Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция 6. Философия истории XIX- XX веков.




1.Основные виды концепций философии истории. Исторический процесс систематизируется в философии двумя способами: как формационная концепция и как культурно-цивилизационная концепция.

Формационная концепция Культурно-цивилизационная концепция
История всего человечества понимается как линейный процесс, в котором есть общие закономерности. Основные темы и представители: 1) Г.Ф.В. Гегель и система абсолютного идеализма; 2) К.Маркс и теория общественно-экономических формаций; 3) Теория постиндустриального общества – Ф.Бродель, А.Турен, Д.Белл; 4) Теория глобализма – И.Уоллерстайн. История понимается как цикличный процесс, протекающий внутри локальной культуры и имеющий общие признаки с аналогичными процессами. Основные темы и представители: 1) Проблема культурной самоидентификации (славянофильство-западничество); 2) Неославянофильство, почвенничество и органическая концепция (К.Н.Леонтьев, Н.Я.Данилевский); 3) Евразийство и теория разнонаправленности культур (Н.А.Бердяев); 4) Концепции О.Шпенглера, А.Тойнби; 5) Теория этногенеза Л.Н.Гумилёва.  

 

2.Формационная концепция. Концепцию единства истории в рамках своей философской концепции разработал Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его система абсолютного идеализма изложена в работах «Феноменология Духа» (1807), «Наука логики» (1812-1816), «Философия права» (1821). В основе всего существующего – Мировой дух. Для самопознания ему необходимо проявление. Проявление осуществляется посредством диалектического развития. Диалектика – наука о развитии из двух противоположных начал. Законы диалектики для объяснения сущности исторического процесса использовали в своих теориях и Г. Гегель, и К. Маркс, опираясь или на идеалистический, или на материалистический принцип соответственно. Законы диалектики: 1) закон единства и борьбы противоположностей (диалектическое противоречие); 2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно; 3) закон отрицания отрицания. Развитие происходит от абстрактного к конкретному. Самораскрытие Мирового Духа в пространстве – это природа. Самораскрытие Мирового Духа во времени – это история. Ступени познания мира (философия духа) выстроены иерархически. Во-первых, Субъективный дух (антропология, феноменология, психология). Во-вторых, это познание мира осуществляется как Объективный дух (абстрактное право, мораль (различие законов и нравственного долга), нравственность (умение следовать моральному долгу в рамках закона, её формы - семья, гражданское общество, государство)). В-третьих, это познание проявляется как Абсолютный дух (его формы - искусство (чувственное созерцание), религия (абстрактное представление), и философия (понятие)). «Всё действительное разумно, всё разумное действительно». Государство в истории входит в процесс развития мирового духа, носителями которого являются отдельные народы. Любой народ осуществляет свою идею. Тирания Древнего Востока сменяется частичной демократией античности, а более полное осознание свободы происходит в духе современных германских народов. Таким образом, история по Гегелю – это прогресс в осознании свободы. Диалектический метод впоследствии использовал К.Маркс в своей материалистической концепции. Если у Гегеля развитие идёт от абстрактного к конкретному, то у Маркса от конкретного к абстрактному. У Маркса с помощью трёх законов диалектики вместо Абсолютного Духа Гегеля развивается саморазвивающаяся материя. С точки зрения Маркса, в диалектическом единстве производственных отношений и производительных сил развивается человеческая история, как история экономики, хозяйства и революции. Марксистское направление основывается на принципе детерминизма, то есть обусловленности общественного развития внешними факторами, прежде всего экономическими. Карл Маркс (1818-1883) в работе «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1867) доказывал, что в основании общественной жизни людей лежит хозяйственная деятельность.

Способ производства материальных благ

 

 

Производительные силы Производственные отношения

(общественные отношения,

возникающие между людьми в

Средства производства Рабочая сила процессе производства)

 

Орудия труда Предмет труда

 

Составляет экономический базис общества, который определяет, как функционирует

Идеологическая надстройка

Право Религия

 

Политика Искусство

Общественное сознание Наука

 

Идеология Мораль

 

Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства и, соответственно, своя общественно-экономическая формация. История человечества, согласно марксизму, насчитывает 4 общественно-экономические формации, в каждой из которой присутствуют два основных антагонистических (противоборствующих) класса: эксплуататоры и эксплуатируемые.

1) В рабовладельческой ОЭФ это рабовладельцы и рабы;

2) В феодальной – феодалы и крепостные;

3) В капиталистической – буржуазия и пролетариат.

Смена общественно-экономических формаций происходит с помощью революций, и в ходе исторического развития, с точки зрения марксизма, приведет к установлению коммунизма, при котором исчезнет эксплуатация и возрастет общественное богатство. Таким образом, только первобытнообщинная и коммунистическая формация свободны от классового деления общества: первобытная из-за примитивизма и отсутствия производства, коммунистическая из-за обобществления производства. К концу XIX века марксизм стал влиятельным направлением русской общественной мысли. Основная идея народничества – возможность перехода от крестьянской общины к социализму, минуя стадию капитализма – не оправдала себя, так как в стране бурно развивались капиталистические отношения. Тема социальной справедливости, так остро волновавшая умы русской интеллигенции, в этот период нашла свое выражение в марксизме. Сущность ОЭФ определяется способом производства материальных благ и характером собственности на них. Следовательно, важнейшая сфера общества – экономика. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате революции. Движущей силой революции является гегемон – общественный класс, который будет правящим на следующей стадии исторического развития. В буржуазном обществе марксисты видели классом будущего пролетариат. Критерием истины марксизм признавал практику. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) стал первым теоретиком и пропагандистом марксизма в России. В своих работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «О развитии монистического взгляда на историю» изобличал идеологию народничества. В конце XIX – начале ХХ века русский марксизм делился на такие направления, как «легальный марксизм» и «революционный марксизм». «Легальный марксизм», представленный Н.А.Бердяевым, С.Н.Булгаковым, П.Б.Струве, вел полемику в процензурированной печати и видел необходимость развития буржуазных отношений в России, чтобы капитализм исчерпал себя как общественно-экономическая формация перед переходом на следующую ступень исторического развития. «Революционный марксизм» - В.И.Ленин (1870-1924) стремился максимально приблизить революцию и наступление коммунизма. Русский марксизм добавил к классическому марксизму идею социализма как переходного периода между капитализмом и коммунизмом, а также идею о возможности социалистической революции в отдельной стране (в отличие от идеи мировой революции у Маркса). В ХХ веке представителями формационной концепции истории являются теория постиндустриального общества и теория глобализма. Теория постиндустриального общества. Концепция постиндустриального общества разрабатывалась и европейскими, и американскими исследователями. По-другому она называется теорией информационного общества. Во Франции представители данного направления Ф.Бродель, А.Турен. В США – Дэниел Белл. Белл доказывал, что концепция постиндустриального общества представляет собой попытку научного предвидения изменений в социальной структуре западного общества. Для методологического обоснования теории он использует определенную концептуальную схему. Концептуальная схема – это логическая связь, с помощью которой исследователь упорядочивает ряд фактов. Возможно существование разных схем для одного и того же периода, это зависит от исследователя. С точки зрения Белла, концептуальная схема основывается на идее осевого принципа. Для его социологической концепции осевой принцип – это виды производства и используемого знания. Исходя из этого принципа, Белл определяет понятия «доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества». Доиндустриальное – это традиционное, аграрное общество. Индустриальное общество – промышленное, постиндустриальное в аналогичных теориях называется информационное.

Осевым принципом постиндустриального общества Белл провозглашает «центральное положение теоретического знания, как оси, вокруг которой организована новая технология, экономический рост и стратификация общества». Таким образом, основная задача постиндустриального общества – организация науки и образования.

Признаки перехода от индустриального общества к постиндустриальному:

1) осевой принцип – центральное положение теоретического знания для определения политики в обществе. Он предполагает контроль над технологией и технологическую оценку нововведений, а также создание новой интеллектуальной технологии.

2) В хозяйственной жизни происходит сдвиг от товаропроизводящей к обслуживающей экономике. Соответственно, происходит перемещение рабочей силы из сферы промышленности и сельского хозяйства в сферу обслуживания. В постиндустриальном обществе в сферу обслуживания включены не только торговля, финансы, транспорт, но и управление, здравоохранение, образование.

3) В профессиональной сфере возникает преобладание профессиональных и технических классов.

Некоторые экономически развитые страны, например, США, уже приблизились к такому типу общества. Если в индустриальном обществе уровень жизни определялся качеством потребляемых товаров, то в постиндустриальном – качеством услуг. Требования нового качества жизни в постиндустриальном обществе сосредотачиваются в основном в двух сферах:

1) здравоохранении, которое обеспечивает снижение заболеваемости и увеличение продолжительности жизни;

2) образовании, которое является основой социального статуса. В постиндустриальном обществе происходит сдвиг в принципе стратификации (расслоения). Это сдвиг от критерия собственности в сторону знаний как основы власти.

Постиндустриальное общество разделено на достаточно независимые друг от друга сферы. По мнению Белла, изменения в экономике необязательно влекут изменения в политике и культуре, а всего лишь ставят перед ними проблемы.

Социальная структура Государственное устройство Культура
В нее включены: - экономика - технология - профессиональная система Осевой принцип – экономизирование (рациональное производство, оптимальное распределение ресурсов, получение наибольшей прибыли при наименьшей стоимости). Основная характеристика социальной структуры – функциональная рациональность. Регулирует распределение власти и рассматривает конфликты групп и потребности индивидов. Осевой принцип – принцип участия. Сфера экспрессивного символизма и значений. Осевой принцип – социологизирование. В постиндустриальном обществе социальные программы, а не рынок служат механизмом распределения благ. Из-за этого возникают проблемы скорее этические, чем экономические: 1) проблема выработки механизмов сознательного установления социальной справедливости; 2)определение оптимального соотношения частного и государственного секторов в экономике.

Налицо противоречие между осевыми принципами социальной структуры и культуры.

По принципу образования и профессионализма Белл определяет в постиндустриальном обществе следующие социальные страты:

1) Профессиональный класс, состоящий из четырех сословий: - ученого, - технологического, - административного, - культурного.

2) Служащие – клерки и работники торговли.

3) Высококвалифицированные рабочие.

4) Полуквалифицированные рабочие.

Исходя из такого деления общества на сферы и стратификации по принципу доступа к знаниям, Белл предвидит в постиндустриальном обществе следующие конфликты:

А) Основной социальный конфликт постиндустриального общества – между теми, кто обладает высоким уровнем знаний и основной массой. «Если борьба между капиталистом и рабочим на фабрике была признаком индустриального общества, то столкновение между профессионалами и популистами в организации и государстве является признаком конфликта в постиндустриальном обществе».

Б) Другой источник напряженности – фундаментальное противоречие между технической и гуманитарной интеллигенцией. (В английском языке наука определяется двумя понятиями: точные и естественные науки называются science, а гуманитарные – humanity). Белл утверждает, что в постиндустриальном обществе усиливается «глубокое расхождение между технической интеллигенцией, которая поддерживает функциональную рациональность и технократические способы производства и управления, и гуманитарной интеллигенцией, которая становится все более гедонистичной и нигилистичной».

Теория глобализма.

Темы глобализации возникают в социологии с 70х годов ХХ века. Американский ученый И.Уоллерстайн утверждал, что социология должна анализировать не отдельные общества, а мировую (глобальную) социальную систему. Он охарактеризовал три типа мировых систем, соответствующих основным стадиям социальной эволюции:

1) Самый ранний – мировая империя, который политически объединяет многообразие локальных культур. Например, Древний Египет, Римская империя, Россия эпохи крепостного права.

2)Господствующий в Новое Время тип мировой системы - мировая экономика (или мировое хозяйство). Мировую экономику составляют политически независимые государства, каждое из которых формировалось или формируется вокруг единой национальной культуры. Входящие в мировую экономику государства объединены общей хозяйственно-экономической системой. Единственный исторический пример – современная европейская мир-экономика, включая страны Восточной Европы.

3)Мировой социализм – сугубо теоретическая конструкция, еще не имевшая исторического воплощения. Мировой социализм представляет собой единую политико-экономическую систему («мировое правительство»), которая полностью вытеснит экономическое неравенство и политическое разделение современных национальных государств.

В 1974 году в Нью-Йорке была впервые опубликована книга И.Уоллерстайна «Современная мировая система» (Wallerstein I. The modern world-system: capitalist agriculture and the origins of the europian world-economy in the 16th century. N.-Y., 1974). В ней прослеживаются истоки возникновения современного капиталистического хозяйства с 16 века. Уже в этот ранний период мировое хозяйство, не являясь политической империей, приобретает имперские масштабы и свойственные ей черты: «Это «мировая система» не в силу того, что она объемлет целый мир, а потому, что она больше любой юридически определенной политической единицы. Это «мировая экономика», ибо основная связь между частями этой системы является экономической».

С точки зрения И.Уоллерстайна, современная мировая экономика состоит из трех типов государств-участников:

- «ядерные» высокоразвитые государства, обладающие сильной и эффективной политической организацией, занимающие господствующее положение в мировой экономике и извлекающие максимальную выгоду из международного (всемирного – И.У.) разделения труда.

- «периферийные» государства, служащие преимущественно сырьевой базой мировой экономики, управляемые слабыми правительствами и экономически зависимые от «ядра». К ним относятся некоторые страны Азии, большая часть Африки и Латинской Америки.

- «полупериферийные» страны, занимающие промежуточное положение по степени политической автономии внутри мировой системы, производящие менее технологичную продукцию и в какой-то степени зависящие от «ядерных» государств экономически. К ним отнесены государства Центральной и Восточной Европы, быстро развивающиеся страны Юго-Восточной Азии. Основой дифференциации мировой экономики является международное разделение труда: близость к государствам, составляющим «ядро» мировой экономики, прямо пропорциональна доле высококвалифицированного (в том числе организационно-управленческого) труда, а также достигнутому уровню капитализации (чем ближе к «ядру», тем тверже валюта). Уоллерстайн прослеживает основные этапы возникновения экономического господства, лежащего в основании современной мировой системы: от экспансии и работорговли, служившей источником сверхдешевой рабочей силы в начальной фазе, до современной дифференциации рынков рабочей силы в разных зонах мировой экономики. Европа традиционно поставляет правящий класс, менеджеров, квалифицированных рабочих, Африка – низкоквалифицированную рабочую силу. Преобладание свободного рынка труда в центре и несвободного рынка менее квалифицированного труда на периферии – это не просто характеристика, но и фундамент капиталистической мировой экономики. Выравнивание экономического развития, то есть всеобщая модернизация и «освобождение труда» стали бы концом мировой экономики и переходом к мировому социализму. Современная «европейская» мировая экономика оказалась единственной мировой системой, включившей весь цивилизованный мир. В отличие от других мировых систем, она имеет уникальный двигатель, встроенный в нее в качестве структурного принципа, – стремление к бесконечному накоплению капитала. Капиталистическое накопление свойственно и другим системам, но лишь современная мировая экономика имеет встроенные структурные механизмы, создающие постоянное «давление» капиталистического накопления. Институты мировой экономики обеспечивают постоянное и усиливающееся награждение для тех, кто аккумулирует капитал, а также наказание для тех, кто этого не делает. Традиционно понятие капитализма связано с понятием рынка, но Уоллерстайн эти понятия противопоставляет.

Рынок Капитализм
Предполагает эквивалентность товарообмена, здоровую конкуренцию, рациональность ценообразования и справедливую оплату труда. Рынок немыслим без постоянного ограничения спекулятивных тенденций, подрывающих его основу. Отсюда определенная замкнутость рынков, их тяготение к локализации, сосредоточению вокруг традиционно складывающихся рыночных «очагов». Предел расширительных тенденций рыночного хозяйства – отдельная страна. Потребности рынка необходимо обеспечивать и защищать государственным управлением. Капитализм оказывается паразитическим наростом над рыночными отношениями, обогащаясь за счет нарушения принципов эквивалентного обмена. Создать капитал, несоизмеримый с трудовыми усилиями и производственными возможностями его обладателя, можно только на пути разного рода спекулятивных авантюр. Капитал в поисках максимальной прибыли, которая достигается лишь на путях неэквивалентного обмена, тяготеет к глобализации, работая на перепадах цен локальных рынков, территориально и культурно удаленных друг от друга. Капитализм стремится охватить весь мир.

Таким образом, антиглобализм стремится защитить локальные рынки от хищнических спекулятивных тенденций глобального капитализма.

3.Культурно-цивилизационная концепция философии истории. Культурно-цивилизационная концепция зарождается в 19м веке в русской философской мысли из протеста против идеологии европоцентризма в системе образования и культуры того времени. В 1831 году русский философ И.В.Киреевский слушал лекции Гегеля и задался вопросом о том, насколько оправдан европоцентризм. В поисках решения этого вопроса и создавалась теория самобытного развития разных народов, в частности, философия славянофильства. Славянофилы (И.В.Киреевский (1800-1856), А.С.Хомяков (1804-1860), К.С.Аксаков(1817-1860)) в утверждении оригинальности славянских культур противостояли западникам (П.Я.Чаадаеву (1794-1856), Т.Н.Грановскому (1813-1855)), считавшим, что Россия – отстающее звено в развитии европейской культуры. Прогрессивность западничества была в требовании отмены крепостного права. Славянофильство и неославянофильство видело неповторимость славянской культуры не только в своеобразных формах крестьянского быта, но и в таких самобытных началах, как общинность – соборность - всеединство (слитность душ в Боге). К неославянофилам относились почвенники (Ф.М,Достоевский (1821-1881)) и органицисты (К.Н.Леонтьев (1831-1891), Н.Я.Данилевский (1822-1885)). Органическое направление. Представители данного направления уподобляли общество организму, и как различные части организма имеют свое предназначение, так и члены общества выполняют разные функции, поэтому социальное неравенство необходимо и оправдано. Общество существует в соответствии с биологическими закономерностями: зарождается, развивается, становится зрелым, дряхлеет и гибнет. Для данного направления характерен цивилизационный подход: каждое общество рассматривается как неповторимое и оригинальное явление в человеческой истории, существующее сопространственно, а не одновременно с другими, так как каждая культура имеет собственное время, не соответствующее внутреннему биологическому ритму. По политическим взглядам данное направление было консервативным, то есть стремилось к максимально возможному сохранению существующего порядка, видя общественный идеал в прошлом. Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) по образованию был медиком, с 1854 по 1856 год участвовал в качестве военного врача в Крымской войне, затем находился на дипломатической службе на о. Крит. Свои социальные взгляды наиболее ярко изложил в работах «Византизм и славянство», «Племенная политика как орудие всемирной революции». В историософии Леонтьева важную роль играет идея триединого процесса. Один и тот же закон определяет и биологическое, и историческое развитие и имеет три периода: от исходной простоты к «цветущей сложности», от которой через «вторичное смесительное упрощение» развитие идет к смерти. Полнокровие культуры можно определить только эстетически. Культура тогда высока и влиятельна, когда в ней много красоты. Гармония является не мирным равновесием, но плодотворной борьбой за существование. В социальной неправде есть невидимая социальная истина, истина общественного здоровья, которой нельзя противоречить даже из лучших побуждений. Если в природе нет места моральной оценке, значит, ей нет места и в истории, и в обществе. Равенство – «эгалитарное начало» - чуждо природе. Мораль имеет свои границы, она является высшей ценностью для личности, но не для исторического процесса. Поэтому вполне оправдан национальный эгоизм. Нормальный срок существования государства – около 1000 лет, задача России – выжить дольше. Леонтьев видит для этого следующие пути: во-первых, надо изолироваться от Европы, в которой уже начались процессы эгалитарного смешения, о чем свидетельствует появление революционных и социалистических идей; во-вторых, как и в других империях, свежие силы можно получить за счет интеграции более «молодых» наций. Британия выбрала путь колонизации, Россия – продвижение на Восток. Эти темы развиваются в контексте идеологии панславизма – стремления объединить славянские народы на основе православия. Н.Я.Данилевский (1822-1885), палеонтолог по профессии, применял биологические законы для изучения общественного развития. В своей работе «Россия и Европа» (1871, переиздание 1991, 1995) применяет биологический «морфологический» принцип, согласно которому не существует единого процесса развития, каждый вид развивается независимо от других. Национально-расовые структуры существуют и развиваются самобытно, независимо от других, существующих сопространственно, о чем свидетельствует несовпадение однопорядковых фаз развития народов во времени. Культурно-исторические типы различаются на «уединенные» и «преемственные». Не каждая национальность создает культурно-исторический тип. Существуют также народы – «бичи Божьи» (монголы, гунны), которые сметают слабые или отжившие цивилизации, и народы – «этнографический материал» для других культурно-исторических типов. Н.Я.Данилевский характеризует десять самобытных цивилизаций: 1) египетская; 2) китайская; 3) халдейская, или древнесемитическая; 4) индийская; 5) иранская; 6) еврейская; 7) греческая; 8) римская; 9) новосемитическая, или аравийская; 10) германо-романская, или европейская. Данилевский также определяет пять законов возникновения и существования культурно-исторических типов: 1) родства языков; 2) политической независимости; 3) непередаваемости цивилизаций; 4) разнообразия составляющих этнографических элементов; 5) краткость периода цветения цивилизаций. Разные культурно-исторические типы имеют разные «основы» культурной деятельности в разных сочетаниях. Всего Данилевский обнаруживает четыре основы культурной деятельности: 1) религиозная деятельность; 2) собственно культурная (теоретически-научная, эстетически-художественная, промышленно-техническая); 3) политическая деятельность; 4) общественно-экономическая деятельность. С точки зрения Данилевского, потенциально российский культурно-исторический тип самый многогранный, потому что имеет все четыре основы культурной деятельности. Продолжением темы цивилизационного самоопределения стало евразийство. Евразийство – эмигрантское идейно-политическое и общественное движение. В сборнике «Исход к Востоку. Предчувствие и свершения. Утверждение евразийцев» (кн.1 София, 1921; кн.2 М.-Берлин, 1922) участвовали П.Н.Савицкий (1875 – 1968), Н.С.Трубецкой (1896 – 1938), Г.В.Флоровский (1895-1979), П.П.Сувчинский (1892 – 1985), Л.П.Карсавин (1882 -1952). Евразийцы в 1928-29 годах издавали еженедельную газету «Евразия» в Париже, в 1925-1937 годах – «Евразийскую хронику», вокруг которых собирались евразийские кружки и организации. Для евразийства характерна самобытная философия русской истории, в центре которой вера в то, что Россия – особая страна, органически соединяющая в себе элементы Востока и Запада. Термин «Евразия» не отождествляется с географическим понятием Евразии. «Евразия» - это «месторазвитие» своеобразной русско-евразийской культуры вне Западной Европы, а также Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении России и Евразии отмечается общность исторического развития населяющих её народов, близость их культур, этнопсихологического типа, религиозных взглядов и чувств, языков и наличие прочных политических связей. С точки зрения евразийства, революция 1917 года – начало новой эпохи, выход России из чуждого ей европейского культурного мира и вступление на путь самобытного исторического развития. Евразийцы отрицательно относились к европеизации Петра I. Однако начало русской культуры, в отличие от славянофилов, евразийцы видели не в Киевской Руси, а в империи Чингиз-хана, где евразийский культурный тип предстал как целое. Политический идеал евразийства (правители из народа, интегрирующая роль православия) частично совпадал с советским устройством общества. В работе Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920) утверждается, что культура, определяющаяся как общечеловеческая, на самом деле романо-германская этническая культура. Народы, «догоняющие» Европу, европеизирующиеся, постоянно испытывают кризисы и вследствие этого могут вообще исчезнуть. «Европеизация является злом для всякого не романо-германского народа». Представление об оригинальном историческом пути России развивается также в историософии Н.А.Бердяева. Н.А.Бердяев (1874 – 1948) проанализировал смысл истории в работе «Философия свободы» (1911). Основная противоположность, вокруг которой выстраивается философия Бердяева – противоположность между духом и природой. Божество обширнее пределов естественного мира и может раскрыть себя только символически. Реальный символизм Бердяева – это понимание естественной реальности в связи с её сверхъестественным значением. В «Философии свободы» Бердяев различает три вида свободы: 1) первичную иррациональную свободу, то есть произвольность; 2) рациональную свободу, то есть исполнение морального долга; 3) свободу, проникнутую любовью Бога. Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», которое не есть пустота. Это первичный принцип, из которого Бог сотворил мир. Эта идея родственна концепции Якоба Бёме (1575-1624), который обозначал первичный принцип термином unground (беспочвенность). Из unground рождается Святая Троица, Бог-Творец, который затем творит мир. Свобода также коренится в unground. Бог за неё не ответственен, поэтому свобода человеческой воли может быть направлена к добру и к злу. Бог помогает сделать эту волю доброй. Гордыня духа и желание поставить себя на место Бога приводит к тому, что иррациональная свобода нарушает Божественную иерархию бытия. Это приводит к рабству вместо свободы. Вторая свобода, рациональная, состоит в подчинении закону и ведёт к обязательной добродетели, то есть снова к рабству. Выход из этой ситуации может быть только трагический. Это второй божественный акт по отношению к человеку: Бог проявляет себя не как Творец, а как страдающий Искупитель. «Божественное самораспятие на кресте должно покорить порочную меоническую (происходящую из unground) свободу путём просвещения её изнутри, без насилия над ней и не отвергая созданного мира свободы» («Судьба человека»). Восхождение к третьему виду свободы, проникнутой любовью к Богу, не может быть достигнуто принудительно, оно предполагает свободную любовь человека к Богу. Таким образом, Бердяев доказывает, что христианство – религия свободы. В работе «Смысл творчества» (1916) Бердяев развивает философию христианского творческого антропологизма, которая предполагает, что человек богоподобен, так как он творец, а творчество – создание чего-то нового, становление бытия из небытия. Бердяев выделяет три элемента творчества: 1) элемент свободы (меона, unground); 2) элемент дара, идущий от Бога. Он также необъясним, как и первый элемент, он даётся человеку ни за что; 3) сотворённый мир, в котором человек живёт и материалами которого пользуется. Творческая деятельность имеет две стороны: её обращённость к Богу и её обращённость к миру. Это фатальное несовпадение между интенсивностью творческого акта и экстенсивностью его результата. Творчество как проявление свободы может быть свободой к добру и свободой к злу. Есть два пути спасения мира от зла: путь Пушкина, когда зло уничтожается в своей актуальной данности, и путь С.Саровского – бегство от мира. Христианство на протяжении своей истории, с точки зрения Бердяева, избегало зла вместо того, чтобы активно выступать против. Для Бердяева история – это история культуры, человеческого творчества. Трём этапам развития этики, типов мировоззрения в человеческой истории соответствуют три ступени свободы: 1) этика долга отражена в Ветхом Завете, ей соответствует такое понятие, как меоническая свобода от; 2) этика спасения отражена в Новом Завете, ей соответствует свобода для, то есть свобода индивидуального подвига по примеру Христа; 3) этика творчества отражена в концепции Бердяева, она подразумевает свободу во имя, как преобразование социальной действительности. Историософия Бердяева – и трансцендентная, и имманентная, то есть смысл истории за пределами её данности. Бердяев различает три вида времени: 1) космическое, создано Богом и является результатом объективации; 2) историческое время – создаёт иллюзию поступательного движения, на этом понимании времени строится теория прогресса: прошлого уже нет, будущего ещё нет, настоящее распадается на мгновения прошлого и будущего; 3) экзистенциальное время как личное переживание не поддаётся математическому исчислению, в каждое мгновение завершается старый мир, в этом и заключается своеобразная эсхатология творчества. Русская идея Бердяева предполагает понимание России как Востоко-Запада (работы «О новом русском идеализме», «Русская идея», «Русские богоискатели»). С точки зрения Бердяева, история России имеет прерывистый характер развития и в разные периоды ориентируется то на Восток, то на Запад. Киевская Русь сменилась периодом монголо-татарского нашествия, затем Московским царством, затем Имперской Россией, затем Советской Россией. Бердяев предсказал, что потенциально Советская России сменится другим, новым типом государственности. Русский народ принял революцию с религиозностью Московского Царства, так как изначально был в стороне от петровских преобразований. Революция понимается Бердяевым как брак двух мессианских сознаний – сознания русской интеллигенции и марксизма. Культурно-цивилизационную концепцию истории развивали также О.Шпенглер и А.Тойнби. О.Шпенглер (1880-1936) в своей книге «Закат Европы» (1918г) считал, как и Н.Я.Данилевский, и К.Н.Леонтьев, что развитие культур подчинено биологическому ритму. С точки зрения Шпенглера, культура подобна организму, который, во-первых, обладает жёстким сквозным единством, то есть идентичен сам себе в течение жизни; во-вторых, обособлен от других подобных ему «организмов». Таким образом, единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Каждый культурный организм живёт приблизительно тысячу лет. Когда культура проходит высшую точку своего развития, она дряхлеет и близится к смерти. Дряхлея, культура превращается в цивилизацию, когда происходит упадок творчества и героического духа. Творчество сменяется техницизмом, массовым обществом, становление – окостенением, героические «деяния» механической работой, а созидание - потреблением. Для греко-римской культуры цивилизация наступает в эпоху эллинизма, для западной – в 19м веке, с которого начинается его «закат». Всего Шпенглер насчитывал восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская), проблематичная (не исчерпавшая себя) культура майя, также он предполагал, что возможно «проявление» русско-сибирской культуры. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество становится ненужным, поэтому в период цивилизации необходимо, с точки зрения Шпенглера, отречься от культурных претензий и «предаться» только техницизму. Американский философ Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1936) в работе «Исследование истории» («A study of history») также разделил мировое сообщество на несовместимые социо-культурные системы, живущие самобытно и имеющие свою «историческую судьбу». Критерии определения цивилизаций следующие: 1) этнос; 2) географо-культурный ареал его обитания; 3) мировоззрение, то есть стиль, «дух», формирующий неповторимость цивилизации. Человеческая история – это развитие цивилизаций, которые прошли стадии возникновения-роста-надлома-разложения. Движущая сила цивилизации – «творческое меньшинство», которое является носителем «жизненного порыва», который, отвечая на вызовы, увлекает «инертное большинство». Своеобразие «вызовов», с которыми сталкивается цивилизация, и ответы, которые она даёт, и составляет специфику цивилизаций. Прогресс человечества – в духовном свершении, ход истории определяется творческим усилием, и пока элита сохраняет духовный потенциал, цивилизация жизнеспособна. Первичная цивилизация возник

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...