Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Да благословит Аллах Мухаммада и род его




ВОПРОС И ОТВЕТ

Вопрос: Что обозначает слово ма'сум - непорочный? Это плод нашей шиитской логики или это слово имеет обоснование, и мы его воспитали и сделали лучше? Ма'сум - это человек, который не совершает грехов или же, не говоря о грехах, никогда не делает ошибок? Мы двадцать лет тому назад имели честь участвовать на уроке покойного Мирза Абул Хасанхан Фарруги. Он особенно по вопросу безгрешности имел особые знания и свою точку зрения, и об этом он давал информацию предельно четко и подробно, но мы не понимали почти 80% его слов, а в тех остальных 20%, которые мы понимали, невинность и безгрешность он толковал как-то по-другому. Он говорил, что ма'сум - это не тот, который не грешит. Мы знаем многих людей, которые в своей жизни не грешили, но их не называют ма' сумами. Нас не интересует та ло­гика. И, конечно, господин Мотаххари может ответить, кто есть ма'сум. Но если ма'сум - это тот человек, который даже в мыслях не должен был делать грехи, мы видим, что из двенадцати има­мов в качестве халифа правили не больше двоих. Его светлость 'Али и его светлость (правили) имам Хасан в короткий период. Нет сомнения, что они допускали ошибки в делах халифата и правлении государством, и с точки зрения истории и логики нет никаких разногласий по поводу ошибок. Однако это не совпадает с описанием слова ма'сум. Например, имам Хасан поручил Муавию воевать с Убайдуллах Аббасом. Или сам Его светлость Эмир Абдуллаха бин Аббаса назначил правителем Басры, и если бы он знал, что Абдуллах бин Аббас принесет бесчестие и устроит бес­порядки, то, несомненно, Эмир не назначил бы его на этот пост. Он, конечно, не ведал об этом, то есть он вначале думал, что Абдаллах ибн Аббас самый подходящий человек для этой работы, но, увы, потом он все испортил. И если мы хорошенько посмот­рим на период правления Его светлости ('Али), то, конечно, обна­ружим множество таких примеров, и с точки зрения истории это не такая уж большая проблема. Правда, это не совпадает описа­нием слова непорочность (безгрешность).

Так как я уже сказал, что такой способ обсуждения, где участ­вуют только согласные друг с другом, то есть одностороннее об­суждение, не так уж полезно. Например, человек предпочитает свое мнение, свою точку зрения, и ему не нравится, когда возни­кает противоречие, касающееся его точки зрения. К примеру, мы с детства любим шиизм, семью 'Али, и никогда не слышали о них критики. Может быть, мы много раз слышали критику в адрес религии, принципов религии, и даже монотеизма и набожности, но критику шиизма, имамов и критических замечаний наподобие вопросов, почему они это сделали, а это нет, не слышали. Поэто­му для нас очень трудно слушать, когда кто-то высказывает свои возражения об имаме Хасане или иногда об имаме Хосейне.

Но, например, тот аят, где говорится, что люди, которые, со­вершают намаз и дают закят, стоят в позе руку, на которой госпо­дин Мотаххари делал ударение и на первом, и на этом заседании. И потом он привел аргумент, что этот аят был не о его светлости ' Али и не о том случае, когда он дал свое кольцо в позе руку (на­клона). Вышесказанное, по моему мнению, не так уж логично и разумно, потому что, во-первых, мы из биографии Его светлости ' Али слышали и читали, что когда он совершал молитву (намаз), то до такой степени уделял свое внимание господу, что никого не узнавал, и говорят, что во время омовения он не узнавал людей, проходящих мимо. Как такое возможно, что такой человек совер­шает намаз, и он до такой степени думает о других, что бедняк от двери заходит домой и просит милостыни, и никто ему ничего не дает, а его светлость 'Али снимает с пальца кольцо и отдает ни­щему? Но ведь это же не благое дело, когда дают нищим деньги! Ведь нет смысла, когда человек только из милости прерывает свою молитву и даже причиняет ущерб молитве! Кроме того, закят не имеет отношения к кольцам, и согласно фетвам шиитских факихов для них нет ничего, кроме вещей для закята. Помимо этого, многие люди, которые чувствуют пристрастие к этому воп­росу, чтобы придать больший блеск этому вопросу говорят, что то кольцо было очень дорогим, в то время как Его светлость 'Али никогда не носил дорогие кольца.

Ответ: Насчет того, что сказал этот господин, то, возможно, есть такие люди, которые ведут беседу только для спора и возра­жений. Но без сомнения, для каждой беседы полезно только одно предписание. Я не должен отвечать на этот вопрос. И признаюсь, что это хорошее и полезное дело.

Но здесь возник вопрос невинности (безгрешности). Что обоз­начает невинность? Иногда человек думает, что Бог заботится о нескольких избранных людях, чтобы они принимали решение не совершать грехов, и Бог удерживает их от грешных поступков. Несомненно, это не то, что обозначает невинность, но если это и есть значение невинности, тогда оно не имеет пользы ни для кого. Если кто-то заботится о ребенке и никогда ему позволяет ему совершать поступки, которые он не должен делать, это не считается благом для ребенка. Но есть другая сторона вопроса, которая исходит из Корана, и Коран о праведном Йусуфе (когда он попал в затруднительную ситуацию из-за той женщины, ко­торая хотела достичь своего желания) говорит: «И думала она о нем». Та женщина хотела овладеть Йусуфом «И думал он о ней, если бы он не увидал доказательства своего Господа».[44] И если побуждение господа не было бы очевидным для него, он тоже от­дался бы ей. То есть он тоже был человеком, был молодым, и у него тоже был свой характер. Та женщина пошла к нему (хотела овладеть Йусуфом), но он не пошел ей навстречу (не дал овла­деть собой). И если Йусуф не был бы освидетельствован (не имел твердой веры), то направился бы в ее сторону. Йусуф из-за того, что имел веру, безукоризненную веру, и в пределах своего веры видел зло и вред этого поступка, то вера, которую Бог дал Йусуфу воспрепятствовала и оберегла его от этого поступка.

Одна сила заключается в том, что не препятствует нам; каж­дый человек из нашего народа далек от некоторых ошибок и гре­хов из-за своей безграничной веры, которая у нас есть из-за опас­ности совершения тех грехов. Например, выброситься с крыши четырехэтажного дома или кинуться в огонь - это грех, но мы никогда не совершаем его, потому что опасность и вред этих пос­тупков нам очевидны и легко представляются. Мы хорошо знаем, что коснуться руками электрического тока или совершить само­убийство - тоже грех. Только тогда, когда мы не знаем опаснос­ти этих поступков, мы их совершаем. Но представим, маленький ребенок протянул руку в огонь. Почему он так поступил? Потому что, опасность этого греха знаем мы, но младенец не ведает об этом. Некий справедливый человек в течение многих лет ведет набожную жизнь, и только из-за этого он не совершает многих грехов. Вот эта долгая набожная жизнь дает ему такую непороч­ность. Из этого выходит, что в сравнении с грехом, непорочность зависит от степени веры, от тяжести степени греха и от тяжести той опасности. Мы покорно признаем свои грехи, то есть знаем, что ислам говорит: не пей вино - и мы не пьем, ислам говорит: не играй в азартные игры (кимар) - и мы не играем. Мало или много мы знаем, что это плохо, но мы можем представить, что вступать в огонь - это опасно, но мы не можем представить всю опасность грехов. Если бы мы верили в опасность грехов, как верим в обыч­ную опасность, мы бы тоже были далеки от этих грехов. Значит, непорочность, невинность в сравнении с грехами - это совер­шенство веры. Тот человек, который говорит: «если занавес тоже упадет, то не умножатся мои убеждения», без сомнения, чист от грехов. Он представляет (видит) занавес за занавесом. Он чувс­твует, что после своих ругательств на его душу падет скорпион, и из-за этого он не совершает такого поступка. И нет сомнения, что Коран также отмечает такого рода веру. Поэтому непорочность - понятие относительное, другими словами, у нее есть свои сте­пени. Невинные в отношении того, что для нас считается грехом (и иногда мы совершаем их, а иногда нам удается избегать их) и безгрешные никогда не совершают грехов, но у них есть свои эта­пы и степени, и, естественно, все они различаются. На некоторых этапах они подобны нам. Подобно тому, как у нас нет непорочнос­ти к грехам, у них тоже (на этих уровнях и степенях) нет непороч­ности. В отношении же тех вещей, которые мы считаем грехом, у них есть непорочность, но иногда некоторые вещи, которые для нас считаются благодеянием, для них являются грехом, потому что мы не достигли еще той степени. Например, когда ученик пя­того класса решает задачу шестого класса, это для него считается достижением, и он даже получает вознаграждение, но когда ту самую задачу решает ученик девятого класса - это не считается для него достижением и никак не оценивается. Те вещи, которые считаются благодеянием для нас, для них это грех.

То, что мы обсуждаем, Коран приписывает пророкам как бунт: «И ослушался Адам Господа своего» или обращается к проро­ку (Мухаммаду, да пребудет он в мире) «чтобы Аллах простил тебе то, что предшествовало из твоих грехов и что было позже». Поэтому, выходит, что непорочность - это относительная вещь. Она лежит в своих границах, мы - в своих. Итак, сущность не­порочности в сравнении с грехом зависит (возвращается) от сте­пени и совершенства веры. Несмотря на то, что человек может находиться в любой степени веры, в отношении вопроса, где он имеет совершенную и полноценную веру (то есть, он находится в степени «Если бы он не увидал доказательства своего Господа»), естественно, имеет непорочность. Это не означает, что невинный человек точно так же как и мы всегда идет в сторону непороч­ности, но человек, который послан Богом, препятствует и мешает ему. Если это так, тогда между мною и повелителем правовер­ных нет разницы, потому что я иду в сторону греха и он тоже. В конце концов, для него послан человек, который ему препятству­ет, но для меня никого такого не присылали. Если посланный со стороны человек препятствует другому совершать грехи, это не такое уж большое дело. Это похоже на то, что кто-то занимается воровством, хотя, я не занимаюсь воровством, но причина того, что я не ворую в том, что меня всегда сопровождает защитник. В таких случаях я тоже вор, как и он, но разница между нами в том, что он вор, но защитник ему не препятствует, а я вор, которому защитник препятствует воровать. И как я сказал, это не такое уж большое дело.

В вопросе о непорочности важная тема - непорочность от гре­ха. Непорочность от ошибок - это другая тема, которая делит­ся на две части. Первая, это ошибка в пропаганде и повелениях, если, скажем, пророк разъяснил нам повеление божье, но где-то в разъяснении ошибался, может, Бог ему по-другому ниспослал, и подобно тому, как мы ошибаемся, он тоже говорил нам по-друго­му. Например, нам говорят: иди и донеси это послание, и мы идем и по-другому рассказываем послание. То есть здесь нет доверия к словам пророка, по поводу этого он, может, и ошибался. Безу­словно, это не так.

Но если будем говорить о других вопросах, то в их отношении господин очень жестко высказал мнение и поступил несправедли­во по отношению к повелителю правоверных, и это в самом деле была вопиющая несправедливость. Вот вы так жестко осудили его, а если бы вы были на месте повелителя правоверных, вы бы сами не выбрали бы Абдаллах бин Аббаса? В таких исторических вопросах такие осуждения встречаются. Иногда других людей осуждают и говорят: по-моему, если такой-то человек пятьсот лет тому назад вместо этого сделал бы так, это было бы лучше. Кто так категорично говорит? Никто. Ведь человек только говорит: я так думаю. Такое тоже бывает, не возражаю. Но касательно таких вопросов категорично высказывать свои мнения в адрес не только повелителя правоверных, но даже в адрес других людей тоже не является правильным. Он был поставлен перед фактом, и Абдаллах бин Аббаса знал лучше нас, и вас, и других сподвижников. В своих суждениях мы говорим, что если Хазрат вместо Абдаллах бин Аббаса выбрал бы другого, он бы исполнил бы задание луч­ше него. Вот это называется спешкой в суждении. Кроме того, вы в своих заявлениях, которыми мы всегда пользуемся, всегда говорите, что у 'Али была особая политика, и он не хотел и не допускал, чтобы кто-нибудь нарушал его политику, и у него не было товарищей в этой политике, и сам он всегда говорил: мне нет равных. Тот самый Абдаллах бин Аббас и другие приходили и призывали 'Али к уступчивости. Уступчивость - это то, что мы сегодня называем политикой. Вы мне скажете: у 'Али была своя достаточная программа, и в рамках этой достаточной программы, упаси Бог, он ошибся. Но вот я не могу доказать, что у него была достаточная программа. Я знаю, что 'Али, которого пророк на­значил халифом, говорил, что у него отобрали халифат, и после правления Усмана пришли к нему, чтобы заключить договор, а он отказался (отступился) и сказал:[45] «Обстановка уже испортилась и уже ничего нельзя сделать, у меня нету близких (и мне нету равных), я потерял близких себе людей, я не знаю того, с помо­щью которого я бы смог исправить все». Потом он сказал: «Мои доказательства кончились, перед историей я не должен извинять­ся. История не примет от меня отговорок, все скажут, что 'Али упустил свой шанс». Несмотря на то, что этот шанс на самом деле не является шансом, но для того, чтобы история не говорила, что это была хорошая возможность, но он упустил ее, я ее принимаю. По поводу этого, он сам утверждает, что он не единственный, и сейчас не его время правления халифатом.

Человек может сомневается во всех, но об 'Али даже история не высказывает сомнений, в том, что он себя считал более до­стойным быть халифом, чем другие. И сунниты признают, что сам 'Али считал себя более достойным на трон халифата, чем Абу Бакр, Амар и другие. Но в то время, когда ' Али себя считает более достойным быть халифом, чем Абу Бакр и Умар, почему тогда, когда посол Усман приходит к нему с предложением стать халифом, он отказывается и говорит: «Я впредь лучше буду вам советником, чем буду эмиром». Выходит, что у него не было лю­дей, которым бы он доверился, но почему их не было это уже другая тема.

Но теперь по поводу вопроса: «... и дают очищение, и они пре­клоняются». Во-первых, как они высказались по поводу закята, что закят не касается кольца, и, по существу, доброе дело в це­лом называют закятом. Слово закят в наши дни употребляется в общем-то по утверждению факихов, что это обязательство, но в Коране ведь по-другому, не так, как везде говорится: «. выпол­няют молитву и они преклоняются». Смысл заключается в том, что закят - это обязательство. Закят - это очищение Богатства, даже в какой-то степени очищение своего духа, очищение себя. Коран Богатство в целом называет закятом, закятом души и закятом самого себя. Подобно тому, слово садака (милостыня) тоже имеет такой же смысл. Сегодня слово садака имеет свой особен­ный смысл, например, говорим «скрытая милостыня» (садакаи-и сирри). Коран каждый добрый поступок называет садака. Если вы построите больницу или напишете книгу, ваш поступок бу­дет полезен людям, и с точки зрения Корана это садака. И пото­му приверженцы сунны, которые хотели возразить в отношении смысла, взятого от этого аята, не возражали против того слова в том, что закат не касается кольца, потому что они очень хорошо знают арабскую литературу и знают, что ()

Но вопрос в том, почему же так произошло в положении руку (поясной поклон)? По этому вопросу многие из предшественни­ков, например, Фахр Рази, возражали, говоря, что 'Али во время намаза так отдавался молитве, что не обращал внимания ни на что другое. После такого как вы можете говорить, что это случи­лось во время намаза? Ответ на этот вопрос таков, что, во-первых, ' Али во время намаза отдавался молитве, и это чистая правда. Но это не значит, что все положения (позы, события) святых людей были одинаковы. Например, о самом пророке есть два предания: иногда перед временем намаза у него не хватало терпения ждать, когда окончится призыв к молитве, и говорил: «Давайте быстрей читать намаз». Иногда, когда во время намаза он совершал сажда (земной поклон), к нему приходил имам Хасан или имам Хусейн или другой из внуков и садился ему на плечи, и пророк терпеливо ждал, чтобы внук не упал, и в таком положении он оставался в позе сажда, ожидая, когда они встанут. Один раз пророк стоял, чтобы прочитать намаз, а до этого кто-то плюнул около места совершения намаза. Пророк сделал один шаг вперед и наступил ногой на то место, потом вернул ногу назад. Факихы по этому случаю разработали много примеров. Саййид Бахр ал -'Улум го­ворит:

و مشى خير الخلق في المحربا يفتح منه اكثر الابوبا

То есть этот случай с пророком, когда он во время намаза сде­лал шаг вперед, наступил ногой и вернулся на прежнее место, разрешает многие вопросы о том, разрешены или нет лишние движения во время намаза, кроме того, он разрешает и многие другие вопросы. И из этого следует, что во время намаза сущест­вовало множество положений.

Есть другой вопрос, который является мистическим. Те, кто говорят с позиции мистиков, уверены в том, что если внимание отвлекается у кого-то, кто лишен всех недостатков, то у него есть и другое внимание, то есть человек, который думает о господе в то же время думает за его пределами. Так говорят они, и я тоже соглашусь с ними, но по моему мнению будет неприлично, если в это время мы станем разговаривать. Или взять очищение тела. Люди, которые только достигли этой степени, за один миг, за два мига или за один час очищают свое тело. Некоторые люди во всех положениях очищают свое тело (конечно, я уверен в этом и сам видел подобное). Например, сейчас они с нами сидят и очища­ют свое тело. По их мнению, в том состоянии во время молитвы можно вытащить стрелу и он даже не почувствует. Однако эта ситуация лишена того недостатка, как это произошло с закятом, когда он делал наклон во время молитвы и обратился к бедняку. В таком совершенстве он обращает внимание на своего Бога, видя и ощущая весь мир. Следовательно, невозможно все это отрицать такими предположениями.


 

 

Глава шестое

ИМАМАТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...