Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Установление содержания иностранного закона в отечественных судах.




Непосредственное применение иностранного права - это правоприменительный процесс, который осуществляется судом и другими правоприменительными органами (нотариусами, органами государственной исполнительной власти и т.п.) на основании и в границах национального права в соответствия с общепризнанными принципами международного права такое как суверенное равенство государств, самоопределения, невмешательство в внутренние дела.

Коллизионная норма - это юридическое основание применения иностранного права на территории определенного государства.

Суд не обязан заранее знать содержание иностранного права, к которого отсылает отечественная коллизионная норма. Но, если коллизионный вопрос решенное и применению подлежит иностранное право, то суд должен определить содержание его нормы. Первоочередная задача суда состоит в том, чтобы применить иностранное право так, как оно применяется "у себя на родине".

Орган определенного государства, которое применяет нормы иностранного права, устанавливает их содержание в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной.

С целью установления содержания норм иностранного права суды и прочие органы, которые его применяют, имеют право обращаться за сотрудничеством и разъяснением к Министерству юстиции Украины и к другим компетентным органам и учреждениям в Украине и за границей или привлекать экспертов. Законодатель разрешает лицам, которые принимают участие в деле, предоставлять документы, которые подтверждают содержание соответствующих норм иностранного права. В тех случаях, когда содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлен, применяются нормы права Украины.

Необходимо указать, что эти положения нашли свое закрепление в ст. 7 Закона Украины "О международном частном праве". Значительную роль в решении проблемы установления содержания норм иностранного права сыграют договоры о предоставление правовой помощи, которые содержат обязательства сторон осуществлять обмен информацией по правовым вопросам. Так, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах, которые подписанная государствами СНГ в 1993 году, предусматривает, что центральные учреждения юстиции Договорных Сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения про действующее или о такое, что утратило действие на их территориях, внутреннее законодательство и о практике его применения учреждениями юстиции (Минска конвенция 1993 года, Кишиневская конвенция 2002 года). Аналогичные положения содержатся в двусторонних соглашениях, одной стороной которых является Украина.

 

23. Виды правового положения иностранцев в международном пуб­личном и международном частном праве. Личный закон физи­ческого лица. Определение право- и дееспособности. Дееспособ­ность физических лиц. Коллизионные вопросы признания лица безвестно отсутствующим.

Основная проблема, возникающая в международном частном праве в связи с физическими лицами - это определение правового статуса ино­странцев. В большинстве правовых систем иностранцами считаются все лица, не являющиеся гражданами данного государства. Таким образом, в понятие «иностранцы» включаются иностранные граждане и лица без гражданства. Эта же концепция отражена и в законодательстве Украи­ны. Своеобразие правового положения иностранцев в международном частном праве заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам государства своего гражданства и государства пребывания.

Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев в государст­ве пребывания, составляют их правовой статус. Правовой статус ино­странцев в международном частном праве зависит от нескольких фак­торов, в частности, от правовой связи лица с государством (иностран­ный гражданин, апатрид, бипатрид, беженец и т.д.), срока пребывания в данном государстве (постоянно либо временно), цели пребывания (по­стоянное место жительства, командировка, учеба, лечение, у лица определенных иммунитетов и привилегий (работники дипломатических и консульских учреждений). гражданская правоспособность иностранцев обычно приравнивается к гражданской правоспособности граждан государства пребывания.

Основным специальным принципом при определении правового ре­жима иностранцев является распространение на них юрисдикции госу­дарства пребывания, что означает обязательность для иностранцев ус­тановленного в данном государстве правопорядка. Данный принцип за­креплен в ряде международно-правовых документов, в частности, в ст.20 Конвенции о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.1954 г., ст.2 Конвенции о правовом статусе беженцев от 28.07.1951 г. Кроме то­го, в соответствии со ст.13 Международного пакта о гражданских и по­литических правах 1966 г., иностранец, не подчиняющийся юрисдикции государства пребывания, может быть выслан за пределы этого государ­ства во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом.

При предоставлении национального режима иностранцы в принципе не безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается внутригосударственным законодательством. Другой вид правового режима иностранцев - режим наибольше­го благоприятствования. Он означает, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляется на тер­ритории другого договаривающегося государства такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории юридические и физические лица любого третьего госу­дарства, т.е. такого государства, которому предоставлены в этом наи­более благоприятные условия. Положения о данном режиме закрепля­ются в международных договорах и соглашениях.

Первичным субъектом права изначально является человек. Правовое положение физических лиц - один из наиболее старых вопросов теории пава. Личный закон — право страны в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п. Правовой статус включает: правоспособность субъекта и дееспособность субъекта. В странах континентальной правовой системы правовое положе­ние физических лиц обычно регулируется соответствующими разделами гражданских кодексов. Правовой статус физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности. Как известно, в теории права под правоспособностью понимается способ­ность лица иметь юридические права и нести обязанности. Под дееспо­собностью же понимается способность лица своими действиями приоб­ретать права и создавать обязанности. Однако таким образом понимаются данные правовые категории в нашей правовой доктрине. В нормах права дру­гих государств иногда происходит слияние правоспособности и дееспо­собности. Так, в англосаксонской правовой системе термин (правовая способность) объединяет в себе и правоспособность, и дееспособность.

Однако в судебной практике существуют также терми­ны (пассивная правовая способность - по смыслу со­ответствует нашей правоспособности) и (активная пра­вовая способность, способность к совершению правового акта - соот­ветствует нашей дееспособности). Французская правовая система также не различает правоспособность и дееспособность. В ст.3 Французского гражданского Кодекса содержится термин под которым по­нимаются дееспособность и правоспособность. Различие между данными терминами существует, в основном, в теории права. В отличие от рассмотренных государств германское право содержит три категории правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (способность нести ответственность за вред, причиненный данным физическим лицом в результате противоправных действий). Такое же деление имеет и гражданское право Швейцарской Конфедерации.

 

24. Правовое положение иностранных граждан в Украине. Право­вое положение лиц без гражданства.

В соответствии с Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994 г. иностранцы имеют те же права и свободы и испол­няют те же обязанности, что и граждане Украины, если иное не преду­смотрено Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины (ст.2). При этом осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерба государственным ин­тересам Украины, правам, свободам и законным интересам граждан Украины, а также всех иных лиц, проживающих на ее территории.

К основным правам, свободам и обязанностям иностранцев Закон относит: право на инвестиционную деятельность (ст. 7), право на трудо­вую деятельность (ст.8), право на отдых (ст.9), право на охрану здоровья (ст. 10), право на социальную защиту (ст.11), право на жилье (ст. 12), пра­во на образование (ст. 14), право на пользование достижениями культу­ры (ст. 15), право на участие в объединениях граждан (ст. 16), право на свободу совести (ст. 17). Лица находящиеся на территории Украины временно (за исключением дипломатических и консульских работни­ков), получают медицинскую помощь только за плату (Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающих на территории Украины, и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 22 июня 2011 N 667).

Иностранцы могут в соответствии с законодательством Украины иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его, а также иметь личные неимущественные права. Иностранцы имеют рав­ные с гражданами Украины права в брачных и семейных отношениях (ст. 18). В судопроизводстве иностранцы как участники процесса поль­зуются такими же процессуальными правами, как и граждане Украины (ст.22).

Иностранцы не могут быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления Украины, принимать участие в ре­ферендумах (ст.23). На них не распространяется общая военная обязан­ность (ст.24). Иностранцы, совершившие преступление, административное или иное правонарушение, несут ответственность на общих основа­ниях (ст.29).

Национальный режим ответственности иностранцев распространяет­ся не на всех. В соответствии с нормами Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, утвержденного Указом Президента Украины от 10.06.1993 г., члены дипломатического персо­нала, консульские должностные лица и служащие, представители ино­странных государств и члены парламентских и правительственных деле­гаций, прибывающие в Украину для участия в межгосударственных пе­реговорах, международных конференциях и совещаниях, либо с иными официальными поручениями, обладают иммунитетом от юрисдикции судов Украины во время исполнения ими служебных обязанностей. Та­кой иммунитет распространяется и на членов семей указанных лиц, их сопровождающих. Лица, входящие в дипломатический персонал ино­странных государств, могут быть привлечены к ответственности только с согласия аккредитующего государства. Иммунитет от юрисдикции Украины не распространяется на случаи вступления дипломатических работников и членов их семей в гражданско-правовые отношения в ка­честве частных лиц в связи с исками о принадлежащей им на территории Украины недвижимости, в правоотношения по наследованию, а также по вопросам, вытекающим из их профессиональной либо коммерческой деятельности, осуществляемой ими за пределами служебных обязанностей.

Правила въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины.

В соответствии с действующими нормами международного права Конституция (ч.1ст.26) закрепляет так называемый «национальный режим» лиц без гражданства, а именно: они пользуются в Украине правами и несут обязанности наравне с гражданами Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. При этом следует заметить, что национальный режим не следует приравнивать к режиму, установленному для граждан Украины. Его следует рассматривать как общий принцип национального законодательства.

В связи с этим следует сделать вывод, что в соответствии с ч.1 ст.26 Конституции этот принцип действует в полном объеме только при условиях, когда:

- Лица без гражданства находятся в Украине на законных основаниях;

- Конституциею, законами или международными договорами Украины не установлены исключения.

Таким образом, какой-либо выход из национального режима путем ограничения прав и свобод данных лиц может быть осуществлен только законом или международным договором Украины.

Урегулирования вопросов, связанных с обеспечением правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Полномочия соответствующих органов в отношении разных категорий иностранцев требуют конкретизации. Основными такими органами являются МИД, МВД, государственные комитеты по охране государственной границы, по делам национальностей и миграции. К ним также относятся Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Украины, Государственная таможенная служба, Инюрколлегия, СБУ и других.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...