разрешено продавать только иностранным субъектам, отвечающим критериям "европейской и трансконтинентальной...", т.е. из числа государств - членов ЕС, или государств, заключивших соглашения об ассоциации с ЕС, или государств, бывших в момент принятия закона членами Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) или Североатлантического пакта (НАТО). Из этого перечня следует, что не допускается покупка земли лицами из Украины и других государств СНГ.

Порядок и условия приобретения за рубежом украинскими гражданами, предприятиями и учреждениями, а также государством недвижимого имущества полностью определяется законодательством страны местонахождения этого имущества. Покупатели, а также арендаторы должны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в земельных кадастрах и др.).

 

38. Правовой режим иностранных инвестиций. Принципы, опреде­ляющие правовой режим иностранных инвестиций, и инвести­ционная политика государства.

Правовой режим иностранной собственности определяется как внут­ренним законодательством, так и международными договорами. В об­ласти международного частного права анализируется в основном внут­реннее национальное законодательство стран-импортеров капитала или принимающих стран.

Внутреннее законодательство, регулирующее иностранные инвести­ции, носит, как правило, комплексный характер. К нему относятся спе­циальные инвестиционные законы, положения валютного, финансово­го, трудового законодательства, регулирующего отношения с ино­странным элементом, а также законы о передаче технологии и о специ­альных экономических зонах. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется, путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров.

По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых является защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне(например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.;Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями— МБРР, ЕБРР, ЕС).

Особенностью национального законодательства в рассматриваемой области является то, что оно, как правило, не применяет коллизионный способ регулирования, и его нормы прямо регулируют отношения меж­ду иностранным инвестором и принимающим государством. Государст­во определяет условия и порядок допуска иностранных капиталовложе­ний на свою территорию, т.е. устанавливает правовой режим инвести­ций.

1. Национальный режим инвестиций означает, что иностранные ин­весторы по своим правам и обязанностям будут приравнены, за некото­рыми исключениями, к национальным хозяйствующим субъектам, осу­ществляющим капиталовложения в экономику.

2. Режим наиболее благоприятствуемой нации означает, что ино­странные инвесторы различной государственной принадлежности бу­дут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому из них не будут предоставлены какие-либо преимущества.

3. Привилегированный режим означает предоставление иностранным инвесторам льгот в части уплаты таможенных пошлин и сборов, нало­гообложения полученного дохода и др.

Наибольшее распространение в мировой практике получило предос­тавление иностранным инвесторам национального режима. В этом слу­чае национальные и иностранные предприниматели выступают на рын­ке равноправными партнерами, что не ущемляет их интересов. Ограни­чения на деятельность иностранного капитала (изъятия из режима) де­лаются для установления государственного контроля за развитием от­дельных отраслей и в целях недопущения ослабления конкурентоспо­собности национальных предприятий. Такие ограничения могут быть сделаны в форме:

1) установления специального режима допуска иностранного капи­тала в определенной отрасли;

2) запрещения деятельности иностранного капитала в определенной отрасли;

3) установления ограничения доли иностранного участия в капитале предприятия;

4) установления специального фискального режима;

5) проведения определенной концессионной политики.

 

39. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Украине. Правовой статус иностранных инвесторов в Украине. Правовое значение и содержание двусторонних международных договоров о взаимной защите инвестиций.

Для развития украинской экономики большое значение имеет привлечение и оптимальное использование зарубежных инвестиций. На количество зарубежных инвестиций непосредственно влияет отношение органов государственной власти к зарубежным инвестициям, уровень гарантий инвестиционной деятельности и репатриации полученной прибыли.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют процедуру осуществления зарубежных инвестиций в Украину, являются: Хозяйственный Кодекс Украины; Закон Украины «Об инвестиционной деятельности»; Закон Украины «О режиме зарубежного инвестирования»; Закон Украины «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно стимулирования зарубежных инвестиций и кредитования»; Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении положения о порядке государственной регистрации зарубежных инвестиций и кредитования».

Зарубежные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду и моральный ущерб.

Под иностранным инвестором понимается физическое и юридическое лицо или государство, которые имеют постоянное местонахождение (проживание) за пределами территории Украины и принимают решение о перемещение свободных или привлеченных средств в экономику Украины. К иностранным инвесторам применяются нормы права, которые, кроме того, касаются "иностранных субъектов хозяйственной деятельности" и "нерезидентов".

Иностранные инвестиции могут осуществляться в таких формах:

- частичного участия в предприятиях, которые создаются совместно с украинскими юридическими и физическими лицами, или приобретения части действующих предприятий. Предприятие получает статус предприятия с иностранными инвестициями, если оно создается в любой организационно-правовой форме соответственно законодательству Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10 процентов;

- создания предприятий, которые целиком належат иностранным инвесторам, филиалов и других отделенных подразделов иностранных юридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий полностью;

- приобретения не запрещенного законами Украины недвижимого или движимого имущества, включая дома, квартиры, помещения, оснащения, транспортные средства и прочие объекты собственности, способом прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретения самостоятельно ли за участия украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей и использования естественных ресурсов на территории Украины;

- приобретения других имущественных прав, хозяйственной (предпринимательской) деятельности на основе соглашений о распределении продукции;

- в других формах, которые не запрещены законами Украины, в том числе без создания юридического лица на основании договоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины.

Иностранные инвестиции подлежат государственной регистрации, которая осуществляется правительством Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.

Правовое значение и содержание двусторонних международных договоров о взаимной защите инвестиций.

Одним из основных направлений развития международных экономических отношений на современном этапе является усиление межгосударственного инвестиционного сотрудничества, что объясняется потребностями глобализации на всех уровнях. Международные и национальные тенденции в экономической сфере свидетельствуют о заинтересованности стран с переходной экономикой в повышении инвестиционного рейтинга государства и, как следствие, в увеличении объемов привлечения иностранных инвестиций. Особую значимость эта проблема имеет для государств-участников Содружества Независимых Государств в связи с их стремлением к вступлению в ведущие межгосударственные экономические организации, в том числе в ВТО, а также жесткими требованиями, предъявляемыми данными организациями к государствам-членам.

Этапом интеграционного процесса на постсоветском пространстве стало формирование Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС). Основными направлениями сотрудничества в инвестиционной сфере провозглашается обеспечение национального режима для деятельности инвесторов, развитие прямых экономических связей между хозяйствующими субъектами, создание благоприятных условий для укрепления производственной кооперации, а также создание совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредитных учреждений и организаций и координация инвестиционной политики, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в областях, представляющих взаимный интерес, осуществление совместных капиталовложений, в том числе и на компенсационной основе.

Соглашением о формировании Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) от 19 сентября 2003 года в качестве одного из способов создания ЕЭП называется развитие взаимных потоков инвестиций. Концепция формирования ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью Соглашения 2003 года, призвана конкретизировать отдельные этапы формирования ЕЭП, однако и этот документ закрепляет лишь намерение государств действовать в достижении поставленных целей, но не содержит четких обязательств сторон. Документы органов ЕврАзЭС, также, как и органов СНГ, носят в своем большинстве рекомендательный характер (например, типовой проект «Основные принципы инвестиционной деятельности» (2003 года), а также проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах-членах ЕврАзЭС (2007 года), разработанные МПА ЕврАзЭС).

Двусторонние договоры о содействии и взаимной охране инвестиций (далее — двусторонние инвестиционные договоры или ДИД) заключаются в целях создания благоприятных условий для взаимных инвестиционных потоков между двумя государствами.

Двусторонними инвестиционными договорами регулируется традиционный перечень вопросов:

- определяются ключевые понятия: «инвесторы сторон», «инвестиции сторон»,

- закрепляются международно-правовые обязательства государств-участников предоставлять инвесторам и инвестициям друг друга определенные инвестиционные режимы (национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и др.);

- содержится традиционная система гарантий (компенсация в случае экспроприации; экспроприация или аналогичные меры в строго определенных случаях; режим наибольшего благоприятствования при возмещении ущерба, причиненного инвестору в результате войны или иных подобных обстоятельств; свободный перевод платежей, связанных с инвестициями);

устанавливается порядок разрешения споров между сторонами относительно толкования или применения ДИД, а также споров между одной из сторон и инвестором другой стороны (т. е. инвестиционных споров).

Современные ДИД характеризуются также включением в них таких вопросов, как:

- обязательство сторон обеспечивать транспарентность (т. е. опубликованность и доступность) своих законов, относящихся к инвестициям другой стороны;

- право суброгации, заключающееся в том, что к стороне (уполномоченному органу), которая возместила инвестору ущерб, причиненный его инвестициями на территории другой стороны, переходят соответствующие права требования инвестора;

- обратная сила (режимы, гарантии и другие правила договора распространяются на инвестиции, которые были осуществлены до его вступления в силу для государств-участников);

- взаимосвязь договора с другими международными договорами между сторонами, а также с законодательством сторон (преимущество отдается правилам, которые являются для инвестора более благоприятными).

Все двусторонние инвестиционные договоры основываются на двух наиболее популярных моделях:

Европейская модель, одобренная ОЭСР в 1962 году;

Североамериканская модель, разработанная в начале 80-х годов.

Государства-участники СНГ следуют Европейской модели при заключении договоров в рамках СНГ, так и с третьими странами.

Значение двусторонних инвестиционных соглашений в договорной практике государств-участников СНГ очень велико. В результате того, что Ашгабатское соглашение и Конвенция 1997 года вступили в силу не для всех государств-участников СНГ, именно данные договоры регулируют взаимные потоки инвестиций на пространстве Содружества. Содержание двусторонних договоров соответствует основным международным стандартам, а уровень сотрудничества между государствами-участниками СНГ в инвестиционной области в целом соответствует уровню сотрудничества этих государств с третьими странами. Причем, некоторые двусторонние инвестиционные договоры государств-участников СНГ с третьими странами могут предусматривать более широкие взаимные обязательства.

Следует отметить, что не все государства-участники СНГ связаны такими договорами между собой. К примеру, Республика Беларусь заключила двусторонние договоры о поощрении и взаимной охране инвестиций только с Украиной (1995 год), Республикой Таджикистан (1998 год), Республикой Молдова (1999 год), Кыргызской Республикой (1999 год), Республикой Армения (2001 год).

Необходимо также принимать во внимание, что двусторонние инвестиционные договоры между государствами-участниками СНГ имеют определенные различия, несмотря на то, что в основе этих договоров лежит Европейская модель. Как показывает сравнительно-правовой анализ, по тем или иным вопросам договоры государств-участников используют разные формулировки, чем снижается цель — гармонизация правового регулирования инвестиций в Содружестве.

Таким образом, система двусторонних инвестиционных договоров государств-участников СНГ не заменяет многостороннее инвестиционное сотрудничество между ними. Международно-правовое регулирование инвестиционного сотрудничества этих государств либо в рамках Ашгабатского соглашения, либо в рамках соглашения, заключенного на основе проекта ЕврАзЭС, могло бы значительным образом содействовать процессу региональной экономической интеграции.

 

40. Понятие и признаки внешнеэкономической сделки. Виды сде­лок.

Внешнеэкономические сделки - сделки, совершаемые в коммерческих целях лицами различной государственной принадлежности и влекущие возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с созда­нием, использованием или реализацией материальных благ или иных результатов человеческой деятельности.

Основным признаком, определяющим международный характер сделки, признается местонахождение коммерческих предприятий сто­рон договора в различных государствах. Он использован, в частности, в Конвенциях о международной купле-продаже товаров, об исковой дав­ности в международной купле-продаже товаров, о представительстве в международной купле-продаже товаров и др. Но в связи с развитием в последние десятилетия мировой торговли, окончательным оформлением и активной деятельностью транснациональных корпораций в настоящее время, по существу, очень сложно установить четкие юридические кри­терии, которые позволяли бы проводить разграничение международных внешнеэкономических сделок, с одной стороны, и сделок, не имеющих международного характера - с другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...