Использование в исследовании методов классификации, обобщения и типологии
Классификация - это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющее увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность. Существует два вида классификации: деление общего и разделение целого. Деление общего предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие - в группах принадлежности. Так, воздействие - это сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий, можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. Выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий. Главный признак разделения целого заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого. Как бы детально ни производилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения. И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии классификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), закономерную последовательность (исходные и заключительные действия), рамки целого (сущность явления).
Существуют следующие принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых исследовательская работа не может быть успешной: 1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка: нельзя производить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моделирования, а вторые - по объективным интересам человека. Экономические интересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность. 2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий: сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия иди содержанию исследуемого явления. Примером несоблюдения этого принципа может быть утверждение: «Менеджеры по характеру образования делятся на две группы - имеющие техническое и экономическое образование». Это деление не является исчерпывающим: некоторые менеджеры имеют и другие виды образования - гуманитарное, естественно - научное и др. Анализ образованности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации. 3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп: каждая группа понятий или явлений должна относиться только к одному видовому понятию. Выделенные явления или понятия не должны относиться одновременно к двум классификационным группам. Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может быть методов одновременно и социально-психологических, и экономических. Это не отрицает связь тех и других, зависимость и их комбинационное использование в практике управления.
4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию. Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т.д. Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности. Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек как социальное существо, в области биологии - клетка, физиологии - орган, техники - деталь, классической физики - тело и т.д. 5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени: нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста. В исследовании существуют содержательные и искусственные классификации. Первые строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые построены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий - например, разделение мебели по цвету и т.д. Часто объекты классификации имеют два или несколько «равносущностных» признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она представляет собой многомерную матрицу. Пример - матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим. Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.
Декомпозиция - это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия и предназначенный для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности. Стратификация - это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т.е. зависимостей особого вида. В исследовании управления такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.
Правила классификации
Успех использования классификации в исследовании определяется следующим правилами. 1. Правило адекватности. Классификация считается соразмерной, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования. 2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т.е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции. 3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Подмена критерия в рамках одной и той же классификационной процедуры недопустима, так же как и расплывчатость критерия. 4. Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта. Иногда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах. В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации. При проведении классификации нередко объекты классификации могут иметь несколько равносущественных признаков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже комбинаторная классификация.
Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, в различных paкурсах, найти комплексное решение. Деление по видоизмененому признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемой в практике исследований, - это рассечение надвое: формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и пр. Особый вариант классификации - типология, т.е. группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом. В отличие от классификации, типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов. Типология более универсальна, чем классификация. Она является первоначальной операцией любых систематизаций. Осуществление обобщений Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд, они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в практику новых понятий. Обобщение - это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них. Каждое обобщение должно иметь основание, т.е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие «человеческий капитал», совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает такие свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик работников, как способность гарантировать экономический успех фирме, повышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|