Установление содержания иностранного закона в отечественных судах.
Непосредственное применение иностранного права - это правоприменительный процесс, который осуществляется судом и другими правоприменительными органами (нотариусами, органами государственной исполнительной власти и т.п.) на основании и в границах национального права в соответствия с общепризнанными принципами международного права такое как суверенное равенство государств, самоопределения, невмешательство в внутренние дела. Коллизионная норма - это юридическое основание применения иностранного права на территории определенного государства. Суд не обязан заранее знать содержание иностранного права, к которого отсылает отечественная коллизионная норма. Но, если коллизионный вопрос решенное и применению подлежит иностранное право, то суд должен определить содержание его нормы. Первоочередная задача суда состоит в том, чтобы применить иностранное право так, как оно применяется "у себя на родине". Орган определенного государства, которое применяет нормы иностранного права, устанавливает их содержание в соответствии с официальным толкованием, практикой применения и доктриной. С целью установления содержания норм иностранного права суды и прочие органы, которые его применяют, имеют право обращаться за сотрудничеством и разъяснением к Министерству юстиции Украины и к другим компетентным органам и учреждениям в Украине и за границей или привлекать экспертов. Законодатель разрешает лицам, которые принимают участие в деле, предоставлять документы, которые подтверждают содержание соответствующих норм иностранного права. В тех случаях, когда содержание норм иностранного права, несмотря на принятые меры, не установлен, применяются нормы права Украины.
Необходимо указать, что эти положения нашли свое закрепление в ст. 7 Закона Украины "О международном частном праве". Значительную роль в решении проблемы установления содержания норм иностранного права сыграют договоры о предоставление правовой помощи, которые содержат обязательства сторон осуществлять обмен информацией по правовым вопросам. Так, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах, которые подписанная государствами СНГ в 1993 году, предусматривает, что центральные учреждения юстиции Договорных Сторон по просьбе предоставляют друг другу сведения про действующее или о такое, что утратило действие на их территориях, внутреннее законодательство и о практике его применения учреждениями юстиции (Минска конвенция 1993 года, Кишиневская конвенция 2002 года). Аналогичные положения содержатся в двусторонних соглашениях, одной стороной которых является Украина.
23. Виды правового положения иностранцев в международном публичном и международном частном праве. Личный закон физического лица. Определение право- и дееспособности. Дееспособность физических лиц. Коллизионные вопросы признания лица безвестно отсутствующим. Основная проблема, возникающая в международном частном праве в связи с физическими лицами - это определение правового статуса иностранцев. В большинстве правовых систем иностранцами считаются все лица, не являющиеся гражданами данного государства. Таким образом, в понятие «иностранцы» включаются иностранные граждане и лица без гражданства. Эта же концепция отражена и в законодательстве Украины. Своеобразие правового положения иностранцев в международном частном праве заключается в том, что они подчиняются двум правопорядкам государства своего гражданства и государства пребывания.
Совокупность прав, свобод и обязанностей иностранцев в государстве пребывания, составляют их правовой статус. Правовой статус иностранцев в международном частном праве зависит от нескольких факторов, в частности, от правовой связи лица с государством (иностранный гражданин, апатрид, бипатрид, беженец и т.д.), срока пребывания в данном государстве (постоянно либо временно), цели пребывания (постоянное место жительства, командировка, учеба, лечение, у лица определенных иммунитетов и привилегий (работники дипломатических и консульских учреждений). гражданская правоспособность иностранцев обычно приравнивается к гражданской правоспособности граждан государства пребывания. Основным специальным принципом при определении правового режима иностранцев является распространение на них юрисдикции государства пребывания, что означает обязательность для иностранцев установленного в данном государстве правопорядка. Данный принцип закреплен в ряде международно-правовых документов, в частности, в ст.20 Конвенции о правовом статусе лиц без гражданства от 28.09.1954 г., ст.2 Конвенции о правовом статусе беженцев от 28.07.1951 г. Кроме того, в соответствии со ст.13 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., иностранец, не подчиняющийся юрисдикции государства пребывания, может быть выслан за пределы этого государства во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом. При предоставлении национального режима иностранцы в принципе не безусловно, приравниваются к гражданам данного государства. Этот режим устанавливается внутригосударственным законодательством. Другой вид правового режима иностранцев - режим наибольшего благоприятствования. Он означает, что юридическим и физическим лицам одного договаривающегося государства предоставляется на территории другого договаривающегося государства такой же правовой режим, которым пользуются или будут пользоваться в дальнейшем на их территории юридические и физические лица любого третьего государства, т.е. такого государства, которому предоставлены в этом наиболее благоприятные условия. Положения о данном режиме закрепляются в международных договорах и соглашениях.
Первичным субъектом права изначально является человек. Правовое положение физических лиц - один из наиболее старых вопросов теории пава. Личный закон — право страны в соответствии с которым определяется правовой статус субъекта, участвующего в гражданско-правовом отношении, осложненном иностранным элементом. Личный закон физического лица определяет: способность лица иметь права и нести обязанности, дееспособность лица и ее объем. Например, определяет возраст с которого лицо считается совершеннолетним, брачный возраст, обязательные критерии личного состояния для совершения сделок и т. п. Правовой статус включает: правоспособность субъекта и дееспособность субъекта. В странах континентальной правовой системы правовое положение физических лиц обычно регулируется соответствующими разделами гражданских кодексов. Правовой статус физических лиц в международном частном праве раскрывается через категории правоспособности и дееспособности. Как известно, в теории права под правоспособностью понимается способность лица иметь юридические права и нести обязанности. Под дееспособностью же понимается способность лица своими действиями приобретать права и создавать обязанности. Однако таким образом понимаются данные правовые категории в нашей правовой доктрине. В нормах права других государств иногда происходит слияние правоспособности и дееспособности. Так, в англосаксонской правовой системе термин (правовая способность) объединяет в себе и правоспособность, и дееспособность. Однако в судебной практике существуют также термины (пассивная правовая способность - по смыслу соответствует нашей правоспособности) и (активная правовая способность, способность к совершению правового акта - соответствует нашей дееспособности). Французская правовая система также не различает правоспособность и дееспособность. В ст.3 Французского гражданского Кодекса содержится термин под которым понимаются дееспособность и правоспособность. Различие между данными терминами существует, в основном, в теории права. В отличие от рассмотренных государств германское право содержит три категории правоспособность, дееспособность и деликтоспособность (способность нести ответственность за вред, причиненный данным физическим лицом в результате противоправных действий). Такое же деление имеет и гражданское право Швейцарской Конфедерации.
24. Правовое положение иностранных граждан в Украине. Правовое положение лиц без гражданства. В соответствии с Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» от 04.02.1994 г. иностранцы имеют те же права и свободы и исполняют те же обязанности, что и граждане Украины, если иное не предусмотрено Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины (ст.2). При этом осуществление иностранцами своих прав и свобод не должно наносить ущерба государственным интересам Украины, правам, свободам и законным интересам граждан Украины, а также всех иных лиц, проживающих на ее территории. К основным правам, свободам и обязанностям иностранцев Закон относит: право на инвестиционную деятельность (ст. 7), право на трудовую деятельность (ст.8), право на отдых (ст.9), право на охрану здоровья (ст. 10), право на социальную защиту (ст.11), право на жилье (ст. 12), право на образование (ст. 14), право на пользование достижениями культуры (ст. 15), право на участие в объединениях граждан (ст. 16), право на свободу совести (ст. 17). Лица находящиеся на территории Украины временно (за исключением дипломатических и консульских работников), получают медицинскую помощь только за плату (Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка предоставления медицинской помощи иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающих на территории Украины, и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 22 июня 2011 N 667). Иностранцы могут в соответствии с законодательством Украины иметь в собственности любое имущество, наследовать и завещать его, а также иметь личные неимущественные права. Иностранцы имеют равные с гражданами Украины права в брачных и семейных отношениях (ст. 18). В судопроизводстве иностранцы как участники процесса пользуются такими же процессуальными правами, как и граждане Украины (ст.22). Иностранцы не могут быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления Украины, принимать участие в референдумах (ст.23). На них не распространяется общая военная обязанность (ст.24). Иностранцы, совершившие преступление, административное или иное правонарушение, несут ответственность на общих основаниях (ст.29).
Национальный режим ответственности иностранцев распространяется не на всех. В соответствии с нормами Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях, утвержденного Указом Президента Украины от 10.06.1993 г., члены дипломатического персонала, консульские должностные лица и служащие, представители иностранных государств и члены парламентских и правительственных делегаций, прибывающие в Украину для участия в межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях, либо с иными официальными поручениями, обладают иммунитетом от юрисдикции судов Украины во время исполнения ими служебных обязанностей. Такой иммунитет распространяется и на членов семей указанных лиц, их сопровождающих. Лица, входящие в дипломатический персонал иностранных государств, могут быть привлечены к ответственности только с согласия аккредитующего государства. Иммунитет от юрисдикции Украины не распространяется на случаи вступления дипломатических работников и членов их семей в гражданско-правовые отношения в качестве частных лиц в связи с исками о принадлежащей им на территории Украины недвижимости, в правоотношения по наследованию, а также по вопросам, вытекающим из их профессиональной либо коммерческой деятельности, осуществляемой ими за пределами служебных обязанностей. Правила въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины. В соответствии с действующими нормами международного права Конституция (ч.1ст.26) закрепляет так называемый «национальный режим» лиц без гражданства, а именно: они пользуются в Украине правами и несут обязанности наравне с гражданами Украины, за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины. При этом следует заметить, что национальный режим не следует приравнивать к режиму, установленному для граждан Украины. Его следует рассматривать как общий принцип национального законодательства. В связи с этим следует сделать вывод, что в соответствии с ч.1 ст.26 Конституции этот принцип действует в полном объеме только при условиях, когда: - Лица без гражданства находятся в Украине на законных основаниях; - Конституциею, законами или международными договорами Украины не установлены исключения. Таким образом, какой-либо выход из национального режима путем ограничения прав и свобод данных лиц может быть осуществлен только законом или международным договором Украины. Урегулирования вопросов, связанных с обеспечением правового статуса иностранцев и лиц без гражданства. Полномочия соответствующих органов в отношении разных категорий иностранцев требуют конкретизации. Основными такими органами являются МИД, МВД, государственные комитеты по охране государственной границы, по делам национальностей и миграции. К ним также относятся Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Украины, Государственная таможенная служба, Инюрколлегия, СБУ и других.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|