Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Здоровье»




Образовательные задачи:

— обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход;

— организовывать физиологически целесообразный режим дня.

Содержание психолого-педагогической работы

Режим (табл. 1). Первый год жизни — наиболее важный период, когда закла­дываются основы здоровья, определяющие развитие организма в последующие периоды жизни.

Таблица 1

Примерный режим дня

Возраст Кормление в течение суток (количество раз) Длитель­ность перерывов между кормления­ми (ч) Бодрствова­ние (количество раз) Сон в течение дня (количество раз) Длитель­ность каждого периода сна (ч)
От 1 до 3 мес.   3—3,5      
От 3 до 5—6 мес.   3,5   4—3 2,5—2
От 5—6 до 9— 10 мес.          
От 9—10 мес. до 1 года 5—4 3,5-4,5   3—2 2,5—2

 

Часы кормлений разных подгрупп внутри одной группы не должны совпа­дать. Детей старшей подгруппы должны укладывать спать по возможности в часы бодрствования младших детей.

Для ослабленных детей рекомендуется режим более младших детей.

Групповое помещение необходимо регулярно проветривать и проводить еже­дневно (2 раза в день) влажную уборку. Температура воздуха в группе должна находиться в пределах 20—22 °С. Необходимо следить за чистотой игрушек и иных предметов, которые могут попасть ребенку в рот.

С первых дней жизни следует закаливать детей во время гигиенических процедур — при переодевании, смене белья, подмывании и пр. Осторожно и постепенно в течение года вводить специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны, влажное обтирание, обливание, купание.

Культурно-гигиенические навыки. Постепенно приучать ребенка к опреде­ленному жизненному ритму и порядку, выработать у него положительное от­ношение к гигиеническим процедурам, кормлению и активному бодрствова­нию, укладыванию и физической активности. Своевременно приучать к опрят­ности при осуществлении всех режимных процессов (мыть ребенку руки перед едой, повязывать салфетку, вытирать или мыть запачканные руки и лицо). Тер­пеливо помогать есть с ложки (3—5 мес.) и пить из чашки (5—6 мес), при­учать самостоятельно пить из чашки, придерживая ее руками (7—8 мес), поощ­рять попытки есть самостоятельно (10—12 мес). Кормить за столом, сажать на специальный стул, использовать яркую посуду (8—10 мес). Побуждать прини­мать участие в одевании и раздевании (10—12 мес); приучать находиться в помещении в легкой одежде, не стесняющей движения, расчесывать ребенку волосы мягкой щеткой.

 

Образовательная область «Безопасность»

В связи с тем что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его фи­зически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрос­лыми.

Воспитатель должен:

— постоянно следить за эмоциональным состоянием ребенка во время сна и бодрствования, разбираться в причинах плача, устранять их, стре­миться поддерживать уравновешенное, эмоционально положительное настроение;

— все режимные процессы (кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры и т.д.) осуществлять на эмоционально положительном фоне, создавая у ребенка ощущение защищенности и комфорта;

— обеспечивать частые телесные контакты при уходе за ребенком и сопро­вождать их спокойной, ласковой речью;

— не оставлять без присмотра в незащищенном бортами месте;

— бодрствование ребенка-ползунка осуществлять в огороженном простран­стве групповой, т.е. за барьером на специальном покрытии;

— предметы мебели и оборудования для младенцев не должны иметь острых углов и шершавых поверхностей, соответствовать требованиям СанПиНа и возрасту детей и иметь сертификат качества;

 

 

 

— игрушки не должны по объему быть меньше 5x5 см, а более мелкие пред­меты даются детям нанизанными на замкнутую ленту или шнур, чтобы ребенок не смог взять их в рот и проглотить;

— двери в групповом помещении для маленьких должны иметь крючки-ограничители, не позволяющие прищемить пальцы в дверном проеме;

— в высоком (напольном) манеже для детей первых 6 месяцев не должно быть подвесных устройств, в которых они могли бы запутаться.

Социально-личностное развитие

Характеристика возрастных возможностей

В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожи­дания (малыш способен «ждать» от взрослого поведения, соответствующего конкретным жизненным ситуациям), складываются ранние формы взаимодей­ствия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагиро­вать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, которые становятся все более социально значимыми.

Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную вырази­тельность, ситуативную отнесенность, в дальнейшем приобретая коммуникатив­ную направленность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ре­бенка обстановкой. Первоначальное понимание слова слито с восприятием кон­кретной ситуации. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера (под словом «часы» ребенок понимает, например, толь­ко те часы, что висят над кроваткой). Слово вплетается в общий рисунок поведе­ния ребенка и вместе с мимикой, жестом, взглядом, выразительными движения­ми составляет однословное высказывание («До свидания», «Дай», «На»).

Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуа­ции развития ребенка. Теперь он пытается сам сказать о своих желаниях. С рас­ширением словаря понимаемых ребенком слов взрослый получает возмож­ность направлять его поведение с помощью словесных инструкций.

По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первых 6 месяцев жиз­ни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету: тянет, тычет пальцем, переползает. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность (тревожность): ребенок беспокоится, когда видит, что мать долго играет с другим ребенком. Такая ревность — показатель начала формирования образа «Я».

Зарождение образа «Я» ребенка связано с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зави­сит от отношения к нему взрослого с первого года жизни. Позитивное отноше­ние к себе — важное эмоциональное состояние, основа для нормального раз­вития личности. Негативное отношение — результат дефицита эмоционально-положительного общения ребенка и взрослого в самый ранний период жизни. В дальнейшем это может привести к неблагоприятному ходу личностного и социального развития, появлению устойчивой тревожности, неуверенности в

 

себе, иногда агрессивных реакций. Поэтому обеспечение эмоционального ком­форта, приводящего к формированию позитивного отношения к себе, — ис­ключительно важный момент воспитания младенца.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...