Образовательная область «Социализация»
Образовательные задачи От рождения до 3 месяцев: — вызывать у ребенка зрительные и слуховые ориентировочные реакции на присутствие рядом с ним взрослого, использовать голосовые, мимические, игровые (двигательные) приемы с целью формирования потребности в общении, ласково разговаривать с младенцем, улыбаться, нежно гладить, брать на руки; — способствовать возникновению улыбки в ответ на улыбку взрослого; — способствовать появлению разнообразных активных действий в качестве средств общения — отыскивание глазами взрослого, поворот головы на его голос, рассматривание его лица и т.д. (с 2 мес. жизни); — формировать «комплекс оживления», в котором выражается удовольствие от общения с близким взрослым (к 2,5—3 мес); — стараться не опережать своей эмоциональностью побуждения ребенка, давать ему возможность проявить свою активность. От 3 до 6 месяцев: — менять типы взаимодействия с малышом: улыбка и взгляд «глаза в глаза»; улыбка и «физический контакт» (прикосновения, поглаживания, «игра пальчиками» ребенка и пр.); улыбка и обращение к ребенку по имени, разговор (двусторонний контакт: инициирование улыбки и двигательного оживления ребенка, попытки привлечь к себе внимание взрослого через демонстрацию себя и пр.). От 6 до 9 месяцев: — в процессе совместных действий взрослый должен разговаривать с ребенком, называть предметы и игрушки, с интересом рассказывать о том, что он делает; — открыто выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям (взрослый радуется, поощряет действия ребенка улыбкой или хмурит брови, сердится, если он, например, причинил ему боль); — в различных ситуациях «озвучивать» чувства самого ребенка («Маша радуется, что уточка пришла к ней в гости», «Стасик устал, хочет спать»);
— кратко и конкретно пояснять все совершаемые совместные действия («Саша кушает кашу», «Динара моет ручки» и т.д.); — в процессе общения, опосредованного предметами, способствовать возникновению потребности в совместных действиях со взрослым. От 9 до 12 месяцев: — в процессе ситуативно-делового общения следует вызывать интерес к окружающему (предметам, игрушкам, действиям с ними); — обогащать ребенка новыми впечатлениями, знакомя с детьми и взрослыми;
— учитывая, что ребенок начинает негативно реагировать на незнакомых взрослых, постепенно формировать у него доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и другими людьми; — демонстрировать доброе отношение к другому ребенку, людям, ко всему живому, поскольку у него развивается способность к подражанию; — учить по интонации взрослого различать похвалу и порицание; — учить адекватно реагировать в конкретных ситуациях на слова «можно» и «нельзя». Содержание психолого-педагогической работы Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируются эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность. Поэтому важно, чтобы за ребенком ухаживал и общался с ним один и тот же взрослый. Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность в совместной деятельности (отворачивается, зажимает рот, если недоволен, подпрыгивает, проявляя радость и др.). Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным, стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.
Познавательно-речевое развитие Характеристика возрастных возможностей Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и главным образом в совместной со взрослым деятельности. Основные возрастные этапы познавательного развития ребенка первого года жизни. От рождения до 3 месяцев — специфическая ориентировочная реакция на слуховые, зрительные, тактильные и другие раздражители, поступающие из внешней среды, прежде всего от матери и других взрослых, окружающих ребенка. От 3 до 6 месяцев — ориентировочное обследование игрушек и первые избирательные контактные (удерживание, схватывание, переворачивание) и дистантные (разглядывание, прислушивание) реакции; возникновение «эффекта уподобления», т.е. попытка раздвинуть пальчики так, чтобы удобнее было схватить игрушки в зависимости от их формы и величины. Результативные действия с предметами, вызывающие интересное впечатление (со звучащими игрушками, погремушками, колокольчиками, игрушками, имеющими движущиеся мелькающие элементы). Узнавание близких взрослых, знакомых предметов, попытки искать спрятанный предмет — показатели развития памяти. Расширение возможности ориентировки в окружающем пространстве благодаря освоению поз. От 6 до 9 месяцев — соотносимые действия: перекладывание предмета из одной руки в другую, действие одновременно двумя предметами, двумя руками. От 9 до 12 месяцев — способность доставать предмет с помощью другого предмета, возникновение целенаправленных действий. Экспериментирование
с доступными ему предметами (бросает игрушки из манежа на пол, плещется в воде, пробует копать песок, мнет бумагу и т.д.). Появление первых слов, имеющих ситуативный характер и понятных близким.
Образовательная область «Познание»
Сенсорное развитие. Предпосылки предметной деятельности Образовательные задачи От рождения до 3 месяцев:
— формировать зрительные, слуховые, тактильные ориентировочные реакции на звучащие, яркие, перемещающиеся объекты; — развивать координацию движений глаз (бинокулярное зрение), слежение за плавно перемещающимся из стороны в сторону предметом;
— развивать фиксирование взором неподвижных предметов и слежение за перемещающимися предметами, лежа на спине или находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.
От 3 до 6 месяцев:
— развивать ориентировочную активность, демонстрируя знакомые и незнакомые предметы; — способствовать появлению движений рук по направлению к объекту; — побуждать притягивать предмет при случайном прикосновении, удерживать предмет кратковременно, ощупывать его; — предлагать для рассматривания и практического действия игрушки, обладающие различными свойствами: видимыми (цвет, форма, величина и т.д.), скрытыми (упругость, динамичность, масса, фактура, звучаний), формируя предметные действия, соответствующие свойствам предмета (игрушки); — учить брать игрушку, предмет из удобного положения, рук взрослого, любых положений.
От 6 до 9 месяцев:
— побуждать к манипулятивной ознакомительной игре (перекладывание из руки в руку, постукивание, отбрасывание, притягивание и т.д.); — побуждать самостоятельно садиться и вставать, держась за опору, с целью достать предмет, рассмотреть его, проделать с ним различные действия; — привлекать к выполнению действий вместе со взрослым, создавать условия для заполнения пустых емкостей (в пустое ведро положить шарики, бумажки и др.). От 9 до 12 месяцев:
— совершенствовать «исследовательские» действия с предметами; — развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки; — обогащать предметно-игровую деятельность новыми возможностями действия (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит, снять вту-лочки с ленты, чтобы поиграть с ними, протолкнуть шарик в отверстие, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку и т.д.);
— формировать способы действий с предметами, направленные на ознакомление с их свойствами: легкие удары и броски, сжатие, надавливание, вдавливание, вращение, кручение, сотрясение, расчленение целого на части (отсоединение, отрывание);
— побуждать к выполнению противоположных по смыслу действий: выкладывание — вкладывание, рассоединение — соединение, снятие — нанизывание и т.д.
Содержание психолого-педагогической работы
Важнейшее условие познавательного развития — эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого (например, «Какая красивая неваляшка. Смотри, она качает головой, у нее двигаются глазки»). С первых недель и месяцев жизни очень важно разговаривать с ребенком, улыбаться ему, хвалить, демонстрировать яркие, крупные, нежно звучащие игрушки, побуждать следить за ними, прислушиваться к звукам. Игрушки нужно вкладывать в руку ребенка, касаться ими его ладоней, пальцев. С 2 месяцев до года через руки ребенка должны пройти разнообразные игрушки, чтобы сформировать у него соответствующие ориентировочные и целенаправленные действия («реакция уподобления»), действия экспериментирования. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с ней; одно действие с разными игрушками).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|