Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительская кооперация в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период




 

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. 9 мая 1945 г. на­роды нашей страны праздновали победу в этой войне. И победа досталась огромной ценой.

В первые же месяцы войны гитлеровские войска оккупи­ровали значительную часть европейской территории СССР, где проживало почти 40% всего населения страны, производи­лось до 2/3 металла и 38% зерна. Нужно было остановить врага, а затем и изгнать из пределов Отечества.

Началась гигантская работа по мобилизации людских и материальных ресурсов для решения этой задачи. Народное хозяйство перестраивалось на военный лад. На восток страны перебазировались заводы и фабрики, оборудование и станки. Эвакуировались в глубокий тыл мирное население, детские дома и больницы, учреждения и организации. Центросоюз СССР и РСФСР работал в Москве как штаб отрасли в режиме наркомата (министерства), но часть его центрального аппарата тоже была эвакуирована в г. Новосибирск.

С началом войны рыночные фонды продовольственных и промышленных товаров были сокращены, потому что, во-первых, существенно уменьшилось производство товаров народного потребления предприятиями пищевой и легкой промышленности, а во-вторых, резко возросли потребности развернувшейся Красной Армии в разнообразных продуктах питания, обмундировании и обуви, снаряжении. Перестройка всего дела торговли и снабжения гражданского населения ста­ла неизбежной.

Уже в июле 1941 г. в Москве, Ленинграде и их пригородах, а вскоре поэтапно и в других городах и рабочих поселках было введено нормированное распределение хлеба и других товаров, дополненное коммерческой торговлей по более высоким ценам.

Потребительская кооперация подчинила свою работу за­дачам снабжения и укрепления тыла Красной Армии, осу­ществляла мероприятия по перестройке своей хозяйственной деятельности применительно к условиям военного времени, передала на нужды обороны страны путем приобретения об­лигаций государственного займа значительную часть своих денежных средств, для этих же нужд был мобилизован почти весь ее автомобильный транспорт.

На государственное нормированное снабжение через пот­ребительскую кооперацию в годы войны были приняты рабо­чие и служащие, проживающие в деревне, но не связанные непосредственно с сельским хозяйством: учителя, врачи, биб­лиотекари, а также агрономы, ветеринарные врачи, зоотехни­ки, гидротехники и другие специалисты, работающие в госу­дарственных учреждениях и организациях. Хлеб, сахар, рыба, прочие продукты им отпускались по талонам и спискам, при­чем нормы снабжения были дифференцированы по отдельным категориям населения (рабочие, служащие, иждивенцы, дети). В первую очередь продукты питания отпускались больницам, детским садам и яслям, интернатам; отпуск производился по специальным нормам и заборным книжкам. Пристальное вни­мание уделялось снабжению инвалидов войны, семей военно­служащих, эвакуированного населения.

Снабжение остального сельского населения было направ­лено на стимулирование увеличения им производства и прода­жи государству сельскохозяйственных продуктов. С этой целью потребительские общества вели встречную продажу промыш­ленных товаров сдатчикам продукции сельского хозяйства и поощрительную продажу товаров передовым колхозникам — механизаторам и животноводам. В Сибири и на Дальнем Восто­ке снабженческая деятельность потребительской кооперации способствовала выполнению планов работниками государс­твенной рыбной промышленности и членами рыболовецких ар­телей. Для обслуживания этого контингента потребителей была развернута кооперативная торговая сеть, организованы новые потребительские общества (рыбкоопы) и рыболовпотребсоюзы. В составе Автономной рыболовецкой секции Центросоюза, уже имевшей Дальневосточное отделение в г. Владивостоке, в нача­ле 1942 г. было создано Сибирское отделение в г. Новосибирске. Кооператоры осуществляли северный завоз продовольствен­ных и непродовольственных товаров.

Потребительская кооперация, действуя в русле общей стратегии военной экономики страны, в первые годы войны стремилась полнее использовать свой собственный потенциал в таких тыловых районах, как Поволжье, Урал и Сибирь. В даль­нейшем в связи с изменениями в административно-террито­риальном делении в Сибири образовались новые областные союзы потребительских обществ — Курганский, Кемеровский, Томский, Тюменский, Тувинский.

Оккупация западных районов страны и уменьшение цент­рализованных фондов товаров для свободной торговли приве­ли в первый период войны к резкому сокращению товарооборо­та потребительской кооперации: в текущих ценах он составил (в млрд руб.) в 1941 г. 35,7, в 1942 г. — 18,4, в 1943 г. — 20,5, в 1944 г. — 27,2 и в 1945 г. — 34,0 против 42,4 млрд руб. в 1940 г. Таким образом, до минимальной суммы розничный товарообо­рот уменьшился в 1942 г., но в дальнейшем наметилось его уве­личение. Однако и к 1945 г. он составлял в сопоставимых ценах менее 1/3 предвоенного оборота потребительской кооперации. Ее доля в организованном товарообороте страны к концу вой­ны снизилась до 21,7%, а во всем товарообороте (с учетом кол­хозной торговли)— до 12%. Резко ухудшилась структура то­варооборота. В 1945 г. в нем 75% занимали продовольственные товары, а в этой группе на долю водки и прочих алкогольных напитков приходилось до 77%, хлебопродуктов -—11,4%, сахара и кондитерских изделий — лишь 2,2%. Удельный вес непродо­вольственных товаров в товарообороте потребительской коопе­рации составил только 25%. Многократно сократилась продажа тканей, швейных товаров, обуви, головных уборов, галантерей­ных изделий. Зачастую эти товары отсутствовали в продаже, а когда они поступали в кооперативные магазины и лавки, то работники прилавка отпускали их строго по талонам, выда­ваемым местными органами власти. Была установлена норма предельного отпуска одному человеку: хлопчатобумажных или льняных тканей — 6 м, шерстяных — 3 м, обуви — 1 пара и т. д. С большими перебоями снабжались сельские жители даже са­мыми необходимыми товарами — солью, спичками, мылом, ке­росином и др.

Большое значение в годы войны приобрело изыскание ис­точников пополнения товарных ресурсов. Поэтому мастерс­кие и небольшие цехи потребительской кооперации из отходов промышленности и местного сырья выпускали товары, очень нужные населению (одежда, обувь, гончарная и жестяно-крашеная посуда, хозяйственное мыло, грабли, лопаты, кирпич и т. п.), колхозам (сани, телеги, дуги, веревки, шорные изделия, деготь, скипидар и др.) и фронтовикам (валенки, овчинно-шубные и трикотажные изделия). Росло количество таких производств: в конце 1942 г. их было 5,2 тыс., а в 1945 г. — 22,6 тыс. Уже с зимы 1943 г. эти мелкие предприятия потребительской коопе­рации стали объединять в промкомбинаты. Сельпо расширяли оказание населению бытовых услуг: починка обуви, перешивка одежды, нарезка стекла и проч.

Потребительская кооперация организовала также подсоб­ные хозяйства по выращиванию овощей, разведению птицы, откорму животных. Количество таких хозяйств постоянно уве­личивалось и к концу войны превысило 15 тыс. Для улучшения кооперативной торговли и особенно общественного питания они дали десятки тысяч тонн картофеля, овощей, молока, мно­го мяса и птицы, яиц и меда. Кооператоры производили также лов рыбы. В восточных районах страны, а позднее на освобожденных от оккупации территориях повысилось значение коо­перативного хлебопечения. При нехватке муки в сельских мес­тностях практиковалась выпечка хлеба с добавлением 5-6% картофеля; для подпылки хлебных форм взамен растительного масла подчас использовалась древесная мука. Кооперативные предприятия выпускали безалкогольные напитки, чаи из су­шеных богатых витаминами трав, кофейные напитки, добыва­ли соль и т. д.

Дополнительные продовольственные ресурсы доводились до населения в основном через предприятия общественного питания. Потребительская кооперация открыла столовые для детей и инвалидов войны, в центральных и восточных райо­нах страны — для эвакуированного населения. Кооперативные чайные обслуживали колхозников на пунктах сдачи сельско­хозяйственных продуктов государству, а также рабочих МТС, лесо- и торфоразработок, предприятий рыбной промышленнос­ти. В Кировской области, Республике Коми, Приморском крае и ряде других мест сеть предприятий общественного питания в годы войны даже возросла.

Потребительская кооперация увеличила заготовки кар­тофеля и овощей для снабжения фронта, оборонных заводов и собственных нужд. Были расширены емкости овощехранилищ. Чтобы сохранить качество продукции и высвободить транспорт для перевозки других грузов, на кооперативных предприятиях и в крестьянских печах производилась сушка картофеля, мор­кови, лука для снабжения ими армии и флота. Вот как нарастал выпуск кооператорами сушеного картофеля: в 1940 г. он соста­вил 2670 т, в 1941 г. — 5234, в 1942 г. — 9070, в 1943 г. — 12 697, в 1944 г— 16 891 т. Потребительская кооперация заготовляла яйца, осуществляла закупку хлеба для государства. Заготовля­лась также другая продукция: клюква, брусника, черника, оре­хи, грибы. Только на территории РСФСР в 1942 г. кооператора­ми было заготовлено 1803 т меда (против 869 т в 1940 г.) и 891 т сушеных грибов (против 570 т в 1940 г.). Кооператоры поставля­ли фармацевтической промышленности лекарственные расте­ния и шиповник, оборонной промышленности — лом цветных и черных металлов. В Якутской республике и Красноярском крае потребительская кооперация монопольно проводила и заметно увеличила заготовки пушнины, являющейся экспортным това­ром. Охотничьим промыслом занимались и молодежь, и стари­ки, и далее женщины.

В годы Отечественной войны организации потребитель­ской кооперации приобрели на 2,6 млрд руб. облигаций госу­дарственного займа, средства от реализации использовались на нужды обороны. Кооператоры, как и весь народ, трудились под лозунгом "Все для фронта, все для победы!" Они успеш­но решали хозяйственные задачи военного времени. Работни­ки потребительской кооперации, преподаватели и учащиеся кооперативных учебных заведений, члены потребительских обществ активно вносили также личные средства в фонд обо­роны.

Уже в дни решающих сражений под Москвой в декабре 1941г. кооператоры страны развернули сбор средств на строи­тельство танков и боевых самолетов. Пайщики потребитель­ских обществ Московской и Ярославской областей выступили с почином в отношении передачи 20% отчислений от прибылей за 1941 г., причитающихся пайщикам, на постройку танковой колонны имени Потребительской кооперации и обратились ко всем пайщикам с призывом последовать их примеру. Почин был поддержан практически во всех организациях системы. Так, пайщики и работники потребительской кооперации Чува­шии уже по состоянию на 1 мая 1942 г. собрали и перечислили на особый счет Государственного банка на постройку танков 900 тыс. руб. Кооператоры Саратовской области собрали средс­тва на три самолета. В Татарстане работники потребительской кооперации за короткое время внесли 1 млн руб., а пайщики сельпо этой республики — еще около 2 млн руб. на строительс­тво самолетов и танков. Значительные суммы на производство боевой техники перечислили кооператоры Дальнего Востока. Людская память и документы тех лет до сих пор сохранили названия сибирской танковой колонны "Потребительская коо­перация", танковой колонны "Кооператор Дона", танка "Улан-Удэнский кооптехникум", авиационной эскадрильи работников Якутского республиканского потребсоюза "Холбос", самолета-истребителя "Саратовский кооператор" и др.

Люди сугубо мирной профессии, работники потребитель­ской кооперации вступали в народное ополчение, участвовали в строительстве оборонительных сооружений в прифронтовых районах, собирали теплые вещи для бойцов и командиров дейс­твующей армии.

Многие работники кооперации с оружием в руках защи­щали Родину, совершали ратные подвиги, сражались с фа­шистами, не щадя своей жизни. Среди них — студентка Мос­ковского института советской кооперативной торговли (ныне Российского университета кооперации) Вера Волошина. Она добровольно вступила в партизанский отряд и поздней осенью 1941 г., выполняя боевое задание в тылу врага, геройски погиб­ла. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, юной разведчице Вере Волошиной в 1994 г. присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Ее именем названы улицы и школы, новая планета и морское судно.

В настоящее время установлены имена свыше ста Героев Советского Союза и Российской Федерации, судьбы которых связаны с потребительской кооперацией. Среди Героев — Мак­сим Винокуров (Нижегородская область), Файзулла Габдрашитов (Башкирия), Иван Клевцов (Сарапул), Василий Клочков (Алтайский край), Эсед Салихов (Дагестан), Иван Сарана (Краснодар), Михаил Юшков (Красноярский край). А сколько было кооператоров, награжденных боевыми орденами и меда­лями!

Некоторые воины-кооператоры были награждены посмер­тно, а самые счастливые дошли до Берлина и оставили роспись на здании рейхстага, впоследствии в годы мирного труда стали дважды ветеранами — войны и потребительской кооперации. Исполненные чувства долга, они добывали славу не лично для себя, а для своего Отечества. Об этом просто сказал незадолго до 60-летия Великой Победы один из ветеранов: "Наше поколение шло на фронт добровольно. Не за деньги, материальный соблазн, а именно из любви к Отчизне. Мы воевали, чтобы со­хранить свободу и независимость родной страны. Если ты — сын Родины, ты должен ее защищать. Мы с честью, добросовес­тно выполнили свой долг перед ней, и я с гордостью вспоминаю эти годы".

Примечательно, что именно в период Отечественной войны местные организации потребительской кооперации обрели не­которую свободу от чрезмерной опеки партийных и государс­твенных органов; кооператоры получили определенный про­стор для проявления хозяйственной инициативы; отчетливее обнаружили себя элементы внутрикооперативной демократии. В годы войны в низовых звеньях системы потребительской ко­операции проводились собрания пайщиков и их уполномочен­ных, а кое-где даже областные и краевые съезды.

Уходом опытных работников кооперации и заменой их но­выми людьми были вызваны мероприятия по подготовке и по­вышению квалификации кадров. Количество техникумов пот­ребительской кооперации увеличилось. Выпуск специалистов средней квалификации в 1945 г. превысил довоенный. Кроме того, действовали десятки торгово-кооперативных школ, про­водились курсы повышения квалификации, практиковалось прохождение технического минимума.

В кооперативных организациях возросла роль женщин. Если накануне войны женщины составляли лишь пятую часть всех работающих в потребительской кооперации, то в 1944 г. почти две трети занятых в системе были женщины. В основ­ном они вынесли на своих плечах большую и трудную рабо­ту, выполненную потребительской кооперацией. Известный кооперативный деятель Александр Климов (1914-1979) впос­ледствии об этом писал: "На фронт ушли наиболее квалифи­цированные и опытные кадры потребительской кооперации. Мужей, отцов, сыновей и братьев заменили жены, дочери, ма­тери и сестры"1.

В мобилизации кооператоров на досрочное выполнение заданий большое значение имели соревнование, состязатель­ность в труде. Получило развитие соревнование по профес­сиям за присвоение званий: "Лучший продавец", "Лучший повар", "Лучший заготовитель" и т. д. Трудовые коллективы соревновались за звания "Лучший сельмаг", "Лучшее сель­по", "Лучший райпотребсоюз" и т. д. За самоотверженный труд в тылу более 600 работников потребительской коопера­ции в конце 1944 г. были удостоены орденов и медалей. Позд­нее еще тысячи лучших работников системы были награжде­ны медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

Война задержала развитие кооперации на длительный период. На временно оккупированной территории СССР была ликвидирована деятельность более 17 тыс. потребительских обществ и почти 1700 районных союзов. Полностью раз­рушенными и частично поврежденными оказались свыше 59 тыс. магазинов, лавок, оптовых баз, складов и других пред­приятий. Общая сумма ущерба, нанесенного потребительской кооперации, превысила 6 млрд руб. Сильно пострадали коопе­ративные организации Белоруссии и Украины, а в Российской Федерации наибольший урон понесла кооперация Орловской, Смоленской, Ленинградской и Тульской областей. В районах, освобожденных от оккупации, встала задача незамедлитель­ного восстановления кооперативного хозяйства. Начиная с весны 1942 г. ее решению кооператоры стали уделять мак­симум внимания. В следующем году президиум Центросою­за принял специальное постановление, предусматривающее проведение обширного комплекса конкретных мероприятий по восстановлению хозяйства потребительской кооперации в областях и республиках, освобожденных от фашистских ок­купантов. Документ предусматривал все возможные меры помощи — выделение финансовых средств, материальных ресурсов, направление специалистов и др. Подписал поста­новление председатель президиума Центросоюза Николай Сидоров (1902-1970).

Существенную помощь кооперативным организациям на освобожденных территориях оказали потребсоюзы тыловых республик, краев и областей. Основными формами этой помощи были: направление руководителей и специалистов (бухгалте­ров, товароведов и др.) на постоянную работу; отгрузка товаров широкого потребления для населения и строительных мате­риалов на восстановительные цели; передача возрождаемым кооперативным организациям лошадей (со сбруей и упряжью), а также продуктивного скота; выделение денежной ссуды с целью содействия формированию финансовых средств вос­станавливаемых сельпо и райпотребсоюзов. Помощь оказыва­лась в рамках шефства. Например, Алтайский крайпотребсоюз взял шефство над Смоленским облпотребсоюзом, Башкирский респотребсоюз — над Ворошиловградским, Новосибирский — над Воронежским. Так обнаруживали себя общечеловеческие и кооперативные ценности — взаимопомощь и солидарность, хотя по терминологии тех лет все это определялось не совсем корректным словом "шефство".

После победоносного окончания войны с фашистскими за­хватчиками и японскими милитаристами потребительская ко­операция подчинила свою деятельность решению задач мир­ного времени.

Участвуя в подготовке отмены снабжения населения по карточкам и талонам, потребительские общества и их союзы организовали обучение своих торговых кадров; провели отчеты и выборы органов управления и контроля, что укрепило эти ор­ганы за счет вернувшихся с фронта опытных работников; отре­монтировали и несколько расширили торгово-складскую сеть. Потребительская кооперация открыла коммерческие магази­ны и чайные, продолжала собственное производство товаров широкого потребления и вести заготовки продукции сельского хозяйства.

Однако в тяжелейшие годы войны потребительская коо­перация оказалась чрезвычайно ослабленной: сократилось ко­личество потребительских обществ, на 8 млн человек умень­шилась численность их членов, розничная торговая сеть была меньше довоенной на 105 тыс. единиц, с 17,4% до войны до 3,6% снизился удельный вес собственных средств потребительской кооперации в финансировании ее товарных запасов. Коопера­тивные хозяйства остро нуждались в финансовом оздоровле­нии. Поэтому жизненно важное значение для потребительской кооперации имело снижение для нее ставки подоходного нало­га с прибыли с 31% до 25%, а также предоставление некоторых льгот по налогу с оборота. Было отсрочено погашение ссуд Го­сударственного банка, полученных кооперацией еще до войны. Оборотные средства удалось пополнить за счет выкупа у орга­низаций потребительской кооперации облигаций госзайма. По ряду товаров правительство повысило торговые скидки, а по отдельным видам заготовляемого сырья — наценки.

В связи с сильной засухой и неурожаем 1946 г. и трудно­стями в продовольственном снабжении населения в городах и рабочих поселках была развернута кооперативная торговля сельскохозяйственными продуктами, закупаемыми у колхо­зов и колхозников по ценам, складывающимся на колхозном рынке, но не выше цен, установленных для государственной коммерческой торговли. Собственно говоря, это предписыва­лось органам управления потребительской кооперации в спе­циальном правительственном постановлении. Кооперация по­лучила право закупать важнейшие виды продовольствия у колхозов и крестьян, выполнивших в срок свои обязательства по государственным поставкам; до 25% заготовленных продук­тов она должна была сдавать союзному Министерству торгов­ли, остальную часть продавать в городах и поселках, на стан­циях железных дорог и на пристанях. Здесь потребительская кооперация за полтора года открыла около 10 тыс. магазинов и ларьков и более 6 тыс. предприятий общественного пита­ния, причем помещения для магазинов и столовых коопера­торам предоставлялись местными органами власти и госу­дарственными торгующими организациями. Кооператоры организовали в крупных городах горкоопторги, в небольших городах — отделения горкоопторгов. Через эту сеть по срав­нительно невысоким ценам было реализовано много тысяч тонн мяса, рыбы, молока, картофеля и другой продукции на общую сумму в 14 млрд руб.1

Это положительно сказалось на снабжении городов продо­вольствием. Однако у этой "медали" существовала и оборотная сторона: торговля продуктами в городах, развернутая коопе­рацией по команде "сверху", еще больше усугубила продоволь­ственное положение в послевоенной полуголодной деревне.

Кооперации в то время была разрешена также городская торговля промышленными товарами. Но когда летом 1949 г. определились хорошие виды на урожай, городская коопера­тивная торговля оказалась "излишней". И власти не дали пот­ребительской кооперации закрепиться в крупных городах; от­крытые ею магазины и столовые в 496 городах и поселках были переданы государственной торговле.

В том же году правительство возложило на потребитель­скую кооперацию дело торгового обслуживания рабочих и служащих совхозов. Во время войны снабжением работников совхозов занимались орсы, а до войны в совхозах имелись рабкоопы, объединенные в Автономную совхозную секцию Цен­тросоюза. Теперь торговую сеть в совхозах государство воз­вратило потребительской кооперации. Рабочие и служащие государственных сельскохозяйственных предприятий были вновь объединены в совхозрабкоопы.

В декабре 1947 г. в стране была проведена денежная реформа и отменены карточки на продовольственные и промышленные товары. Вместо пайковых и коммерческих цен вводились еди­ные розничные цены. Одновременно были повышены заработ­ная плата малооплачиваемым рабочим и служащим, стипендии учащимся и пенсии. В дальнейшем ежегодно государственные розничные цены на товары снижались. Однако даже спустя три года после отмены карточной системы государственные рознич­ные цены в целом были примерно в 3 раза выше уровня 1940 г.2

В советских условиях зачастую работа оценивалась пре­жде всего по степени выполнения государственных планов. А в этом отношении дела в потребительской кооперации обстояли неплохо: план розничного товарооборота в послевоенные годы она перевыполняла. Но за этим общим показателем скрыва­лись существенные недостатки в организации торгового об­служивания на селе, заготовительной и производственной де­ятельности кооператоров, в постановке бухгалтерского учета и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, в обеспечении соблюдения уставов потребительских обществ и их союзов.

Центросоюз в то время информировал правительственные инстанции о том, что потребительская кооперация нуждается в коренном оздоровлении: пайщики не пользуются преиму­ществами, нет подлинного кооперативного актива, отсутствует общественный контроль "снизу". Кооперирование населения производилось "под соль", "под водку" и другие товары, а паи собирались как доплата к цене продаваемого товара. Отпуск товара ставился в зависимость от внесения немедленно опре­деленной суммы в счет паевых взносов, что являлось извраще­нием уставных правил. Одним из серьезных нарушений устава было назначение руководителей на выборные должности вмес­то выборов органов управления и контроля.

Проведенные в феврале—апреле 1948 г. съезды потреби­тельской кооперации республик, краев и областей определи­ли задачи по устранению недостатков в работе и восстановили выборность органов управления и контроля в региональных со­юзах. Событием в жизни потребительской кооперации должен был стать ее очередной Всесоюзный съезд, который не созы­вался с 1930 г. Уже появились даже настроения о нецелесооб­разности существования кооперативной формы в верхних зве­ньях системы потребительской кооперации и необходимости их огосударствления законодательным путем - путем созда­ния вместо Центрального союза областных и краевых потреб­союзов Министерства сельской торговли с отделами в областях и краях.

Конец этим настроениям положил состоявшийся в мае 1948 г. III Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Он заслушал отчеты президиума правления и ревизионной комиссии Центросоюза СССР и РСФСР, сделал анализ недо­статков в хозяйственной работе кооперативных организаций и наметил направления развития всех отраслей деятельности системы. Съезд избрал совет, правление и ревизионную ко­миссию Центросоюза СССР и РСФСР. Был принят новый Ус­тав Центросоюза.

И до съезда, и после него первостепенное значение при­давалось восстановлению довоенных объемов хозяйственной деятельности и материально-технической базы потребитель­ской кооперации. Параметры 1940 г. еще в период войны были превышены по величине паевого фонда потребительских об­ществ, числу производственных предприятий, количеству учебных заведений. Довоенную сеть предприятий обществен­ного питания кооператоры восстановили в 1947 г., объем роз­ничного товарооборота (в сопоставимых ценах)— в 1949 г., общую сумму собственных средств потребительской коопера­ции— в 1950 г., розничную торговую сеть и площади обще­товарных складов — в 1953 г. Годом раньше потребительской кооперации удалось увеличить до довоенной свою долю в об­щем объеме товарооборота государственной и кооперативной торговли. Как и накануне войны, в системе потребительской кооперации трудились уже свыше 1 млн человек. Довоенная численность членов потребительских обществ была восста­новлена только в 1963 г.

Восстанавливая сеть магазинов, чайных и мощности хле­бопекарен, добиваясь роста товарооборота, объемов заготовок и производства, перестраивая работу оптовых торговых баз, сами кооператоры тоже перестраивались психологически. Они постепенно отказывались от методов снабжения, которые при­меняли в период войны, и осваивали новые приемы в работе, подходящие для условий открытой торговли. Например, если раньше продавцы кооперативных магазинов при получении то­варов на оптовом складе нередко "брали, что дают", то теперь требовалось завозить в магазины товары, нужные пайщикам, сельским жителям, товары, пользующиеся спросом, качест­венные, а не любые — испорченные, некомплектные или вовсе бракованные.

Кооперативным работникам приходилось маневрировать ограниченными ресурсами. А они в условиях общей разрухи, причиненной стране войной, действительно были ограничены: не хватало собственного автомобильного и гужевого транспор­та, строительных материалов, ряда необходимых населению и колхозам товаров, хотя потребительская кооперация имела три основных источника поступления товаров: централизо­ванные фонды, децентрализованные закупки и собственное производство. Все равно потребительский спрос удовлетво­рялся не полностью: из-за ограниченности количества то­варов, невысокого их качества, узости ассортимента и т. д. Это — на практике.

В теории же оправданием дефицита товаров служило ошибочное положение Сталина, возведенное им в экономи­ческий закон, о том, что при социализме платежеспособный покупательский спрос будто бы всегда должен обгонять пред­ложение. В жизни такой посыл превращал дефицит товаров и очереди в магазинах в вечную проблему.

Трудно решались и такие вопросы, как восстановление принципов внутрикооперативной демократии, привлечение широких слоев пайщиков к участию в работе своих сельпо. На­блюдались многочисленные факты нарушения кооперативных уставов, смены выборных руководителей потребительских об­ществ без ведома пайщиков. Зачастую бездействовали ревизи­онные, лавочные и столовые комиссии.

В начале 50-х годов параллельно с объединением мел­ких колхозов в крупные было проведено укрупнение мало­мощных сельских потребительских обществ. В результате они стали более устойчивыми в хозяйственном отношении, способными несколько лучше удовлетворять потребности населения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...