Образование Российского союза потребительских обществ. Развитие потребительской кооперации страны
Большое значение для улучшения деятельности потребительской кооперации имели изменения в жизни общества, связанные с именем Никиты Хрущева (1894-1971) и вошедшие в историю как "хрущевская оттепель". С одной стороны, произошел отказ от некоторых недемократических крайностей сохраняющейся командно-административной системы управления. Кратковременное потепление общественного климата явилось результатом разоблачения сталинского культа личности и его страшных последствий. С другой стороны, были частично исправлены ошибочные теоретические установки о том, что товарное обращение несовместимо с перспективой перехода от социализма к коммунизму. В сентябре 1953 г. стали осуществляться мероприятия по подъему сельского хозяйства. Было положено начало восстановлению принципа материальной заинтересованности колхозов и тружеников села в увеличении производства продуктов. Повышались заготовительные и закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Вскоре началось освоение целинных и залежных земель. Все это не замедлило благоприятно сказаться на работе потребительской кооперации как сельской торговой и заготовительной системы. Такие же последствия для судеб потребительской кооперации имел некоторый поворот в политике государства, которое отказалось от полного осуществления курса на форсированную замену торговли прямым продуктообменом. В новой, изменившейся обстановке в системе потребительской кооперации весной и летом 1954 г. прошли собрания пайщиков, их уполномоченных и съезды. В ряде мест кооператоры поставили вопрос об образовании Союза потребительских обществ РСФСР. В то время на территории Российской Федерации 12 942 потребительских общества объединяли 16,7 млн пайщиков (без рыбкоопов Автономной рыболовецкой секции).
Имелось 77 окружных, областных, краевых, республиканских и 2097 районных потребсоюзов. Потребительская кооперация РСФСР занимала самый большой удельный вес в потребительской кооперации Советского Союза: 56,9% во всем ее розничном товарообороте, 53,5% — в заготовительном обороте, 60,1%— в выпуске промышленной продукции. Открывшийся 29 июня 1954 г. IV Всесоюзный съезд потребительской кооперации наметил практические мероприятия по улучшению обслуживания сельского населения и колхозов, развитию хозяйственной деятельности и утверждению демократических норм потребительской кооперации. Съезд на своем утреннем заседании 3 июля единогласно принял также постановление об образовании Союза потребительских обществ РСФСР. На него возлагалось руководство всей организационной, торговой, заготовительной и вообще хозяйственной и финансовой деятельностью потребительской кооперации РСФСР, а также планирование, распределение и реализация фондов товаров и материалов, предназначенных для организаций потребительской кооперации этой самой крупной республики. 6 июля 1954 г. состоялся I (учредительный) съезд потребительской кооперации РСФСР. Из 291 делегата, избранного на съездах потребительской кооперации областей, краев и автономных республик РСФСР, присутствовали на учредительном съезде 248. Съезд утвердил устав Союза потребительских обществ РСФСР (Роспотребсоюза) и избрал совет (из 90 членов и 20 кандидатов в члены), правление (из 11 человек), ревизионную комиссию (из 5 человек) Роспотребсоюза. Председателем правления Роспотребсоюза был избран Александр Любимов, председателем ревизионной комиссии — Василий Михаленков, оба кооператоры с солидным опытом работы в системе. Выделение Роспотребсоюза из Центросоюза СССР и РСФСР означало восстановление исторической справедливости в отношении не только российской, но прежде всего русской ветви потребительской кооперации, от которой вели свою родословную кооперативы других народов Советского Союза.
Восстановление центра потребительской кооперации РСФСР себя в дальнейшем полностью оправдало. Конечно, жизнь кооперации в последующие годы не была беспроблемной. В 1958 г. правительство приняло до конца не продуманное решение о ликвидации промысловой кооперации. Потребительской кооперации тоже нанесли ущерб и задержали ее развитие разного рода препятствия. Какие? В том же 1958 г. правительство повысило ставку подоходного налога с прибыли организаций потребительской кооперации с 25% сразу до 35%. И это при мизерной рентабельности кооперативной торговли. Уменьшение административным путем размеров личных подсобных хозяйств граждан отрицательно сказалось на заготовительной и торговой деятельности потребительской кооперации. Понесла она урон от укрупнения сельских районов, которые затем были вновь разукрупнены. Ущемлялись интересы потребительской кооперации и, следовательно, сельских жителей ведомственным монополизмом. Так, главки Министерства торговли РСФСР до 1968 г. являлись основными поставщиками фондовых товаров, но кооперативным организациям государственные специализированные оптовые торговые базы товары поставляли зачастую не в полном объеме, не лучшего качества и с нарушением сроков поставок. Государство возлагало на потребительскую кооперацию то одну, то другую не свойственную ей функцию, причем выполнение некоторых из них (например, заготовки ряда видов сельскохозяйственной продукции) оборачивалось для кооперации значительными убытками. На рубеже 70-х и 80-х годов, которые обычно характеризуют как застойные, местные органы власти нередко сваливали на потребительские общества и их районные союзы "вину" за острый недостаток товаров в сельских магазинах, хотя истинная причина неудовлетворительного снабжения населения объяснялась постоянным отставанием легкой и пищевой промышленности. Кооператоры сами тоже допускали в своей работе ошибки и промахи. Так, из-за слабого контроля со стороны работников потребительской кооперации в ее торговую сеть завозилось много товаров низкого качества и устаревших фасонов, не пользующихся спросом у населения. Нерасторопность отдельных кооператоров приводила к перебоям в торговле товарами, отнюдь не являющимися дефицитными. Кооперация порой строила роскошные рестораны на автотрассах тогда, когда в сельской глубинке не хватало даже мелочных лавок. Нежизнеспособными оказались народные магазины и ларьки без продавцов, открытые потребительской кооперацией в годы "развернутого строительства коммунизма". В то же время ускоренными темпами свертывалась сеть домовых лавок, и преждевременность этого курса была осознана лишь спустя много лет.
Тем не менее, в послесталинский период потребительская кооперация страны, даже сохраняя черты огосударствления, сделала заметный шаг вперед, особенно в увеличении объемов хозяйственной деятельности и развитии материально-технической базы. В результате проведенных укрупнений потребительских обществ их общее число в СССР сократилось с 23 240 в 1953 г. до 6942 в 1985 г., что самым благоприятным образом отразилось на их хозяйственно-финансовой деятельности. Широко практиковалось слияние всех сельпо района и создание райпо — районного потребительского общества, когда райпотребсоюз ликвидировался как лишнее звено. Численность пайщиков за указанный период возросла с 33 млн человек до 60 млн. В то время считался в основном завершенным процесс кооперирования взрослой части населения, обслуживаемого потребительскими обществами. Лучше стали соблюдаться уставы потребительских обществ и их союзов, особенно в части своевременного проведения участковых собраний пайщиков, собраний их уполномоченных, съездов потребительской кооперации. Состоялись и съезды потребительской кооперации РСФСР: в 1958 г.— II, в 1962 г. — III, в 1966 г. — IV, в 1970 г. — V, в 1974 г. — VI, в 1979 г. — VII ив 1984 г. — VIII. В эти же годы были проведены очередные съезды потребительской кооперации СССР.
Внешне от съезда к съезду повторялись некие ритуальные, обрядовые действия. Это — появление в президиуме кооперативного съезда членов политбюро ЦК партии, приветственная речь перед делегатами секретаря центрального комитета или заместителя председателя правительства, чуть ли не клятвенные заверения заранее намеченных ораторов о решимости выполнить "задачи, поставленные партией и правительством". Внешняя форма съездов была приглаженной. И в то же время съезды, несмотря на их заорганизованный характер, служили трибуной кооперативной общественности. На съездах кооператоры обменивались опытом работы. Хотя и с большой осторожностью, но делегаты с мест высказывали свои претензии к отдельным министерствам и ведомствам, "обижающим" потребительскую кооперацию, а значит — пайщиков, колхозников. Кооператоры решались на публичную критику и самокритику, вносили дельные предложения по совершенствованию работы, взаимно обогащались идеями. Практически ни один из съездов не обходил самый острый во все советские годы вопрос — вопрос о товаре, вернее о товарном дефиците. Государство устанавливало для потребительской кооперации план розничного товарооборота, не обеспеченный, как правило, товарным покрытием. Конечно, на съездах рассматривались и решались многие жизненно важные вопросы текущей и будущей хозяйственной деятельности потребительской кооперации. Кооператоры жили заботами своей страны. Работники кооперации участвовали в осуществлении некоторых задач общегосударственного масштаба. Одной из таких задач было освоение целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, Оренбуржье, Поволжье и на Северном Кавказе. Подъем миллионов гектаров целины в 1954-1956 гг. явился главным звеном в увеличении производства зерна. Потребительская кооперация эффективно содействовала успеху этого всенародного дела. Во-первых, в малообжитых местах кооператоры организовали общественное питание, торговлю, оказание бытовых услуг. Сначала для этого использовались палатки, вагончики и походные кухни, а потом потребительская кооперация для обслуживания целинников построила свыше 10 тыс. предприятий торговли, 1000 предприятий питания и 1400 хлебопекарен, израсходовав на эти цели огромные финансовые средства. Во-вторых, Центросоюз выделял целевым назначением дополнительные фонды продовольственных и непродовольственных товаров для реализации целинникам Казахстана и 14 республик, краев, областей РСФСР. В больших количествах завозились консервы, мясо, животное и растительное масло, рыба, кондитерские изделия, рабочая одежда, мебель и другие товары, нужные новоселам. Естественно, здесь быстро росли не только урожаи, но и кооперативный розничный товарооборот.
В-третьих, проводилась активная работа по вовлечению приехавших из разных районов страны целинников в ряды кооперации. В результате в целинных совхозах возникли новые потребительские общества — совхозрабкоопы, объединяющие сельских механизаторов, других рабочих и служащих. Сами эти кооперативы, их магазины, столовые, пекарни тоже нуждались в квалифицированных кадрах. Центросоюз направил в организации потребительской кооперации районов освоения целины около 3000 руководящих работников и специалистов, в том числе 1700 молодых специалистов, окончивших в 1954-1955 гг. кооперативные вузы и техникумы. В разгар целинной эпопеи в шести казахстанских областях были открыты торгово-кооперативные школы с целью расширения подготовки кадров из местного населения, а в Новосибирске открыл аудитории институт советской кооперативной торговли (ныне крупнейший на востоке страны Сибирский университет потребительской кооперации). На V съезде потребительской кооперации СССР (1958 г.) было отмечено, что в организации торгового обслуживания целинников были допущены и недостатки, но "в целом кооператоры внесли свой вклад в это великое дело". Не случайно за образцовое торговое обслуживание участников освоения новых посевных площадей лучшие кооператоры были удостоены медали "За освоение целинных земель". Развитие торговли и общественного питания на селе работники потребительской кооперации рассматривали как свою первоочередную задачу. В середине 1950-х годов сложились относительно благоприятные условия для быстрого роста розничного товарооборота. С одной стороны, уже вскоре после смерти Сталина высокие властные инстанции официально признали необходимость сохранения торговли как основной формы распределения предметов личного потребления между трудящимися и призвали покончить с пренебрежительным отношением к торговле и торговым работникам, создать вокруг них обстановку товарищеской поддержки и должного уважения. Так наметился некоторый поворот в общественном сознании мнения о государственной торговле и потребительской кооперации в желательном направлении. С другой стороны, объективными предпосылками роста торговли стали известный подъем сельского хозяйства, снижение норм обязательных поставок государству колхозниками продукции животноводства и затем отмена этих поставок, введение государственного пенсионного обеспечения колхозников, внедрение ежемесячного авансирования их и переход к денежной оплате труда, увеличение товарных фондов, предложение населению новых товаров (изделий из вискозы, капрона и пластмассы, холодильников, телевизоров, магнитофонов, мотоциклов и т. п.). В результате сельские жители стали лучше питаться, возрос спрос не только на одежду и обувь, но и на товары длительного пользования. Деревня хорошо строилась, и поэтому кооператоры постоянно увеличивали продажу строительных материалов. Хотя предложение многих товаров хронически отставало от платежеспособного спроса населения, структура товарооборота потребительской кооперации улучшалась, темпы его роста заметно ускорились. Вот некоторые факты: за 1954-1957 гг. розничный товарооборот системы в текущих ценах возрос на 82%; с 1952 по 1960 г. товарооборот государственной торговли увеличился в 2,2 раза, а потребительской кооперации — в 2,9 раза; уже в середине 70-х годов кооператоры ежемесячно продавали столько товаров, сколько их было реализовано за весь предвоенный год. Динамику всего розничного товарооборота потребительской кооперации в сложившихся ценах1 характеризуют следующие данные (в млрд руб.):
Общее количество предприятий розничной торговли в потребительской кооперации превысило 360 тыс., а ее удельный вес в розничном товарообороте страны повысился до 28%. Сама торговля как основная отрасль кооперативной деятельности становилась разветвленной. Вплоть до конца 50-х годов потребительская кооперация в возрастающих количествах продавала колхозам грузовые автомобили, авторезину и автоприцепы, дизельное и моторное топливо, каменный уголь, цемент, сепараторы, фляги и другие товары, производственного и хозяйственного назначения. В 1961 г. их реализация была передана специализированному государственному объединению "Союзсельхозтехника". В 1953 г. потребительская кооперация развернула так называемую комиссионную торговлю — продажу в городах и рабочих поселках сельскохозяйственных продуктов, принятых на комиссию от колхозов и колхозников. За короткий срок было создано 264 горкоопторга, они открыли 11 тыс. розничных предприятий. Эта кооперативная торговля была вызвана к жизни недостаточностью государственных ресурсов продовольствия. Впоследствии прием продуктов на комиссию был заменен закупками их по ценам договоренности, что сделало эту торговлю по существу рыночной и очень перспективной. Сеть кооперативных магазинов типа "Сельхозпродукты" и "Дары природы" в городской местности удвоилась, многократно возрос их товарооборот. Цены в этих магазинах, как правило, устанавливались выше цен государственных, но ниже цен колхозного рынка. После длительного вынужденного перерыва потребительская кооперация возобновила торговлю книгами: в 1957 г. она приняла от Министерства культуры сеть книжных магазинов, расположенных в сельской местности. Эта торговая сеть расширялась за счет строительства новых книжных магазинов и открытия книжных отделов в кооперативных универмагах. К реализации печатных изданий на селе потребительские общества привлекали тысячи книгонош, местные библиотеки и школьные клубы "Юные друзья книги". Ежегодно через эту обширную сеть находили своего читателя сотни миллионов экземпляров книг. В середине 1980-х годов потребительская кооперация продавала каждую шестую книгу в стране. Удобной для некоторой части населения зарекомендовала себя посылочная торговля по индивидуальным заказам. Для ее развития в структуре Центросоюза было организовано особое управление —Главкооппосылторг. Еще более популярной была разрешенная правительством продажа непродовольственных товаров в кредит; магазины потребительской кооперации этот кредит пайщикам предоставляли на льготных условиях. К собственно торговой деятельности примыкало оказание бытовых услуг. Им потребительская кооперация занималась всегда, но не специально, а лишь попутно: в 1958 г. она имела 4 тыс. мелких предприятий бытового обслуживания населения. При ликвидации промысловой кооперации в сельской местности на потребительскую кооперацию была возложена задача развивать эту отрасль. Кооператоры оказывали как производственные бытовые услуги (индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт бытовой техники и др.), так и непроизводственные (парикмахерские, фотоателье, прокат холодильников и т. п.). Создавались стационарные и передвижные ремонтные мастерские. В районных центрах кооператоры развивали гостиничное дело. В 1962 г. потребительская кооперация имела около 27 тыс. предприятий по оказанию услуг, но многие из них по решению директивных органов были тогда переданы вновь организованным государственным службам бытового обслуживания населения. Улучшению быта людей, облегчению домашнего труда женщины призвано служить общественное питание — отрасль, выручка от реализации продукции которой (блюда, кулинарные изделия, полуфабрикаты) включается в розничный товарооборот. Если в 1953 г. потребительской кооперации принадлежала 31 тыс. предприятий питания, то в 1985 г. их количество превысило 100 тыс. Эта сеть постоянно оснащалась современным технологическим оборудованием. Одним из достижений кооператоров была организация питания учащихся сельских общеобразовательных школ. В товарообороте предприятий массового питания из года в год увеличивалась доля продукции собственного производства. Рост всего торгового оборота потребительской кооперации требовал рационализации путей товаропродвижения. Кооператоры развивали прямые долговременные связи с промышленностью, производящей товары народного потребления. Товары сложного ассортимента стали поступать по схеме "фабрика — межрайонная торговая база потребсоюза — магазин потребительского общества". Товары местного производства и собственной выработки кооперации поступали по схеме "хлебозавод — магазин", "колбасный цех — магазин", "поле — магазин" и т. д. Практиковались централизованная доставка и кольцевой завоз товаров в розничную сеть. Совершенствовались методы продажи товаров и формы обслуживания покупателей. Внедрялись торговля по индивидуальным заказам населения, продажа товаров с открытой выкладкой, выставки-продажи товаров, проводились ярмарки. Жителей малых деревень и хуторов, тружеников полей и ферм стали обслуживать автолавки (автомагазины), впервые появившиеся на сельских дорогах в 50-х годах. Тогда же было начато внедрение самообслуживания, и к середине 80-х годов по этому методу работали каждые 3 кооперативных магазина из 4-х. Значительная часть магазинов была переведена на работу по ленточному графику без закрытия в обеденное время и выходные дни, что создавало дополнительные удобства для покупателей и одновременно увеличивало товарооборот. Проводилась работа по техническому перевооружению торговли и других отраслей деятельности потребительской кооперации. Интенсивнее всего торговая сеть обновлялась в районных центрах, на центральных усадьбах колхозов и совхозов, в крупных населенных пунктах. Именно здесь потребительская кооперация в первую очередь осуществила масштабную реконструкцию своих действующих предприятий, их специализацию и оснащение новым торговым оборудованием. В результате уровень торгового обслуживания стал постепенно повышаться. Вместе с тем этот уровень определялся прежде всего наличием широкого выбора товаров и их высоким качеством. В этом отношении многое оставляло желать лучшего. Конечно, кооператоры постоянно пополняли товарные ресурсы из децентрализованных, местных источников, расширяли собственное, кооперативное производство. С целью лучшего изучения спроса на товары и его прогнозирования Центросоюз создал Центральную научно-исследовательскую лабораторию по изучению спроса (ЦНИЛС), а местные потребсоюзы — соответствующие отделы и лаборатории. Торговая деятельность тщательно планировалась. Однако платежеспособный спрос населения удовлетворялся не полностью, и это можно объяснить в первую очередь отсутствием свободного рынка в стране, тем, что производство развивалось во многом ради производства и отнюдь не всегда для удовлетворения потребностей людей. Весьма серьезным являлся вопрос управления товарными запасами. Одних товаров в организациях потребительской кооперации оказывалось в избытке, и для распродажи их, как "неходовые и залежалые", приходилось даже уценять; других товаров постоянно не хватало; третьи из разряда избыточных и достаточных товаров переходили в категорию дефицитных. С целью более полного удовлетворения потребностей населения организации потребительской кооперации добивались от государственной промышленности увеличения выпуска тех или иных товаров. Кооператорам обычно удавалось предотвратить свертывание местной промышленностью производства таких нужных селу товаров, как печное литье, котлы, косы, лопаты, умывальники, мел, известь и т. д. Тесно связанная с аграрным производством, потребительская кооперация во все возрастающих объемах закупала примерно 60 видов продуктов и сырья. В 1956 г. заготовки шерсти, кожевенного сырья, пушнины и металлического лома, проводившиеся государственными органами, в сельской местности были переданы потребительской кооперации. Примерно 2/3 всего объема заготовок продукции потребительская кооперация осуществляла по поручению государства (централизованные заготовки); остальную часть составляли децентрализованные закупки сельскохозяйственной продукции по ценам договоренности. В первом случае сельскохозяйственные продукты и сырье поставлялись торговле и промышленности по государственным планам, а во втором — реализовывались через сеть кооперативной торговли и общественного питания. В середине 80-х годов доля потребительской кооперации в государственных закупках картофеля составляла около 50%, овощей — 30, клюквы и брусники — 57, грибов — 64, меда — 81%. В значительных количествах закупалась разнообразная продукция животноводства. Некоторую часть закупленной продукции потребительская кооперация перерабатывала на своих предприятиях. Речь идет о выработке колбасных изделий, засолке огурцов, квашении капусты, консервировании грибов, расфасовке меда. Выросла производственная база традиционной отрасли кооперации — хлебопечения. Выпечка хлеба и хлебобулочных изделий с 3,9 млн т в 1953 г. возросла до 12,1 млн т в 1985 г., в том числе до 5,6 млн т в РСФСР. Степень удовлетворения потребности обслуживаемого населения в хлебе промышленной выпечки кооператоры повысили с 40% до 85%. Потребительская кооперация страны заново создала консервную и пивоваренную промышленность. Она развивала подсобное сельское хозяйство: занималась откормом животных, разведением птицы, выловом рыбы. Все это способствовало увеличению источников продовольствия. С конца 50-х годов кооператоры организовали большое количество комплексных охотничье-промысловых хозяйств, причем свыше 100 из них были созданы в РСФСР. В функции этих хозяйств входили рациональное использование природных сырьевых ресурсов, развитие промысла, заготовка и переработка даров природы, обеспечение более полной занятости местного населения. Развивалось клеточное звероводство. Постоянное внимание уделялось освоению богатых ресурсов дикорастущих плодов, ягод, кедровых орехов, грибов, папоротника и т. д. Потребительская кооперация не на словах, а на деле осуществляла самоокупаемость и самофинансирование своей деятельности. Кооператоры вели в широких масштабах строительство типовых оптовых торговых и заготовительных баз и складов, розничных торговых предприятий, хлебозаводов, машинных холодильников и других производственных объектов. В 60-х и 70-х годах магазины иногда строили и колхозы, которые передавали их потребительским обществам (с последующей оплатой стоимости). Укрепляя материально-техническую базу основных отраслей своей деятельности, потребительская кооперация наращивала объем капитальных вложений и внедряла индустриальные методы строительства. Центросоюз, Российский, Украинский, Белорусский и Казахский республиканские союзы имели проектные институты. Были созданы кооперативные строительные тресты, передвижные механизированные колонны и строительно-монтажные управления, заводы по производству строительных материалов и торгово-технологического оборудования. В самостоятельную отрасль кооперативного хозяйства превратился транспорт. Составляющими инфраструктуры потребительской кооперации являлись ее научные учреждения: Центральный институт научной организации труда, управления и рационализации, НИИ потребительской кооперации, НИИ охотоведения и звероводства, Проектно-технологическое объединение по внедрению вычислительной техники и автоматизированных систем управления, а также учебные заведения— 8 вузов, 127 техникумов, 159 профессионально-технических училищ и др. Рост объемов экономической деятельности потребительской кооперации вызвал увеличение численности работников: в 1953 г. их было 1,1 млн, а в 1985 г. — 3,4 млн. Утроение численности работников системы при многократном увеличении объемов хозяйственной деятельности означало рост производительности труда тех, кто был занят в потребительской кооперации. А среди них все больше становилось работников, имеющих профессиональную подготовку. Возрастающее внимание уделялось обобщению и распространению передового опыта. Этим активно занимались книжное издательство Центросоюза, издававшийся с 1957 г. ежемесячный журнал "Советская потребительская кооперация", павильон "Центросоюз" на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии Выставка достижений народного хозяйства). Кооперативную жизнь регулярно освещали газета "Советская торговля" и многотиражные газеты ряда региональных потребсоюзов. За конкретные достижения в производственной и общественной деятельности лучшие кооператоры награждались значком отличника потребительской кооперации, а некоторые из них — даже медалями и орденами. Область обычного трудового соперничества тогда несла на себе печать времени: добросовестного, старательного работника кооперации, например, объявляли ударником коммунистического труда. В 1958 г. потребительская кооперация страны была награждена орденом Ленина. В Указе Президиума Верховного Совета СССР говорилось, что этой награды она удостоена за заслуги в деле развертывания кооперативной торговли в деревне, а также в организации закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья и тем самым в укреплении экономических связей между городом и деревней. Совпадение этого события с 60-летием со времени основания Московского союза потребительских обществ было не случайным. В период "хрущевской оттепели" было провозглашено повышение значения потребительской кооперации как школы общественного самоуправления. На этой волне съездами потребительской кооперации иногда выдвигались привлекательные лозунги: расширение прав пайщиков, демократизация кооперативной жизни, децентрализация управления хозяйством. Однако реальные подвижки в этой области оказались незначительными. С целью сделать доступным членство в потребительских обществах для более широких слоев населения в то время были снижены ставки паевых взносов, и нескольким миллионам пайщиков была возвращена разница между фактически внесенной и вновь установленной суммами пая. Позднее инициировалось создание новых органов — комиссий при колхозах и других предприятиях для содействия кооперации из числа избранных пайщиками уполномоченных и групп уполномоченных в крупных сельских населенных пунктах, но просуществовали они недолго. Для осуществления прав пайщиков не было нормальных общественных условий. Внутрикооперативная демократия часто нарушалась. В управлении потребительской кооперацией действовала жестко централизованная система. Пайщиков продолжал подменять административный аппарат. Сама потребительская кооперация как массовая общественно-хозяйственная система была лишена реальной самостоятельности. Конституция СССР, постановления партии и правительства вроде бы гарантировали ей определенные права, а в жизни подзаконные акты государственных ведомств даже эти неполные права зачастую сводили на нет. Именно об этом с трибуны XXVII съезда правящей партии говорил Председатель Правления Центросоюза СССР Михаил Трунов. "На практике, — заявил он, — постоянно приходится сталкиваться с таким явно ненормальным положением, когда организации потребительской кооперации практически не могут принять самостоятельно необходимых решений, так как чрезмерно стеснены в своих действиях многочисленными инструкциями Минфина СССР, Госбанка СССР, Госкомтруда СССР и других органов". Так на заре горбачевской перестройки кооператоры поставили вопрос о необходимости раскрепостить кооперацию от всякого рода бюрократических ограничений. Для этого предлагалось принять закон о потребительской кооперации. А пока она пребывала как бы в стреноженном состоянии. Таким образом, существовал заметный контраст между двумя гранями, сторонами одной и той же отечественной потребительской кооперации: между ее относительно развитой материальной базой, растущей хозяйственной деятельностью и ее же малоподвижной организационной структурой, не знающими подлинной демократии общественными институтами. 5.6. "Новые кооперативы" периода перестройки. Закон о кооперации 1988 г.
Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась курсом на перестройку всех сторон жизни нашего общества. Были провозглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм. Перестройка, объявленная этапом в развитии общества, породила небывалый всплеск интереса к практике и теории кооперации вообще и потребительской кооперации в частности. Дело в том, что произошел некоторый поворот в кооперативной политике: начиная с 1986 г. по разрешению директивных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферах производства и услуг. Они могли специализироваться главным образом на изготовлении и реализации товаров народного потребления и оказании платных услуг населению, а также выпуске и продаже продукции производственно-технического назначения, выполнении работ для населения, предприятий и т. д. Вступление граждан в эти кооперативы не ограничивалось, но преимущественное право на вступление в кооператив и на работу в нем по трудовому договору имели работники, высвобождаемые из государственных предприятий, организаций и учреждений при их реорганизации и ликвидации, инвалиды, домашние хозяйки, студенты и учащиеся. В деятельности кооперативов могли участвовать в свободное от основной работы время рабочие, техники, инженеры, научные сотрудники и служащие как государственных, так и кооперативных и иных общественных организаций, включая различные категории работников потребительской кооперации. Условием членства в кооперативе было обязательное трудовое участие граждан в его деятельности. Поощрялось объединение в кооперативы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Кооператив в сфере производства или услуг создавался по желанию граждан исключительно на добровольной основе, мог действовать как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных или иных общественных организациях, предприятиях, учреждениях. Те кооперативы в сферах производства и услуг, которые создавались в системе потребительской кооперации, являлись коллективными членами потребительских обществ, их союзов или действовали при отдельных организациях и предприятиях потребительской кооперации. Добровольное вступление их в коллективные члены оформлялось особым письменным соглашением о взаимных обязательствах. Так называемые кооперативы в сферах производства и услуг обычно характеризовали как новые и малые. Новизна заключалась в том, что они отличались от колхозов, потребительских обществ и других существующих кооперативов и, разумеется, от государственных предприятий большой степенью хозяйственной самостоятельности при определении вида деятельности, установлении цен на свои товары и услуги, размеров оплаты труда персонала, распределении дохода. В условиях планового централизованного хозяйства они пользовались правами субъектов рыночной экономики. Малым такой кооператив считался потому, что его могли организовать три человека (как минимум), иногда даже члены одной семьи или сослуживцы одного коллектива. Конечно, возникали кооперативы и покрупнее. Часто происходило так: 5-10 учредителей кооператива становились его хозяевами, и дополнительных работников они привлекали уже на условиях не членства, а по найму. Доход же кооператива, согласно уставу, принадлежал только его членам. Так в советское время появились разбогатевшие дельцы от псевдокооперации. Развитие предпринимательства, лишь по форме кооперативного, но по сути частного, в обществе вызвало горячие споры между противниками и сторонниками кооперативов "новой волны". И еще: в 1920-х годах государство преследовало "лжекооперативы"; теперь псевдокооперативы насаждало оно само. Новейшим советским изобретением стали многочисленные "кооперативы" на государственных заводах и фабриках, при министерствах и ведомствах. Уже к середине 1990 г. общее число таких кооперативов выросло до 220 тыс. Первоначально кооперативы предполагалось использовать в интересах перестройки: для ослабления дефицита товаров и услуг, увеличения вторичной занятости населения, демократизации экономической жизни. Ведь руководящая идея: "Потенциал кооперации — делу перестройки" принадлежала инициатору обновления общества Михаилу Горбачеву1, в то время Генеральному секретарю ЦК КПСС. Однако эти ожидания оправдались лишь частично. Во-первых, в "новые кооперативы" прежде всего вступали не домохозяйки и пенсионеры, а люди "со связями", активные, предприимчивые. Во-вторых, значительная часть кооперативов занималась не расширением производства, а торгово-закупочными операциями. В-третьих, от оказания услуг непосредственно населению многие кооперативы стали переходить к выполнению работ для государственных предприятий и колхозов. Началась легализация неформального бизне<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|