Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологические и возрастные особенности развития общей и специальной выносливости у подростков.




Всестороннее развитие школьника, его высокий моральный и культурный уровень, разносторонние волевые качества, гармоническое развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости), отличная работоспособность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, умение овладевать движениями и хорошо координировать их, физическое совершенство в целом – вот та основа, которая должна, в большей или меньшей степени, присутствовать у каждого человека.

Как известно каждый человек с рождения обладает определёнными двигательными возможностями. Физическими (двигательными) качествами принято называть отдельные стороны этих двигательных возможностей (4, 7, 11). Многолетние исследования (30) позволили определить ряд основных физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Эти качества являются ведущими (или базовыми) в подготовке спортсменов во всех видах спорта. А такие качества как прыгучесть и т.п. являются сопутствующими, т.е. не проявляющиеся самостоятельно, а лишь во взаимосвязи друг с другом, способствуя их более полному раскрытию. Важное значение, при этом, имеет оптимальное соотношение этих качеств процессе физической подготовки. Закладка всех этих базовых способностей происходит в период обучения ребёнка в школе.

Любые двигательные действия человека есть результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности. Нервно-мышечной системы. В процессе выполнения физических упражнений тело человека и его отдельные звенья перемещаются в пространстве и во времени. Без проявления мышечных усилий никакие физические упражнения выполнить невозможно. (1. 12)

В настоящее время учителя физической культуры уделяют большое внимание решению важных актуальных вопросов физического воспитания детей школьного возраста. В объеме и содержании двигательной деятельности школьников в режиме дня, недели, месяца, года, совершенствуется программа физической культуры: определяются конкретные пути осуществления взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим, путем развития у учащихся общественной активности и самодеятельности по физической культуре и спорту. (25)

Маркосян А. А. (28) считает, что рост и развитие детей в этот период происходят не равномерно. Особенно бурные морфологические и функциональные изменения во всех системах организма протекают с началом полового созревания.

Среди основных двигательных качеств, определяющих всестороннее развитие человека, выносливость занимает особое место, являясь показателем здоровья, функциональных возможностей организма и главным фактором обеспечения работоспособности.

Под физическим качеством выносливости следует понимать возможность человека, обеспечивающая ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности. В данном случае это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. (27)

По классификации профессора Ляха В.И. (27) выносливость подразделяется на: скоростную, силовую, локальную, региональную и глобальную, статическую и динамическую, сердечно-сосудистую и мышечную, а также общую и специальную, эмоциональную, игровую, дистанционную, координационную, прыжковую и т.д.

Поэтому качество выносливости по своей структуре, методам измерения и методикам тренировки является более сложным в сравнении с такими двигательными способностями, как скоростные, силовые, гибкость. (27)

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. (34) утверждают, что общая выносливость обусловлена влиянием наследственных факторов (К= от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62 – 0,75) обнаружены в статистической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

Наследственные факторы у мальчиков и мужчин больше всего влияют на работу умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влияют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показатели на выносливость этого двигательного качества значительно (иногда в 2 раза и более) превосходит аналогичные результаты не занимающихся.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет. (34)

Дубровский В. И. указывает, что на рост и развитие организма школьников существенное влияние оказывает двигательная активность, питание, закаливание. [13]

Анализ многочисленных литературных данных показывает, что проблема возрастного развития и совершенствования такого физического качества как выносливость, нуждается в глубокой экспериментальной разработке. Важно выявить уровни развития выносливости у школьников разного возраста, экспериментально обосновать эффективные средства и методы воспитания этого качества, определить допустимые тренировочные нагрузки в занятиях. (6, 8, 18)

При воздействии на организм для развития, каких либо качеств требуется чередование различных видов деятельности для сохранения высокого уровня работоспособности.

Физиологами даётся определённое объяснение механизму положительного влияния чередования различных видов деятельности и отдыха. Так как под влиянием длительной и интенсивной работы в определённых участках головного мозга наступает функциональное истощение нервных клеток. Во время смены деятельности возбуждаются новые участки коры, а деятельность предыдущих усугубляется, что и приводит к быстрому восстановлению. (22, 24)

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Выносливость подростков 13 – 14 лет составляет около 50 – 70 % выносливости взрослого человека. На этом возрастном этапе темп естественного развития выносливости у девочек может снижаться. У мальчиков школьного возраста это качество более развито по сравнению с девочками. Однако наивысшего уровня мышечная выносливость достигает у мужчин лишь к 28 - 30 годам.

Поддержание высокой работоспособности у юношей во многом зависит от эффективности функционирования систем аэробного энергообеспечения организма и характеризуется термином «общая выносливость». Это жизненно необходимое качество является важнейшей составляющей занятий, направленных на развитие выносливости, особенно в циклических видах спорта.(33)

Как показывают данные физиологических исследований, с возрастом происходит расширение диапазона нагрузок, причём преимущественно за счёт зон анаэробного энергообеспечения (19,32).

По сравнению с выносливостью, отражающей продолжительность работы до отказа, работоспособность более полно характеризует объём и мощность работы при выполнении нагрузок разной направленности. Изучение возрастной динамики этих показателей у школьников позволило выявить, что от 6 – 8 до 15 – 16 лет объём выполненной работы в наибольшей степени возрастает при выполнении нагрузок большей (70% от максимальной) и особенно умеренной (50% от максимальной) мощности. Причём объём и мощность работы мальчиков оказывается выше, чем у девочек, особенно с 13 – 14 лет. Интересно и то, что у мальчиков прирост физической работоспособности при выполнении всех нагрузок продолжается вплоть до юношеского возраста, а у девочек это наблюдается лишь при работе аэробной направленности. Работоспособность девочек при нагрузках анаэробной и анаэробно - аэробной направленности с 13 – 14 лет не повышается, у многих даже снижается. (28)

Исследовательские работы показали, что чем выше мощность нагрузки (скорость бега), тем больший прирост выносливости в соответствующей зоне можно зарегистрировать с возрастом, А скорости, которые 20, 30, 50 с могут выдерживать подростки 13-14 лет, вообще не доступны 9-летним мальчикам (19,32).

Исследования учёных (16, 18, 24) показывают, что до 14 летнего возраста происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции. Но вегетативные функции несколько отстают в своём развитии. Потребление кислорода на один килограмм веса достигает у детей уровня взрослых только к 14 –15 годам. У них меньше содержание гемоглобина на один килограмм веса. В младшем возрасте сердце работает чаще, а сила его сокращения отстаёт от темпов роста его организма. Следовательно, сердце ребёнка работает напряжённо. Отсюда становится понятным, почему качество выносливости нужно направленно развивать с 5 класса. При применении упражнений следует различать их направленность на развитие общей и специальной выносливости.

Выносливость в нагрузках субмаксимальной интенсивности имеет своеобразную возрастную динамику. Показатель выносливости мало меняется в период от 7 до 11 лет, но с началом процесса созревания резко возрастает, ненадолго оставаясь на одном уровне лишь в 14-летнем возрасте.

Особняком в этом ряду стоит статическая выносливость. Хотя эта двигательная способность педагогически изучена достаточно детально, физиологические механизмы, лежащие в основе её проявления, всё ещё мало изучены.

Таким образом, главной задачей по развитию выносливости у детей школьного возраста по мнению Холодова Ж.К. и Кузнецова В.С. (34) состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Важны решения задач по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Так же важно и достижение максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной дисциплины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...