Диверсификация исследований и ее методы
Диверсификация - это соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее в наиболее полной мере использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей. Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превращении многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединяющие выпуск продукции различного назначения и использующие различные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего использования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышении конкурентоспособности. Еще одно преимущество диверсификации - создание условий взаимного обогащения одной технологии другой, использование смежных принципов и подходов, обеспечение разнообразия видов продукции за счет «эффекта перенесения» идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать в том случае, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность оценить внутреннее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации. Вместе с тем происходит и диверсификация управления, которая проявляется в разнообразии форм и видов систем управления, соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями. Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований, проявляясь в растущем разнообразии подходов и методов исследования и потребностях соединения этих подходов в конкретном исследовании. Так, при соединении даже традиционных методов исследования с психологическим регулированием исследовательской деятельности и особой формой ее организации получается принципиально новый метод исследования, отличающийся от других методов. В частности, метод синектики и множество разновидностей этого метода можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или коллективной интеллектуальной деятельности, а метод мотивирования коллективной интуиции, своеобразной игры воображения, психологической настройки, целеустремленного поиска и пр.
Важной особенностью диверсифицированных методов исследования является соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения. Именно в этом, пожалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации. Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие и им принадлежит будущее. Система диверсифицированных методов исследований включает: - метод «мозгового штурма», - метод систематизированного поиска, - метод глубокого погружения в проблему, - метод интенсификации мыслительной деятельности, - метод фантастического преображения проблемы, - метод синектики, - метод интуитивного поиска и др. Все эти методы теснейшим образом связаны друг с другом. Они соединяют различное, иногда противоречивое, это и составляет основу эффекта их использования. Различие этих методов - в сочетании методологии и организации исследования, комбинации подходов и простейших методов. Каждый из этих методов необходимо охарактеризовать и рассмотреть в отдельности.
Интуитивный поиск Интуиция - это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций; это некое «озарение», импульс мысли или идеи, определяемые подсознанием человека. В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуиция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового, поиском решений, которое не всегда происходят на основе логики, обработанной информации, конкретного анализа. Интуиция в исследовательской деятельности может быть выражена в различной степени, но она всегда является необходимым элементом творчества.
Принято считать, что интуиция - это индивидуальное качество исследователя, его природные способности, особенности, талант предположений и предвидения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать. В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать, пользуясь типовыми схемами, отработанными в предыдущих исследованиях, другие ввиду своей сложности требуют творческого подхода, который подразумевает повышение роли интуиции, точнее, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Рассмотрим несколько стратегий исследования, которые предполагают различные степени использования интуиции. Стратегия случайного поиска - упрощенный анализ информации по обобщенным критериям, ориентированность на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать формулировку новой проблемы или решение старой. Стратегия целенаправленного поиска - формулирование цели обработки информации, сортировка ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определений направлений исследовательской деятельности. Стратегия систематизированного поиска - некоторое развитие и дополнение предыдущей стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели; но и систематизации поиска по определенной методологии. Стратегия алгоритмического поиска - строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования, которая имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д. Стратегия интуитивного поиска - последовательное выдвижение и дальнейшая проверка различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляются их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования, практической значимости и реальности.
Стратегия интуитивно-целевого поиска - сочетание стратегий систематизированного и интуитивного поиска. Однако при этом усиливается внимание к системному анализу и предельно четко формулируются цели исследования. Может показаться, что интуитивный поиск полностью построен на случайных озарениях и, по сути, является противоположностью методам системного анализа, формальной логики, «технологии разума». Это не совсем верно. Любая мыслительная, а тем более творческая деятельность имеет две составляющие: сознательную и бессознательную, - сочетание которых у каждого человека разное и по-разному проявляется в зависимости от конкретных обстоятельств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|