Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 4. Материалистическая онтология. Эволюция представлений о материи в философии.




В рамках материалистического мировоззрения категория «материя» является онтологической основой бытия, а д ругие формы бытия — дух, человек, общество порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие. Однако существование материи может быть рассмотрено в рамках:

1 Объективно-идеалистического подхода — материя объективно существует независимо от всего первичного идеального (абсолютного) духа – объективно-идеалистический подход.

2. Субъективно-идеалистического подхода - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен) субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа.

Анализ развития понимания категории материя в истории философии так же можно разделить условно на три этапа, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такую попытку постижения мира предприняли древнегреческие философы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), которые произвели существенные изменения в мифологической картине мира. Они пришли к знаменательному заключению, что за текучестью, изменчивостью и многообразием мира стоит некое рациональное единство и порядок, поэтому задача состоит в том, чтобы обнаружить этот основополагающий принцип, или начало – arche, которое правит природой и составляет ее суть. Роль материи как субстанции выполнял тот или иной субстрат (лат. sub – под и stratum – слой) – то, что является материальной основой единства всех процессов и явлений: у Фалеса вода (“Все есть вода, и мир полон богов”), у Анаксимандра “апейрон” (буквально “бесконечное”), у Анаксимена воздух. Каждое из первоначал указывает на вариативный ход рассуждений их авторов, стремящихся во многом обнаружить единое, но вместе с тем демонстрирующих разный уровень философствования. Так, позиции Фалеса и Анаксимена не выходят за пределы зримого мира, ибо и вода, и воздух – это субстанции, в первую очередь, близкие человеку в его повседневном опыте и широко распространенные в мире природы. Анаксимандр предложил на роль основы бытия некое бескачественное начало способное выступить строительным материалом для мысленного проектирования Вселенной. Этим понятием Анаксимандр направлял мысль от зримых феноменов к более элементарной и недоступной прямому восприятию субстанции, чья природа, хотя и была более неопределенной по сравнению с привычными субстанциями эмпирической реальности, зато потенциальной была ближе к философской категории. В результате ионийские философы подошли к смене мифологического понимания материи за счет включения в него понятийного аппарата, основанного на наблюдениях за природными явлениями. Таким образом, учение о стихиях явилось первой натурфилософской стратегией определения материального первоначала (arche) мира, которое я еще было недифференцированным и неструктурированным. В рамках субстанционального подхода новой стратегией интерпретации устройства Вселенной стал атомизм как учение об особенном строении материи. В философии Левкиппа и Демокрита мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов и число их бесконечно. В отличие от недифференцированных стихий, атомы уже рассматриваются как дифференцированные, различающиеся между собой количественными характеристиками – величиной, формой, весом и пространственным расположением в пустоте. Позднее их учение развивалось Эпикуром и Лукрецием. Атомистическая версия строения материального мира развивалась на основе выявления общего в нем. В результате атомы стали тем рациональным средством, с помощью которого можно познать механизм Вселенной. Рациональный смысл вещного понимания материи усматривается: во-первых, в том, что существование природного мира в самом деле связано с наличием некоторых всеобщих первоначал (естественно, обладающих не абсолютным, а относительным характером), бесконечные комбинации которых составляют неисчерпаемое множество наблюдаемых объектов, во-вторых, в вещном подходе, несмотря на его частично мифологический характер, видели большое мировоззренческое и методологическое значение, ибо он ориентировал человека на реальный поиск и изучение первичных элементарных структур, существующих в самой природе, а не в иллюзорном мире абсолютных идей.

Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, цель которой состояла в том, чтобы дать истинную картину природы как таковой путем выявления очевидных, наглядных, вытекающих из опыта, принципов бытия. Для познающего разума этого времени объекты природы представлялись в качестве малых систем как своеобразные механические устройства. Такие системы состояли из относительно небольшого количества элементов и характеризовались силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. В результате вещь стала представляться как относительно устойчивое тело, перемещающееся в пространстве с течением времени, поведение которого можно предсказать, зная его начальные условия (т.е. координаты и силы, действующие на тело). Таким образом, наука Нового времени качественно не изменила субстанционального представления о материи, а наделило его определенными характеристиками. В данном случае всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько некоторых общих качеств – массы, протяженности, непроницаемости и т.д. Реальным же носителем этих атрибутов выступает та или иная структура первовещества (“начало”, “элементы”: “корпускулы”, “атомы” и т.п.). В этот период было выработано представление о материи, которая может быть количественно определена как масса. Такое понятие материи обнаруживается в работах у Галилея и в “Математических началах натуральной философии” Ньютона, где излагаются основы первой научной теории природы. Таким образом, особое механическое свойство тел – масса – становится определяющим признаком материи. В связи с этим особое значение приобретает вес как признак материальности тела, поскольку масса проявляется в виде веса. Таким образом, для второго этапа развития представлений о материи характерно то, что: во-первых, материя определяется в границах механистического мышления как первичная субстанция, первооснова вещей; во-вторых, она определяется, прежде всего “сама по себе”, вне ее отношения к сознанию; в-третьих, понятие материи включает в себя только природный мир без рассмотрения социума.

В эпоху Просвещения в понимании материи акцент смещается на бесконечно развивающееся многообразие мира и нахождение единства в этом многообразии. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.

Подготовительным этапом новой трактовки категории материи может рассматриваться концепция марксизма, формирующаяся как рационалистическая теория, которая основывалась на диалектическом методе Г. Гегеля. Карл Маркс и Фридрих Энгельс подвергают ревизии концепцию первоматерии, указывая на ее конкретно-научный, вводят практику как критерий познания и образования понятий. В условиях фундаментальной революции в естествознании конца XIX – начала XX вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве, вводится представление о материи как о субстанции воздействующей на наши органы чувств. Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Согласно позиции Ленина, материя – это философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – быть объективной реальностью; таким образом, материя может быть определена не иначе, как только через отношение сознанию: понятие материя “не означает гносеологически ничего иного, кроме как: объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...