Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданская процессуальная правоспособность иностранных юридических лиц.




Как и физические лица, юридические лица также обладают своей правоспособностью и дееспособностью. При этом характерным являет­ся то, что категории правоспособности и дееспособности у юридических лиц совпадают. Объем специальной правоспособности юридического лица ограничивается целями и предметом его деятельности. Выделяемая в теории права общая правоспособность юридических лиц, характерной особенностью которой является приравнивание ее к правоспособности лиц физических, за исключением таких прав и обязанностей, необходи­мой предпосылкой которых являются естественные свойства человека, также начала внедрятся в настоящее время в некоторых евро­пейских государствах (Швейцария, Германия). Что касается момента возникновения и прекращения правоспособности юридических лиц, то по общему правилу правоспособность возникает с даты государствен­ной регистрации и прекращается с момента отмены такой регистрации по заявлению участников либо су­дебному решению.

Содержание правосубъектности юридических лиц: возможность приобретения прав, юридическое лицо отвечает за свои обязательства, имеет наименование, а также местонахождение. В содержание правосубъектности юридического лица также входит возможность создавать филиалы и представительства, являющими обособленными подразделениями юридического лица.

 

27. Правовой режим деятельности иностранных юридических лиц в Украине. Правовой статус и порядок регистрации представи­тельства иностранного юридического лица в Украине.

Соответственно отечественному законодательству субъекты хозяйствования Украины могут осуществлять деятельность, направленную на установление, изменение или прекращение правоотношений с "иностранным элементом" как на территории Украины, так и за границей. Органы, которые действуют от лица Украины, местные органы власти и управления в лице созданных ними внешнеэкономических организаций, которые принимают участие в хозяйственной деятельности на территории Украины, также действуют как юридические лица.

В Украине юридическими считаются лица, которые получают этот статус от момента их регистрации на территории Украины соответственно с ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. Регистрация осуществляется в исполнительном комитете городской, районной в городе совета или в районной, районной мост Киева и Севастополя государственных администрациях по их местонахождению, местожительством субъекта, если другое не предусмотренное законом Украины.

Законодательство Украины регулирует виды деятельности юридического лица в международном хозяйственном обороте. Юридические лица Украины действуют от своего имени, несут самостоятельную имущественную ответственность, то есть не отвечают за действия других субъектов права Украины, например государства как субъекта гражданских отношений.

Уставом (учредительными документами) юридических лиц определяются: а) права лиц как юридических (с момента регистрации); б) их специальная правоспособность. Юридические лица могут действовать как субъекты международного частного права только в тех сферах хозяйствования, что определенные уставом. То есть, субъекты хозяйственной деятельности Украины имеют право укладывать соглашения, направленные исключительно на выполнение уставных задач.

В Украине виды хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться иностранными субъектами хозяйствования определенные в Законе "О внешнеэкономической деятельности". К ним ст. 4 Закона относит, в частности: экспорт и импорт товаров, капиталов; предоставления иностранными субъектами хозяйствования субъектам внешнеэкономической деятельности Украины производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, маркетинговых, экспортных, посреднических и других услуг, которые прямо и исключительно не запрещены законодательством Украины, и общую предпринимательскую деятельность с ними, что включает проведения общих хозяйственных операций и общее владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами; научную, научно-техническую, научно-производственную и другую кооперацию; предпринимательскую деятельность на территории Украины, связанную с предоставлением лицензий, патентов, "ноу-хау", торговых марок и других нематериальных объектов собственности.

Иностранные субъекты хозяйствования могут осуществлять деятельность через посредников или самостоятельно.

В Украине представительства и филиалы иностранных компаний регистрируются Министерством экономики и европейской интеграции Украины. С выдачей соответствующего свидетельства. Касательно регистрации в Украине представительств иностранных компаний, согласно статье 5 Закона Украины от 16 апреля 1991 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности», иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. Регистрацию указанных представительств осуществляет Министерство экономики Украины в течение шестидесяти рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию. Для регистрации представительства иностранного субъекта хозяйственной деятельности на территории Украины необходимо представить:

Для начала процедуры регистрации представительства необходимо предоставить следующие документы:

· Заявление от компании о намерении создать представительство (филиал).

· Устав компании.

· Выписка из торгового банковского или судебного реестра.

· Если учредители компании - юридические лица - то выписки об учредителях компаний-учредителей

· Письмо от банка в котором обслуживается компания.

· Ходатайство об открытии счета в украинском банке с указанием названия банка.

· Доверенность на директора представительства (в двух экземплярах).

· копии паспортов учредителей компании - физических лиц.

Выбрать банк, в котором будет обслуживаться представительство нужно при первичной подготовке документов, чтобы в последующем не терять время на легализации ходатайства об открытии счета.

 

28. Участие государства в гражданско-правовых отношениях с ино­странным элементом. Правовой режим гражданско-правовых сделок, совершаемых государством.

Государство в процессе осуществления своей деятельности вступает в различные имущественные правоотношения с другими государствами, международными организациями, юридическими и физическими лица­ми других государств. При этом правоотношения, в которые вступает государство, обычно делят на два вида по субъектам таких отношений: во-первых, это отношения между государствами, а также между госу­дарством и международными организациями, во-вторых, между госу­дарством и иностранными юридическими и физическими лицами. При этом отношения первого вида в абсолютном большинстве своем отно­сятся к области регулирования международного публичного права. От­ношения же второго вида возникают обычно в сфере хозяйственной деятельности (от концессионных соглашений до наследования государ­ством выморочного имущества его граждан, умерших за рубежом). В области имущественных отношений государство выступает в качестве особого субъекта, так как оно не является юридическим лицом. Отме­тим, что во всех правоотношениях, в которые государство вступает в сфере международного частного права, его интересы представляют и от его имени выступают уполномоченные государственные органы или должностные лица.

Существует концепция «расщепления» государства на два лица в тех случаях, когда последнее вступает в имущественные отношения: когда государство выступает в силу своего суверенитета, то это одно лицо, субъект властвования, а в тех случаях, когда государство вступает в правоотношения в сфере имущественных отношений - это уже совсем другой субъект, приравниваемый к юридическим лицам. Возражения к этой теории базируются на единстве суверенитета государства и его правосубъектности, при этом проявления правосубъектности могут быть совершенно разными. Что же касается категории юридического лица, то это понятие исключительно внутригосударственного права, и именно государство наделяет своих субъектов правами юридического лица.

Государство может:

- предоставлять и получать кредит;

- предоставлять гарантии по займам и кредитам;

- заключать концессионные соглашения с иностранным инвестором;

- заключать соглашения о разделе продукции, и прежде всего соглашения о крупных капиталовложениях, рассчитанных на длительный период, в первую очередь в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность;

- приобретать и арендовать за границей земельные участки;

- продавать и сдавать в аренду принадлежащие ему за границей земельные участки, здания и сооружения;

- заключать контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд;

- заключать соглашения о покупке и продаже товаров, предоставлении услуг и т.д.;

 

29. Принцип иммунитета государства и его собственности. Теория "функционального" иммунитета.

Термин "иммунитет" происходит от латинских слов - прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие "иммунитет государства" сложилось в международном праве сначала в качестве обычной нормы, а затем стало определяться судебной практикой, законодательством и международными договорами. Иммунитет иностранного государства, существующий в международных отношениях, отличается от иммунитета государства от предъявления к нему исков в его собственных судах. Установление последнего и определение его пределов входит исключительно в сферу компетенции государства и определяется только его законодательством и международными договорами, заключенными этим государством.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970). При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

Иммунитет иностранного государства отличается от иммунитета международных организаций, хотя в их основе лежат одни и те же принципы.

В международной практике применяются более узкое понятие "юрисдикционные иммунитеты" и более широкое понятие "иммунитет государства и его собственности", поскольку не всегда вопрос об иммунитете имущества государства возникает в связи с рассмотрением какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты связаны между собой, потому что их основа одна - суверенитет государства, который не позволяет применять в отношении государства какие-либо принудительные меры.

Государство единственное из субъектов права обладает иммуните­том. Иммунитет государства основывается на его суверенитете и заклю­чается в том, что иностранное государство не подчинено местной юрис­дикции и местному праву, поскольку на тот момент прямого согласия этого иностранного государства. Обычно различают несколько видов имму­нитета государств: судебный, от предварительного обеспечения иска и от принудительного исполнения решений.

Теория функционального (ограниченного) иммунитета. Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам. Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо».

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая в 1972 г., оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

 

30. Виды иммунитета государства. Судебный иммунитет. Иммуни­тет собственности.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государ­ства судебным органам любого другого государства. Без согласия госу­дарства оно не может быть привлечено, независимо от причин, к такому суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в том пра­виле, что в порядке предварительного обеспечения иска нельзя без со­гласия государства принимать какие-либо принудительные меры в от­ношении его имущества.

Под иммунитетом от исполнения решения понимается невозможность без согласия государства осуществить принудительное исполнение ре­шения, вынесенного против него.

Все типы иммунитета государства тесно связаны между собой осно­вой - суверенитетом государства. Поэтому в любом случае согласие го­сударства на неприменение к нему правил об иммунитете должно быть выражено дипломатическим путем или иным образом. Изъятия из пра­вил об иммунитете могут также содержаться в международных догово­рах государства.

Применение иммунитета государства в судебной и иной правоприменительной практике является в настоящее время общепризнанным. Однако относительно объема государственного иммунитета единства законодательной практики в мировом сообществе не существует. Все государства можно разделить в данной области на две большие группы, основывающие нормы внутреннего законодательства на одной из двух концепций государственного иммунитета: абсолютной либо функцио­нальной.

В соответствии с концепцией абсолютного иммунитета государство обладает в полном объеме всеми видами иммунитета, рассмотренными выше, вне зависимости от обстоятельств дела, вида спорных правоот­ношений и т. п. Данная теория являлась господствующей ранее практи­чески во всем мире, принята она и в Украине. Однако в современном мире все большее распространение получает теория функционального (ограниченного) иммунитета. В соответствии с этой точкой зрения, го­сударство всегда пользуется иммунитетом, действуя в качестве суверена, субъекта публичного права. Однако в случаях вступления государства в правоотношения частного права, в частности, во внешнеторговые, го­сударственный иммунитет применяться не будет. Данная концепция воспринята законами о государственном иммунитете Великобритании, Канады, США, Австралии. Также именно эта теория применяется в практике судов большинства европейских государств. На этих же прин­ципах базируется и Европейская (Базельская) Конвенция о государст­венном иммунитете 1972 года. В данном соглашении приводится пере­чень случаев, когда государственный иммунитет не применяется. В ча­стности, это касается трудовых правоотношений, возмещения вреда, ох­раны прав промышленной собственности, споров относительно недви­жимости и др. Не применяется иммунитет относительно договоров, подлежащих исполнению в стране суда, рассматривающего дело, а так­же по соглашениям коммерческого, финансового, профессионального характера. Иммунитет государства, однако, будет сохраняться и в этих случаях при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) другой стороной в споре также является государство;

2) стороны в письменной форме специально договорились о приме­нении иммунитета;

3) некоммерческий договор был заключен на территории иностран­ного государства и он подчиняется нормам его административного права.

 

31. Законодательство Украины об иммунитете иностранных госу­дарств. Процессуальное положение иностранного государства.

О преимуществе, которое все более отдается законодательствами зарубежных стран принципам ограниченного иммунитета, свидетельствуют международные договоры и соглашения, к числу которых относится, в частности Европейская Конвенция об иммунитете государств от 16 мая 1972 г., что вступила в силу с 11 июня 1976г. В данное время Украина не является участницей этой конвенции, однако соответственно требованиям распоряжения Кабинета Министров Украины от 16 сентября 2003 г. №569-р "Об утверждение мероприятий по устранению возможностей подачи к Украине исков в заграничные юрисдикционные органы и повышение эффективности защиты прав и интересов Украины во время рассмотрения справь в этих органах" на МИД, Минюст, Минфин, Минэкономики, Минтранс положенные вопросы о необходимости разработки проекта Закона о присоединение Украины к Европейской Конвенции об иммунитете государств.

Конвенция не распространяется на рассмотрения относительно социального обеспечения, возмещения ядерного убытка или вреда, таможенных обязательств, налоговых или уголовных взысканий, рассмотрений, связанных с управлением государственными морскими судами.

Соответственно Конвенции государство, против которого было вынесенное решение, обязанное его выполнить. Исключения составляют строго ограниченные случаи если решения противоречит публичному порядку страны выполнения; если спор между теми же сторонами находится в производстве суда этого государства и оно возбуждено первым или в производстве суда другого участника Европейской Конвенции и было там возбуждено первым; если не были соблюденные требования о вручение судебных повесток, представители государства не появились в суд и не была представленная апелляция на заочное судебное решение.

Генеральная Ассамблея ООН в злому 1946г. приняла Конвенцию о привилегиях и иммунитетах ООН, а позднее, в октябре 1947 г. - Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (Украина с 1966 г.). Особенности наделения привилегиями и иммунитетами этих учреждений предполагаются в документах о них.

На территории Украины находятся руководящие органы или представительства ряда международных организаций. Такие организации и их органы соответственно международным договорам о них, а также международных договоров, заключенных Правительством Украины с этими организациями, пользуются в Украине привилегиями и иммунитетами. К числу указанных соглашений, в частности, относятся: "Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Организацией Экономического Сотрудничества и Развития относительно привилегий, иммунитетов и льгот, предоставленных Организации" от 19 декабря 1997 г. Особые условия межгосударственных отношений, которые возникают в связи с деятельностью вне границ государственной территории, - в открытом море, Антарктиде, космическом пространстве регулируются: "Конвенцией Организации Объединенных Наций с морского права" от 12 декабря 1982 г., "Договором об Антарктике" от 1 декабря 1959 г., Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического просторную, включая Месяц и другие небесные тела от 27 января 1967 г. и другими международными договорами, в которых решаются вопрос, связанные с иммунитетом государства, его судов, космических объектов и др.

Иммунитет украинских государственных морских судов опирается не только на международное, но и на внутреннее право.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...