Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование в исследовании методов классификации, обобщения и типологии




Классификация - это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющее увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством это­го вникнуть в их сущность.

Существует два вида классификации: деление общего и разделение целого. Деление общего предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, воздействие - это со­знательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий, можно разделить на воздей­ствия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. Выделение каждой из этих групп име­ет вполне определенный критерий.

Главный признак разделения целого заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого.

Как бы детально ни производилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, опре­деления ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, харак­теризующему управление. Здесь критерии классификации ограни­чены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздей­ствия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), законо­мерную последовательность (исходные и заключительные дей­ствия), рамки целого (сущность явления).

Существуют следующие принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых исследовательская работа не может быть успешной:

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного поряд­ка: нельзя производить классификацию, меняя критерий в рам­ках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические ме­тоды управления, потому что первые выделяются по способу мо­делирования, а вторые - по объективным интересам человека. Экономические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математичес­кие интересы, определяющие его трудовую активность.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий: сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объе­му делимого понятия иди содержанию исследуемого явления. Примером несоблюдения этого принципа может быть утвержде­ние: «Менеджеры по характеру образования делятся на две груп­пы - имеющие техническое и экономическое образование». Это деление не является исчерпывающим: некоторые менеджеры име­ют и другие виды образования - гуманитарное, естественно - на­учное и др. Анализ образованности менеджера не может быть ус­пешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.

3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп: каждая группа понятий или явлений должна относиться только к одному видовому понятию. Выделенные явления или понятия не должны относиться одновременно к двум классифи­кационным группам. Если выделяются группы социально-психо­логических и экономических методов управления, то в последу­ющем делении тех и других не может быть методов одновремен­но и социально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классифика­цию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т.д.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности.

Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек как социальное существо, в области био­логии - клетка, физиологии - орган, техники - деталь, класси­ческой физики - тело и т.д.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени: нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть на подвиды или группы следующей ступени классификации. Напри­мер, было бы ошибкой разделить персонал управления на жен­щин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста.

В исследовании существуют содержательные и искусственные классификации. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые построены на несущественных при­знаках, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий - например, разделение мебели по цвету и т.д.

Часто объекты классификации имеют два или несколько «равносущностных» признаков, критериев, совместное действие кото­рых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она представляет собой многомерную матрицу. Пример - мат­рица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятель­ности менеджера признаков его отношения к человеку и произ­водству, оценки преобладания одного признака над другим.

Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.

Декомпозиция - это особый вид классификации, не допускаю­щий произвольного критерия и предназначенный для установле­ния взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация - это определение слоев (страт) в многослой­ном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.

 

Правила классификации

 

Успех использования классификации в исследовании определяется следующим правилами.

1. Правило адекватности. Классификация считается соразмер­ной, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возника­ют вследствие смешения различных оснований, критериев деле­ния в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Подмена кри­терия в рамках одной и той же классификационной процедуры недопустима, так же как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Иногда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко объекты классифи­кации могут иметь несколько равносущественных признаков, ко­торые могут быть основанием классификации. В этом случае мож­но совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже комбинаторная классифика­ция.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, в различных paкурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененому признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемой в практике исследований, - это рассечение надвое: формальное и не­формальное управление, дифференциация и интеграция управле­ния и пр.

Особый вариант классификации - типология, т.е. группиров­ка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом.

В отличие от классификации, типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов.

Типология более универсальна, чем классификация. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.

Осуществление обобщений

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд, они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в практику новых понятий.

Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более ши­рокое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Каждое обобщение должно иметь основание, т.е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие «человеческий капитал», совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ре­сурсов, кадров, персонала, личностных характеристик работников, как способность гарантировать экономический успех фирме, по­вышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...