Сущность метода анализа документов
Метод анализа документов – это метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в графической форме и др. Документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с определенными реквизитами. Использование данного метода дает исследователю возможность определить структуру и элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементам, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы, и т.д. Метод анализа документов бывает двух видов: традиционный и формализованный. Традиционный анализ документов состоит из исследования содержания документов: • его авторов; • целей создания; • форм и видов; • надежности документов; • достоверности используемой информации. Данный метод используется при анализе: • функциональных обязанностей в сочетании с анализом приказов о поощрении; • справок по результатам проверки деятельности подразделений; • писем, жалоб, приходящих в аппарат управления. Формализованный анализ документов или контент - анализ – это метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации: • официальные документы организации (устав, указы, приказы и др.); • логотипы; • эмблемы; • этикетки; • видеозаписи; • газетные и журнальные статьи; • фотографии и др. Основу данного метода составляет процесс кодирования информациис целью получения количественной информации о содержимом документа.
Контент - анализ разделен на следующие стадии: • определение системы категорий анализа, т. е. смысловых единиц, которые находятся в тексте. При этом необходимо определить систему смысловых единиц таким образом, чтобы она: • соответствовала решению исследовательских задач; • отражала смысл основных понятий исследования; • была надежной, ее составляющие были взаимоисключающими; • выбор единицы анализа текста, в качестве которой могут выступать: • слово; • предложение; • тема; • идея; • автор; • персонажи; • социальная ситуация; • часть текста; • установление единицы отсчета - это количественный критерий единицы анализа, который позволяет зафиксировать частоту появления единиц анализа в исследуемом документе. В качестве единиц отсчета могут выступать: • количество определенных слов; • число красных строк; • количество строк; • общее число строк; • число букв в абзаце и т.д. Результаты проведенного контент - анализа могут быть обработаны разными методами: методами статистической группировки, методами ранжирования. При помощи формулы А.Н. Алексеева можно получить уровень интенсивности представления в тексте определенной темы:
где: Y - удельный вес данной смысловой единицы; К гл - число случаев, когда смысловая единица оказалась главной; К вт - число случаев, когда та же единица оказывается второстепенной; сумма анализируемых текстов (документов).
Классификация документов Документы различаются по следующим классификационным признакам: • по способу изготовления: • письменные - к ним относятся печатные и рукописные документы; • видео-, кино-, фотодокументы, картины и т.д.; • звуковые - радиозаписи, магнитофонные записи, компакт-диски; • машинные - данные, обрабатываемые средствами вычислительной техники; • по характеру генезиса:
• официальные – они создаются юридическими и должностными лицами. Например, общеадминистративные документы (принимаются и оформляются руководством предприятия, касаются общих вопросов функционирования организации и ее производственной деятельности), служебные документы (отражают сведения об имевшем место факте в организации); • неофициальные - они создаются неофициальными лицами, например, неформальным лидером; • по характеру аудитории: • внешние - создаются для предоставления их другим организациям или полученные от других предприятий; • внутренние - создаются для использования внутри организации; • по характеру используемой информации: • первичные документы, которые составляются на основе непосредственных результатов исследования конкретных ситуаций, деятельности отдельных лиц; • вторичные документы составляются на основе первичных документов и имеют более обобщенный характер; • по тематике содержания: • исторические; • экономические; • правовые; • статистические и др.; • по сроку хранения: • временного хранения; • постоянного хранения; • по этапу формирования: • оригинал; • копия. Данный метод анализа документов имеет следующие достоинства: • нет необходимости добывать информацию, так как данный метод использует уже имеющуюся информацию; • высокая степень надежности получаемых данных, так как документы наиболее удобны для проверки; • возможность исследования системы управления в историческом плане посредством анализа документов прошлого. Недостатком данного метода анализа документов является то, что есть вероятность столкнуться с фальшивыми документами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|