Образовательная область «Здоровье»
Образовательные задачи: — обеспечивать охрану здоровья, правильный гигиенический уход; — организовывать физиологически целесообразный режим дня. Содержание психолого-педагогической работы Режим (табл. 1). Первый год жизни — наиболее важный период, когда закладываются основы здоровья, определяющие развитие организма в последующие периоды жизни. Таблица 1 Примерный режим дня
Часы кормлений разных подгрупп внутри одной группы не должны совпадать. Детей старшей подгруппы должны укладывать спать по возможности в часы бодрствования младших детей. Для ослабленных детей рекомендуется режим более младших детей. Групповое помещение необходимо регулярно проветривать и проводить ежедневно (2 раза в день) влажную уборку. Температура воздуха в группе должна находиться в пределах 20—22 °С. Необходимо следить за чистотой игрушек и иных предметов, которые могут попасть ребенку в рот. С первых дней жизни следует закаливать детей во время гигиенических процедур — при переодевании, смене белья, подмывании и пр. Осторожно и постепенно в течение года вводить специальные закаливающие мероприятия: воздушные ванны, влажное обтирание, обливание, купание. Культурно-гигиенические навыки. Постепенно приучать ребенка к определенному жизненному ритму и порядку, выработать у него положительное отношение к гигиеническим процедурам, кормлению и активному бодрствованию, укладыванию и физической активности. Своевременно приучать к опрятности при осуществлении всех режимных процессов (мыть ребенку руки перед едой, повязывать салфетку, вытирать или мыть запачканные руки и лицо). Терпеливо помогать есть с ложки (3—5 мес.) и пить из чашки (5—6 мес), приучать самостоятельно пить из чашки, придерживая ее руками (7—8 мес), поощрять попытки есть самостоятельно (10—12 мес). Кормить за столом, сажать на специальный стул, использовать яркую посуду (8—10 мес). Побуждать принимать участие в одевании и раздевании (10—12 мес); приучать находиться в помещении в легкой одежде, не стесняющей движения, расчесывать ребенку волосы мягкой щеткой.
Образовательная область «Безопасность» В связи с тем что ребенок беспомощен, необходимо оберегать его физически и психологически; вся система его безопасности обеспечивается взрослыми. Воспитатель должен: — постоянно следить за эмоциональным состоянием ребенка во время сна и бодрствования, разбираться в причинах плача, устранять их, стремиться поддерживать уравновешенное, эмоционально положительное настроение; — все режимные процессы (кормление, укладывание спать, гигиенические процедуры и т.д.) осуществлять на эмоционально положительном фоне, создавая у ребенка ощущение защищенности и комфорта; — обеспечивать частые телесные контакты при уходе за ребенком и сопровождать их спокойной, ласковой речью; — не оставлять без присмотра в незащищенном бортами месте; — бодрствование ребенка-ползунка осуществлять в огороженном пространстве групповой, т.е. за барьером на специальном покрытии; — предметы мебели и оборудования для младенцев не должны иметь острых углов и шершавых поверхностей, соответствовать требованиям СанПиНа и возрасту детей и иметь сертификат качества;
— игрушки не должны по объему быть меньше 5x5 см, а более мелкие предметы даются детям нанизанными на замкнутую ленту или шнур, чтобы ребенок не смог взять их в рот и проглотить; — двери в групповом помещении для маленьких должны иметь крючки-ограничители, не позволяющие прищемить пальцы в дверном проеме; — в высоком (напольном) манеже для детей первых 6 месяцев не должно быть подвесных устройств, в которых они могли бы запутаться. Социально-личностное развитие Характеристика возрастных возможностей В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания (малыш способен «ждать» от взрослого поведения, соответствующего конкретным жизненным ситуациям), складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, которые становятся все более социально значимыми. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность, в дальнейшем приобретая коммуникативную направленность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первоначальное понимание слова слито с восприятием конкретной ситуации. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера (под словом «часы» ребенок понимает, например, только те часы, что висят над кроваткой). Слово вплетается в общий рисунок поведения ребенка и вместе с мимикой, жестом, взглядом, выразительными движениями составляет однословное высказывание («До свидания», «Дай», «На»). Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он пытается сам сказать о своих желаниях. С расширением словаря понимаемых ребенком слов взрослый получает возможность направлять его поведение с помощью словесных инструкций.
По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первых 6 месяцев жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету: тянет, тычет пальцем, переползает. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность (тревожность): ребенок беспокоится, когда видит, что мать долго играет с другим ребенком. Такая ревность — показатель начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связано с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого с первого года жизни. Позитивное отношение к себе — важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности. Негативное отношение — результат дефицита эмоционально-положительного общения ребенка и взрослого в самый ранний период жизни. В дальнейшем это может привести к неблагоприятному ходу личностного и социального развития, появлению устойчивой тревожности, неуверенности в
себе, иногда агрессивных реакций. Поэтому обеспечение эмоционального комфорта, приводящего к формированию позитивного отношения к себе, — исключительно важный момент воспитания младенца.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|