Художественно-эстетическое развитие
Характеристика возрастных возможностей Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развивает его эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности.
Образовательная область «Музыка» Образовательные задачи: — доставлять радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой; — развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; — формировать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее; — способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой. Содержание психолого-педагогической работы Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития детей, разную степень активности и выраженности «комплекса оживления»,
что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал предлагается детям дифференцированно. Можно идти чуть вперед с отдельными детьми и не добиваться высоких показателей у тех, кому необходимо больше времени, чтобы откликнуться на музыку и освоить ее. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии — непременное условие его музыкального развития. В работе с детьми первого года жизни яркость музыкальных впечатлений создается за счет разнообразия тембров звучания музыки, повышающих устойчивость слухового внимания младенца.
С детьми 2—3 месяца жизни проводятся индивидуальные музыкальные занятия по 2—4 мин 3 раза в неделю. К младенцу следует обращаться спокойно и ласково. Напевайте его имя, исполняйте попевочки на 1—3 звуках («Таня, Таня, Танечка...» или «Юра, Юра, Юрочка...»). Пойте колыбельные песни. Напевая, можно иногда ритмично поглаживать младенца по ручке, плечику. В возрасте 3—6 месяцев можно исполнить на детских музыкальных инструментах народные попевки или короткие детские песенки (например, «Ах вы, сени», «Барыня» и др.). Занятия проводятся 3 раза в неделю. Можно объединять двоих-троих детей на 3—4 мин. Дети этого возраста могут слушать непрерывно звучащую музыку только 15-20 с. Во время занятия детям лучше лежать в манеже удобно одетыми, чтобы они чувствовали себя комфортно. Подвесные игрушки необходимо сдвинуть в сторону, чтобы они не отвлекали внимание. В проветренной комнате должно быть тихо, взрослым не следует ходить. Во второй половине года, начиная с 6—7 месяцев, слушать музыку может одновременно вся группа детей в течение 1,5—2 мин, но обязательно с перерывами. Играя, музыкальный руководитель может ходить вокруг манежа. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят 3 раза в неделю по 5—7 мин через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Расписание занятий составляет музыкальный руководитель вместе с воспитателем яслей/сада и врачом группы. В группе должна быть тетрадь или папка с записью музыкального материала. Родителей нужно познакомить со значением музыки для развития детей и разучить с ними 2—3 колыбельные песни. Побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о необходимости тишины, тихого пения, о вреде шума радио и телевизора.
Примерный репертуар Колыбельные песни, плясовые: «Ах вы, сени», «Из-под дуба», «Юрочка», «Барыня», «Уж я золото хороню» и т.д. Вальс («Вальс» С. Майкапара из сборника «Бирюльки»). Слушание: «Где ты, заинька?», «Колыбельная», «Петушок». Игры: «Маленькие прятки за платочек», «Как у наших у ворот» (игра-пляска). Музыкально-двигательные показы: «Колыбельная», «Маленькие ладушки», «Маленькая кадриль», «Лошадка», «Птичка», «Шарик мой голубой» (муз. Е. Тиличеевой,
Сл. А.Шибицкой), «Собачка» (муз. М. Раухвергера, ел. Н. Комиссаровой), «Кошка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель), «Куколка» (муз. М. Красева, ел. Л. Мироновой), «Бубенчики» (муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долина), «Сорока» (рус. нар. прибаутка), «Идет коза» (рус. нар. песня), «Топ-топ» (муз. М. Красева). Музыкальные инструменты: триола, разнообразные дудочки, звук которых приятен и негромок, металлофон, детские арфа и гусли, бубен, погремушки разного звучания, маленькие колокольчики (2—3) разного звучания, детская гармошка, треугольник, маленький детский барабанчик (на коже).
Интегративные показатели развития ребенка Здоровье
Проявления в психическом развитии: — преобладает хорошее настроение, доверительное отношение к близким взрослым, интерес к окружающему; — настораживается при появлении незнакомых людей; — восприимчив к звукам музыки, песенкам — улыбается, подпрыгивает, полуприседает, вокализирует; — эмоционально положительный тонус преобладает над отрицательным. Проявления в физическом развитии: соответствующие возрасту длина и масса тела, хорошие сон, аппетит, нормальное функционирование кишечника. Общение: — потребность в общении ярко выражена (призывает взрослого голосом, жестами, хныканьем, протягивает руки и др.); — использует такие эмоциональные средства, как улыбка, смех, крик, плач; — по поводу предметов использует непосредственный показ, указательные жесты, вокализации.
Речь Пассивная (импрессивная): — понимает обращенную к нему речь, откликается на свое имя, показывает предметы («Где часы?», «Где кукла?», «Покажи чашку» и др.);
— эмоционально реагирует на пение разного характера, подражая взрослому и повторяя за ним, выполняет движения и действия, о которых поется («Ладушки-ладушки», «Баю-бай» и др.). Активная (экспрессивная): появляются первые слова, представляющие собой часть слова, произносимого взрослым («молоко» — «ко», «кошка» — «кока», «яблоко» — «ляко»), и простые слова («дай», «на», «мама» и др.).
Действия с предметами как основа познавательного развития: — направленные на достижение определенного результата: размахивает, трясет, тянет в рот, бросает игрушки, рвет бумагу; — одновременно двумя руками: держит палочку и надевает на нее колечко, держит коробку в руке и кладет в нее игрушку, ставит кубик на кубик, придерживая их, и др.;
— появляется действие как цель и действие как средство: цепляется за скатерть, чтобы взять игрушку со стола и притянуть ее к себе. Заставляет взрослого взять себя на руки, чтобы достать желаемый предмет, находящийся в отдалении; — начинает искать спрятанные предметы: может найти куклу или мячик, закрытые простынкой, путем ее стягивания; — возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом действует по-разному (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.). Самостоятельное перемещение в пространстве: — ползает в разных направлениях и на разных поверхностях (по полу, дивану, горке и др.); — встает на ножки и перемещается с опорой на предметы; — ходит с поддержкой сначала за обе руки, потом за одну; — может пройти, не присаживаясь, несколько шагов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|