Требования к качеству продукции
Стр 1 из 26Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ В сегодняшних условиях проблема качества занимает одно из центральных мест в деятельности предприятия. Только высокое качество позволит обеспечить конкурентоспособность отечественным товарам. Кроме того, общеизвестным является сегодня и тот факт, что высокое качество выпускаемой продукции способствует повышению эффективности работы и прибыльности предприятия. Опыт России и зарубежных стран в области качества свидетельствует, что высокое качество продукции зависит от вовлеченности всего персонала предприятия в эту работу, создается, благодаря системному подходу к этой работе, обеспечивается знанием запросов потребителей. В России решение проблем качества пока еще не является национальной идеей, хотя вклад российских ученых в копилку знаний по проблемам качества высок, и в последние годы на правительственном уровне предпринимаются попытки поднять эту работу на более высокий уровень. Большое значение здесь имеет формирование системы непрерывного и всеобщего обучения широких слоев общества знаниям в области качества. Менеджеры всех уровней управления на предприятиях должны не только иметь хорошие знания, но и обладать практическими навыками в области управления качеством. Данное учебное пособие подготовлено с этим прицелом: оно не только дает знания по основам управления качеством, основам стандартизации и сертификации, но и знакомит с отечественным и зарубежным опытом в этой области, включая самооценку по критериям Премии Правительства РФ в области качества, программу-конкурс «100 лучших товаров России». Так же в пособии представлен материал по конкурентоспособности продукции и предприятия, показаны наиболее известные методы их оценки.
Каждая из восьми глав пособия содержит краткие выводы, контрольные вопросы для самопроверки и практикум, включающий тесты и задания. Все это способствует выработке и знаний, и практических умений. В основе учебного пособия лежит авторский опыт чтения лекций и проведения практических занятий по дисциплине «Управление качеством» в Ивановском государственном университете на специальности «Менеджмент организации».
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Понятие «качество продукции» и основные требования к качеству продукции
Рыночные отношения выдвигают новые, более высокие требования к качеству продукции и услуг. Добиться высокого качества можно только благодаря системному подходу к управлению качеством. Системный подход подразумевает, что управлять качеством необходимо на всех стадиях жизненного цикла продукции, т. е. начиная с проектирования, в момент производства и на стадии эксплуатации продукции. Эффективно управлять качеством продукции можно только в том случае, если овладеть всем комплексом знаний в этой области, включая отечественный и зарубежный опыт. Цель курса «Управление качеством» — это приобретение знаний и умений в области управления качеством на всех стадиях жизненного цикла продукции. Задачи курса «Управление качеством»: 1. Овладение понятием «качество продукции». 2. Овладение понятием «система управления качеством». 3. Овладение знаниями по управлению качеством на стадиях жизненного цикла продукции. 4. Овладение навыками в области применения статистических методов контроля качества. 5. Овладение понятиями «стандартизация» и «сертификация» как основой управления качеством. 6. Овладение понятием «конкурентоспособность» и методами ее оценки. 7. Знакомство с различными отечественными и зарубежными системами управления качеством продукции.
Качество продукции, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех предпринимателя на рынке. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству продукции, поскольку именно качество в первую очередь определяет конкурентоспособность продукции на рынке. Понятие «качество» давно привлекало исследователей, как ученых, так и практиков, и в своем развитии прошло длинный путь, что можно проследить по таблице 1 [15, с. 17]. Международные стандарты в области качества ИСО* серии 9000 сегодня дают следующее определение качества продукции — это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции сегодня формируется под воздействием ряда основополагающих факторов: 1. Восприимчивость промышленных предприятий к оперативному использованию последних достижений НТП. 2. Необходимость тщательно изучать требования внутреннего и международного рынков, т. е. потребности разных категорий потребителей. 3. Интенсивное использование «человеческого фактора», его творческого потенциала через обучение, воспитание, систематичное повышение квалификации, применяя материальные и моральные стимулы. С понятием качество продукции очень тесно связано понятие техническое качество продукции, под которым следует понимать соответствие показателей качества продукции требованиям ГОСТа, который лежит в основе создания данного продукта. Под обеспечением качества следует понимать совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенные требования потребителя [14, с. 48].
Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|