Активизирующие методы в исследовании управления
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Активизирующие методы включают психологические методы и методы подключения новых интеллектуальных источников (рис. 14). Психологические методы в большей степени основаны на активизации мышления. К ним относятся методы: - конференции идей, - мозговой атаки, - вопросов и ответов, - «6-5-3».
Рис. 14. Состав активизирующих методов
Методы подключения основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста или искусственного интеллекта. К ним относятся: - теоретико-игровой, - метод наставничества, - работа с консультантами. Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека. Сознание – это мышление, отражение действительности, психическая деятельность по отражению действительности. Подсознание -область неясных, не совсем осознанных мыслей, чувств и представлений. Свойство подсознания запоминать огромные массивы информации называется гипермнезией, т.е. сверхпамятью. Именно в подсознании заложены колоссальный опыт, интуиция, основные навыки. Подсознательное не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов. Философская основа такого подхода была дана 3. Фрейдом. Психологические методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно – подсознание человека.
Преимущественно на уровне сознания реализуются методы: конференции идей, «6-5-3». Преимущественно на уровне подсознания применяются методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Метод конференции идей используется при проведении обсуждений важных проблем с целью разработки приемлемых решений. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Правила использования данного метода: - запрещается любая критика, в том числе позитивная, и насмешки; - число участников – 4 - 12; - формулируются 2- 3 зависимые друг от друга задачи; - время обсуждения – 30 - 50 мин.; - ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных; - если решение не найдено, то проводятся новые обсуждения поставленных задач не ранее чем через 2 - 3 дня. Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям. Основа метода мозговой атаки – стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели на совещание специалистов приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, чтобы получить доступ человека к давно забытой или частично запомненной информации. В памяти человека имеется довольно большой массив информации, находящейся в различной форме готовности к выдаче. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей. Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли выработать новый подход к решению рассматриваемых проблем. Руководитель должен иметь навыки психолога и социолога для того, чтобы вопросы могли активизировать подсознание участников совещания.
Правила использования данного метода: - число участников – 4 - 12; - формулируются 2 - 3 зависимые друг от друга задачи; - руководитель последовательно задает подготовленные вопросы всем участникам совещания; - ответы могут быть в устной или письменной форме; в любом случае все ответы должны протоколироваться; - на совещании не допускаются коллективные обсуждения; - время совещания – 30 - 50 мин.; - окончательную отработку ответов осуществляет руководитель; он же принимает решения по теме совещания; - если решение не найдено, то проводятся новые совещания поставленных задач не ранее чем через 2-3 дня. Вариант активизирующих вопросов для данного метода: - Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт? - Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы? - Можно ли сделать продукт или работу более легкими? - Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса? - Можно ли сделать это более приятным? - Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму? - Можно ли сделать это более безопасным? - Можно ли сделать это более полезным? - Можно ли сделать это более удобным? - Можно ли сделать это более чистым и аккуратным? - Можно ли сделать это более надежным? Метод «6-5-3» используется при разработке решений по важным проблемам. Он основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Метод стимулирует состязательность и эрудицию разработчиков. Технология реализации данного метода: 1) собирают 6 специалистов; 2) каждый пишет на листе 3 идеи по обсуждаемому заданию (итого 6 листов по три идеи); 3) 6 листов размножают в 5 экземплярах. Автор 3 идей использует свой лист (итого 30 экземпляров плюс 6 экземпляров авторских; всего 36 листов); 4) 5 специалистам отдаются листы с идеями других участников. У каждого 6 листов с 3 идеями; 5) по каждому листу другого специалиста придумывается еще 3 идеи. Итого каждый специалист придумывает 18 идей-решений. Всего будет 108 идей. Таким образом, большой набор решений позволит выбрать наиболее достойное решение. Метод наставничества реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма и свежего взгляда на проблему с позиций стороннего наблюдателя. Наставником признается специалист, который на практике может передать ученику свои опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.
Метод стимулирует мышление всех участников процесса подготовки и реализации решения. Методика применения данного метода: для решения конкретной проблемы формируется группа, состоящая из 6-10 человек. Состав группы включает: 1-2 признанных специалиста в данном направлении; 2-3 - со средним уровнем профессионализма («середнячки»); 4-5 начинающих работников в данном направлении («аутсайдеры»). В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях. Метод работы с внешними консультантами основан на использовании универсальных подходов консультантов и специфического подхода специалистов к проблемам своей компании. Работа с внешними консультантами за последние 5-10 лет получила широкое развитие. Консультант - это знаток передового опыта и методологии. Это специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих задач. Он имеет большую практику работы с разными компаниями, руководителями и специалистами. Консультанты используют в своей работе достижения статистики, психологии, социологии, менеджмента и информационных технологий. Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Часто наиболее эффективные решения предлагаются именно специалистами своей компании. Консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой. Управленческое консультирование - один из видов сторонней квалифицированной помощи с целью совершенствования и развития систем управления. Результатом является разработка набора решений либо по созданию нового процесса (это развитие), либо по усилению сильных сторон реального процесса и уменьшению слабых (это совершенствование). Этому предшествуют сбор информации, контроль, исследование и диагностика. За управленческим консультированием следует внедрение конкретных мероприятий.
Основные условия эффективного использования данного метода: - наличие системы наставничества или системы работы с внешними консультантами; - применение его для ответственных решений, определяющих развитие отраслей, компаний, подразделений компании или судьбу их персонала. Профессионализм реализации методов подключения новых интеллектуальных источников определяется квалификацией наставника или внешнего консультанта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обратим еще раз внимание на то, что знание приемов исследовательской работы и обладание навыками ее проведения и организации имеют большое значение в деятельности современного менеджера. В сложных условиях рыночной экономики только глубокий, По-настоящему научный и творческий подход к совершенствованию управления позволяет ему учитывать потребности практики управления, быть инновационным, стратегическим и эффективным. Исследование управления только тогда может быть успешным, когда оно проводится профессионально как в методологическом, так и организационном отношении. Современному менеджеру необходимы не только понимание важности и роли исследования в достижении успеха управленческой деятельности, но и владение определенными навыками его организации и проведения. Знания, полученные при изучении курса «Методы исследования в менеджменте», имеют большое практическое значение. Использование любых знаний проявляется в нахождении ответов на реальные вопросы действительности, причем ответов достаточно полных и конкретных. Это ответы на сложные проблемы, которые подчас не укладываются в разделы и темы учебного курса. Формулирование таких ответов развивает навыки принятия решений, которые надо осваивать. Поэтому учебное пособие, построенное в форме вопросов и ответов, является важным элементом подготовки менеджера. Оно дополняет основной учебник и способствует пониманию комбинационного подхода к использованию знаний. «Методы исследования в менеджменте» является дисциплиной связующего характера. Для ее освоения необходимо интегрировать знания других специальных дисциплин, видеть их связь и взаимодействие. Форма учебного пособия способствует развитию навыков такой интеграции. Каждая дисциплина имеет главную цель в формировании профессионального сознания специалиста. Творческое, а значит, системное, индивидуализированное, неординарное, поисковое, аналитическое и тому подобное использование знаний - вот цель и ценность дисциплины «Методы исследования в менеджменте». Хотелось бы пожелать каждому, кто освоил курс этой дисциплины, достижения этой цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005. 2. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 3. Кальянов Г.Н. Консалтинг: от бизнес-стратегии к корпоративной информационно-управляющей системе. – М.: Горячая линия, 2004. 4. Кафидов В.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие. 2-е изд. – М.: Академический проект, 2005. 5. Коротков Э.М. Исследование систем управления: Учебник. – М.: ДеКА, 2004. 6. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. 7. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник. 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 8. Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: 2006. 9. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб и доп. – М.: Деловая книга, 2004. 10. Ползунова Н.Н., Краев В.Н. Исследование систем управления: Учеб. пособие. – М.: Акакдемический проект: Трикста, 2006. 11. Пригожин А.И. Методы развития организации. – М.: МЦФЭР, 2003. 12. Родионова Н.В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 13. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Исследование систем управления: Учебник. – М.: Экзамен, 2005. 14. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000. 15. Управление проектом. Основы проектного управления: Учебник / Под ред. М.Л. Разу. – М.: КНОРУС, 2006. 16. Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник. – М.: Эксмо, 2007. 17. Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|