Разработка программы исследования систем управления
В зависимости от охвата различных областей системы управления исследования можно разделить на комплексные, локальные, функциональные, многофункциональные, междисциплинарные. Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей. Локальные исследования осуществляются по одному из направлений или участков работы аппарата управления (исследование документационного обслуживания деятельности аппарата управления, технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, организационной структуры и т.п.). Функциональные исследования охватывают одну из предметных областей деятельности аппарата управления (исследование в области управления финансовой или маркетинговой деятельностью и др.). Многофункциональные исследования охватывают несколько функций деловой активности (например, организация производства, технология и маркетинг). Они концентрируются на взаимодействии между ними и на проблемах, охватывающих более чем одну функцию. Междисциплинарные исследования предусматривают анализ проблем с разных точек зрения. Например, проблема деловой стратегии организации может иметь технологические, экономические, финансовые, юридические, психо - социологические и другие аспекты. Таким образом, при разработке программы исследования необходимо в соответствии с его целью определить область, которую оно будет охватывать, - это отправная точка для дальнейшего планирования и организации работ. В зависимости от поставленной цели определяются конкретные задачи и объекты исследования. Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных областей. Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл начать работу с общей характеристики организации, например область деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их очень много, следует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие решению конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены также задачи и стратегия организации в целом, управление финансами, маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др.
Перечень объектов исследования составляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рассмотрения предметных областей устанавливается с учетом специфических особенностей организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых результатов. Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает: • определение перечня предметных областей, которые должна быть обследованы; • установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования; • определение методики исследования, т.е. приемов и методой которые следует использовать при выявлении и решении проблемы; • определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы; • определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.
Организация процесса исследования систем управления
Организация исследования включает в себя решение целого ряда вопросов. В процессе организации работ:
1) издается приказ о реализации исследовательского проекта; 2) назначаются руководители программы и руководители рабочих групп; 3) подбираются специалисты соответствующей квалификации, между которыми распределяются конкретные задания; 4) рабочие группы обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами. Желательно, чтобы общее руководство всеми исследовательскими и проектными работами осуществляли менеджеры высшего уровня управления – в этом случае исследовательский проект, имеет реально высокий статус, своевременно обеспечивается ресурсами, исследователи имеют доступ ко всей необходимой информации. Таким образом, законная власть первого руководителя облегчает процесс исследования, ускоряет его и, при необходимости, обеспечивает внедрение результатов в практику управления с наименьшим сопротивлением нововведениям со стороны других членов организации. Для повышения качества ожидаемых результатов необходимо привлекать к исследовательской работе различные подразделения и службы организации. Это дает возможность наиболее полно использовать имеющуюся в подразделениях информацию и задействовать в исследовательской работе творческий потенциал персонала, формально не включенного в эту работу. Наряду со штатными специалистами к исследованиям можно привлекать представителей консультационных, научно-исследовательских и других специализированных внешних организации, а также отдельных профессионалов, имеющих необходимую квалификацию и опыт в области исследования систем управления. Обращение к внешним консультантам обычно связано с затратами, превышающими затраты при решении проблемы собственными специалистами. Однако внешняя помощь имеет следующие преимущества: • внешние консультанты обычно обладают специализированными знаниями и опытом в области исследования систем управления, что не всегда отмечается у штатных работников организации; • штатных специалистов невозможно надолго освободить от их текущей работы для выполнения исследовательского проекта; • внешние консультанты беспристрастно оценивают проблемы организации; • внешние консультанты не только решают проблему организации, но и передают свои знания ее работникам, т.е. одновременно осуществляют обучение.
Следует помнить, что исследовательская работа, выполняемая привлеченными со стороны лицами, может быть эффективной и действительно полезной для организации только при наличии реального сотрудничества между руководством организации и внешними консультантами.
Планирование исследования кадрового Обеспечения управления Исследование обеспеченности организации кадрами необходимо для того, чтобы оценить работников как специфический ресурс, который своим участием в процессе труда создает готовую продукцию. Для характеристики обеспеченности организации кадрами рассматривают количественные и качественные характеристики трудового потенциала. Для характеристики трудового потенциала с количественной стороны используются следующие показатели: • численность промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных подразделений; • количество рабочего времени, возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (границы возможного участия работника в труде). Для оценки трудового потенциала с качественной стороны используются следующие показатели: • физический и психологический потенциал работников предприятия (способность и склонность работника к труду – состояние здоровья, физического развития, выносливости и т.п.); • объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность к труду определенного качества (образовательный и квалификационный уровень, фундаментальность подготовки и т.п.); • качество членов коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (наличие ответственности, интереса к труду, сопричастности к экономической деятельности предприятия и т.п.). Трудовой потенциал коллектива предприятия характеризуют также: • социально - демографические компоненты: половозрастная структура, уровень образования, семейная структура, состояние здоровья и др.;
• производственные компоненты: профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление профессионального уровня, творческая активность и др. Сбор такого рода информации требует специальных исследований - собеседования, тестирования, наблюдений и др. Для изучения степени использования кадров организации следует проанализировать процесс их труда. Это может быть сделано на основе двух основных факторов: 1) изучение затрат труда конкретного работника; 2) изучение напряженности его труда. В общем виде затраты труда работников управления характеризуются затраченным временем. Это важный этап анализа, так как, вскрыв связь во времени между действиями человека и результатом его труда, можно не только оценить эффективность работы, но и установить объективно необходимую величину затрат рабочего времени на выполнение должностных функций в реальных условиях. На основе полученных данных можно установить простои, паузы и другие потери времени, которые необходимо ликвидировать. Изучение затрат рабочего времени имеет целью получение представления о загрузке рабочего времени отдельного работника. Методы анализа затрат рабочего времени в аппаратеуправления в основном аналогичны методам анализа затрат рабочего времени производственных рабочих, которые хорошо разработаны в практике нормирования труда. Это методы, которые используются для сбора информации: - методы непрерывных наблюдений (фотография и хронометраж рабочего времени), - методы выборочных наблюдений (периодические и моментные), - анкетирование, - интервьюирование, - опросы. Оценивается структура затрат времени при выполнении функций с выделением в общем объеме отработанного времени: - доли затрат на творческую, организационную и техническую работу, - доли затрат на выполнение свойственных и несвойственных должностным обязанностям работ, - доли потерь рабочего времени (по вине работника и по причинам, не зависящим от него). В то же время нужно помнить, что характеристика процесса труда по затратам рабочего времени носит несколько формальный характер и не отражает его сущности. Поэтому желательно оценивать труд работника не только по его количественным, но и по качественным характеристикам – напряженности, интенсивности. Труд работника может быть косвенно охарактеризован полученными результатами: - количеством подготовленных документов, - принятых решений, - принятых посетителей и др. Планирование исследования информационного обеспечения систем управления
Основным носителем информации в системе управления является документ, поэтому при исследовании информационного обеспечения прежде всего нужно рассмотреть систему документационного обслуживания аппарата управления. При этом выясняются: • объем входящей и исходящей документации аппарата управления за ряд лет; • общая характеристика состава входящей и исходящей документации, основные и наиболее массовые документы данного аппарата управления; • распределение документации по структурным подразделениям, общая характеристика документационных потоков; • наличие стандартных и унифицированных форм документации и существующие способы машинной обработки документов; • общая характеристика постановки делопроизводства в аппарате управления; • уровень регламентации документационных работ и состояние учетно-справочного аппарата. Источниками сведений по указанным вопросам являются: • данные учетно-справочного аппарата канцелярии и структурных подразделений; • инструкция по делопроизводству; • личные беседы исследователей с компетентными сотрудниками аппарата управления. При детальном обследовании и анализе документационного обслуживания аппарата управления производят следующие виды работ: 1) изучение состава и движения документации аппарата управления, т.е. детальная количественная характеристика состава документационных потоков, изучение маршрутов движения основных и наиболее массовых документов, комплексов документов, сопровождающих выполнение наиболее массовых видов работ учреждения; 2) изучение постановки делопроизводства; 3) изучение форм документов, т.е. изучение взаимосвязи и использования форм документов, повторяемости показателей в движении реквизитов в документах. Для систематизации и обобщения полученных данных исследователи составляют схему документооборота аппарата управления и проводят ее комплексный анализ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|