Потребительская кооперация после свертывания нэпа
Уже в начале 30-х годов в Советском Союзе был сделан вывод о том, что в стране в основном построено социалистическое общество. Как выяснилось потом, это был особый, государственный социализм. Данную модель социализма еще в XIX веке раскритиковали основоположники марксизма, охарактеризовав как фальшивый социализм. С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципов новой экономической политики многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в моноукладное хозяйство, управляемое командно-административными методами. Произошел возврат к практике заготовок хлеба, которая применялась при "военном коммунизме": крестьян стали принуждать к его продаже (сдаче) государству по нерыночным, заведомо низким ценам. У крестьян, отказывавшихся продавать хлеб, он конфисковывался. В 1929 г. последний раз состоялась Нижегородская ярмарка, в следующем году были ликвидированы товарные биржи. Усилился налоговый пресс на частных торговцев, административный нажим на кооперацию. Начатая сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств проводилась с нарушениями принципа добровольности. В ходе коллективизации была прекращена деятельность сбытовых, снабженческих и кредитных кооперативов. В такой обстановке осуществляла свою деятельность и потребительская кооперация. В 1928 г. в Российской Федерации 832 городских потребительских общества (горпо, ЦРК и др.) объединяли 5,3 млн. пайщиков, или 43,9% взрослого городского населения, а 15 027 сельских потребительских обществ (сельпо) объединяли 9,6 млн. членов, или 21,3% взрослых сельских жителей. Паевой капитал потребительской кооперации РСФСР превысил 120 млн. руб., соотношение ее собственных средств в обороте и заемных средств определялось как 1:2,53. В 1928 г. от уравнительного пая потребительская кооперация перешла к дифференцированному в зависимости как от социального положения пайщика, так и от размера его доходов. В дальнейшем ставки паевого взноса неоднократно повышались по указаниям директивных органов.
Усилилось командование потребительской кооперацией, которая подверглась многочисленным и не всегда оправданным реорганизациям, причем помимо воли пайщиков и часто без их участия. Эти реорганизации коснулись и самого Центросоюза России. Кроме него в Советском Союзе уже имелись союзы потребительских обществ союзных республик: Украины (Вукоп-спилка), Грузии (Цекавшири), Армении (Айкооп) и др. В июле 1928 г. состоялось 41-е собрание уполномоченных Всероссийского центрального союза потребительских обществ. Продолжением этого собрания явился проведенный тогда же I Всесоюзный съезд потребительской кооперации, в работе которого участвовали уполномоченные-кооператоры всех существовавших в то время союзных республик. Помимо решения других вопросов съезд постановил разделить существующий Центросоюз на два — Центросоюз СССР и Центросоюз РСФСР. В сущности, этот вопрос был предрешен задолго до съезда: ведь Совнарком СССР утвердил Устав Центросоюза СССР еще 24 мая 1928 г., а Совнарком РСФСР утвердил Устав Центросоюза РСФСР 12 июня 1928 г. Формальный характер носило не только голосование на съезде. Аппарат прежнего единого Центросоюза при его разделе между двумя Центросоюзами был искусственно разорван: управления и отделы, которые передавались Центросоюзу РСФСР, отныне обслуживали оба Центросоюза и в Центросоюзе СССР не создавались; соответственно управления и отделы, переданные Центросоюзу СССР, тоже обслуживали оба Центросоюза и не создавались в Центросоюзе РСФСР. Лишь пять подразделений, в том числе организационное и планово-экономическое управления, имелись теперь в обоих Центросоюзах. Аналогичным оказался подход к формированию руководящих органов. Например, на раздельных заседаниях уполномоченных были избраны правление Центросоюза РСФСР и правление Центросоюза СССР, но в обоих правлениях председателем стал Исидор Любимов (1882-1937) и одни и те же люди являлись его заместителями.
Такая непоследовательность способствовала тому, что уже на II Всесоюзном съезде потребительской кооперации (с участием делегатов II съезда потребительской кооперации РСФСР), состоявшемся в июле 1930 г., было решено объединить Центросоюз РСФСР и Центросоюз СССР в единый Центросоюз СССР и РСФСР с общими руководящими органами и аппаратом управления. Его членами потом в течение почти четверти века состояли и союзы потребительских обществ республик, краев, областей Российской Федерации. Руководящими органами Центросоюза СССР и РСФСР в то время являлись: съезд потребительской кооперации, совет, правление и ревизионная комиссия, причем правление имело рабочий президиум, а еще оно проводило свои пленумы. Съезды же долгие годы не созывались, но вины кооператоров в этом не было. Пленум правления Центросоюза дважды назначал созыв III Всесоюзного съезда потребительской кооперации — сначала на январь 1933 г., затем на февраль 1934 г. Однако оба раза съезд не был разрешен. Руководящие органы Центросоюза фактически перестали быть выборными. Традиционно работу кооперативов, их союзов, занятых в них должностных лиц призваны контролировать пайщики, сама кооперативная общественность. Таков один из принципов кооперации и такова сложившаяся в мире кооперативная практика. А в нашей стране вся система потребительской кооперации теперь была поставлена под жесткий партийный контроль. Так, только с конца 1930 г. по 1932 г. один из высших органов партии, ее Центральный комитет, на трех своих пленумах трижды заслушал отчеты Центросоюза о работе потребительской кооперации. Принятые партийные резолюции пестрели директивами вроде "Центросоюз должен", "обязать Центросоюз" и в лучшем случае — "предложить Центросоюзу", что тоже было равносильно приказу. От потребительской кооперации и ее органов партия требовала, в частности, подчинить свою работу задачам "социалистического строительства", организовать "классовое распределение" продуктов и т.д. Эти директивы подлежали неукоснительному исполнению кооперативным аппаратом. Уже почти ничего не осталось даже от нэповской относительной самостоятельности потребительской кооперации, как будто она была не самодеятельной общественно-хозяйственной организацией, а всего лишь низовой ячейкой Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Содержание и тон некоторых директив демонстрировали безоговорочный диктат правящей партии над кооперацией и карательный стиль руководства этой партии.
Аппараты Центросоюза, низовых союзов и потребительских обществ подверглись чисткам от "чуждых и враждебных элементов". В документах даже самих кооперативных органов все чаще начинают упоминаться "враги народа". Любой промах в работе кооператора объявлялся преднамеренным вредительством. Карательные меры в пик сталинских репрессий унесли жизни многих честных работников, включая председателя правления Центросоюза Исаака Зеленского (1890-1938). В результате необоснованных репрессий потребительская кооперация потеряла в центре и на местах многих опытных руководителей и специалистов, происходила частая смена кадров, была усечена и предельно сузилась внутрикооперативная демократия. Между тем продолжалась индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. В связи с острой нехваткой хлеба, других важнейших продуктов и промышленных товаров с конца 1928 г. была введена карточная система снабжения населения по дифференцированным нормам, существовавшая в течение шести лет. Практиковалась также коммерческая торговля — торговля без карточек по значительно более высоким ценам: коммерческие цены были в 4-6, а иногда в 20 раз выше "нормальных" цен. К осуществлению распределения товаров по карточной системе была привлечена потребительская кооперация. При заводах, фабриках, на крупнейших новостройках, железнодорожном и водном транспорте, на лесных и торфяных разработках, в пунктах вылова и переработки рыбы ей пришлось организовать свои закрытые распределители (ЗР) и закрытые рабочие кооперативы (ЗРК), которые снабжали по установленным нормам прикрепленный к ним контингент населения. В составе Центросоюза были образованы автономные секции: Водная, Транспортная, Лесная, Рыболовецкая, Торфяная, каждая из которых объединяла потребительские общества, созданные специально для снабжения рабочих и служащих, занятых в той или иной отрасли. Кроме того, на правах автономной секции действовало Центральное военно-кооперативное управление, в ведении которого находились закрытые военные кооперативы (ЗВК).
От потребительской кооперации требовалось, чтобы лучше, по повышенным нормам снабжался не просто пайщик, а рабочий, перевыполняющий производственные задания, ударник. Для улучшения снабжения рабочих и членов их семей в городах и промышленных центрах потребительская кооперация построила большое количество хлебозаводов и хлебопекарен, фабрик-кухонь и общественных столовых. Кооператоры трудились с полным напряжением сил. Однако даже всеобщий дефицит товаров в стране и очереди в магазинах незаслуженно ставились в вину потребительской кооперации, а на деле это были последствия принудительной "колхозизации" крестьянства, форсированной индустриализации с упором на рост тяжелой промышленности, ускоренного свертывания сети частных лавок и магазинов. Высшее партийное руководство критиковало кооперацию за некий торгашеский, "нэпманский" дух наживы, тогда как она осуществляла всего лишь принцип хозяйственного расчета, и за якобы нежелание снижать розничные цены, хотя кооперативная торговля позволила потребителям благодаря снижению цен сэкономить сотни миллионов рублей. Кризис в продовольственном снабжении населения явился прямым следствием "социалистического" преобразования аграрного сектора экономики, когда произошел резкий спад производства зерна и особенно продукции животноводства. И та же партия дала установку: "Кооперация должна обеспечить развертывание пригородных хозяйств как источников дополнительных продовольственных ресурсов". Потребительской кооперации пришлось организовать собственные подсобные сельскохозяйственные предприятия: в 1930 г. их было 349, а уже в 1932 г.— 5727. Продукция этих хозяйств служила подспорьем в улучшении снабжения населения городов продовольствием.
Но приобретение сельскохозяйственных орудий, лошадей, семян, строительство животноводческих помещений, парников, теплиц и т. д. потребовали от системы огромных финансовых затрат. Капитальные вложения потребительской кооперации на эти цели за первую пятилетку составили 541 млн. руб. (Кроме того, часть расходов брали на себя профессиональные союзы.) В результате произошло отвлечение значительных средств, столь необходимых для финансирования традиционных отраслей кооперативной деятельности, прежде всего торговли. Более того, очень скоро почти все свои сельскохозяйственные предприятия кооперация вынуждена была безвозмездно передать государственным ведомствам. Что касается частной торговли, то она в Советском Союзе перестала существовать в 1931 г. Ее ликвидация была ускорена проведением по отношению к ней жесткой налоговой и кредитной политики, прекращением товарного снабжения и прямым вмешательством аппарата командно-административной системы. Затем последовало законодательное запрещение открывать частные магазины и лавки. Отныне вместо относительно свободной торговли в стране развивалась советская торговля в трех ее социальных формах: государственной, кооперативной и колхозной. Однако только последняя была действительно торговлей, пусть и примитивно организованной; государство и кооперация больше занимались распределением товаров, чем торговлей1. Ведь настоящая торговля возникает не при недостатке в товарах, а тогда, когда их предложение больше спроса. В сельской местности потребительская кооперация снабжала крестьянство товарами народного потребления, а колхозы — товарами производственного назначения. Для лучшего обслуживания колхозников, рабочих и служащих машинно-тракторных станций (МТС) и совхозов потребительские общества в сезон сельскохозяйственных работ создавали полевые кухни, конные развозки и разносную торговлю. Потребительская кооперация участвовала в заготовках сельскохозяйственной продукции. После введения обязательных поставок продуктов сельского хозяйства она вела по заданиям государства централизованные заготовки. Практиковала она и так называемую встречную продажу промышленных товаров сдатчикам сельскохозяйственной продукции. В 1929 г. потребительская кооперация насчитывала около миллиона пайщиков, избранных в правления, ревизионные, лавочные и столовые комиссии, кооперативные бюро и уполномоченными потребительских обществ и их союзов. Часть этих пайщиков представляла собой кооперативный актив. Активисты проводили в своих организациях полезную работу, дополняя платный аппарат служащих кооперации, участвуя в управлении и контроле. Однако по мере укрепления в обществе командно-административных методов управления активность пайщиков падала. Многие общественные институты потребительской кооперации существовали лишь формально. В 1930 г. потребительские общества получили сверху категорическую установку — впредь не принимать в члены кулаков, т. е. наиболее старательных, трудолюбивых крестьян. Произошла деформация цели потребительского общества, которое теперь должно было действовать "на основе генеральной линии партии". В Примерном уставе сельского потребительского общества, утвержденном в мае 1931 г., говорилось, что цель сельпо — "участие в социалистическом переустройстве сельского хозяйства и всемерное содействие вступлению в колхозы бедняков и середняков, укреплению колхозов и совхозов и ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации". Подобные идеологические штампы имелись и в уставах городских и рабочих потребительских обществ. В уставах особо подчеркивалось, что распределение прибыли потребительского общества между его членами ни по паям, ни по забору товаров или другим признакам не допускается. Пайщики в своих обществах не имели уже никакого преимущества перед остальным населением. Люди стали терять интерес к деятельности кооперации. Члены потребительских обществ лишились последних остатков своих прав пайщика. Как вспоминал один из ветеранов потребительской кооперации Нижнего Поволжья, продавцы кооперативных магазинов сменялись в отдельных хуторах по 4-5 раз в год. "Продавцов снимало и назначало правление колхоза"1. Да, колхоза, а не сельпо. Позже, продолжает ветеран, стала проводиться политика "по укреплению кадров": оказывается, теперь без ведома райкома партии и правления райпотребсоюза ни один работник кооперации не заменялся. Таким образом, права пайщиков были присвоены чиновниками разных рангов. Потребительская кооперация, как и раньше, участвовала в ликвидации неграмотности взрослого населения, проводила некоторые культурно-просветительные мероприятия. В 1930 г. потребительская кооперация имела 7095 киноустановок, или до 70% общей сети киноустановок в СССР. Но уже в следующем году из ее ведения были изъяты кино- и радиофикация, книжная торговля и библиотечное дело. Сеть кооперативных техникумов, рабфаков и вузов при этом пока еще сохранялась. На этом фоне в самом начале 30-х годов потребительская кооперация страны достигла пика если не в развитии, то, по крайней мере, в количественном росте за всю свою предшествующую историю. В 1931 г. членами потребительских обществ в СССР состояли 73 млн. жителей городов и сел. Удельный вес потребительской кооперации в розничном товарообороте страны достиг почти 70% (при общей доле других видов кооперации и государственной торговли 30%). Потребительская кооперация располагала самой большой сетью торговых предприятий. В дальнейшем ей не удалось ни удержаться на этой вершине, ни повторить это своеобразное достижение. В этот период растущее внимание уделялось вопросам улучшения работы кооперативных магазинов, эффективной организации труда работников прилавка, рационализации кооперативной деятельности. Совершенствовались пути товаропродвижения. В крупных городах потребительская кооперация организовала торговые предприятия, иногда не уступающие по уровню обслуживания западноевропейским аналогам. Дом ленинградской кооперации (ДЛК) городского союза потребительских обществ, например, представлял собой огромный комплекс, который включал в себя универмаг со множеством отделов, ресторан и буфет для посетителей и столовую для собственных сотрудников, а трудились здесь свыше 1500 человек. К услугам покупателей в ДЛК работали консультанты, справочное бюро, ателье для выполнения индивидуальных заказов, парикмахерская и медпункт, а также сберегательная касса, почта, телеграф. Таких образцовых предприятий были единицы, но они служили примером и демонстрировали возможность хорошей постановки кооперативной торговли в городах. В 1932 г. потребительская кооперация приступила к организации межрайонных оптовых торговых баз. Вскоре в центрах сельских районов стали открываться первые кооперативные райунивермаги и райкультмаги. При президиумах правлений Центросоюза СССР и РСФСР, Вукопспилки, Белкоопсоюза, Уралоблсоюза, Далькрайсоюза и остальных крупных потребсоюзов были созданы специальные отделы и группы сельской потребительской кооперации. Поэтапно отменялась нормированная система снабжения населения: с начала 1935 г. были отменены карточки на хлеб, муку и крупу, с октября того же года — на остальные нормируемые продукты и с начала 1936 г. — на непродовольственные товары. Переход к торговле без карточек выдвинул такие задачи, как учет спроса потребителей, обеспечение бесперебойной торговли, увязка завоза товаров с покупательными фондами населения. После свертывания нэпа усилилась тенденция к строгой централизации управления потребительской кооперацией. Одна из директив того времени требовала: "Центросоюз перестроить по типу ВСНХ и его президиума". Центросоюз СССР и РСФСР уже мало отличался от обычного наркомата (министерства). В целом конец 20-х годов и 30-е годы прошлого столетия для отечественного кооперативного движения явились периодом серьезных испытаний. Государство возобновило фронтальное наступление на кооперацию. В ходе коллективизации крестьянских хозяйств органы власти упразднили системы сельскохозяйственной сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации, имевшие в российской деревне глубокие корни. В 1936 г. власти закрыли Всероссийский кооперативный банк, передав его средства государственному Торговому банку, в результате частично сохранившаяся кооперация лишилась своего кредитно-финансового центра вместе с внесенным в этот центр паевым капиталом. В том же году государственные органы ликвидировали смешанную (интегральную) кооперацию районов Крайнего Севера, а в 1937 г. по сути перестала существовать жилищная кооперация страны. Колхозы, носившие обычно название сельскохозяйственной артели, обладали лишь отдельными чертами кооператива. Существующие системы кустарно-промысловой кооперации и потребительской кооперации, формально имевшие кооперативный статус, фактически были огосударствлены. Наиболее характерными методами огосударствления явились: разрушение основополагающих принципов кооперации; насаждение представителей партийной номенклатуры в качестве руководителей кооперативных союзов и обществ; периодическая национализация объектов кооперативной собственности; лишение кооперативных организаций самостоятельности и превращение их в "винтиков" общегосударственного механизма; сведение на нет выполнения ими собственно кооперативных функций и замена этих функций осуществлением планов, заданий, поручений партии и государства; игнорирование самодеятельности пайщиков как основного элемента кооперативной организации и, в конечном счете, создание государственной фальсифицированной "кооперации". Сознательное уничтожение руководством страны одних кооперативных систем и огосударствление остальных наука объясняет рядом причин. Например, некоторые ученые утверждают, что в социалистическом государстве нет места для кооперативов уже в силу их буржуазного происхождения, другие из ученых причину сужения поля деятельности кооперации предлагают искать в иллюзии о большей эффективности государственной формы хозяйствования по сравнению с кооперативной и т. д. Во всяком случае, очевидно одно: свертывание кооперативного движения в нашей стране было вызвано не экономической целесообразностью, а политическими и идеологическими соображениями. В новейших исследованиях на основе анализа совокупности исторических фактов обосновывается вывод, что организационный разгром кооперативной системы страны завершился в 1931г.1 Система потребительской кооперации, пишет Леонид Файн, которая охватывала и сельское, и городское население, не была полностью упразднена, как это случилось с сельскохозяйственной, тем не менее, она подверглась коренной ломке, в итоге которой перестала быть кооперативной. Функционировать же потребительской кооперации в городах оставалось недолго. Советское правительство и ЦК партии приняли 4 декабря 1932 г. постановление "О расширении прав заводоуправлений в деле снабжения рабочих и улучшении карточной системы". Эта директива положила начало административному вытеснению потребительской кооперации из городов и промышленных центров, национализации значительной части ее имущества и созданию на базе отобранного имущества отделов рабочего снабжения (орс), являющихся государственными организациями2. В соответствии с указанным постановлением были отторгнуты от потребительской кооперации и переданы безвозмездно орсам заводоуправлений 31 782 розничных торговых предприятия с запасами товаров, 9675 предприятий общественного питания, 1753 пригородных хозяйства с более чем 100-тысячным поголовьем скота и много другого имущества общей стоимостью 2119 млн. руб. Для сравнения достаточно привести такую цифру: сумма капитальных вложений всей потребительской кооперации за первую пятилетку составила 1187 млн. руб. Следовательно, потребительская кооперация в одночасье лишилась средств, равных объему ее капитальных вложений в течение чуть ли не двух пятилеток. Государственные промышленные, транспортные и иные наркоматы в лице орсов получили от кооперации не только очищенные от убытков балансы, но также наиболее квалифицированные кооперативные кадры руководителей и специалистов. В результате всего этого было ликвидировано 2005 рабочих кооперативов, действовавших при 262 крупнейших промышленных предприятиях: комбинатах, заводах, фабриках, электростанциях, трестах угольных шахт, судоверфях. Кооперативное достояние, которое рабочие-потребители столь бережно наращивали еще со времен царизма, советская власть отобрала без всякого выкупа и превратила в объект государственной собственности. По сути происходила национализация имущества потребительской кооперации, которая проводилась под предлогом ликвидации ее монопольного положения в деле снабжения населения. Одновременно это было продолжением процесса принудительного свертывания нэпа и первым шагом на пути к ликвидации потребительской кооперации в городах. Последовали новые шаги в этом направлении. Искусственно форсировался гигантский рост розничного товарооборота государственной торговли. Несмотря на несправедливые административные меры государства по отношению к потребительской кооперации, оставшаяся у нее торговая сеть увеличивала объем товарооборота. Однако ее доля в товарообороте страны стала неуклонно снижаться. Об этом свидетельствуют следующие данные, характеризующие удельный вес потребительской кооперации во всем розничном товарообороте страны (в %):
1931г. 1934 г. по городу 65,1 30,2 по селу 81,4 58,0 по стране 69,9 37,8
Наконец, административно-командная система нанесла потребительской кооперации еще один удар. Советское правительство и ЦК партии приняли 29 сентября 1935 г. постановление "О работе потребительской кооперации в деревне". Оно предусматривало, во-первых, сосредоточить деятельность потребительской кооперации исключительно на организации сельской торговли и заготовок, а во-вторых, ликвидировать потребительские кооперативные организации в городах, передав их имущество с активом и пассивом в системы народных комиссариатов, т. е. самому государству. Согласно этому постановлению, дополненному в тот же день правительственным постановлением "О реорганизации Центросоюза", потребительская кооперация передала в 651 городе Народному комиссариату внутренней торговли 26 138 розничных торговых предприятий и 7096 предприятий общественного питания; Народному комиссариату пищевой промышленности— 255 хлебозаводов, 1139 хлебопекарен, 6 чаеразвесочных фабрик, 43 молочных завода, Московский и Ленинградский пивоваренные заводы, 17 холодильников общего пользования; государственной рыбной промышленности — рыбные хозяйства и рыболовецкий флот1. Потребительская кооперация лишиласьтакже многих оптовых торговых баз, складов, административных зданий. Кроме того, потребительская кооперация вынуждена была передать различным наркоматам 6 своих высших учебных заведений, 43 техникума, 48 школ торгового ученичества и все курсовые комбинаты, занимавшиеся до этого времени подготовкой кадров для городской ветви потребительских обществ. После такой масштабной конфискации имущества городская потребительская кооперация перестала существовать и не может возродиться до сих пор; а ведь эта кооперация в нашей стране зародилась в XIX веке именно в рабочих поселках и городах. К людям труда она пришла, "прорываясь из царских оков", а "своя советская власть" похоронила ее, поставив точку, похожую на дырку от пули. Сделано все это было за спиной кооперированных масс, мнение миллионов пайщиков никого не интересовало. Городская потребительская кооперация ликвидировалась под шумными, но неубедительными лозунгами организации культурной открытой торговли в ходе отмены карточной системы снабжения населения, целесообразности разграничения сфер деятельности государственной торговли и потребительской кооперации, необходимости перестройки кооперативной системы. Истинное объяснение всему происходящему заключалось в том, что руководство страны идеализировало все государственное: государственную собственность, государственную форму хозяйствования, труд на государственных предприятиях. Иосиф Сталин (1879-1953) различал классы по характеру собственности на средства производства: у рабочих она государственная, у колхозных крестьян — кооперативная. В таком духе вопрос о собственности трактовался и в принятой в 1936 г. Конституции СССР, в которой так называемая колхозно-кооперативная собственность закреплялась в качестве социалистической, но формально все-таки не государственной собственности. Процесс национализации кооперативной собственности на какое-то время был остановлен, однако в условиях тоталитарного режима она управлялась как государственная собственность. В дальнейшем кооперативная собственность существовала уже только на бумаге, и фактически ее субъектом права являлось опять-таки государство. С кооперативным имуществом оно обращалось как со своим, собственным. Таким образом, во второй половине 1930-х годов торговая сеть городов была сосредоточена в системе государственной торговли, а торговая сеть на селе — главным образом в системе потребительской кооперации2. Власть, осуждающая всякую монополию в теории, на практике сама своими неправомерными актами породила монополию государства в городской торговле и кооперации — в сельской. Между тем ранее созданные орсы вскоре были ликвидированы с передачей своих предприятий в основном системе Наркомторга. И все-таки постановление от 29 сентября 1935 г. имело одно положительное последствие: впервые за многие годы наметилось некоторое улучшение торгового обслуживания сельских жителей. До этого времени потребительская кооперация как единая система функционировала в городах и на селе. При этом главным объектом внимания ее работников были города, как того требовали от кооператоров директивные органы. Сельская потребительская кооперация насчитывала первичных обществ в 10 раз больше, чем городская потребительская кооперация, соответственно розничных торговых предприятий — в 2 раза, пайщиков — более чем в 2 раза, паевых капиталов — в 1,6 раза. А вот львиная доля капитальных вложений потребительской кооперации направлялась на расширение материально-технической базы городских потребительских обществ, в городах открывались лучшие кооперативные магазины, здесь получили развитие кооперативное промышленное хлебопечение и общественное питание, городские организации кооперации были относительно лучше обеспечены специалистами. Понятно, что уровень оказываемых населению услуг, связанных с распределением и продажей товаров, в городской потребительской кооперации был выше, чем в сельской. Сельская сеть потребительской кооперации оказалась в положении отсталой периферии этой системы, и задача организации торговли в деревне стояла очень остро. По данным торговой переписи, проведенной Центральным управлением народнохозяйственного учета Госплана СССР в апреле 1935 г., многие потребительские общества в сельской местности являлись крайне маломощными, имели в среднем лишь по 2-3 магазина и лавки, были стеснены в оборотных средствах, работали убыточно. Материально-техническая база сельской торговли оставалась недостаточной: более половины магазинов не имели подсобных помещений для хранения товаров, 70% лавок не имели нормального освещения, у каждого второго сельпо не было ни склада, ни лошади. Все сельпо страны имели в общей сложности только 67 автомобилей, в том числе сельпо России — 34 автомобиля. Для перевозки грузов кооператорами использовался в основном наемный гужевой транспорт: лошади и волы, а в некоторых районах страны — верблюды, оленьи и собачьи упряжки. В десятках тысяч деревень отсутствовали даже примитивные лавки и киоски. Предстояло переломить крайне неблагополучную ситуацию, сложившуюся в деле снабжения сельских жителей потребительскими товарами. И этот перелом наметился в 1935 г., когда сельский товарооборот по темпам роста впервые обогнал городской товарооборот. В развитии этой тенденции определенная роль принадлежала потребительской кооперации. В соответствии с сентябрьским постановлением 1935 г., во-первых, была пересмотрена организационная структура этой системы. Несколько тысяч мелких убыточных сельпо было ликвидировано путем слияния с более жизнеспособными, и общее количество первичных кооперативов сократилось до 24 112. Когда же выяснилось, что это ухудшает управление кооперативным хозяйством, потребительские общества пришлось восстановить. К концу 1940 г. на селе насчитывалось 32426 потребительских обществ. При этом многие из них имели уже от 6 до 8 розничных предприятий. Первичные кооперативы входили в состав районных и окружных союзов потребительских обществ, эти союзы состояли членами областных, краевых и республиканских союзов, а последние входили непосредственно в Центросоюз СССР и РСФСР. Такой была жесткая иерархическая вертикаль системы потребительской кооперации. Во-вторых, была упорядочена розничная торговая сеть. Числившиеся как ларьки и киоски торговые "точки" сначала были закрыты, но вскоре их пришлось открыть вновь из-за нехватки в деревнях торговых пунктов. В целом сеть розничных торговых предприятий потребительской кооперации со 110,8 тыс. в конце 1935 г. увеличилась до 154,8 тыс. к 1938 г. и 227,6 тыс. к концу 1940 г. На селе продолжалось создание нового вида торговой сети, а именно магазинов городского типа: районных и сельских универмагов, магазинов по торговле товарами хозяйственного и культурного назначения, продуктами питания, детскими товарами. Общее количество таких магазинов было невелико, но эти предприятия являлись сравнительно крупными по своим оборотам и, главное, несколько выгоднее отличались уровнем обслуживания населения от привычных тесных лавчонок, пропахших селедкой и керосином, покрытых соломой или камышом. В-третьих, удалось расширить материально-техническую базу не только розничной торговли, но и остальных отраслей деятельности потребительской кооперации. За 1936-1940 гг. сеть ее торговых и заготовительных складов возросла в 3 раза, причем практически заново была создана сеть овощехранилищ, холодильников и ледников, керосинохранилищ. Большинство сельпо имело хлебопекарни, в районных центрах кооперация налаживала общественное питание. Парк ее грузовых автомобилей за указанное пятилетие увеличился с 3929 единиц до 21 900. В-четвертых, создавались более благоприятные, чем раньше, условия для развертывания хозяйственной деятельности в основном звене системы — непосредственно в кооперативах. Была увеличена доля сельпо в общих торговых скидках, получаемых системой при оптовых закупках товаров. Одновременно строго ограничены отчисления от прибыли сельпо в пользу райпотребсоюза. Потребительским обществам было предоставлено право по своему усмотрению выбирать поставщика товаров. Многие работающие безубыточно сельпо и крупные сельские магазины стали кредитоваться непосредственно учреждениями Государственного банка. Розничную торговлю осуществляли главным образом сельпо, а функция оптового снабжения их товарами была возложена в основном на райпотребсоюзы. В-пятых, произошел некоторый рост объемов хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Ее розничный товарооборот, включая оборот общественного питания, в ценах соответствующих лет составил (в млрд руб.): в 1935 г. — 16,0, в 1937 г. — 29,2, в 1940 г. — 42,4, или увеличился в 2,7 раза. Однако это увеличение объяснялось в большей мере ростом розничных цен: при отмене карточной системы снабжения правительство сначала повысило их под видом ликвидации множественности розничных цен, а в дальнейшем только за три предвоенных года в процессе "совершенствования ценообразования" цены поднялись еще на 18%1. Так что увеличение розничного товарооборота в сопоставимых ценах было не столь значительным: за 1938-1940 гг. он возрос всего лишь на 1%. Это — одна правда. Но нельзя умолчать и другую правду. Она состояла в том, что уровень организации кооперативной торговли тоже оставлял желать лучшего. Допускались перебои в торговле, в том числе товарами повседневного спроса (солью, спичками, керосином и т. д.), по различным причинам: из-за отсутствия этих товаров на оптовых базах, нерасторопности конторских служащих и работников прилавка, отсутствия транспорта для доставки товаров в магазин, распутицы и т.д. Далеко не единичными были факты нарушения правил торговли: несоблюдение распорядка работы торгового предприятия и санитарных норм, обмер и обвес покупателей и др. Потребительская кооперация наращивала заготовки сельскохозяйственных продуктов. Правительство СССР в апреле 1936 г. предложило, чтобы каждое сельпо вело заготовки как по централизованному плану (для государственных нужд), так и в децентрализованном порядке (для самой кооперации). В известной степени, потребительская кооперация заменила технический аппарат ранее ликвидированной государством сельскохозяйственной сбытовой кооперации. В большинстве райпотребсоюзов имелись заготовительные конторы. Наиболее востребованным видом промышленной деятельности потребительской коопераци
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|