Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность исследовательского мышления менеджера




 

Как известно, каждый из типов мышления человека имеет положительные и отрицательные стороны. Среди этих типов мышления нет плохих и хороших, они проявляют свои положительные и отрицательные стороны лишь в определенных обстоятельствах. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере присущее ему мышление соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования.

Эффективность - это всегда сопоставление или, если это возможно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Что может быть результатом мышления?

Применительно к индивидуальной деятельности менеджера таким результатом могут быть успешное решение проблем, удовлетворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать. Все это акты мыслительной деятельности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, наиболее эффективным оказывается творческое, гибкое, конструктивное мышление; когда же он решает текущие проблемы, необходимо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.

Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются степенью развития тех или иных типов мышления менеджера, выбором методологии при решении проблем. Это определяет и затраты времени - самый важный ресурс управления и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.

Но когда результатом интеллектуальной деятельности являются решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые группой исследователей, затраты становятся более зримыми и значительными. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значительной мере формированием группы исследователей по крите­риям типологии мышления.

Эффективность мышления характеризуют и ошибки, которые нельзя полностью исключить, но возникновение которых необхо­димо свести к минимуму.

Рассмотрим наиболее типичные ошибки процессов мышления.

1. Обобщение при наличии недостаточного количества фактов, а иногда лишь единичного факта. Это всегда ведет к ложным вы­водам, снижает эффективность мыслительных процессов.

2. Перенос смысла или, точнее, некорректная аналогия. При­мер: понятие «искусственный интеллект» (имеется в виду компь­ютер) построено на смешении двух несовместимых понятий. В обычном общении или поэтическом языке такое возможно, но научная терминология так строиться не должна. Почему мы не называем автомобиль искусственными ногами, а авиалайнер - летающим человеком? Компьютер является средством интеллек­туальной деятельности человека, он повышает ее производитель­ность, но сам по себе не может быть интеллектом. Конечно, тер­мин может иметь знаковое значение, рассматриваться как некая условность, но тогда эта условность должна быть строго опреде­лена и ситуативно ограничена.

К разряду некорректной аналогии можно отнести следующие определения: «АСУ является совокупностью человека, математичес­ких методов и ЭВМ»; «Субъект управления - это управляющая сис­тема». Здесь одно неизвестное понятие определяется посредством другого неизвестного. Таких примеров может быть множество.

3. Подмена понятий, отход от исходного определения или его «размывание» в мыслительных процессах, вольное оперирование понятием.Сначала в него вкладывают одно содержание, но, опе­рируя этим понятием, полагаются на другое содержание. Это ха­рактерно для таких понятий, как «демократия», «система управ­ления», «методы управления» и др.

4. Использование различных схем доказательства, нарушение логики взаимодействия посылки и выводов.

5. «Непротиворечивые противоречия» в рассуждениях - противопоставление мелочей, выдаваемое за важное противоречие, потеря главного, основного или преувеличенное противопоставле­ние главного и второстепенного.

Искусство мышления проявляется во влиянии интуиции на мышление, в формах мыслительного процесса, его личностных особенностях, связях с процессами проявления эмоций, «пережи­ванием мысли». Искусство мышления - это и управление соб­ственными мыслительными процессами, способность ограничи­вать и направлять мысли, «расковывать» их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов.

 

Содержание понятия «социально-экономическая эффективность» и методы ее измерения

 

Особенности функционирования предприятии и организаций в современной России определяются существенными изменениями приоритетов и целей, как в экономической, так и в социальной сфере. Практически устранена уравнительная система в распределении материальных и духовных благ, формируется механизм сочетания платных услуг и социально гарантированной минимума, создаются новые социальные институты, адекватны рыночной экономике.

Как и прежде, основой социальных изменений остается экономика. Вместе с тем роль социального аспекта в решении проблем экономического роста значительно возросла. Взаимодействие этих факторов определяет стратегию развития предприятий и организаций, способствует возникновению проблемы динамики изменений этих процессов, измерения их качественных и количественных характеристик.

Изучение этих изменений способствует выявлению рыночных опасностей, проблем в деятельности, их диагностики, а затем принятию соответствующих решений. Иными словами, все это направлено на улучшение конечных результатов деятельности, что и означает эффективность.

Результат исследования обычно соотносят с понесенными затратами, выделяют научную и практическую эффективность, которая определяется приростом знаний, полученных в результате исследования, и свидетельством которой являются вручение авторских свидетельств, патентов, наличие публикаций и т.д.

По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта.

Экономическая эффективность достигается взаимодействием ресурсов в процессах производства (работников, предметов и средств труда), что отражается в затратах на производство и управление и в экономических результатах этих процессов. Выразить это можно путем сопоставления ресурсов и показателей их использования.

Социальная эффективность обеспечивается единством индивидуальных, коллективных и общественных интересов и выявляет­ся с помощью следующих характеристик: уровень социальной ак­тивности, социально-психологический климат, соотношение фор­мальных и неформальных структур, уровень квалификации кадров, условия труда и т.д.

Значимость определения эффекта от исследований систем управления в условиях переходной и рыночной экономики вели­ка. Виды эффективности приведены в табл. 6.

Таблица 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...