Методика развития выносливости у учащихся 13-14 лет.
Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте заключаются в обеспечении связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Характерные физические способности (или разнообразные их сочетания) проявляются лишь в условиях конкретной двигательной деятельности, в единстве с двигательными действиями. Следовательно, только используя разнообразные виды и элементы двигательной деятельности, систематически упражняясь в них, можно добиться желаемого развития способностей. В практике физического воспитания используют два основных пути развития физических способностей. Первый путь сводится к попутному стимулированию способностей, проявляющихся в процессе формирования новых двигательных умений и навыков, а также при дальнейшем варьировании и совершенствовании их в усложнённых условиях. Второй путь характеризуется специальной организацией развития способностей, опираясь главным образом на использование усвоенных действий. Для этого, с одной стороны, широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения, с другой – всегда в конечном счёте используются и основные для данной двигательной деятельности движения или их разновидности. Упражнения расчётливо дозируются возрастающим количеством или продолжительностью повторений, ускорением темпа или повышением скорости движений, использованием отягощений и другими приёмами. В среднем школьном возрасте ведущим становится второй путь развития физических качеств. Так же при развитии физических качеств важно учитывать чувствительные (сенситивные) периоды. Для выносливости этот период приходится на 11-14 лет и совпадает со средним школьным возрастом. Но работать над этим качеством обязательно нужно начинать с младшего школьного возраста и в первую очередь развивать общую выносливость,т.е. повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах деятельности. В качестве главных средств развития общей выносливости должны использоваться естественные движения, связанные с относительно легко регулируемой, ритмичной, одновременной работой большей части мускулатуры. Это прежде всего бег в равномерном темпе, ускоренная ходьба, повторные прыжки в чередовании с ходьбой, а так же передвижение на лыжах. (14)
Исходя из этих данных, нами были составлены карты-комплексы для развития общей и специальной выносливости (23). Наша методика предъявляла повышенные требования: - к функциональному потенциалу ЦНС; - к функциональному потенциалу опорно-двигательного аппарата; - к функциональному потенциалу вегетативных функций (сердечно-сосудистой, дыхательной); - к наличию энергетических ресурсов в организме; - к личностно-психологическим особенностям (типу ВНД, свойствам темперамента, характеру, способности к волевым усилиям); - к уровню освоения техники двигательного действия. С помощью наших тестов в начале и конце эксперимента мы измеряли такие свойства учащихся, как: 1. общая выносливость; 2. скоростная выносливость; З. силовая выносливость; 4 статическая выносливость. Наши карты-комплексы составлялись в соответствии с требованиями программы, возрастными возможностями организма подростка. В разделе лёгкой атлетики использовались комплексы № 1-4 (сентябрь, май), в баскетболе № 3-4, в волейболе № 5-6, в гимнастике № 7-8, в лыжной подготовке № 9-10 (Например: карты-комплексы 1, 5, 7; полностью все карты-комплексы 1-10 приведены в приложении 1-10). Карта-комплекс 1. Применяемая в разделе лёгкой атлетики.
Карта-комплекс 5.
Применялась в разделе спортивных игр.
Карта – комплекс 7. Применялась в разделе гимнастики.
Данные карты-комплексы применялись в конце основной части урока. Для этого использовались следующие методы организации учащихся на уроке:
* фронтальный – упражнения выполняются одновременно всеми учащимися; * поточный – выполнение упражнения по очереди друг за другом беспрерывным потоком; * посменный – все учащиеся в группе распределяются на смены, на очереди для выполнения упражнений; *групповой – учащиеся распределяются на группы, каждая по заданию учителя занимается самостоятельно; * индивидуальный – каждый учащийся выполняет упражнение.; * широко применялся метод индивидуално-круговой тренировки, он предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывнрй или интервальной работы (34, 22).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|