Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функционирование и развитие




Развитие – закономерное качественное изменение материаль­ных и идеальных объектов, характеризующееся как необходимое и направленное. Обратимые изменения характерны для процессов функционирования (т.е. циклического воспроизведения постоян­ной системы связей и отношений). В результате развития возника­ет новое качественное состояние объекта. Существенную характери­стику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуще­ствляется во времени и только время выявляет его направленность.

 

Роль гипотезы в исследовании систем управления

 

Почти всегда в начале процесса исследования выдвигается предположение о его результатах, что позволяет разработать план исследования. Если бы в своей работе исследователи не пользо­вались предположениями, то они превратились бы в собирателей фактов, в регистраторов событий.

Предположение, позволяющее разработать план исследования, называется гипотезой; вероятностное знание, объяснение, понима­ние - это вариант объяснения при недостаточности информации.

Однако не любое предположение называют гипотезой, а предположение, основанное на знании, в результате чего выдвигается определенное предположение. Таким образом, слово «гипотеза» имеет два смысла: особого рода знание и особый процесс разви­тия знания.

В первом смысле этого слова гипотеза – это обоснованное (но не полностью) предположение о причинах явления, ненаблюдае­мых связях между явлениями и т.д.

Во втором смысле гипотеза – это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (не полностью) и доказательстве или опровержении. В этом про­цессе выделяются два действия: развитие предположения и доказательство или опровержение предположения.

Развитие предположения можно разделить на два этапа:

1) выдвижение предположения на основе аналогии, неполной индукции и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома. Выдвинутое таким образом предположение - еще не гипотеза, а, скорее, догадка, поскольку оно не является хотя бы частично обоснованным;

2) объяснение с помощью выдвинутого предположения всех имеющихся фактов, относящихся к гипотезе, фактов, которые были известны ранее, до выдвижения предположения, но не при­нимались в учет, а также фактов, которые были открыты после выдвижения предположения. Так, предположение о планетарном строении атома из догадки превратилось в гипотезу лишь после того, как на его основе удалось объяснить ряд известных фактов, в частности периодическую систему химических элементов Менделеева. До того времени эта система являлась эмпирическим законом химии. Менделеев расположил химические элементы в определенном порядке на основе их атомных весов и закономер­ностей в изменении химических и физических свойств. Создание планетарной модели атома позволило придать физический смысл расположению элементов таблицы.

Кроме прохождения этих двух этапов в своем развитии, предположение, чтобы быть гипотезой, должно удовлетворять требованиям:

не должно быть логически противоречивым и не должно противоречить фундаментальным положениям науки. Однако это требование не является абсолютным. Если гипотеза противоречит каким-то фундаментальным положениям, то в некоторых случа­ях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения. В том случае, когда фундаментальные положения науки, которым про­тиворечит выдвигаемая гипотеза, не поддаются опровержению, то под сомнение ставится гипотеза;

должно быть принципиально проверяемым. Различают два вида проверяемости - практический и принципиальный. Пред­положение является практически проверяемым, если оно может быть проверено в данное время или в относительно недалеком пе­риоде времени, и принципиально проверяемым, если оно может быть проверено если не в ближайшее время, то когда-нибудь,

В качестве гипотезы не признаются догадки, которые в принци­пе нельзя проверить (обосновать или отвергнуть);

не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области гипотезы);

должно быть приложимо к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из двух гипотез или более, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее про­стую (принцип простоты). Четвертое требование тоже не имеет абсолютного характера и является только лишь эвристическим.

Итак, после выдвижения предположения (первый этап его развития) следует объяснение на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), и пос­ле выполнения всех перечисленных требований предположение обычно считается обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой. Гипотеза - это недостоверное, а лишь вероятностное знание.

Опровержение и доказательство гипотез

Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предметов или установления их отсутствия.

Наиболее распространенный способ опровержения сложных гипотез, особенно гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, - опровержение путем приведения к абсурду, дополненное проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий являются ложными, то ложной счи­тается и гипотеза.

Гипотезы могут также опровергаться путем доказательства утверждения, отрицающего гипотезу. Один из способов доказа­тельства гипотез - разделительное логическое доказательство, т.е. опровержение всех возможных предположений, кроме одного.

Гипотеза может доказываться путем ее выведения логически из более общих положений.

 

Результаты исследования

 

Результатом исследования могут быть рекомендации, модели, формулы, методики, планы, программы, способствующие разрешению возникшей проблемы или повышению эффективности управления организацией.

Рекомендации могут быть представлены в виде служебной записки, аналитического обзора, доклада первому лицу или общему собранию.

Модель в общем понимании – это функциональный или структурный аналог реального объекта. В ходе исследования может быть построена, например, модель технологии основного процесса или документооборота в системе управления. Построение модели требует участия команды квалифицированных специалистов.

Методика содержит алгоритм исследуемого процесса и явля­ется действенным инструментом управления. Создание методики – достаточно трудоемкий и наукоемкий процесс, так как в ходе его необходимо выявить и установить причины, зависимости н взаимосвязи различных элементов внутренней и внешней среды исследуемого объекта.

Программа содержит четкий распорядок поведения объекта в определенный период времени по достижении конкретной цели. Кроме того, она взаимоувязывает конкретные задачи с исполни­телями по срокам и ресурсам.

Прогноз – это особая форма предвидения, всегда ограничен­ная во времени и содержащая перечень условий, при которых он осуществим.

Проектединый комплекс решения отдельной проблемы, имеющий целевую направленность и опирающийся на систему сбалансированных, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...