Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Суть понятия «технология исследования»




 

Любое исследование является организованным процессом, основанным на определенной технологической схеме, которая отражает последовательность и комбинацию методов исследования.

Технология – это вариант рационального построения исследования. Например, строительство дома предполагает сначала возведение фундамента, затем самого здания и, наконец, - крыши. Это процесс строительства, отражающий содержание и особен­ность этого вида деятельности. Но технология строительства может быть разнообразной в рамках этого процесса: можно заложить сначала часть фундамента и по этой части начать возводить сте­ны; можно параллельно заготавливать элементы крыши. Все за­висит от наличия и распределения строительных материалов и выбора варианта их использования.

Процесс всегда отражает объективные этапы выполнения работы, технология – это вариант рационального выполнения работ.

В зависимости от характера исследуемой проблемы, а также конкретных условий (время, ресурсы, квалификация, острота проблемы и пр.) технологические схемы могут быть различными. Важно выбирать эффективные технологические схемы или конструировать их в соответствии с реальными потребностями и условиями.

Наиболее простая и распространенная технология – линейная технология, заключающаяся в последовательном проведении исследований по этапам постановки проблемы, формулировании задач ее решения, выборе методов исследования, проведении анализа и поиска позитивных решений, экспериментальной провер­ке решения, если она возможна, разработке инноваций.

Каждый этап характеризуется оригинальным набором методов исследования и временными ограничениями, что и определяет успех проведения исследования.

На практике не всегда удается построить технологическую схему так прямолинейно и последовательно. На каждом из этапов могут возникнуть новые проблемы или затруднения, которые за­ставят вернуться к предыдущему этапу и скорректировать его ис­следование. Например, может оказаться, что проблема определе­на поверхностно и односторонне, появилась необходимость рас­смотреть ее в новом ракурсе и т.п.

Все это может заставить возвратиться к пройденным этапам, скорректировать уже проведенные исследовательские работы. Так возникает новый тип технологии исследованиятип цикличес­кого исследования, который характеризуется возвратом к пройден­ным этапам, повторению пройденного для обеспечения надежно­сти результатов.

Многие схемы рациональных технологий предполагают возможность параллельного выполнения работ или операций. Например, при решении сложных, комплексных проблем можно выполнять отдельные исследовательские работы параллельно, а в некоторых случаях это просто необходимо. Данная технология экономит вре­мя, позволяет более эффективно использовать персонал, повышает его компетентность и производительность деятельности.

Разновидность технологии и параллельного исследования – технология разветвления деятельности, разделение аспектов пробле­мы или функций ее решения, проведение по отношению к неко­торым видам проблем одинаковых, но параллельных исследова­ний. Ведь исследование - это всегда поиск неизвестного, нового, необычного в целях получения наилучшего результата.

При наличии проблем в исследовании, решение которых труд­но представить в заранее определенной технологической схеме, используют технологию адаптивного типа – последовательную корректировку технологической схемы по мере проведения каж­дого из этапов исследования. Каждый этап в этой технологичес­кой схеме оценивается по его результатам, и эта оценка необхо­дима для определения нового этапа.

Технологическая схема исследования не может не учитывать конкретных целей его проведения – это могут быть цели карди­нального решения проблемы, цели частичного решения пробле­мы, цели получения новых знаний и развития образования слу­жащих, цели разработки программы нововведений.

Для достижения целей частичных изменений используется технология последовательных изменений качества деятельности: оценка существующего качества управления и поиск непринципиальных, незначительных, но реальных изменений качества. Такая техно­логия позволяет проводить исследования при наличии незначи­тельных ресурсов, избегать рисков, инноваций, повышать надеж­ность преобразований.

Существует также технология случайного поиска. На первом этапе такой технологии не предполагается много внимания уде­лять постановке проблемы, ее выбору, обоснованию. Берется лю­бая проблема и, отталкиваясь от нее, исследуются смежные про­блемы, устанавливаются связи, определяется на этой основе траектория развития, которая и выявляет главную проблему, на которой необходимо сосредоточить внимание.

Еще одна технология исследования – технология критериальной корректировки: при подготовке исследования разрабатывается не сама технологическая схема, а комплекс критериев ее возможной корректировки при проведении исследования.

Если мы получим определенный результат, тогда будем выполнять определенные действия, в противном случае мы вернемся к предыдущему или какому-либо другому этапу и продолжим поиск снова. Эта технологическая схема иногда называется алгоритмом исследования.

Выбор технологических схем проведения исследования способствует повышению его эффективности. Технология исследования в значительной степени отражает искусство исследователя.

Планирование работ в исследовании систем управления

 

Исследование систем управления предполагает проведение разнообразных видов работ. Их характер и содержание зависят от цели и вида проводимого исследования, а также от специфики исследуемого объекта. Однако существуют виды работ, которые реализуются при проведении любого исследования:

• постановка целей и задач исследования;

• определение объекта и предмета исследования;

• предварительный анализ имеющейся информации;

• выявление проблемы;

• формулировка исходных гипотез;

• сбор и обработка информации;

• анализ и обобщение результатов;

• проверка исходных гипотез на основе полученных фактов;

• формулирование выводов, проверка их обоснованности;

• окончательная формулировка результатов исследования.

Кроме того, при исследовании систем управления может осуществляться разработка экономико-математических моделей, их использование для получения дополнительной информации, проведение экспериментов. Эти виды работ выполняются не всегда, так как моделирование и экспериментирование усложняют процесс исследования, делают его более длительным и дорогостоящим. Но следует помнить, что использование в процессе иссле­дования экономико-математических моделей и эксперимента по­вышает достоверность и надежность получаемых результатов.

Планирование исследования систем управления производится для того, чтобы на основе разработанного плана организовывать выполнение исследовательских и проектных работ в установлен­ные сроки с заданным уровнем качества и в пределах выделенных ресурсов. Любое нововведение приносит эффект лишь в том слу­чае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, орга­низационном, кадровом и социально-психологическом отноше­нии, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.

Основная задача планирования исследования систем управле­ния - определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.

При проведении прикладных исследований, изучающих про­блемы конкретной организации, план работ может предусматри­вать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления. Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а так­же в рассмотрении полученных результатов на совещании, конфе­ренции, собрании трудового коллектива. Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.

Планирование исследования систем управления включает в себя следующие этапы:

1) определение организации, ее отдельных подразделений или рабочих мест, которые будут обследованы;

2) определение примерного объема работ по выявлению и исследованию проблемы;

3) формулирование ожидаемых результатов;

4) определение количественного и профессионально-квалификационного состава сотрудников, необходимых для реализации запланированного объема работ;

5) установление сроков выполнения запланированной paбoты;

6) определение условий, необходимых для выполнения исследований, в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании, инвентаре и др.;

7) расчет сметной стоимости планируемой работы.

Общий план исследования конкретизируется в рабочем плане – документе, который составляется в целях развития плана исследований по теме. Он определяет:

• разделение общего объема работ на этапы;

• календарные сроки начала и окончания работ по этапам исследования, график выполнения работ;

• распределение сфер и конкретных объектов исследования по рабочим группам и отдельным исполнителям;

• установление конкретных задач и компетенции руководителей рабочих групп и исполнителей;

• описание промежуточных результатов, а также установление формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;

• определение стоимости работ по каждому этапу исследования.

Таким образом, план исследования по теме определяет объем работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты. Рабочий план представляет собой:

- график действий;

- состав и компетенции исполнителей;

- график проведения исследований;

- стоимость работ на каждом этапе исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...