Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребительская кооперация в условиях формирования рынка




 

Перестройка, начатая с целью демократизации социализма, закончилась распадом Советского Союза. Еще в апреле 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о госу­дарственном суверенитете России. 12 июня 1991 г. был всенарод­но избран первый Президент Российской Федерации. По итогам референдума 12 декабря 1993 г. впервые в своей истории Россия получила Конституцию, принятую всенародным голосованием.

Среди задач демократизации российского общества перво­степенное значение имела коренная реформа в области народ­ного хозяйства. Ключевая роль отводилась переводу экономики страны на рыночные рельсы. Первые шаги по разгосударст­влению и приватизации предприятий, пересмотр порядка на­логообложения и его ужесточение, введение свободы торговли, либерализация цен 2 января 1992 г., меры социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — все это означало окон­чательную легализацию рыночных отношений. Страна вступи­ла в период переходной экономики, в его кризисную стадию.

Результатом применения метода "шоковой терапии" при переходе к рынку явился инфляционный скачок. Усиление общего спада производства в стране, рост числа полностью и час­тично безработных, многократное повышение потребительских цен, прекращение государством выплаты населению его денеж­ных сбережений в банках привели к падению уровня и качества жизни большинства граждан. Одновременно обнаружила себя также положительная тенденция: экономические реформы в стране стали принимать необратимый характер. Складывает­ся многообразие форм и видов собственности, постепенно раз­вивается предпринимательство, формируются рынки товаров, капиталов и труда. За короткий период насытился товарами и услугами потребительский рынок. Если раньше дефицитными являлись товары, то теперь для большинства граждан дефицит­ными стали деньги. После десятилетий советской уравниловки в оплате труда началась резкая дифференциация доходов граж­дан. Образовалась пропасть между чрезмерным богатством на одном общественном полюсе и крайней бедностью на другом.

От экономического кризиса, охватившего практически все отрасли, больше всего пострадало сельское хозяйство. Упал объем сельскохозяйственного производства. Произошло обес­ценение сельскохозяйственного труда. Денежные доходы сель­ского населения снижались быстрее, чем доходы горожан, а рост цен в большей степени затронул те товары, которые зани­мают значительный удельный вес в покупках сельских жите­лей. По этим причинам произошло особенно резкое снижение покупательной способности сельского населения, обслуживае­мого потребительской кооперацией.

Когда перестал существовать Советский Союз, прекра­тил свою деятельность Центросоюз СССР. Несколько раньше, 15 апреля 1991 г., Роспотребсоюз был переименован в Цент­ральный союз потребительских обществ РСФСР. После ликви­дации бывшего союзного центра потребительской кооперации правопреемником его имущества на территории Российской Федерации был признан Центросоюз Российской Федерации. Представители еще 12 союзов потребительских обществ неза­висимых государств в марте 1992 г. учредили Международный совет потребительской кооперации — Межкоопсовет.

Центросоюз России первоначально оставайся союзом сою­зов и объединял 80 потребсоюзов республик, краев и областей, а коллективными членами этих потребсоюзов являлись окруж­ные и районные потребсоюзы, районные, сельские, городские, рыболовецкие и другие потребительские общества. В 1992 г. индивидуальными членами 4683 потребительских обществ со­стояли 22,5 млн пайщиков. Потребительская кооперация Рос­сии обслуживала население численностью 55 млн человек. Это составляло 37% всего населения и более 89% сельских жителей страны. Потребительская кооперация располагала широкой сетью торговых, производственных, заготовительных и иных предприятий, а также учебных заведений.

Серьезным испытанием для потребительской кооперации явилось вхождение в рынок. Оно происходило в неблагоприят­ных условиях гиперинфляции, дефицита оборотных средств и удорожания кредита, сокращения производства и потребления, нарушенных хозяйственных связей. Характерные для начальной стадии периода переходной экономики страны кризисные явле­ния не миновали и многоотраслевое кооперативное хозяйство.

Об этом свидетельствуют макроэкономические показатели за 1996 г. По сравнению с дореформенным 1990 г. потребительская кооперация сократила объемы своей хозяйственной деятель­ности в 6,5 раза, в том числе в торговле в 7, производстве — 3, заготовках — почти в 8 раз. Доля ее товарооборота во всем това­рообороте России к 1998 г. снизилась на 18,2 пункта и составила 4,4%. Ухудшилась структура товарооборота потребительской ко­операции, произошло сужение ассортимента реализуемых това­ров. В результате розничный товарооборот стал формироваться главным образом из товаров первой необходимости, в основном из продовольственных (хлеб, крупа, сахар, соль и т. п.). Реали­зация товаров длительного пользования (мебели, стиральных машин, телевизоров и др.) резко сократилась. В крупных сель­ских населенных пунктах, где прежде жителей обслуживало несколько розничных предприятий, произошло закрытие части кооперативных магазинов. Ухудшились показатели использова­ния мощностей заготовительных, хлебопекарных и других производственных предприятий, площадей оптовых торговых баз, автомобильного парка потребительской кооперации.

Кризисное положение экономики потребительской коопера­ции было вызвано комплексом причин внешнего и внутреннего свойства. Внешними причинами являются общегосударствен­ные и региональные факторы. К общегосударственным относят­ся, например, рост инфляции, падение аграрного производства, снижение доходов сельских жителей и др. Последствия этих не­гативных для потребительской кооперации факторов были смяг­чены для нее рядом мер государственной поддержки правового и финансового характера. К региональным факторам относятся взаимоотношения с органами местного самоуправления, особен­ности физической (географической) среды, состояние экономи­ки края, дорог и др. Компенсировать свои потери, усугубляющие экономическое положение потребительской кооперации, ее ор­ганизациям в регионах удается не всегда и не в полном объеме.

Многие из кризисных явлений в деятельности потреби­тельской кооперации были обусловлены внутренними (внутрикооперативными) факторами, начиная от игнорирования некоторыми работниками роли и интересов пайщиков и кончая неумением соперничать с конкурентами на рынке. Хотя коопе­рация по своей природе является рыночной структурой, коопе­раторы, занимаясь в условиях командной экономики в основном распределением фондовых товаров, растеряли опыт успешной конкуренции и сотрудничества с частными торговцами. Такой опыт был накоплен до 1917 г., он был использован в годы нэпа.

Общеэкономические причины на состояние дел в потреби­тельской кооперации влияют примерно одинаково на всей тер­ритории Российской Федерации. Однако результаты деятель­ности кооператоров разных регионов существенно отличаются. Вот что показали новейшие исследования. Комплексная оценка деятельности региональных союзов была произведена на осно­ве таких показателей, как оборот предприятий торговли и об­щественного питания потребительской кооперации в расчете на одного обслуживаемого жителя; темпы изменения рознич­ного товарооборота, заготовительного оборота, объема выпуска промышленной продукции; доля непродовольственных товаров в общем товарообороте; оборачиваемость оборотных средств; уровень издержек обращения. В результате самую высокую интегральную оценку получили 13 союзов потребительских обществ, средней оценки был удостоен 41 союз, низкие оценки появились рядом с названиями 23 союзов. Напрашивается вы­вод о том, что за ряд последних лет одни организации потреби­тельской кооперации приспособились к рыночным условиям в наилучшей степени, другие — в средней степени, а в третьих процессы адаптации идут медленно и трудно.

Экономическое "самочувствие" потребительской коопера­ции области, края, республики при прочих равных условиях в большей мере зависит от самих кооператоров, их предприим­чивости, умения выявить и привести в действие резервы, а так­же от особенностей данного региона, уровня его экономического и социального развития.

Как это бывает на крутых поворотах истории, на наиболее трудной, кризисной стадии рыночных преобразований в стране кооператоры России, конечно, понесли некоторые ощутимые потери, но многое из наиболее ценного сумели сохранить, а кое-что обрели даже заново.

Потеряла потребительская кооперация былой свой статус почти единственной торговой системы в сельской местности, а в результате либерализации цен, гиперинфляции лишилась части своего экономического потенциала. Не только по незави­сящим от кооператоров, но и по зависящим от них причинам система понесла огромный материальный урон. По данным Председателя Ревизионной комиссии Центросоюза Станис­лава Садальского, за годы рыночных реформ потребитель­ская кооперация страны потеряла более 83 тыс. объектов, в том числе почти 53 тыс. предприятий торговли, 9 тыс. объек­тов общественного питания, 10 тыс. заготовительных и произ­водственных предприятий и т.д. При этом лишь 25% объектов кооперативными организациями было продано; все остальные объекты кооперацией потеряны по другим причинам1. В отдельных регионах кооперативная система оказалась под угро­зой полной утраты имущества. В потребительской кооперации одной лишь Ростовской области в результате разбазаривания выбыло 2059 объектов кооперативной собственности, в том числе более половины всех магазинов и предприятий обще­ственного питания, 25 оптовых торговых баз из 30, мясопере­рабатывающий комбинат, санаторий и т. д. Если в 1930-е годы имущество потребительской кооперации под видом ликвида­ции ее монопольного положения отбиралось государством, то в конце XX столетия ее имущество зачастую под предлогом коммерциализации и акционирования переходило в частные руки.

Вместе с тем справедливо будет привести такой положи­тельный факт: кооператоры ряда регионов (Красноярского Севера, Чувашской Республики, Новгородской области и др.) в сложнейшие годы, вошедшие в отечественную историю как период "большого хапка", сумели практически полностью со­хранить солидную материально-техническую базу своих орга­низаций, созданную взаимными усилиями пайщиков и работ­ников кооперации нескольких предыдущих поколений.

Кроме объектов собственности, потребительская коопе­рация потеряла еще и много пайщиков: их численность толь­ко за один 1992 г. уменьшилась на 37% и к началу 1993 г. со­ставила 13 млн человек. Происходило это в основном по трем причинам: во-первых, выбывали из потребительских обществ пайщики, ставшие ими в советское время поневоле, т. е. толь­ко для того чтобы приобрести какой-то товар повышенного спроса; во-вторых, отсеялись "мертвые души" — те, кто в пот­ребительских обществах числился пайщиком, хотя таковым уже давно не являлся (умер либо выехал в другую местность); в-третьих, в нарушение внутрикооперативной демократии кое-где руководители потребительских обществ стали избавляться от малоимущих пайщиков, ранее внесенные паи которых после либерализации цен стали чисто символическими. В результа­те принятых мер к исправлению этих нарушений численность пайщиков стала увеличиваться и к началу 1997 г. достигла 15 млн. В тот период в ряде мест пайщики были потеряны не только количественно, но и как объект постоянного внимания, как основной смысл существования самой кооперации.

Сохранили кооператоры России целостность потребитель­ской кооперации как системы, значительную часть объектов собственности и имущественные права, основные духовные ценности кооперации. Более того, социальная направленность ее предпринимательской деятельности при переходе к ры­ночной экономике заметно усилилась. Работники кооперации не отказались от опыта планирования, только теперь оно пе­рестало быть директивным и приобрело индикативный (реко­мендательный, советующий) характер. А еще оно обогатилось практикой составления бизнес-планов. Нашли применение та­кие методы, как программирование и прогнозирование эконо­мического и социального развития.

Обрели организации потребительской кооперации реаль­ную самостоятельность, независимость, свободу действий в хо­зяйственных делах в рамках обновленного законодательства, возможность кооперативной самодеятельности, совместного самотворчества пайщиков и работников кооперации. Они-то и явились значительными приобретениями потребительской ко­операции. Началось и продолжается восстановление присущих ее организациям исконных черт товарного хозяйства. Коопера­торы получили первые за последние десятилетия поучитель­ные уроки функционирования своих организаций и предпри­ятий в условиях становления рынка.

Кризисная стадия периода переходной экономики в стране завершилась обретением устойчивости в народном хозяйстве. Во многих организациях потребительской кооперации в основ­ном достигнута стабилизация. Реформы продолжаются в усло­виях оживления и подъема экономики, в ходе решения таких задач, как удвоение валового внутреннего продукта и преодо­ления бедности в стране. Созрели условия для более последо­вательного, чем в 1990-х годах, решения проблемы возрожде­ния потребительской кооперации, поставленной самой жизнью еще в период перестройки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...