Процесс управления рисками депозитарной деятельности.
Управление рисками депозитарной деятельности ¾ многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Важно понимать, что минимизация ущерба и снижение риска ¾ не адекватные понятия. Второе означает либо уменьшение возможного ущерба, либо понижение вероятности наступления неблагоприятных событий. В то же время существуют различные финансовые механизмы управления, например, страхование, которые обеспечивают компенсацию ущерба, никак не влияя на его размер, ни на вероятность наступления. Рассмотрим основные этапы процесса управления риском, представленные на Рисунке 5.6:[167] Ú Анализ депозитарных рисков; Ú Выбор методов воздействия на депозитарные риски при оценке их сравнительной эффективности; Ú Принятие решения; Ú Непосредственное воздействие на депозитарные риски; Ú Контроль и корректировка результатов процесса управления. Рисунок 5.6. Процесс управления депозитарными рисками. [168]
Анализ депозитарных рисков ¾ это начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков (качественная составляющая) определяются все риски, присущие депозитарию кредитной организации. Главное при этом не упустить все сколь либо важные обстоятельства и подробно описать существующие депозитарные риски.
Оценка ¾ это количественное описание выявленных депозитарных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций и для различных депозитарных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера. Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Более того, часто анализ идет в двух противоположных направлениях ¾ от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются (зафиксированы) убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются депозитарные риски и возможные последствия. Затем наступает этап выбора метода воздействия на депозитарные риски с целью минимизации возможного ущерба в будущем. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения. Поэтому возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на депозитарные риски для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных экономических критериев. После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные депозитарные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые итрудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка депозитарных услуг, проводятся консультации со специалистами.
Процесс непосредственного воздействия на депозитарные риски представлен на Рисунке 5.7 тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска. Снижение депозитарных рисков подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности как информационной, так и технической, установка систем контроля, обучение персонала и т.д. Сохранение депозитарных рисков на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию, хотя такая возможность предусмотрена (см. на Рисунке 5.7. блок «Без финансирования»).Профессиональный участник рынка ценных бумаг, выполняющий роль депозитария, может создать специальные резервные фонды (см. далее), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. Рисунок 5.7. Основные группы методов воздействия на депозитарные риски. [169]
К мерам, осуществляемым при сохранении депозитарных рисков, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления работы депозитария, получения финансирования и др.
Меры по передаче депозитарного риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д. Передача депозитарных рисков может быть осуществлена также путем внесения в текст документов (депозитарных договоров, финансовых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту. Все мероприятия по управлению депозитарными рисками могут быть разделены на дособытийные и послесобытийные. Первые, как следует из названия, планируются и осуществляются заблаговременно, вторые ¾ после наступления непредвиденного события. К дособытийным мероприятиям относятся: страхование, самострахование (резервные фонды), предупредительные организационно-технические мероприятия, юридические, договорные и другие меры по передаче риска. Послесобытийные мероприятия ¾ это получение средств на ликвидацию убытков в виде финансовой помощи, кредитов и т.д. Многие меры по сохранению и передаче риска являются по своей сути финансовыми механизмами и никак не влияют на частоту возникновения неблагоприятных событий и масштабы убытков до их компенсации. Специфическим методом управления рисками депозитарной деятельности является хеджирование, которое, никак не влияя на частоту наступления убытков в части уменьшения стоимости портфеля активов, при проведении специальных мероприятий уменьшает их масштаб. И, наконец, заключительным этапом управления депозитарными рисками является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д. Раз в несколько лет должен происходить пересмотр данных об эффективности используемых мер по управлению рисками с учетом информации о произошедших за этот период убытках.
Все большее число депозитариев, переживших «августовские события» 1998 года, осознают необходимость создания системы мер, направленной на предотвращение или минимизацию рисков, связанных с депозитарной деятельностью. Поэтому в современных условиях все более актуальным становится разработка и установление единых для всех депозитариев требований к системе мер снижения рисков. В настоящее время в этом вопросе депозитарной деятельности сложилась несколько двусмысленная ситуация: в официальных документах появились требования по созданию такой системы, однако ни один из них не содержит её четкого определения или описания. В наиболее общем виде систему мер снижения рисков можно определить как совокупность осуществляемых в депозитарии мер, направленных на выявление, предотвращение или минимизацию рисков, связан ых с осуществлением депозитарной деятельности, а также на формирование источников покрытия возможных убытков в случае реализации таких рисков. Ситуация, сложившаяся на рынке депозитарных услуг в результате августовских событий 1998 года, была рассмотрена ранее. Она наглядно показала, что в современных условиях значение системы мер снижения рисков в депозитарии особенно возросло, и хотелось бы надеяться, что необходимость создания такой системы осознается большинством депозитариев уже как неотъемлемое условие осуществления их бизнеса. Этапы создания системы мер снижения рисков в депозитарии с нашей точки зрения должны быть следующими:[170] 1-ый этап ¾ Классификация рисков: Очевидно, что перед тем как приступить к созданию системы мер снижения рисков (см. Приложение №2), депозитарию в первую очередь необходимо определиться с рисками, сопутствующими его деятельности. То есть, депозитарий должен осознать (классифицировать) присущие его бизнесу риски, и, по возможности, оценить их «опасность» – вероятность реализации таких рисков и величину возможного ущерба или других неблагоприятных последствий в случае их реализации. При этом, помимо депозитарных рисков, непосредственно связанных с осуществлением профессиональной деятельности, депозитарию необходимо также помнить и об общих рисках (политических, технических, природных и др.), присущих деятельности любой организации (см. ранее).
2-ой этап ¾ Создание документарной базы: Далее необходимо создать основу системы мер снижения рисков – разработать и утвердить документы, регламентирующие деятельность депозитария, в которых содержатся механизмы (описываются способы), позволяющие предотвращать или минимизировать как имеющиеся, так и возможные риски (в соответствии с составленной в депозитарии классификацией). Такие документы условно можно разбить на две основные группы: содержащие механизмы снижения рисков, общих для всех организаций, и рисков депозитарных. К первым относятся всевозможные инструкции, устанавливающие режимы охраны и правила пожарной безопасности, порядок хранения и перевозки ценностей, порядок хранения и архивирования документов и электронной информации, и многое другое. Вторая группа объединяет документы, регламентирующие профессиональную деятельность депозитария, и включает в себя «внешние» документы, в которых описывается порядок взаимодействия депозитария с внешними инициаторами (клиентами, контрагентами, официальными или контролирующими организациями), и «внутренние» документы, устанавливающие порядок исполнения сотрудниками депозитария поручений инициаторов. Если организация совмещает (намерена совмещать) депозитарную деятельность с иными видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (а также с банковской деятельностью), то в состав второй группы целесообразно включить «структурные» документы, регламентирующие взаимодействие депозитария, как обособленного подразделения, с другими структурными подразделениями такой организации. 3-ий этап ¾ Практическое применение и оценка эффективности системы мер по снижению рисков: Итак, в депозитарии созданы предпосылки для функционирования системы мер снижения рисков: осознаны и классифицированы риски, разработаны и утверждены документы, содержащие механизмы снижения рисков. Следующим шагом по созданию в депозитарии системы мер снижения рисков является практическое применение таких механизмов в деятельности депозитария, а также осуществление контроля за соответствием действий сотрудников утвержденным в депозитарии документам и служебным инструкциям. В целях оценки эффективности механизмов снижения рисков особое внимание следует уделить анализу допущенных сотрудниками ошибок и нарушений, выявленных как в результате внутренних проверок, так и по итогам служебных расследований, инициированных жалобами клиентов или контрагентов. Цель такого анализа - определить причины возникновения ошибок и нарушений, а следовательно, и причины несрабатывания механизмов их предотвращения: · реализация неучтенных рисков при отсутствии соответствующих механизмов их предотвращения; · реализации описанных (классифицированных) рисков вследствие неэффективности механизмов, разработанных для их предотвращения; · несрабатывание механизмов снижения рисков вследствие неисполнения сотрудниками своих служебных обязанностей (грубая халатность) или в результате совершения ими преднамеренных (криминальных) действий, либо из-за сбоев программного обеспечения. По результатам проведенного анализа допущенных ошибок и нарушений в депозитарии должны быть предприняты меры по увеличению эффективности системы мер снижения рисков: · включение выявленных рисков в классификацию рисков депозитария и оценка последствий их реализации; · разработка механизмов, направленных на предотвращение или минимизацию выявленных рисков; · разработка более эффективных механизмов снижения имеющихся рисков; · включение разработанных механизмов в документы, регламентирующие деятельность депозитария; · утверждение депозитарием таких документов и контроль за их исполнением. 4-ый этап ¾ Определение и создание источников покрытия возможных убытков: Мы полагаем, не требует доказательств утверждение, что раз риски объективно присутствуют в деятельности депозитария, то всегда существует ненулевая вероятность их реализации, а следовательно, и наступления неблагоприятных событий. Конечно, при эффективно функционирующей системе мер снижения рисков такая вероятность значительно меньше, чем при полном ее отсутствии, но, тем не менее, полностью исключить реализацию рисков все же невозможно (как по причине того, что люди допускают ошибки, а программы и оборудование - сбои, так и в связи с развитием бизнеса и, как следствие, возникновением новых рисков). Поэтому формирование в депозитарии системы мер снижения рисков можно считать окончательно завершенным только при создании депозитарием финансовых источников для покрытия возможных убытков от реализации рисков. При создании таких источников возникает два основных вопроса: какие источники целесообразно создавать, и в каком размере? Думаю, депозитарий должен быть вправе самостоятельно определять виды и комбинации таких источников, учитывая при этом возможные рекомендации со стороны контролирующих организаций. В качестве финансовых источников покрытия рисков в депозитарии (профессиональном участнике, осуществляющем депозитарную деятельность) могут выступать: · собственные ликвидные активы депозитария; · средства резервного фонда, сформированного депозитарием для этих целей; · гарантии и поручительства третьих лиц в пользу депозитария; · средства страховых и гарантийных фондов, в которых принимает участие депозитарий; · страховое обеспечение по заключенным депозитарием договорам страхования. По нашему мнению, наиболее надежным является заключение договоров со страховыми компаниями (разумеется, с надежными), поскольку для них выплата страхового возмещения является неотъемлемой стороной страхового бизнеса. При этом, несомненно, очень важно четко определить в страховом договоре виды и признаки страховых событий, а также порядок действий депозитария при их возникновении, чтобы избежать юридических проблем при получении страхового возмещения (страхование рисков депозитарной деятельности далее будет рассмотрено подробнее). Наименее надежным источником представляются собственные ликвидные активы депозитария. Конечно, они вполне пригодны для покрытия депозитарием собственных убытков, однако для клиентов или контрагентов депозитария такую «защиту» едва ли можно всерьез считать надежной: пока идет разбирательство и клиент (контрагент) судится с депозитарием, эти ликвидные активы могут обесцениться, перестать быть ликвидными либо просто исчезнуть – все зависит от “цены вопроса”. Полагаю, нет необходимости подробно останавливаться на остальных видах источников, по степени надежности находящихся между страховой защитой и собственными ликвидными активами. Оговорюсь, что приведенная выше оценка источников покрытия рисков является достаточно условной, поскольку реальную надежность таких источников можно определить только в случае их практического использования на покрытие реальных убытков от реализации рисков. На второй вопрос, касающийся размера таких источников, ответить сложнее, так как он взаимоувязан с вопросом оценки вероятности реализации конкретных рисков и величины возможного ущерба (как материального, так и морального - потеря деловой репутации). Кроме того, важно, кто и в каких целях проводит такую оценку: сами депозитарии для внутреннего анализа или для предоставления контролирующим организациям; страховые компании для установления страховой ставки по договору; независимые аудиторы или оценочные (сюрвейерские) организации; – очевидно, что разница в оценках будет значительная. Поэтому в отсутствие четких и пригодных для применения методик оценки рисков депозитарной деятельности и расчета вероятного ущерба в результате их реализации, формирование источников покрытия и установление страховых ставок возможно только «на глазок», исходя из финансовых возможностей депозитариев и субъективных экспертных оценок. Создание системы мер снижения рисков в депозитарии, безусловно, связано с теми или иными видами вложений, как интеллектуальных (классификация рисков и разработка механизмов их предотвращения), так и финансовых (формирование источников покрытия возможных убытков, набор и оплата труда квалифицированных сотрудников, приобретение программного обеспечения и электронного оборудования, установление систем охраны, пожарной безопасности и многое другое). Возможно, некоторые наиболее профессиональные депозитарии самостоятельно вкладывают средства в создание системы мер снижения рисков, однако большинство депозитариев даже не всегда об этом задумываются. И это вполне объяснимо – в отсутствие четких требований к системе мер снижения рисков и методик оценки надежности таких систем, депозитарии, практически, самостоятельно определяют как содержание системы мер снижения рисков, так и собственные действия, направленные на ее создание. В результате, как правило, клиенты депозитария несут убытки как в случае прямых ошибок депозитария и в нарушении им своих обязательств (утрата или обездвиживание переданных на хранение и/или учет ценных бумаг, неполучение прибыли или уплата штрафных санкций контрагентам), так и при убытках (банкротстве) самого депозитария (увеличение тарифов, ухудшение качества обслуживания, расходы на перевод ценных бумаг в реестр или другой депозитарий). Поэтому в целях защиты интересов клиентов, установления единых требований к надежности депозитариев, а также создания равных условий на рынке депозитарных услуг сегодня так необходимо государственное регулирование процесса создания в депозитариях системы мер снижения рисков.
Читайте также: I. Нижний уровень блоков управления в инкубаториях Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|