Эффективность исследовательского мышления менеджера
Как известно, каждый из типов мышления человека имеет положительные и отрицательные стороны. Среди этих типов мышления нет плохих и хороших, они проявляют свои положительные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования. Эффективность - это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления? Применительно к индивидуальной деятельности менеджера таким результатом могут быть успешное решение проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, наиболее эффективным оказывается творческое, гибкое, конструктивное мышление; когда же он решает текущие проблемы, необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное. Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются степенью развития тех или иных типов мышления менеджера, выбором методологии при решении проблем. Это определяет и затраты времени - самый важный ресурс управления и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера. Но когда результатом интеллектуальной деятельности являются решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, затраты становятся более зримыми и значительными. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по критериям типологии мышления.
Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необходимо свести к минимуму. Рассмотрим наиболее типичные ошибки процессов мышления. 1. Обобщение при наличии недостаточного количества фактов, а иногда лишь единичного факта. Это всегда ведет к ложным выводам, снижает эффективность мыслительных процессов. 2. Перенос смысла или, точнее, некорректная аналогия. Пример: понятие «искусственный интеллект» (имеется в виду компьютер) построено на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусственными ногами, а авиалайнер - летающим человеком? Компьютер является средством интеллектуальной деятельности человека, он повышает ее производительность, но сам по себе не может быть интеллектом. Конечно, термин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, но тогда эта условность должна быть строго определена и ситуативно ограничена. К разряду некорректной аналогии можно отнести следующие определения: «АСУ является совокупностью человека, математических методов и ЭВМ»; «Субъект управления - это управляющая система». Здесь одно неизвестное понятие определяется посредством другого неизвестного. Таких примеров может быть множество. 3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его «размывание» в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием.Сначала в него вкладывают одно содержание, но, оперируя этим понятием, полагаются на другое содержание. Это характерно для таких понятий, как «демократия», «система управления», «методы управления» и др.
4. Использование различных схем доказательства, нарушение логики взаимодействия посылки и выводов. 5. «Непротиворечивые противоречия» в рассуждениях - противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие, потеря главного, основного или преувеличенное противопоставление главного и второстепенного. Искусство мышления проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, «переживанием мысли». Искусство мышления - это и управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, «расковывать» их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.
Содержание понятия «социально-экономическая эффективность» и методы ее измерения
Особенности функционирования предприятии и организаций в современной России определяются существенными изменениями приоритетов и целей, как в экономической, так и в социальной сфере. Практически устранена уравнительная система в распределении материальных и духовных благ, формируется механизм сочетания платных услуг и социально гарантированной минимума, создаются новые социальные институты, адекватны рыночной экономике. Как и прежде, основой социальных изменений остается экономика. Вместе с тем роль социального аспекта в решении проблем экономического роста значительно возросла. Взаимодействие этих факторов определяет стратегию развития предприятий и организаций, способствует возникновению проблемы динамики изменений этих процессов, измерения их качественных и количественных характеристик. Изучение этих изменений способствует выявлению рыночных опасностей, проблем в деятельности, их диагностики, а затем принятию соответствующих решений. Иными словами, все это направлено на улучшение конечных результатов деятельности, что и означает эффективность. Результат исследования обычно соотносят с понесенными затратами, выделяют научную и практическую эффективность, которая определяется приростом знаний, полученных в результате исследования, и свидетельством которой являются вручение авторских свидетельств, патентов, наличие публикаций и т.д.
По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта. Экономическая эффективность достигается взаимодействием ресурсов в процессах производства (работников, предметов и средств труда), что отражается в затратах на производство и управление и в экономических результатах этих процессов. Выразить это можно путем сопоставления ресурсов и показателей их использования. Социальная эффективность обеспечивается единством индивидуальных, коллективных и общественных интересов и выявляется с помощью следующих характеристик: уровень социальной активности, социально-психологический климат, соотношение формальных и неформальных структур, уровень квалификации кадров, условия труда и т.д. Значимость определения эффекта от исследований систем управления в условиях переходной и рыночной экономики велика. Виды эффективности приведены в табл. 6. Таблица 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|